«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».
консультация
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 123 « Гармония» комбинированного вида города Орска.
Консультация для воспитателей на тему
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность».
Выполнила: Ильясова А.К.
Воспитатель группы
№ 3 « Зайчата».
г. Орск 2018
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через познавательную активность»
Актуальность
«В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности.» Сайрус
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту..
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должна быть определена следующая цель:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья; основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Каковы показатели опыта безопасного поведения, которые мы должны сформировать у детей дошкольного возраста.
Знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).
Умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
Отношение переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.
Методы ознакомления детей с основами безопасности:
наблюдение, сравнение, моделирование ситуаций, повторение, игровые приемы, придумывание сказок на разнее темы.
Формы работы с детьми.
- ознакомление с правилами безопасности на специально-организованных занятиях;
- ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
- организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
- использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр и пособий встречи с интересными людьми профессии «пожарный», «милиционер», «врач», и др.;
- экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре МЧС;
просмотр презентаций по данной тематике;
- игры-драматизации, развлечения;
- познавательные минутки;
- проекты.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать РППС в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся и поэтому неотъемлемой частью является работа с родителями.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Заключение.
Воспитание культуры безопасного поведения непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоит в детском саду (правила безопасного поведения, ЗОЖ) прочно останется у него навсегда. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость!
Литература:
1. Авдеева Н. Н. , Князева Н. Л. , Стеркина Р. Б. . Основы безопасности детей дошкольного возраста-- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.;
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015г.;
3. Билибенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.;
4.https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2019/03/27/formirovanie-osnov-bezopasnosti;
5 .https://docplayer.ru/55973260-Tema-formirovanie-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-doshkolnikov-cherez-poznavatelnuyu-aktivnost.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"
дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/29/picture-596743-1627560520.jpg)
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874202-1484032947.jpg)
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами канзаши».
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами канзаши»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-237933-1508099877.png)
Самоанализ педагогического опыта по теме : «Современные подходы к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный социальный опыт, который послужит ему фундаментом дл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1214384-1580702224.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-989587-1514124315.jpg)
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности »
Аттестационная работа на тему "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников посредством ознакомления с правилами пожарной безопасности"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/24/picture-989587-1514124315.jpg)
«Формирование Патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»
laquo;Формирование патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с городами Нижегородской области»...