Описание приема преподавания основ реалистичного рисования для детей
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме

Суть этого приема составляет освоение практических навыков

1. Определения направление линий относительно горизонтали и вертикали и расстояния между ними

2. Применение единицы пропорций

3. Сравнение оригинала и рисунка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priem_risovaniya_fan_ryazanskiy_obereg.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский Центр рязанских народных промыслов  «Рязанский оберег»

Методическое пособие.

Описание приема

 преподавания основ реалистичного рисования для детей

Пособие составлено педагогом дополнительного образования

Фан Юлией Анатольевной

Рязань 2013г

Описание приема по отработке навыков для реалистичного рисования для детей.

Суть этого приема составляет освоение практических навыков

1. Определения направление линий относительно горизонтали и вертикали и расстояния между ними

2. Применение единицы пропорций

3. Сравнение оригинала и рисунка

Нужно осознать, что любая картина, портрет – это композиция из линий, пятен и точек. Т.е. это абстрактная композиция, но в которой мозг благодаря ассоциациям находит образ и узнаваемое изображение. Если мы нарисуем черной линией ветку кто-то скажет что это ветка, другой – вид реки сверху, третий – кровеносные сосуды.  И когда мы копируем рисунок нужно размышлять не логическим языком – это рука, это нога, а визуальным – эта линия наклонена настолько, куда она идет, это пятно темнее чем это, оно больше на столько…  Для этого картинку можно перевернуть, можно разрезать на части. И при рисовании тоже анализируется – как наклонена эта линия относительно вертикали и горизонтали, насколько она короче.

 Инновационность этого приема:

1. В универсальности – его можно применять при рисовании любого изображения. Чаще всего при рисовании предмет разбивается  на составные части и описываются особенности и правила рисования частей, указываются их пропорции и форма относительно большой формы. Но этот способ уже не работает при рисовании предмета в сильном перспективном сокращении, здесь уже рисовальщик должен доверять своему глазомеру и навыкам измерения пропорций и тональных отношений. Как если бы Вы оказались на другой планете и увидели неизвестный предмет. Перед Вами стоит задача нарисовать только то, что Вы видите. Это получиться точнее, если Вы будете владеть тремя основными навыками и знакомы с возможностями художественного материала.

 2. Еще один эффект от этого приема – рисующий сам создает новые закономерности восприятия и ассоциации, поэтому его художественный язык становится более интересным и самобытным. Одно и тоже дерево у каждого ученика будет нарисовано по-своему, но при этом оно будет узнаваемо потому что соблюдены пропорции, перспектива, характерные особенности.

Часто при рисовании учитель навязывает свой художественный язык и символы ученикам. Дерево – это пенек к круглой кроной или морковка. (пример) Из-за этого дети используют упрощенные символы и уже не развивают свое художественное восприятие. Это очень опасно последствиями. В 10 лет ученик уже хочет сделать рисунок похожим, реалистичным, но умеет рисовать только символы. Как результат разочарование, появляется страх и отвращение к рисованию.

3. Этот прием подходит для начинающих рисовать в любом возрасте – от начальной школы до старости. Потому что это основа изобразительной грамоты.

Для всех заданий лучше применять разный графический материал в одной работе – тушь, кисти, ручки, перья, уголь, фломастеры.

Для проверки рисунки кладутся рядом на расстояние вытянутой руки и быстрым взглядом сравниваются.  

Цели: Обучение детей изобразительным навыкам

Задачи:

  1. знакомство с разными графическими материалами;
  2. знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  3. улучшение моторики, пластичностирук и точности глазомера;

Оборудование и материалы:

- подбор художественных рисунков и иллюстраций

- оборудованный кабинет для ИЗО

- художественные материалы для рисунка

- твердый прозрачный пластик размером А4 и фломастер

Во время реализации курса занятий будут использованы такие формы и методы, как беседа, рассказ, объяснение, игра, демонстрация, выполнение практических заданий, анализ проделанной работы, выставка рисунков.

Формы контроля.

При выполнении практического задания педагог сначала наглядно показывает метод выполнения задания, в ходе выполнения можно поправить рисунок, повторить не получившийся прием. При подведении итогов педагог указывает лишь на  положительные результаты каждого ученика, сравнивая их с прежним уровнем. Не выявляет лучшие работы среди учащихся, а отмечает достоинства каждой. Проводится итоговая выставка работ.

Освоение понятий направление линий относительно горизонтали и вертикали и расстояния между ними, единица пропорции.

Задание 1. Копия простого линейного рисунка в перевернутом положении.

Ход занятия:

В начале занятия ученики подготовили материалы и педагог напоминает им, что сосредоточенность и молчание во время работы - половина успеха. Так как мы только учимся, пока можно использовать помощника- лист пластика с осями. Он нам поможет точнее определять угол наклона линии. А какие оси на плоскости вы знаете? Горизонталь лежит на горизонте (потянули ручки с силой в стороны), а вертикаль стремиться вверх(потянули ручки вверх).

Обсуждается характер рисунка(какая у него большая голова, круглые уши и т.п.)

Потом педагог на листе демонстрирует последовательность рисования целого рисунка, начиная с композиции и пропорций на листе, методов проверки угла наклона линий, расстояния между ними. Перед рисованием напоминаем, что сильно нажимать на карандаш не нужно и ластик такой же нужный помощник. В ходе рисования педагог подходит к ученикам индивидуально помогая в работе. Рисунок и образец ставятся вместе и отодвигаются. Давай сравним твое изображение и образец. Здесь ты молодец – поймал характер линии, а здесь – линия более спокойная. Молодец у тебя отлично получается.

После завершения рисования можно поиграть в игры на развитие зрительной памяти (прил. Игры) Рис.3 и Рис.4

Методические рекомендации: Если изображение легко распознается и анализируется мозгом, то ребенок часто рисует по заученной ранее схеме и перестает копировать. Что бы этого не происходило изображение переворачивается.

В ходе рисования постоянно напоминать сравнивать рисунок с оригиналом, а именно – положение линии относительно осей, расстояние между ними. Для оценки результата рисунок и оригинал отодвигаются и быстрым беглым взглядом сравниваются.  

Материалы: Бумага, графитные карандаши, ластик, линейный рисунок( книжная графика, разукрашки)

Возможные трудности: Ученики часто слишком увеличивают или уменьшают изображение на листе, поэтому педагог может им наметить его, показав что такое единица пропорции и как ее использовать. Для знакомства с контуром можно пальчиком обрисовать его, ведь карандаш лишь продолжение руки.

Задание 2.  Копирование графического изображения по частям.

Методические рекомендации: Не только у предмета есть характерные особенности и пропорции, но и у линий.

В начале занятия проводится игра-разминка «Какая линия». Дети встают на расстоянии вытянутых рук. «На плоскости есть две главные линии – вертикальная (тянем ручки с силой вверх), она может наклонятся в разные стороны (потянулись по диагоналям), а потом превращается в горизонтальную(потянули руки в стороны). А еще бывают резкие, быстрые линии. Нарисуйте мне их руками. А еще линии бывают плавные, волнистые. Покажите. А еще округлыми. И прямыми.

Для выполнения этого задания исходная картинка разрезается на квадраты.  Исходный вариант детям не показывается. Каждый ученик копирует один кусочек картинки используя разные материалы, после кусочки собираются как пазл (сзади их можно скрепить).  Готовую работу можно для каждого ученика отксерокопировать. (Прил. Рис.4. Пример выполненного задания, Рис.5 Пример образца графики)

Материалы: тушь, кисти, ручки, перья, фломастеры.

Задание 3. Пропорции и стилизация.

Методические рекомендации: Создание собственного художественного языка, стилизации изображения - это основа декоративно-прикладного искусства и важная часть в любой художественной профессии.

Для задания используется фотография предмета, на которой четко определяются пропорции (например дерева Рис. 6).

Задание 1. Нарисовать дерево, используя окружности и линии.(Прил. Рис.7)

Задание 2. Нарисовать дерево, используя штрихи (Прил. Рис.7)

Задание 3. Нарисовать дерево, используя пятно и линии. (Прил. Рис.8)

Материалы: разные графические материалы, бумага А4

Возможные трудности: Для более успешного выполнения задания можно показать варианты готовых работ. Обязательно акцентировать внимание на то, что это графическая игра, в которой нужно весело экспериментировать и придумывать новое.

После каждого урока можно дать контрольное короткое задание для самостоятельного рисования. Как правило ученики достаточно успешно их выполняют, что сильно повышает их интерес к рисованию.

Эти три задания можно варьировать и усложнять. Для усложнения задания №1 и №2 можно использовать графику известных профессиональных художников. Для задания №3 можно использовать фото различных цветов и животных.

Список использованных источников

Методическое пособие по изобразительному искусству. Перепелкина Ю.С.

Обучение детей технике рисования. Комарова Т.С.

Открой в себе художника. Эдвардс Б.

Программа обучения в подготовительном классе детской художественной школы. Блинникова Е.А.

Развитие памяти детей. Черемошкина Л.В. «Академия развития» 1996г

Приложение.

Рис.1

Рис.2

Рис. 3

Рис.4

Рис.5

Рис. 6

Рис.7

Рис.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия занятий по преподаванию основ реалистичного рисования для детей младших классов

В серии занятий раскрывается значение техники рисования в создании образовпредметов и явлений действительности.Определяется содержание технических навыков и умений, последовательность их освоения деть...

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста...

клуб любителей основ православной культуры для детей и их родителей Свечечка

Заседание клуба «Свечечка» на тему: «Дмитрий Донской».Цели: - ознакомить обучающихся с личностью и деятельностью князя Дмитрия Донского;- формировать образное представление о К...

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...

Использование методов игротерапии в процессе формирования основ финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магази...