Урок ИЗО "Дымковская игрушка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2, 3 класс) на тему

Материал содержит конспект урока по изобразительному искусству 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_dymkovskoy.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы)

Цель:

  • способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;
  • закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
  • развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
  • развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
  • воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

ХОД  УРОКА

Вступительное слово учителя:

– Ребята у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них –

 дымковскими глиняными игрушками.

(Презентация 1 слайд)

(2 слайд)

 В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.

Деревня Дымково

Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.

 (Народное творчество)

(Слайд №3)

 Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

(В.Фофанов)

– В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

 (Слайд )

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.

Вопрос: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Ответ: Белой.

Вопрос: А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Вопрос: Какие узоры вы видите на игрушках?

Ответ: Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.

Вопрос: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

  • Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз.
  • Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке.
    Самые любимые из них – это свистульки.

Учитель демонстрирует игрушки.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

(Народное творчество)

– Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника “Свистопляска”. Позднее ярмарка-праздник стала называться “Свистунья”. Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Барашек-свисток.
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

(Народное творчество)

– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик.

  • После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Вопрос: Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

Ответ: Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы кольца.

Известно ли Вам, что обозначают элементы росписи на дымковской игрушке? Оказывается синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила  Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен рельефно или выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела свой орнамент. По нему можно определить время, когда была создана та вещь.

Сегодня, ребята, вы – мастера-умельцы. Перед вами лежат листы бумаги. Мы будем учиться подбирать цвета дымковской палитры. Учиться рисовать кистью и тычком.

Проводим прямые пересекающиеся линии, чтобы получилась клетка.  Образовавшуюся клетку украшаем кругами.  Пишем кружочки концом кисти свободно без нажима по часовой стрелке. Маленькие точки наносим тычком.

Самостоятельная работа.

Анализ работ учащихся.

“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-конспект "Игрушки Марион"

для первого года обучения...

Материалы к уроку . Дымковская игрушка.

Материалы к уроку . Дымковская игрушка....

Тема урока: Каргопольская игрушка.

Цели урока: 1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.2. Формирование навыков по созданию единства формы и декор...

Конспект Технология 3 класс Тема урока: «Изготовление игрушки – дергунчика»

Конспект Технология 3 класс Тема урока: «Изготовление игрушки – дергунчика»...

Конспект урока технологии, 1 кл.Тема урока: « Новогодняя игрушка»

КОНСПЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ  1.                Урок № 12....

Конспект урока английского языка во 2 " Б" классе 23.03.2017 г. Учитель английского языка МБОУ СОШ №5: Терентьева М. А. Тема урока: «Мои игрушки»/ “My Toys”.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний. Цели: Практическая - обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Мои игрушки». Воспитательная - воспитывать у учащихся интере...

Конспект урока технологии "Игрушка из перчатки. Океанариум "Изделие: мягкая игрушка «осьминог» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о понятии «океанариум», устройстве океанариума, его обитателях, профессии ихтиолога; знакомство с технологией создания мягкой игру...