Архитектура Самары(прошлое ,настоящее.будущее)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Урок , материал  которого  можно использовать на окружющем мире, на уроках изо при изучении архитектуры  г.Самары

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Архитектурный пейзаж прошлого, настоящего и будущего

Цель:

Познакомить детей с понятием “архитектура”.

Создать образное представление об архитектуре г.Самары

Научить видеть конструктивные отличия разных типов архитектуры.

Задачи:

1. Воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к историческим памятникам .

2. Научить передавать на бумаге архитектурные сооружения.

3.Развивать образное представление, логическое мышление, фантазию учащихся.

Форма проведения : урок – путешествие.

Оборудование :иллюстрации зданий, храмов, мечетей.

 Ход занятия.

1.Оргмомент. Сообщение темы.

-Тему сегодняшнего урока мы посвящаем г.Самаре, ее архитектуре - прошлой, настоящей и будущей.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по городу . Попробуем себя в роли художников, архитекторов, строителей. Научимся изображать здания, учитывая их форму и декор, определять разницу в архитектуре разных эпох.

Итак, начинаем экскурсию (зрительный ряд):

Первое упоминание о поселении Самара датируется в русских летописях 1361 годом. В 1367 году венецианскими купцами Франческо и Доменико на карте была отмечена пристань Самара (Самар) на реке Волга возле впадения северного рукава реки Самара.
     В древних манускриптах сохранились описания "первой" Самары: крепость была в 1 километре от берега Волги, имела гавань для зимовки судов, не успевших дойти до Казани или Астрахани. В крепости было "до ста государевых людей", большие избы на 15 - 20 человек. Разрушена эта крепость была в 1521 году, когда татары призвали в Казань крымского хана.
     В 1586 году по указу царя Федора Иоанновича в устье реки Самара, где она впадает в Волгу, была построена деревянная крепость для защиты окраин старой Руси от набегов кочевников и для обеспечения безопасности Волжского пути. Первым воеводой Самары был назначен Григорий Осипович Засекин. Основную часть населения крепости составляли стрельцы – около 300 человек.
      В те далекие времена, древняя Самара не раз защищала землю русскую, отражала набеги ногайцев, калмыков, башкир, встречала хлебом-солью мятежного Степана Разина, видела повстанческие отряды Емельяна Пугачева. От буйных набегов кочевников она неоднократно выгорала дотла, но всякий раз снова вставала из пепла, отстраивалась, меняя свой облик.
      В 1688 году крепость получает статус города, а в 1851 году Самара становиться столицей губернии. Население его в то время составляло – 15 тысяч человек

Слайд

Там Волга расправила плечи,
Расплескалась морской синевой,
Словно чайка в полете, застыл над волной
Растут дома, бульвары и дворцы,
Кипит повсюду неустанный труд
Эпохи новой смелые творцы
Чудесный город-сказку создают.

Посмотрим, как прекрасны храмы . Насколько человечен масштаб этих сооружений, архитектурный орнамент, как изящны минареты и величественны купола.

Эта архитектура не подавляет человека, а возвышает его, создает ощущение восторга, красоты и гармонии. Это звучащая музыка! Музыка в камне. К сожалению, зачастую зодчие древних храмов не известны, их имена к нам из глубины веков не доходят.

Слайд

Архитектура. Что же это такое? (Диалог с учащимися).

Архитектура – это искусство строить и украшать здания.

Говорят, что архитектура – это музыка в камне. Архитектурный ансамбль  можно  сравнить с хорошо слаженным оркестром.

Так исторически сложилось, что Самара является многоконфессиональным городом. Здесь можно встретить католический костел, евангелистско-лютеранскую церковь, синагогу, мечеть, но основное население было православным. В конце 20 века в Самаре насчитывается 24 православных церкви, 20 из которых были варварски уничтожены при советской власти

Слайд

      В  Самаре на углу ул. Водников и Комсомольской находилась  Успенская церковь. Она была  построена в 1828 г. по проекту известнейшего архитектора Поволжья  Михаила Петровича Коринфского. Церковь имела небольшие размеры, но выглядела величественной и монументальной. Она была построена  в стиле классицизма. На протяжении целого столетия являлась центром района. Но к сожалению она  была разрушена и на её месте стоит жилой дом.

      Большой вклад  в архитектуру Самары внес  первый губернский архитектор Андрей Иванович Мейслер. Самой известной работой его было здание бывшего дворянского (благородного ) общественного собрания. В 1851 году  зодчий составил проект на постройку этого дома.  Заказчиком выступал дворянин Аристарх  Азарьевич  Путилов,  пожелавший возвести особняк,  не имеющий себе равных в Самаре. В процессе строительства здание было перекуплено у А.А.Путилова дворянским собранием и обращено в постройку общественного назначения.

       Здание имело четкий монолитный объём параллелепипеда, разновеликие этажи, симметрию фасадов. Центральная часть выделялась декоративными деталями. На дворовом фасаде выделялся портик. Окна украшены наличниками. Выполнено здание  в стиле классицизма, но в столичных городах уже предпочтение отдавалось эклектике.

    Придворный архитектор  Николая I  К.А.Тон  был привлечен  к работе по составлению проектов церквей. Автор знаменитого Храма Спасителя в Москве внес лепту и в строительство нашего Воскресенского собора.

       Самой крупной православной культовой постройкой Самарской губернии стал Воскресенский Кафедральный собор, вмещавший около 2 500 человек и построенный в 1866 - 1894 гг. на Кафедральной площади (совр. пл. Куйбышева). Собор был разрушен в 1935 г.                

       Император Александр II принимал участие в его строительстве, когда посетил Самару в 1871 г. Он положил краеугольный камень в стену собора. Его сыновья Александр (позже император Александр III) и великий князь Владимир положили в стену свои камни. Интерес Александра II к собору вполне объясним - строительство главного храма города началось после неудачного террористического акта, произошедшего в 1866 г., когда Каракозов пытался застрелить императора. К сожалению , лишь в воспоминаниях  современников и на старых фотографиях сохранился образ величественного кафедрального Воскресенского собора.

     Демократическое направление  русского стиля, возникшее в последней трети XIX  века, было для Самары наиболее характерным. Ярчайшим  примером постройки этого направления является здание драмтеатра, построенное в 1888 г. по проекту московского архитектора Михаила  Николаевича Чичагова. На площади между Струковским садом и женским монастырём находится театр-терем.                

      Его главный фасад особенно выразителен и наряден. Он имеет симметричное построение. Первый этаж рустован, а второй изобилует декоративными кокошниками, лепными рельефными деталями. Две башенки, украшены гербом Самары. Крыша театра раскрашена в красно-зеленую  клетку. Это всё подчёркивает  мотивы русской архитектуры XVI-XVII веков .  От театра  прекрасный вид на Волгу.

Архитектура является громадной “каменной книгой”, на каменных страницах края запечатлены различные эпохи в развитии человечества. История раскрывается перед нами не только в старинных рукописях, орудиях труда; особую роль играют памятники архитектуры, которые стоят под небом на глазах у всех. Почти у каждого крупного города есть свой архитектурный символ, облик которого изображен на значках, памятных открытках, календарях. Давайте сейчас попробуем назвать их, сказать, к какому городу они принадлежат.

-Москва – Кремль, Собор Вас.Блаженного,

Париж – Эйфилева башня,

Н.Йорк – Статуя Свободы,

Самара-

А сейчас мы перенесемся в прошлое и заглянем в старую Самару.

 Центральной частью старого города была Хлебная площадь, на месте которой сейчас располагается завод клапанов. На площади находилась хлебная биржа, в которой велись переговоры, проводились операции, заключались сделки по продаже хлеба. Сюда стекалось множество народа со всех окрестностей в поисках работы.
      На Хлебной площади стояли три церкви: Спасо-Преображенская (построенная в 1685 году), Казанской божьей матери (служившей прежде Кафедральным собором), Смоленской божьей матери (построенная в 1873 году).
Пройдя по старым улицам города, понимаешь, что главное чудо – это Самара, древняя и вечно юная.. Так и просятся на бумагу свидетели далекой истории – архитектурные памятники.

2.Практическая работа: изображение архитектурных памятников.

-В историческом центре города и сейчас можно увидеть старинные городские кварталы, которые сохраняют свой первозданный неповторимый вид. Улица Баумана – единственная пешеходная улица Казани. Здесь можно увидеть настоящую карету императрицы Екатерины и единственный в мире памятник знаменитому оперному певцу Федору Шаляпину. Здесь расположены драматический театр,  десятки  магазинов, уютные  кафе.

Продолжим путешествие. Перед нами современная Самара

3.(видеофрагмент    о современном городе):

- Сейчас Самара продолжает расти: строятся новые микрорайоны, благоустраиваются старые кварталы, реставрируются старинные дома, имеющие историческую ценность. Многие храмы и монастыри по праву возвращены православной церкви.
      Одним из главных украшений Самары, несомненно, является набережная реки Волги. Прекрасно благоустроенная, ухоженная и озелененная набережная тянется от речного вокзала и венчается белоснежной ладьей, которая в выходные дни становится еще белее от нарядов самарских невест. Это излюбленное место жителей города для прогулок и отдыха, особенно в летний период. Вся Самара изобилует зеленными насаждениями, парками и скверами. Самым старинным парком в нашем городе является Струковский Сад, он назван в честь основателя отставного генерала Г.Н, Струкова. По аллеям этого парка прогуливался император Александр I в 1824 году во время посещения Самары. Во второй половине 19 века в парке были построены вокзал с танцзалом, грот, фонтаны, курзал, бильярдная, кегельбан. С 1898 года стали демонстрироваться первые немые фильмы. В летнее время в парке размещался парк-шапито, ресторан, проводились народные гулянья, зимой устраивался каток, играл духовой оркестр. Во время советской власти парк был переименован в парк имени Горького. Недавно парку возвратили его прежнее название – Струковский сад.
      В Самаре неразрывно переплетены история современность, красота старинных улиц и практичность многоэтажек. Интересно и приятно прогуляться по нашему городу и полюбоваться его красотой.

Язык архитектуры – это язык геометрических объемов, пространств, ритма; масштабность. В чем отличие архитектуры разных эпох?  Назовите  разницу.

(диалог с учащимися).

4.Самостоятельная работа учащихся. Создание композиций города прошлого, настоящего и будущего.

5.Выставка рисунков на доске.

 6.Анализ работ.

7.Итог урока.

Сегодня Старый город, бережно охраняемый, представляет собой открытый музей истории становления  и нередко является источником вдохновения мастеров архитектуры, создающих современные сооружения.

Все мы уверены в том, Самара будет развиваться, и станет ещ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (будущем) или прошедшем времени

Презентация по русскому языку 4 класс по теме "Трудности написания глаголов на - ять в настоящем (будущем) и прошедшем времени". УМК "ПНШ".Автор Крыжановская С.Н., учитель МБОУ СОШ № 28 ст. Тамань, Кр...

Презентация творческого проекта "Детский парк. Прошлое. Настоящее. Будущее..."

Уважаемые коллеги, уважаемые гости! Предлагаем Вашему вниманию творческий проект, выполненный совместно родителями и обучающимися 3-а класса МБОУ СОШ № 1 г. Сарапула Удмуртской Республики. В работу вх...

Окружающий мир. Тема "Прошлое, настоящее, будущее".

Разработка урока по предмету окружающий мир для учащихся 2 классов....

"Филимоновская игрушка: прошлое, настоящее, будущее". Конспект занятия кружка "Учимся рисовать", 4 класс.

Это конспект исследовательско-познавательного занятия, направленного на воспитание уважения культурных традиций народов Тульского края, потребности их сохранения и развития в современном обществе....

Конспект урока.Тема: "Прошлое, настоящее, будущее". 2 класс. Окружающий мир.

Урок окружающего мира с применением технологии критического мышления,  метод  интеллект-карт....

Прошлое, настоящее, будущее. Как Русь начиналась

Цели: сформировать у учащихся представление  о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, занятиями людей; дать характеристику личностных качеств; воспитывать интерес к истории сво...