Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства как условие творческой активности младших школьников
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Алиева Луиза Наримановна

Структура занятий с применением технологий проектного метода  помогает формированию готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Н.Алиева

Учитель изобразительного искусства

и черчения 1 категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

Г.Нефтеюганск ХМАО-Югра

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства как условие творческой активности младших школьников.

  Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода.

Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми. В этом поможет технология проектного метода.          Структура  занятий с применением технологии проектного метода отражает художественно-творческую направленность деятельности детей. Ребенку предлагается не только воспроизвести необходимое действие, связанное с усвоением той или иной технологичной художественной  единицы (освоить приемы рисования, лепки, познакомиться с новыми нетрадиционными способами и т.д.), но и проявить свою индивидуальность в сотворчестве с другими участниками реализации художественного замысла – родителями, педагогом и  своими сверстниками. Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.

Приведу пример урока изобразительного искусства в 3-м классе по теме «Театр кукол» (раздел «Художник и зрелище» программы «Изобразительное искусство» Б.М.Неменского). Для реализации учебной проектной задачи по данной теме было запланировано 2 часа урока и самостоятельная подготовка обучающихся с родителями. Чтобы деятельность была удачной, тема проекта должна быть интересна для ребёнка, принята им эмоционально и в её основе должна лежать личностно значимая для ребёнка проблема. Исходя из этого, ребятам предлагается попробовать свои силы в создании кукол для постановки кукольного спектакля по сказкам по самостоятельному выбору. Во время совместного обсуждения предстоящей работы дети принимают решение разделиться на группы. Каждая группа выбирает сказку и вид куклы для изготовления. В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе осуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы.

Это творческо-поисковый процесс, где я являюсь организатором. Возможно, на следующем уроке буду наблюдателем или руководителем, соучастником или помощником, но в каждой роли буду руководствоваться лозунгом: “Каждое новое открытие делать вместе с детьми, а не за них. Не преподносить знания готовыми, а дать возможность детям узнать самим».  Эффективность таких занятий заключается в формировании самооценки, ответственности за порученное дело и качество сделанной работы, уверенность в себе.

В основе нашего проекта лежала главная задача: постановка кукольного спектакля для первоклассников своими силами. Отсюда ребята выдвигали задачи, которые должны были выполнить на уроках и самостоятельно.  Решение проектных задач запланировали в три этапа.

I этап: погружение в проект (деятельность по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач предстоящей деятельности). Организация деятельности (разбивка на группы, выбор сказки, распределение ролей, выбор формы и способа презентации)

II этап:  осуществление деятельности (поиск материала, выбор видов кукол для постановки, выбор способов изготовления и изготовление кукол, оформление декораций для постановки,  консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)

III этап:  постановка спектакля и презентация (окончательное оформление кукол и декораций для спектакля, предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности)

Творческие группы выбрали сказки «Муха-цокотуха» К.Чуковского, русскую народную сказку «Теремок» и отрывок сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. В процессе проектной деятельности у каждого ребенка сложился определенный опыт общения: умение сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе обсуждения возникших проблем, в выборе материала и  техники изготовления кукол, в исполнении роли в спектакле. Каждый участник данного проекта получил полное и глубокое удовлетворение и  радость от сделанных открытий и возможности быть не только творцом, но и актером.

Разработка итогового занятия по теме «Театр кукол»  

Тема урока: «Театр кукол» 

Класс: 3

Цель урока: Формировать навыки работы над учебным проектом.

Задачи урока:

  1. дать возможность учащимся представить результат работы над проектом;
  2. развивать творческие способности и актерское мастерство;
  3. развивать навыки работы над проектом;
  4. формировать умение создавать образ куклы, применяя разные способы художественного творчества: изображения, конструирования, украшения;
  5. воспитывать самостоятельность в работе над проектом, чувство коллективизма и дружеской взаимопомощи.

Тип урока: урок-образ

Методы: проект, игра

Форма: индивидуальная и групповая

Особенность урока: использование аудио- и видеоматериалов (интеграция изобразительного искусства, театра, литературы и музыки), использование проектной и игровой технологий

Оборудование:

Для учителя – компьютер, медиаопроектор, экран;

Для обучающихся: цветная бумага, картон, фломастеры, клей, ножницы, ватман, ткань для ширмы, макет сцены для театра на столе, компьютер, медиаопроектор, экран.

Зрительный ряд:  презентация «Учебный проект «Театр на столе»», презентации, составленные обучающимися для защиты проекта

Литературный ряд: стихотворение В.Берестова «Театр кукол», сказка «Муха-цокотуха» К.Чуковского, русская народная сказка «Теремок», сказка «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм

Музыкальный ряд:  торжественная музыка

Ход урока: I. Организационная часть

II.  Вступительное слово учителя

1) (Слайд 1)   Превращается рука

                   И в котенка, и в щенка.

                   Чтоб рука артисткой стала,

                   Нужно очень-очень мало:

                   Специальные перчатки,

                   Ум, талант – и все в порядке.

                                                                             В.  Берестов

2) Повторение: (Слайд 2)   Определите по изображениям виды кукол, назовите по порядку.

3) Обсуждение последовательности работы над проектом.

(Слайд 3)  Сегодня подведем  итоги работы над учебным проектом «Театр кукол».

(Слайд 4)   Вы должны выполнить третью проектную задачу, если завершили  две предыдущие: Соединить составные части куклы. Окончательно оформить, украсить кукольного героя для спектакля и декорации. Представить краткие сведения теоретической части проекта в презентации. Поставить спектакль. Ответить на основополагающий вопрос проекта: Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля?

3) (Слайд 5)   Обратите внимание на план урока:

  1. Самостоятельная работа над проектом: изготовление кукол, окончательное оформление кукол и декорации.
  2. Защита проекта: презентация + постановка спектакля
  3. Ответ на основополагающий вопрос проекта: Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля?

4) (Слайд 6)   Не забывайте о правилах работы в группах

  1. Помни о безопасной работе с ножницами: не размахивать, передавать соседу  ручками вперёд! После использования положи ножницы, сомкнув их в исходное положение!
  2. Говорить можно, но только шёпотом и только по делу!
  3. Уважайте друг друга, не ругайтесь, не ссорьтесь! Сотрудничайте!
  4. Если ты завершил свою работу, помоги другу!
  5. Не забывай поднять руку, если  необходимо обратиться к учителю!
  6. После завершения работы навести порядок на столе.

III. Практическая часть. 1) Самостоятельная работа групп. Окончательное  оформление  кукол и декорации. Подготовка к выступлению.

2) Театральный фестиваль: а) Защита проекта – презентация (по группам).

б) Постановка  кукольного спектакля (по группам).

(Слайд 7)   Внимание ребята! Сегодня мы открываем фестиваль театра кукол. Каждая группа должна представить нашему вниманию свой проект – презентацию и постановку кукольного спектакля.

IV. (Слайд 8)   Обсуждение основополагающего вопроса: Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля?

(Слайд 9)   Каких типов театра не бывает?

V. Подведение итогов:

1) Итак, вы закончили изучение темы «Театр кукол». Как вы думаете? Вы достигли поставленной цели и задач проекта? Назовите, что у вас хорошо получилось. Были ли трудности? Что не получилось? Над чем нам необходимо еще  поработать?

Теперь вы сами сможете сделать куклу для театра и поставить сказку для младших братьев или сестренки. Молодцы ребята. Все работали дружно и очень старались. Всем можно за урок поставить 5.

2) Уборка рабочих мест

ПРИЛОЖЕНИЕ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Превращается рука И в котенка, и в щенка. Чтоб рука артисткой стала, Нужно очень-очень мало: Специальные перчатки, Ум, талант – и все в порядке. В. Берестов

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 Куклы - наперстки Теневые Марионетка Тростевые Перчаточные Ростовые Планшетные

Слайд 3

кукол Учебный проект

Слайд 4

Проектные задачи Задача 1: Изучить историю появления кукол, виды театральных кукол, особенности кукольного театра и работу художника в нем. Составить презентацию для защиты своего проекта. Задача 2: Выбрать сказку для постановки кукольного театра и способ изготовления кукол из бумаги. Распределить роли между участниками группы. Изготовить составные части куклы из бумаги. Изображение декораций для постановки сказки. Задача 3 : Соединить составные части куклы. Окончательно оформить, украсить кукольного героя для спектакля и декорации. Представить краткие сведения теоретической части проекта в презентации. Поставить спектакль. Ответить на основополагающий вопрос проекта: Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля?

Слайд 5

План урока Самостоятельная работа над проектом: изготовление кукол, окончательное оформление кукол и декорации. Защита проекта: презентация + постановка спектакля Ответ на основополагающий вопрос проекта: Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля?

Слайд 6

Правила работы в группах Помни о безопасной работе с ножницами: не размахивать, передавать соседу ручками вперёд! После использования положи ножницы, сомкнув их в исходное положение! Говорить можно, но только шёпотом и только по делу! Уважайте друг друга, на ругайтесь, не ссорьтесь! Сотрудничайте! Если ты завершил свою работу, помоги другу! Не забывай поднять руку, если необходимо обратиться к учителю! После завершения работы навести порядок на столе.

Слайд 7

Театральный фестиваль

Слайд 8

Какую роль играет художник в процессе подготовки кукольного спектакля? Придумывает и создает декорации. Оформляет фон кукольного спектакля. Придумывает образ куклы для спектакля и свой замысел сначала воплощает в эскизах, а потом изготавливает куклы из разного материала.

Слайд 9

Каких типов театра не бывает? Убери лишнее. Верховых кукол Низовых кукол Срединных кукол Деревянных кукол Подводных кукол Летающих кукол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников. Текст к презентации.

Данный материал является сопроводительным текстом к презентации на тему: "Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников". Раскрываются основные цели и задачи мето...

Пластилинография как нетрадиционная техника изобразительного искусства в развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье читатель ознакомится с понятием пластилинография, ее видами и типами, основными приемами и техниками работы....