по теме:" Край льда и снегов ".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Чернова Ольга Анатольевна

Начальная школа 21 век Н.Ф.Виноградова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_v_4.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4-м классе "Зона арктических пустынь»  

Цели урока: 

  1. Сформировать у уч-ся понятие “АРКТИКА”; учить находить и показывать её на карте;
  2. Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и справочной литературой.

Оборудование:

у учителя

  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся по данной теме,
  • карта “Природные зоны России”,
  • карточки с новыми словами,
  • выставка книг по теме,
  • презентация учителя.
  • гербарии мхов и лишайников,
  • атлас “Мир и человек”,

     учебник Н,Ф. Виноградова Окружающий мир.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Я предлагаю вам  совершить путешествие от края и до края нашей необъятной Родины.  Если мы сядем в самолёт и полетим над нашей страной с севера на юг , то сможем понаблюдать , как меняется природа. Ледяные пустыни сменяются тундрой. Потом мы увидим зелёные леса, на смену им придут степи, покрытые густыми травами. Учёные-географы сказали бы, что мы пересекли природные зоны.

Посмотрите на карту Природные зоны России. Какие природные  зоны бывают? Как они обозначаются?

Послушайте описание чертогов* одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?

“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.

Чертог – (устаревшее слово) великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.

(Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева” жила в арктической зоне.)

Попробуйте сами сформулировать тему урока.

Что такое Арктика, арктическая зона будем изучать по плану :

  • Месторасположение зоны
  • Природные условия
  • Растения
  • Животный мир
  • Занятия населения
  • Охрана природной зоны

III. Изучение нового материала. 

1. Работа по карте “Природные зоны России” (слайд 3)

Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?

(Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли).

Выберите правильное высказывание:

  1. Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее.
  2. Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.

Ответы учащихся.

В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.

Работа в парах(  в печатных тетрадях. С.8-9)

Арктическая зона (Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины).

Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

Географическое положение

Арктика  занимает самый север нашей страны – Острова Северного Ледовитого океана. В зоне арктических пустынь лежат острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и  Остров Врангеля.

Освещение

Полярный день, полярная ночь, северное сияние.

Растительный и животный мир.

Лишайники, мхи, рыба, белые медведи, чайки, моржи.

(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)

Назовите и покажите на карте северные моря.

(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.

(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)

К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?

(Ответы учащихся.)

Работа в группах. Самостоятельная работа.

1 группа.Климатические условия.( Освещение. Полярный день, полярная ночь, северное сияние)

 2 группа . Животный и растительный  мир.

3. группа Занятия населения

4группа. Охрана природной зоны

Разгадывание кроссворда (слайд)

IV.Физкультминутка

Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

V.Закрепление изученного материала.

Тест «Арктика»

1.Природная зона арктических пустынь расположена:

             1)  на островах Тихого океана

             2)  на островах Индийского океана 

             3)  На островах Северного Ледовитого океана

2. В Арктике для растений и животных сложились ..

           1) суровые условия

           2) комфортные условия

3. В ледяной зоне растут…

            1) кедры, берёзы, черёмуха

            2) лишайники, мхи, полярный мак

            3) бузина, орешник, айва

4. В Арктике обитают животные:

            1) бобры, нутрии, хомяки

            2) волки, белые медведи, рыси

             3) моржи, тюлени, белые медведи

5. Найди верную цепь питания:

            1) водоросли- рачки- рыбы - гагарки – белый медведь

            2) водоросли – рачки – сайки – тюлени

VI. Подведение итога урока. Рефлексия.

– С какой природной зоной познакомились на уроке?

 Чтобы вам хотелось узнать нового по изученной теме?

Ответы детей.

– Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в холодной проруби, называют моржами? Мнения детей.

– Чтобы стать моржом нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаливаться.

VII. Домашнее задание. 1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2.Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь. Учебник с.6-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арктика - царство льда и снега.

Наглядно проиллюстрирует учащимся природу Арктики...

Конспект урока "Царства льда и снега" с презентацией

Конспект урока "Царства льда и снега", к учебнику Плешакова, 4 класс...

Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе "Царство льда и снега"

Данный урок разработан с использованием ИКТ, что позволило наиболее полно показать и разнообразие растительного и животного мира Крайнего Севера, и несколько видов северного сияния. Это первая пробная...

Материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "В царстве льда и снега"

Дидактические материалы включают план урока, презентацию, кроссворд по теме, видеофильмы....

В царстве льда и снегов

Конспект комбинированного занятия с детьми младшего и среднего школьного возраста на факультативе "Ажурные чудеса" по освоению направления декоративно-прикладного искусства - вытынанка....

Окружающий мир. Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов.

Урок по окружающему миру. Открытие новых знаний. Дети самостоятельно исследуют, изучают Арктику при помощи географических карт. Сами делают выводы. В конце урока анализируют свою деятельность и свою р...

Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс

Целью данного урока было создать условия для формирования  у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...