В царстве льда и снегов
план-конспект занятия (изобразительное искусство) по теме

Чернова Вера Юрьевна

Конспект комбинированного занятия с детьми младшего и среднего школьного возраста на факультативе "Ажурные чудеса" по освоению направления декоративно-прикладного искусства - вытынанка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Цели: Формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для реализации творческого потенциала воспитанников.

        Задачи:

        Образовательные:

        1. Активизировать знания детей о некоторых видах животных полярных широт.

        2. Дать понятие уникального природного явления – полярное сияние.

        3. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – граттаж.

        4. Изготовить аппликацию, используя смешанные техники – граттаж и вытынанка.

        Развивающие:

        1. Развивать воображение, мышление, наблюдательность, устную речь, любознательность, внимание, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.

        2. Пополнять словарный запас воспитанников, расширять кругозор.

        Воспитательные:

        1. Воспитывать любовь к природе, эмоциональную отзывчивость, аккуратность, дисциплинированность, терпеливость, доброжелательность.

        Материалы и оборудование:

        Мультимедийное оборудование; презентации на темы: «Края снегов» (в неё включены фотографии стран Севера, животных полярных широт и фото полярного сияния), «Полярное сияние»; видеофильм «Полярное сияние»; иллюстрированное изображение полярного сияния; вытынанки: белый медведь, пингвин, морж, северный олень; подготовленный картон для рисования в технике граттаж; палочки для рисования, клеёнка, клей ПВА, кисточки, тарелочки под клей, салфетки, ватные диски; таблица эмоций с карточками-смайликами, выражающими чувства: равнодушие, радость, грусть; медаль «Самый внимательный»; карточки со словами: граттаж, сполох, полярное сияние; наглядное пособие в виде готовой аппликации.

        Словарная работа: сполох, граттаж, полярное сияние.

        Предварительная работа: ознакомление с некоторыми видами животных полярных широт, вырезание их из бумаги в технике вытынанки (шаблоны – Приложение 2).

Ход занятия:

        1. Вступительная часть.

        Перед началом занятия дети отражают своё эмоциональное состояние в таблице эмоций с помощью смайликов (Приложение 1).

        - Ребята, отгадайте загадку:

Скатерть бела

Весь свет одела!

(снег)

        - А в какое время года бывает снег? (поздняя осень, зима, ранняя весна).

        - Сейчас какое время года? (осень)

        - Скоро наступит зима и всё вокруг надолго покроется пушистым, белым снегом. Ребята, а есть на Земле такие края, где снег лежит почти постоянно. Что это за края такие? ( Северный и Южный полюс).

        - Наше сегодняшнее занятие посвящено именно этим удивительным местам на нашей планете. Полюбуемся на снежные красоты этих чудесных мест.

        На экране с помощью проектора показывается презентация «Края снегов» (Норвегия, Финляндия, Аляска и др.).

        2. Основная часть.

        - В стране вечных снегов живут особенные животные, они не боятся долгих и сильных морозов и шкурка у них в основном белая, чтобы легче было прятаться от врагов в снегу или проще было подстерегать добычу. С некоторыми видами животных вы уже познакомились и даже вырезали их из бумаги с помощью необычной техники. Как называется эта техника? (вытынанка).

        - Что она из себя представляет? (Ажурное вырезание из бумаги различных фигурок и картин).

        - Вспомним названия некоторых подобных животных и посмотрим ваши работы. Отгадайте-ка загадки: (презентация - животные полярных широт)

1. Зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты.

Хвост по льду волочится,

Мороза зверь не боится.

Кто живёт в морях холодных,

Среди айсбергов огромных?

У него усы, как ёрш,

Не боится стужи…(морж)

        На экран выводится изображение моржа.

        - Ребята, посмотрите, какая замечательная вытынанка, изображающая моржа. Кто её автор? Что ты можешь рассказать об этом животном?

        Заранее изготовленные детьми вытынанки находятся у воспитателя. Воспитатель показывает вытынанку, держа её в руке, ребёнок рассказывает о животном и вырезалочка возвращается автору, кладётся на край стола.

        Такие же действия после остальных загадок.

2. Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин,

А зовут его… (пингвин)

3. У моржа соседи

Белые…(медведи)

4. Бьёт копытами «цок-цок»,

Снег летит, крупа, песок,

Знают все, кому не лень,

Это северный…(олень)

        - Сейчас я предлагаю вам немного поиграть, наша игра называется «Самый внимательный».

        Дети встают в круг. Ведущий произносит слова: пингвин, медведь, олень и показывает при этом определенные движения для каждого животного, дети должны повторять их. Но ведущий специально путает ребят в процессе игры, называя одно животное, а показывая совсем другое движение. Кто ошибся, выходит из круга, выигрывает последний оставшийся. Ему вручается медаль «Самый внимательный».

        - Ребята, а сейчас я хочу вам рассказать об одном из прекраснейших природных явлений, которое могут наблюдать жители стран Северного и Южного полюсов.

        Демонстрируется иллюстрация полярного сияния, на экране презентация фото этого природного явления.

- Высоко в небе возникает небольшое светящееся пятно. Оно растёт, разливается по небу, становится всё ярче и ярче. Светлеет ночь, на тёмном небе загораются разноцветные сверкающие дуги – красные, оранжевые, фиолетовые, зеленые, розовые. Вспыхивают пучки дрожащих лучей. В воздухе как бы висят переливающиеся цветами радуги огромные колыхающиеся занавески. «Сполохи играют», - говорят северяне.

        Сполох – это вспышка света, огня.

        Карточка со словом сполох вывешивается на доске.

        -Такое зрелище фантастической красоты просто завораживает, похоже на чудо и называется оно полярное сияние – самое красочное световое явление в природе.

        Карточка со словами полярное сияние и его иллюстрация вывешиваются на доске.

        - Это свечение мельчайших частиц воздуха. На солнце бывают вспышки-взрывы, в результате которых рождаются частицы солнечного ветра. С огромной скоростью они летят к Земле и в небе появляется свечение.

        Предлагаю вам посмотреть видеосъёмку полярного сияния.

        Просмотр видеофильма «Полярное сияние».

                 С полярным сиянием связано множество мифов и легенд. Наши предки, не понимая природы некоторых явлений, связывали их с чем-то мифическим, порой божественным. Так, эскимосы считали, что огни в небе были душами китов, тюленей, а индийцы Канады полагали, что это искры огромного костра, который в небе зажигал «Большой дух».

        - Какие впечатления у вас после просмотра данного видеофильма?

        - Какими словами вы можете охарактеризовать полярное сияние? (переливающееся, яркое, сверкающее, загадочное, завораживающее и др.).

Физкультминутка

        - Мне кажется, что вы немного устали, нужно чуть-чуть размяться, тем более, что вашим ручкам сейчас предстоит потрудиться.

На моей руке 5 пальцев

Сжимать и разжимать кулачки

5 держальцев, 5 хватальцев

Изображать хватательные движения, выбрасывая руки перед собой

Чтоб строгать и чтоб пилить

Тереть друг о друга ладони

Чтобы брать и чтоб дарить

Сначала правую руку выбрасываем вперед с хватательным движением, затем левую, потом переворачиваем ладонями вверх и раскрываем кулачки

Их не трудно сосчитать

Повороты головы влево-вправо

Раз, два, три, четыре, пять!

Соединяем пальчики подушечками между собой, начиная с мизинцев

Повстречались!

Трясём ладонями

        - Ребята, а наши животные заскучали, им хочется домой. Предлагаю отправить их в родные края, в мир сверкающего льда и пушистых снегов.

        Я раздам вам чудесный картон, в котором спряталось северное небо с его разноцветными огнями и волшебные палочки, которые помогут вам явить нашему взору это завораживающее и величественное явление природы. А затем поможем нашим животным и поселим их под родное небо – для этого вам понадобятся клей, терпение и аккуратность. И, конечно же, необходим снег, его мы изобразим при помощи ватных дисков, а, как это делается, вы уже знаете.

        Возьмите в руку волшебную палочку, попробуйте в воздухе, словно карандашом, как бы рисовать различные штрихи (воспитатель показывает вместе с детьми). А теперь то же самое вам нужно будет делать на картоне. Удивительно, но вы увидите, как вдруг засверкает всеми цветами радуги ваше прекрасное полярное небо. А такая техника работы называется граттаж, в дальнейшем вы ещё познакомитесь с ней поближе и научитесь сами изготовлять волшебный картон.

        Карточка со словом граттаж вывешивается на доске.

        Демонстрируется наглядное пособие.

        3. Практическая работа.

        Дети процарапывают палочками картон, изображая полярное сияние, наклеивают на него свои вытынанки и снег из ватных дисков. Работа сопровождается музыкальным фоном и демонстрацией фотографий полярного сияния с помощью проектора (презентация «Полярное сияние»).

        4. Заключительная часть.

        - Вы все хорошо потрудились, у вас получились замечательные работы, полюбуемся ими все вместе.

        Дети выходят в центр группы, каждый держит в руках и демонстрирует свою работу.

        - Ребята, что нового вы сегодня узнали?

        - А чем ещё мы занимались сегодня?

        - Чудеса нужно делить с друзьями, родными и близкими. Подарите свои прекрасные картины тем, кому вам очень захотелось на данный момент сделать приятное.

        Дети дарят свои работы присутствующим на занятии гостям.

        - Вам понравилось занятие? Какие чувства вы сейчас испытываете? (восторг, радость). Отразите, пожалуйста, ваши чувства в таблице эмоций, а наше занятие окончено, большое спасибо.

        Дети прикрепляют смайлики-эмоции в таблицу на доске.

        Приложение 1.

Таблица эмоций.

Имя воспитанника

До занятия

После занятия

Максим К.

Приложение 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В царстве льда и снегов

Слайд 2

Северный полюс

Слайд 3

Норвегия

Слайд 4

Финляндия

Слайд 5

Аляска

Слайд 6

Полярная ночь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арктика - царство льда и снега.

Наглядно проиллюстрирует учащимся природу Арктики...

Конспект урока "Царства льда и снега" с презентацией

Конспект урока "Царства льда и снега", к учебнику Плешакова, 4 класс...

Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе "Царство льда и снега"

Данный урок разработан с использованием ИКТ, что позволило наиболее полно показать и разнообразие растительного и животного мира Крайнего Севера, и несколько видов северного сияния. Это первая пробная...

Материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "В царстве льда и снега"

Дидактические материалы включают план урока, презентацию, кроссворд по теме, видеофильмы....

по теме:" Край льда и снегов ".

Начальная школа 21 век Н.Ф.Виноградова....

Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.

Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...

Тест «Арктика – царство льда и снега» 4 класс

Тест «Арктика – царство льда и снега» 4 класс...