Урок изо: "Дымковская игрушка"
план-конспект урока (изобразительное искусство, 2 класс) по теме

Основная цель урока:   познакомить детей с народным промыслом Дымково.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2klass.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

                       Тема «Дымковская игрушка»

Цель урока: 

  формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям ;

Задачи урока:

  познакомить детей с народным промыслом Дымково;

  развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.

  способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине

                                               Ход урока

1.Организационный момент.

2. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.

Эпиграфом нашего урока я хотела бы предложить вам пословицу:

Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

-Как вы её понимаете?

      Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление- в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и  в наибольшей степени ощущает  себя творцом.

И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных « роботов»-живые человеческие руки не могут оставаться без дела.

Учитель:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

   Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.      Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

                             Ребята, а вот и гости к нам пожаловали.

                            Добро пожаловать, гости дорогие!

                            Веселья вам да радости желаем.

                             Давно мы вас ждем- поджидаем.

                             У нас для каждого найдется и местечко, и словечко

 Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях.

Речь гостей.  Мы к вам прибыли из старинной деревни Дымково.

Речь учителя. Чем знаменито Дымково?

Речь гостей.  Игрушкою своей!      

Там любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

 А лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, точечки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из народных промыслов Дымковской игрушкой, Узнаем откуда она к нам пришла.

На уроке мы должны:

 Знать: элементы дымковской росписи;

Уметь: расписывать дымковскую игрушку;

   Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения.  На реке Вятки  стоит г. Киров  . С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода .Зимой, когда топились печи,  а летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Поэтому и название такое.

 Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века.

Так Дымковская слобода выглядит сегодня. А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова.

 В начале были игрушки – свистульки.   Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием  - свистунья.

 А почему свистунья?

 Послушайте, что об этом рассказывает легенда.

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.

            С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые мы вам принесли в подарок.

Барашек – свисток

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

 

Утка –Марфутка

Бережком идет,

Уточек – Марфуточек

Купаться ведет.

 

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спинке Егорка.

 

Индя – индя – индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок – не простой-

Красный, белый золотой.

 

Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица-красавица

По улице пешком.

Подготовка к творческой работе

Речь учителя. Ребята, сегодня у нас в гостях много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки?

Речь школьника. Весёлое, радостное.

Речь учителя. Почему весёлое, радостное?

Речь школьника.  Игрушки светлые, яркие, нарядные.

Речь учителя. Давайте присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше?

Речь школьника. В дымковских игрушках преобладает белый цвет.

Речь учителя. Как вы думаете, а почему?

Речь школьника. (Предлагают свои варианты ответа)

 Речь учителя. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверное, это цвет настоящего снега.

 Речь учителя. А какими цветами мастера расписывали по белому?

Речь школьника. Цвета использовали самые разнообразные: красные, синие, жёлтые и другие.     

Речь учителя. Посмотрите на разнообразие узоров.

По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:

              Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни.

Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле.

 Квадратики - жилище

Линии – покой, воду.

Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».

Физкультминутка:

Речь учителя.  Сейчас мы все встанем.

Скажите, какой конь?

Речь школьника.  Красивый, гордый, весёлый.

Речь учителя.  Представьте, что вы кони, распрямите плечи, улыбнитесь друг другу.

А как кони скачут?

Поскакали на месте.

А как они цокают?

Это упражнение и для нашего горлышка.

Садитесь.        

Практическая работа ( роспись дымковской игрушки)

Выставка работ

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Какое настроение у вас после урока?

Исполнение частушек 

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

В Вятке делают игрушки

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

 

Любовались гости чудом,

Громко восхищались.

Нашим Петей-петушком

Сраженные остались.

Наша дымкова игрушка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

 

 

Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ИЗО "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА"

Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Урок ИЗО "Дымковская игрушка"

Материал содержит конспект урока по изобразительному искусству...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...