План- конспект Открытого занятия в ТО студии керамики «Глиняный СЛОН»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Малиновская Маргарита Иосифовна

 

Тема: «Керамика в рамках картинной плоскости.

Мифы Древней Греции».

Цель:

- научить выполнению керамической картины, используя знания и умения, полученные на первом и втором годах обучения.

-обобщить знания по культуре, искусству Древней Греции.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить воспитанников с произведениями искусства, созданными на мифологические сюжеты

  • Научить свободно пользоваться способами и приёмами лепки;

  • Научить создавать композицию на основе собственного восприятия мифологических сюжетов;

  • Научить использовать разнообразные фактуры, совмещая их в одной работе.

 

Развивающие :

  • Развивать наблюдательность, творческое мышление;

  • Развивать интерес к самостоятельным решениям в процессе работы над проектом;

  • Развивать кругозор, расширяя знания по истории керамики Древней Греции.

 

Воспитывающие:

  • Воспитывать нравственно- эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве;

  • Воспитывать аккуратность, внимание, трудолюбие, терпение;

  • Воспитывать чувство красоты и гармонии;

  • Воспитывать чувство гордости за хорошо выполненную работу, за удачно найденное решение.

Принципы обучения: наглядности, доступности, творческой активности, положительного эмоционального фона обучения, интереса к работе.

Форма обучения: коллективная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Приёмы: устное изложение, диалог, показ , работа с наглядным материалом, демонстрация слайдов, анализ работ.

 

Оснащение занятия.

 

Материалы:

 

- глина, стеки, шликер, приспособления для выполнения фактуры, доска, ткань, банка для воды, кисти, карандаш, бумага, нож.

 

Наглядные пособия:

-дидактический материал по декоративной керамике.

-пособия по работе над керамической картиной.

-детские работы по теме из фонда студии.

-наглядные пособия с примерами использования разнообразных фактур.

-демонстрационные слайды с изображением сюжетов

из мифов Древней Греции.

План урока:

- Орг. момент ( проверка присутствующих) – 5 мин.

- Введение в новый материал – 20 мин.

- Практическая часть – 65 мин. ( с перерывом на физкульт- минутку)

- Обсуждение – 5мин.

- Подведение итогов – 5мин.

- Уборка рабочего места – 5мин.

 

Ход занятия:

Первый этап:

Педагог: «Ребята, сегодня мы с вами создадим керамическую картину. Но, что такое «картина»?

Картина это произведение живописи ,обладающее законченным характером ( в отличие от эскиза) . Картина двухмерна. Она состоит из основы (холста, картона, доски) и красочного слоя.

Ваша картина будет особенной. Она будет глиняной.

Но сначала предлагаю вам вспомнить термины,

которые понадобятся в работе над будущей картиной».

 

Вопросы к обучающимся:

-Что такое «рельеф»?

- Какие виды рельефа вы знаете?

-Какие инструменты нужны для выполнения рельефа?

-Чем отличается «рельеф» от «круглой скульптуры»?

-Что такое « орнамент»?

 

 

Сообщение нового материала.

 

Педагог:

«Прежде чем вы начнёте работу над керамической картиной, предлагаю вам совершить путешествие в древнюю Элладу, потому что сюжеты ваших композиций будут связаны с мифами Древней Греции. Эллада это прекрасный и чарующий мир, где всегда светит солнце и зреет виноград. Землёй и воздухом здесь правит Зевс Громовержец, морями и океанами – Посейдон, а царством мёртвых – Аид. На горе Олимп живут боги. В реках обитают нимфы, а по всему миру разбросаны диковинные животные: Цербер, Минотавр, Гидра, Сцилла и Харибда, пегасы, циклопы, кентавры…

Из поколения в поколение складывались легенды о богах и героях античного мира. Создатели древних мифов представляли богов подобными людям, наделяли их человеческими чертами. Персонажи мифов были добрыми и злыми, мужественными и трусливыми, благородными и коварными. Они любили и ненавидели, совершали подвиги и злодеяния.

Ребята, каких древнегреческих героев и богов вы помните? (дети называют богов и героев)

Мифы и легенды Древней Греции вдохновляли многих художников на создание картин. Сейчас я покажу вам произведения художников эпохи Возрождения, а также современных художников, а вы найдите известных вам героев и вспомните мифологические сюжеты.

(Показ слайдов №1-6; ребята вспоминают мифологические сюжеты, кратко их пересказывают)

Образы античных героев и богов украшали керамические вазы, начиная с IV в. до н.э. Первым стилем афинской вазописи был чернофигурный стиль - чёрные фигуры на фоне обожженной глины. На ещё сырой сосуд краской, приготовленной из глины, воды и древесной золы, наносили рисунок. Линии, которые должны были остаться красными, процарапывали стилом. Затем сосуд закладывали в печь. Все отверстия в печи закрывали, происходила реакция, и весь сосуд становился чёрным. Затем температуру в печи понижали, отверстия открывали. Покрашенные места оставались чёрными, а неокрашенные - становились красными.

Около VI века до н.э. в Афинах появилась целая плеяда блестящих вазописцев (Евфроний, Евтимид и др.), которые стали работать в новом краснофигурном стиле, при котором фигуры оставались в цвете глины, а чёрным лаком закрывался фон: на чёрном фоне легче передавать объём и глубину пространства.

Давайте рассмотрим образцы росписей ваз в краснофигурном и чёрнофигурном стилях (слайды №7-10).

На древнегреческих вазах принято выделять орнамент и сюжетную композицию. Наиболее распространённые орнаменты – меандр, пальметта, волна, бутоны лотоса (слайды №11-12).При работе над эскизами включите эти орнаменты в ваши композиции.

Сегодня вы будете работать над керамической картиной. Пусть в ваших эскизах возникнут пегасы и кентавры. А, может быть, вы нарисуете красавицу Пандору, первую женщину на Земле, созданную из глины? Или громовержца Зевса? Не бойтесь фантазировать, и вы почувствуете себя волшебниками!»

 

 

Практическая работа:

 

1.Выполнение эскиза.

Педагог: «Замечательные эскизы у вас получились. Теперь займёмся глиной. Раскатываем пласт толщиной 5-7 мм ».

2.Раскатка пласта.

Педагог:

«После того как вы раскатали пласт, переведите на него ваш рисунок ».

3.Создание рельефа.

Педагог:

«С помощью шликера налепите нужные детали по контуру рисунка. Вспомните, что такое «рельеф» ?

Какой вид рельефа у вас получился?».

 

4.Декорирование различными фактурами.

Педагог:

«Прежде чем вы займётесь декором, вспомните орнаменты, используемые афинскими художниками Древней Греции.

Украсьте вашу работу орнаментом. Для этого используйте любые приспособления: стеки, кисти, стержни ручек. На следующем занятии вы продолжите декорирование, раскрасив ваши картины ангобами.

Сегодня вы поработали замечательно! Я бы хотела, чтобы вы внимательно разглядели работы друг друга. Что вы думаете о них? Какие видите в них достоинства или, может быть, недостатки? Какая работа вам понравилась больше остальных? Почему?»

Заключительный этап.

Педагог: «Сегодня мы с вами вспомнили сюжеты некоторых древнегреческих мифов, познакомились с живописными произведениями, созданными на мифологические сюжеты, проследили связь древнегреческой культуры с современным искусством и , главное, вами выполнена основная работа:

вы нарисовали эскиз и создали диковинные керамические картины. Мифические существа населяют их. Картины ваши неповторимы и этим очень ценны. Вы - настоящие художники, потому что только настоящий художник старается придумать и воплотить в материале то, что до него никто, никогда не делал.

После обжига вы раскрасите работы разноцветными глазурями, ангобами и они станут ещё прекраснее.

Лучшие из ваших работ будут украшать нашу студию и будут участвовать в городских и международных

выставках. Ведь это так приятно, когда творения твоих рук радуют многих и многих людей».

 

Уборка помещения студии.

Каждый воспитанник убирает своё рабочее место.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия. Тема: Знакомство с пермогорской росписью.

План-конспект  занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».Тема:   Знакомство с пермогорской росписью.Цель. Познакомиться с пермогорской росписью и научиться со...

План-конспект занятия по ЛФК

Цель: оздоровительная.Задачи: 1. Укрепление здоровья.              2. Коррекция осанки....

План-конспект занятия кружка на тему "Торцевание"

Цель занятия: - Формирование и развитие правильного восприятия формы, конструкции, цвета предметов на основе изделия;- привитие эстетического вкуса через подбор цветов при составлении композиции...

План-конспект занятия "Изучение фольклора славянских народов"

Знание истоков отечественной культуры, обычаев, лучших традиций своего народа и народов, объединённых словом «славянские», помогает расширить кругозор ребёнка, воспитывает толерантность.Ре...

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

План-конспект урока "Знакомство с шахматной фигурой Слон"

Знакомство с фигурой Слон, ее особенностями...

Клубное занятие в ГПД"Комнатные растения" план-конспект занятия (3 класс)

Клубное занятие в ГПД"Комнатные растения"план-конспект занятия (3 класс)...