тематическое планирование по изобразительному искусству, 3класс, Перспектива.
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Беззубова Елена Петровна

Тематическое планирование разработано с характеристикой деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3kl._ktp_sd.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов  деятельности учащихся

(на уровне учебных действий) по теме

Плано вые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 11 часов.

Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены образы осенней природы в разных состояниях, вспоминать осенние пейзажи различных географических широт России и рассказывать об их композиции и колорите. Использовать произведения вернисажа в качестве примеров при изучении тем курса, систематизировать по видам искусства и по заданному принципу (из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, художественного или краеведческого музея своего региона), включать их в папку или альбом «Моя домашняя коллекция. Художественные музеи России».

1

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: цвет и свет.

Наблюдать осенние цветы в природе, подбирать образные названия цветовых оттенков.

Рассматривать живописные и графические натюрморты, в которых нашло отражение многообразие цветочного мира, видеть красоту и разнообразие их форм.

Находить формы, цвета и оттенки, подмеченные в натуре, в произведениях художников и графиков. Высказывать свое суждение о них.

Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов.

Участвовать в обсуждении композиции, колорита натюрмортов, выразительных средств передачи красоты форм и цветовой окраски осенних цветов родной земли.

Работать по художественно-дидактической таблице «Сближенные и контрастные цвета».

Подбирать цветовую палитру соответственно замыслу и использовать свои наблюдения натуры. Выбирать приемы изображения цветка в соответствии с его формой. Рисовать композицию натюрморта «Чужие цветы краснее, а свои милее» с натуры или по памяти. Выражать в творческой работе свое отношение к природе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

2

В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки.

Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров – расписные лаковые подносы. Рассказывать о трансформации цветов в декоративной композиции. Объяснять смысл понятий: художественные лаки, замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, уборка.

Сравнивать изображение цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрморта, определять, в чем сходство и различия.

Участвовать в обсуждении цветовой палитры жостовских композиций, роли темного фона в росписи, особенности передачи настроения в цветочных композициях, приемов декоративного обобщения природных форм (выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, условность цвета, форм, размещения на плоскости). Работать по художественно-дидактической таблице «Так рождается жостовский букет».

Намечать силуэт цветка розы, выполнять поэтапно приемы послойного жостовского письма. Выражать в творческой работе свое отношение к миру цветов средствами художественного образного языка декоративно-прикладного и народного искусства.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Работать с информацией. Упорядочивать и классифицировать полученную информацию с помощью таблицы. Указывать, имеются ли произведения лакового промысла в местных художественных или краеведческих музеях, использовались ли такие произведения в интерьере своего дома в настоящее время или в прошлом.

3

О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки.

Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров – расписные лаковые подносы.

Сравнивать изображение цветов в росписи подносов с живописными композициями цветочного натюрморта, определять, в чем сходство и различия цветовой палитры, фона, композиции, приемов письма. Называть традиционные композиции жестовских подносов («ветка с угла», «букет» и «венок»).

Участвовать в обсуждении разнообразных форм жостовских подносов, того, как складывается целостный образ художественной вещи (подноса).

Рисовать жостовский поднос понравившейся формы и украшать его цветочной росписью. Выбирать одну из нескольких традиционных композиций жостовской росписи для своей творческой работы. Намечать белилами тонкой кистью силуэты цветов на цветном фоне. Смешивать на палитре каждую яркую краску с белилами. Выполнять поэтапно традиционный жестовский прием росписи (замалевок, тенежку, прокладку, бликовку, чертежку).

Выражать в творческой работе свое отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: цвет и  форма.

Рассматривать разнообразие форм, цвета, размеров осенних плодов в натуре, находить соответствие им в изображенных натюрмортах художников, разделять чувства художников, переданные ими в картинах-натюрмортах. Высказывать свои впечатления и эмоциональную оценку, которые вызвали произведения живописцев, изображающие дары природы.

Объяснять смысл понятий: светлота цвета, светотень, тень, блик.

Участвовать в обсуждении композиции, особенностей расположения овощей и фруктов в натюрмортах, различии предметов по светлоте и определять, какова в них роль солнечного света, какие выразительные средства используют художники для передачи восхищения красотой, разнообразием природных форм.

Работать по художественно-дидактической таблице «Приемы передачи светотени на объемных предметах», «Композиционные схемы построения натюрморта».  Исследовать возможности живописи, составлять нужные цвета для освещенной и теневой поверхности плодов, рисовать с натуры натюрморт «Славный урожай», выявлять цветом красоту спелых плодов. Выражать в творческой работе свое отношение к щедрости природы средствами художественного образного языка живописи.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

5

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира.

Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров стран Востока (Китая и Японии). Рассказывать о старинном обычае изготовления и запуска воздушных змеев в России и странах Востока.

Участвовать в обсуждении разнообразия форм воздушных змеев (бабочка, птица-феникс, корзина с цветами), особенностей построения орнаментальных композиций (ритм, симметрия, ярусное расположение), из которых складывается орнамент, их цветовое решение.

Придумывать и рисовать форму на основе трансформации природных форм и выполнять декоративное орнаментальное яркое украшение для воздушного змея.

Выражать в творческой работе свое отношение к традиционному искусству с использованием приемов составления симметричного многоярусного орнаментального украшения.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

6

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика.

Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства. Высказывать мнение об этих произведениях и отношении к искусству народных мастеров лоскутных изделий и их красоте, практическом назначении и украшении быта.

Участвовать в обсуждении разнообразия изделий из лоскута, характерных особенностей лоскутной техники, специфики орнаментальных композиций, их цветовой гаммы.

Работать по художественно-дидактической таблице «Приемы выполнения лоскутной мозаики».

Придумать и рисовать коврик с узором по мотивам народной лоскутной мозаики. Выражать в творческой работе свое эмоционально-ценностное отношение к построению орнаментальной композиции для лоскутной мозаики.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

7

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.

Рассматривать произведения пейзажной живописи, в которых нашло отражение многообразие российской природы, видеть ее красоту и своеобразие. Высказывать свое суждение о понравившемся пейзаже и аргументировать его.

Находить признаки осенней природы родных мест в произведениях художников. Сравнивать произведения разных пейзажистов и различать в них общее и различное в показе пространства. Анализировать, как изменяется размер и цвет предметов по мере их удаления от наблюдателя. Подытоживать свои наблюдения и делать выводы.

Участвовать в обсуждении приемов построения пейзажных картин (роль линии горизонта в изображении бескрайних российских просторов), изменения цвета предметов по мере приближения их к горизонту.

Объяснять смысл понятий: уровень зрения, линейная перспектива, воздушная перспектива.

Рисовать с натуры или по наблюдению на тему «Родные просторы», передавать с помощью приемов перспективы ближние и дальние планы пейзажа, использовать теплые тона для первого плана, а холодные – для дальнего. Выражать в творческой работе свое отношение к осенней природе, к широкому пространству Родины, с использованием известных приемов работы красками и кистью, в том числе по мокрой бумаге.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

8

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика.

Рассматривать произведения народной русской майолики. Рассказывать о впечатлениях от восприятия майоликовых сосудов, о многообразии и необычности керамических форм и высказывать предположение о способах выполнения росписи с плавными цветовыми переходами.

Сравнивать произведения гжельского фарфора и майолики между собой, находить сходство в колористической гамме, в приемах исполнения росписи. Называть признаки, по которым майоликовые изделия отличают от белоснежного гжельского фарфора с синей росписью. Сопоставлять мотивы майоликовой росписи с реальными явлениями в природе и находить в них общее и различное. Объяснять смысл понятия: майолика.

Работать по художественно-дидактической таблице «Изображение растений в гжельской майолике».

Исследовать возможности живописи, получать плавное растяжение цвета, как на гжельской майолике.  Выполнять силуэт тарелки и украшать его декоративной росписью с природными мотивами гжельской майолики. Выражать в творческой работе свое отношение к майоликовой росписи Гжели средствами кистевого письма и соответствующей цветовой палитры.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

9

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества.

Рассматривать представленные в учебнике произведения народного деревянного зодчества в которых нашли отражение народные представления о вселенной.

Рассказывать о деревянных избах своего родного края или о впечатлениях от произведений деревянного русского зодчества в музеях под открытым небом, об особенностях украшения фасада русской избы.

Участвовать в обсуждении конструктивных особенностей, пропорций традиционных деревянных построек, древних знаков-символов в резном декоре изб.

Объяснять смысл понятий: фасад, фронтон, причелина, полотенце, наличник, горница, подклеть, сени, подпол.

Работать по художественно-дидактической таблице «Конструкция традиционного рубленого дома Русского Севера».

Рисовать фасад избы, соблюдать симметрию, изображать горизонтальными линиями бревна, скат крыши и охлупень (конек). Определять ширину причелины и полотенца. Выполнять творческое задание согласно условиям: повторять увиденный узор или рисовать по-своему. Изображать на отдельном листе крестьянскую рубленую избу по представлению, по наблюдению, украшать резным декором элементы избы. Выражать в творческой работе свое отношение к искусству народных мастеров-древоделов изобразительными средствами.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Готовиться к коллективному проекту «Русская старинная улица твоей деревни».

10

«То ли терем, то ли царев дворец». В мире народного зодчества.

Рассматривать произведения народного деревянного зодчества, произведения декоративно-прикладного искусства, в которых нашли отражение художественные образы теремной архитектуры. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия произведений деревянного зодчества на страницах учебника, традиционных крестьянских домов в родных местах и в произведениях живописи и графики. Называть их конструктивные объемы. Работать по художественно-дидактической таблице «Конструкция традиционного рубленого дома Русского Севера».

Участвовать в обсуждении конструктивных особенностей, пропорций теремных деревянных сооружений, выразительных средств, которые используют мастера-дереводелы в русском деревянном зодчестве для гражданских построек и культовых сооружений.

Объяснять смысл понятия: пропорция.

Рисовать по-своему сказочный терем и включить его в коллективную композицию «Русская старинная улица твоей деревни».

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Использовать справочные источники и поисковые системы Интернета для сбора информации. Упорядочивать и классифицировать полученную информацию с помощью таблицы.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

11

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции.

Наблюдать птиц в зимней природе. Рассказывать о своих наблюдениях птиц в натуре и впечатлениях от восприятия произведений искусства с изображением зимующих в России птиц.

Сравнивать образы птиц, созданные художником и поэтом, высказывать свои суждения о птицах, о чувствах, вызванных их красотой, о бережном отношении к ним.

Объяснять смысл понятий: техника живописи «по-сырому» (алла-прима).

Участвовать в обсуждении характерных особенностей строения, пропорций, окраски оперения птиц (синиц и снегирей).

Работать по художественно-дидактической таблице «Рисуем снегирей и синиц».

Выполнять наброски птиц, зимующих в родном краю, в технике акварели «по-сырому» (по памяти или наблюдению). Выражать в творческой работе свое отношение к зимующим птицам.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 10 часов.

Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены образы осенней природы. Использовать произведения вернисажа в качестве примеров при изучении тем курса, систематизировать по видам искусства и по заданному принципу (из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, художественного или краеведческого музея своего региона), включать их в папку или альбом «Моя домашняя коллекция. Художественные музеи России».

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции.

Рассматривать живописные натюрморты из предметов быта, связанных с обычаем чаепития. Высказывать свое суждение о них. Рассказывать о своих наблюдениях семейного чаепития и впечатлениях от восприятия произведений искусства, хранящих память об этом обычае.

Сравнивать произведения живописи, находить общее и различное в изображении предметов натюрморта, в передаче формы, цвета, света объемных предметов.

Участвовать в обсуждении традиций старинного обычая – чаепития за самоваром, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюрмортах разных художников, игры света и цвета на поверхности разнообразных по форме предметов из разных материалов в натуре и на картинах живописцев.

Объяснять смысл понятия: рефлексы.

Работать по художественно-дидактической таблице «Цвет предметов при искусственном освещении».

Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать художественные материалы соответственно решению творческой задачи. Рисовать с натуры натюрморт из старинных и современных предметов быта, передавать в нем светотеневые и цветовые соотношения. Выражать в творческой работе свое отношение к изображению натюрморта.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

13

Русская зима. Пейзаж в графике.

Наблюдать зимнюю природу в разное время суток и в разных состояниях (солнечная или пасмурная погода). Рассматривать произведения на темы зимней природы художников-графиков. Находить в них наблюдаемые в натуре характерные признаки зимы. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства, от наблюдения красоты зимней природы в родных местах.

Сравнивать зимние пейзажи художников-графиков между собой, находить общее и различное в изображении зимней природы. Называть средства художественной выразительности в передаче сказочности, таинственности русской зимы. Приводить примеры соответствующих образных словесных определений зимы, бытующих в народе.

Участвовать в обсуждении разнообразных средств художественной выразительности, того, как меняются выразительные средства при изображении разного времени суток.

Решать, какие выразительные средства использовать в творческой работе. Выполнять тонкой легкой линией набросок, белой тонкой линией на затонированной бумаге контуры деревьев и кустов. Рисовать по памяти, по наблюдению зимний пейзаж «Заснеженные деревья» в графике. Выражать в творческой работе свое отношение к изображению причудливости заснеженных деревьев, кустов, искристости и мягкости выпавшего снега.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

14

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира. Север.

Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства – одежду коренных народов Севера. Высказывать свое мнение о традиционной народной одежде северных народов, любоваться ее орнаментальным декором. Называть элементы геометрического орнамента из меха.

Участвовать в обсуждении композиционного строя мехового мозаичного орнамента, традиционных мотивов, цветовой гаммы, особенностей исполнения декора.

Работать по художественно-дидактической таблице «Мозаичный орнамент из кусочков меха».

Выбирать знаки-символы русского народного орнамента (мотивы природы) для своего эскиза сувенира из бисера. Создавать свой эскиз сувенира из бисера с включением в его орнамент знаков-символов русского народного орнамента. Выражать в творческой работе свое отношение к орнаментальному искусству народов Севера.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

15

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии.

Воспринимать произведения живописи, декоративно-прикладного и народного искусства на тему новогоднего праздника. Высказывать свое мнение о них.

Рассказать о праздновании Нового года в своей семье и об участии в праздниках новогодней елки, о традиционных атрибутах, героях и персонажах этого праздника, о совместном со взрослыми радостном и творческом труде по подготовке к празднику.

Объяснять значение слов: дизайн, дизайнер, модельер.

Участвовать в обсуждении предпраздничного настроения и передачи его в произведениях разных видов искусства, творчества художников-дизайнеров, художников-модельеров, создающих новые проекты новогодних украшений, карнавальных костюмов.

Рисовать участников карнавала на школьном новогоднем празднике. Выбирать, в каком облике предстанут участники карнавала в творческой композиции. Уточнять костюм участников карнавала на основе иллюстраций учебника и справочных источников. Выполнять контурный набросок фигур участников карнавала. Подбирать на палитре яркие, праздничные цвета. Выражать в творческой работе свое отношение к предстоящему празднику, к участию в карнавале.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

16

Всякая красота фантазии да умения требует. Карнавальные маски.

Рассматривать произведения народного мастера и творческие работы сверстников. Высказывать свое мнение о художественных образах зимних месяцев, созданных народным мастером, соотносить их с поэтическими образами в пословицах.

Объяснять смысл понятия: ряженье.

Сравнивать карнавальные маски. Выявлять общее и различное в их композиции (конструкции), особенности и принципы передачи характерных признаков природы, зверя, человека в декоративной композиции.

Участвовать в обсуждении особенностей традиционного для праздника встречи Нового года или Рождества игрового обряда – ряженье, высказывать свое отношение к нему, о сохранении этой традиции в культурной жизни своего села.

Исследовать разные техники (декоративно-живописная, аппликация, коллаж и др.) и художественные материалы (акварель, гуашь, черная или цветная тушь, лоскутки ткани, цветная бумага). Выбирать наиболее подходящую технику и изобразительные материалы для создания задуманного образа. Выбирать вид маски и образ ряженого и представлять его характерные отличия в композиции (конструкции) масок. Использовать характерные признаки зимы в ее декоративном решении. Рисовать эскиз маски для ряженого. Выражать в творческой работе свое отношение к создаваемому фантастическому или сказочному образу маски. Выполнять маску в материале.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Обсуждать и оценивать результат коллективной работы.

17

В каждом посаде в своем наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги.

Рассматривать произведение народного декоративно-прикладного искусства – народные праздничные костюмы разных регионов России (северных и южных), представленные в учебнике. Высказывать свое мнение о функциональности и красоте русского народного костюма, использовать образные слова о нем из поэтических произведений.

Участвовать в обсуждении художественных особенностей народных праздничных женских костюмов из разных регионов России.

Работать по художественно-дидактическим таблицам «Элементы северорусского костюма», «Композиция в орнаментах северорусских и южнорусских костюмов».

Рисовать силуэт женской фигуры в народном костюме, обозначать на нем места, где размещены узоры-обереги, и украшать их орнаментом. Использовать ось симметрии при изображении силуэта женской фигуры. Выражать в творческой работе свое уважение к работе народных мастериц, гордость за их работу известными художественными приемами и средствами выразительности.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Выполнять творческие и поисковые задания. Продолжать сбор информации из Интернета, из музейных и литературных источников, из семейного архива для создания мини-музея в классе или своего альбома о старинных народных женских костюмах.

Составлять коллекцию иллюстраций, открыток, фотографий семьи, русских народных пословиц и поговорок о народном женском костюме.

18

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя.

Рассматривать произведения известных русских художников, в которых созданы театральные образы героев, исторических персонажей в сценических костюмах, вобравших в себя красоту русского национального костюма. Высказывать свое мнение о них.

Участвовать в обсуждении одежды сказочных героев, которую можно видеть  в кинофильмах, мультфильмах, на иллюстрациях к сказкам, в произведениях художников, выявлять особенности русского наряда (излюбленные цвета, орнаментика, пластичность, величавость, торжественность), которые больше всего подчеркиваются художниками в сценических костюмах.

Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа. Определять героя для осуществления замысла. Выбирать костюм для героя и соответствующие выразительные средства для его исполнения. Выражать в творческой работе свое отношение к задуманному образу, в соответствующем ему костюме.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

19

Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры.

Рассматривать произведения народных мастеров, художников живописцев, фотографии, на которых запечатлены образы замечательных памятников русской архитектуры – крепостных сооружений старинных русских городов Ростова Великого, Великого Новгорода, Пскова и Переславля Залесского и Белозерского монастыря. Высказывать свое мнение о произведениях, воспевших памятники крепостного зодчества в России, о чувствах, вызванных видом старинных русских городов, о значении крепостных сооружений в истории  Отечества и современной жизни общества.

Объяснять значения понятий: кремль, архитектура, зодчество.

Участвовать в обсуждении облика старинных русских городов-крепостей, находить общие черты в характере оборонительных сооружений наиболее выдающихся памятников крепостной архитектуры – кремлей в Москве, Великом Новгороде, Смоленске, а также памятников крепостной архитектуры родного края.

Работать по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы планировки русских крепостей», «Схема Зарайского кремля».

Работать над композицией рисунка старинного города-крепости по представлению. Выражать в творческой работе свое отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Работать с информацией об известных историко-культурных памятниках архитектуры. Выделять нужные факты, группировать их в таблице. Использовать программы Интернета для сбора новой информации о городах-крепостях, обрабатывать их с помощью графических программ и включать в таблицу для создания фотоэкспонатов мини-музея в классе или презентации выдающихся памятников каменного зодчества России.

20

«Город чудный…». Памятники архитектуры.

Рассматривать произведения театрально-декорационного искусства, воссоздавшего образ легендарного  города Китежа. Высказывать свое мнение о нем.

Участвовать в обсуждении образа града Китежа, воссозданного живописцем, узнавать в нем облик старинного  русского города-крепости, называть известные храмы и терема, описывать приемы построения композиции произведения (симметрия, ритм, цвет, пространство), давать характеристику элементов композиции.

Объяснять смысл понятия: театрально-декорационное искусство.

Завершать работу над композицией рисунка старинного города-крепости. Выражать в творческой работе свое отношение к выдающимся памятникам русской архитектуры.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

21

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция.

Рассматривать произведения народного мастера, художника-живописца, художников-плакатистов, создавших героические образы защитников Родины в разные времена. Высказывать свое мнение о произведениях, посвященных великим историческим событиям в жизни страны, о чувстве гордости за свой народ, за героев-защитников земли Русской. Раскрывать смысл патриотического девиза А. Невского «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет!»

Участвовать в обсуждении художественных произведений, посвященных воинской славе, описывать участников изображенных событий, композиционные приемы, средства художественной выразительности (ритм, симметрия, пропорции фигур, цвет и др.), которыми пользуются художники в создании образов русских воинов, в передачи их героизма, воли, мужества, приемов выделения композиционного центра произведения.

Выбирать живописные или графические материалы согласно замыслу. Рисовать сюжетную композицию на тему (по выбору) «Чужой земли мы не хотим, а своей не отдадим» или «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет!». Выражать в творческой работе свое отношение к воинской доблести, героизму русских солдат художественными приемами и средствами выразительности живописи, графики или декоративно-прикладного искусства.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Весна. Как прекрасен этот мир, посмотри…» 5 часов.

Рассматривать произведения художников-пейзажистов, в которых запечатлены разные состояния весенней природы.

Использовать произведения вернисажа в качестве примеров при изучении тем курса, систематизировать по видам искусства и по заданному принципу (из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, художественного или краеведческого музея своего региона), включать их в папку или альбом «Моя домашняя коллекция. Художественные музеи России».

22

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет.

Рассматривать женские портреты в живописи. Высказывать свое мнение о произведениях портретного жанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике.

Рассказывать, какие героини изображены на портретах, описывать их внешность и костюм, положение фигуры, фон картины.

Участвовать в обсуждении характерных черт русских женщин (возраст, настроение – радость, задумчивость, грусть, вдохновение, удивление, костюм, прическа, выражение лица), запечатленных художниками-портретистами.

Работать по художественно-дидактической таблице «Пропорции человеческого лица (фронтальное расположение и поворот)».

Рисовать женский портрет самого дорогого человека (мамы, бабушки, сестры, подруги и т.д.), передавать его красоту, неповторимость. Выражать в творческой работе свое отношение к портретируемому.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

23

Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция.

Рассматривать произведения лаковой миниатюры (Федоскино), декоративную композицию из текстиля, передающих праздничную атмосферу народного гуляния на Масленицу. Высказывать свое мнение о них. Рассказывать о том, как отмечается праздник Масленицы в родных местах.

Участвовать в обсуждении сюжетов празднования проводов зимы, запечатленных в произведениях искусства, атмосферы праздничного действа, персонажей, атрибутов праздника, колоритного решения и техники выполнения сюжетно-декоративных композиций (лаковая миниатюра, коллаж их цветных лоскутков тканей), средств художественной выразительности, с помощью которых выделяется сюжетно-композиционный центр произведений.

Создавать образ широкой Масленицы в технике обрывной мозаики из цветной бумаги или текстильного коллажа. Выражать в творческой работе свое отношение к празднику проводов русской зимы, выделяя композиционный центр цветом, размерами изображения.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

24

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка.

Рассматривать русские народные игрушки из разных регионов России. Сопоставлять свои оценки русской игрушки с описанием деревянной богородской игрушки, данной в поэтическом произведении. Высказывать свое мнение и отношение к деревянным игрушкам, называть, какие из них нравятся больше всего, и объяснять почему.

Участвовать в обсуждении творчества мастеров-игрушечников, особенностей формы и росписи токарной матрешки, резной богородской игрушки, приемов ее изготовления, многообразия образов животных и человека.

Работать по художественно-дидактической таблице «Деревянная игрушка из разных регионов России».

Выполнять зарисовку силуэта понравившейся народной деревянной игрушки, расписывать ее росписью соответствующего промысла или воссоздать неровную поверхность в виде следов от резца. Выражать в творческой работе свое отношение к народной деревянной игрушке, выбирая средства изображения, соответствующие избранной игрушке.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

25

Герои сказки глазами художника. Иллюстрация к сказке.

Рассматривать произведения русских художников, создавших в живописи, майолике, книжной иллюстрации образы сказочных персонажей, героев преданий. Высказывать свое мнение о произведениях разных видов изобразительного искусства, воплощающих образы весенних сказок и преданий, объяснять, какие из них нравятся больше всего.

Участвовать в обсуждении особенностей передачи в сказочных образах человеческих качеств, традиционных народных костюмов, деталей декора, роли фона в портретном изображении героя в живописном произведении, приемов построения многофигурной композиции, расположения и взаимодействия персонажей, характеризующих каждого из них.

Рисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации. Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была понятна зрителям. Обозначать силуэты героев контуром, цветом, проявлять основные части, а потом детали. Выражать в творческой работе свое отношение к героям сказочной композиции известными художественными приемами и средствами выразительности.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

26

Герои сказки глазами художника. Иллюстрация к сказке.

Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» 8 часов.

Рассматривать произведения живописи и поэзии, в которых передана красота и разнообразие цветущей, солнечной летней природы России, соотносить их с описаниями природы в поэзии. Использовать произведения вернисажа в качестве примеров при изучении тем курса, систематизировать по видам искусства и по заданному принципу (из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, художественного или краеведческого музея своего региона), включать их в папку или альбом «Моя домашняя коллекция. Художественные музеи России».

27

Водные просторы России. Морской пейзаж.

Рассматривать произведения художников-маринистов, соотносить их с описанием моря в стихотворении А. Пушкина. Высказывать свое мнение о произведениях мариниста, называть наиболее понравившиеся пейзажи и объяснять почему.

Сравнивать пейзажи И. Айвазовского с пейзажами других маринистов. Находить в них общее и различное в передаче морской стихии.  Объяснять значение понятий: марина, художник-маринист.

Участвовать в обсуждении морских пейзажей И. Айвазовского, средств выразительности, с помощью которых в его картинах переданы разные состояния, мощь и красота морской стихии.

Работать по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы морских пейзажей».

Исследовать возможности живописи, смешивать краски для получения цветовых оттенков морской воды. Создавать картину весенней навигации по наблюдению или представлению на одну из тем: «Подготовка к плаванию», «Ремонт корабля (лодки, парусника)», «Закат на море (реке, озере)». Выражать в творческой работе свое отношение к изображению водных просторов, морских или речных судов.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

28

Цветы России на павловских платках и шалях. Русская набойка.

Рассматривать произведения художников, рисунков для набойки. Высказывать свое мнение и отношение к произведениям народных мастеров из Павловского Посада – расписным шалям, называть традиционные мотивы росписи. Высказывать свои суждения и впечатления от произведений художников, воплотивших образ женщины в русском костюме с павловопосадской шалью.

Объяснять значение понятий: набойка, манера, набойщик.

Участвовать в обсуждении разнообразия русских платков и шалей (шелковые, шерстяные, ситцевые, кашемировые и т.д.), цветочных узоров на шалях, мотивов, цветовых приемов и оттенков в передаче объема и формы цветов в их узорах.

Рисовать цветок розы по мотивам узора павловопосадских шалей (вариация). Выражать в творческой работе свое отношение к искусству русской набойки, к изображению самого распространенного мотива павловопосадской росписи – розе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

29

Всяк на свой манер. Русская набойка.

Рассматривать произведения художников, рисунков для набойки. Высказывать свое мнение и отношение к произведениям народных мастеров из Павловского Посада. Сравнивать цветочный узор на павловопосадских шалях с росписью на жостовских подносах, находить в них сходство и различия.

Объяснять значение понятия: рапорт.

Участвовать в обсуждении разнообразия узоров павловопосадских платков и шалей, их композиционного строя, ритма, колорита.

Работать по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы узора на расписных шалях».

Сочинять свой узор и выполнять эскиз для росписи шали. Передавать в творческо-художественной деятельности свое эмоционально-ценностное отношение к искусству расписных шалей Павловского Посада.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Собирать дополнительную информацию об искусстве русских шалей, находить репродукции произведений выдающихся русских художников, произведений известных мастеров из центров лаковой миниатюры, которые использовали в своих произведениях изображения платков и шалей как часть народного костюма женских образов.

Подготовить презентацию найденных репродукций.

30

«В весеннем небе – салют Победы!»

Рассматривать произведения художников-живописцев, поэтов-песенников, которые передают настроения тревоги и торжества, связанные с разными событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

 Высказывать свое мнение о художественных произведениях, сохраняющих память о трагических и героических событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., свои патриотические чувства, использовать образные слова из поэтических произведений.

Участвовать в обсуждении исторических событий 1941 – 1945гг., великого подвига народа, его значения для России и всего мира, произведений живописи, посвященных героическим страницам в жизни соотечественников, запечатлевших празднование Победы в городах-героях, средств выразительности в передаче праздничного салюта в вечернем небе.

Рисовать декоративную сюжетную композицию «Салют Победы». Решать, какой прием использовать для передачи салюта. Подбирать на палитре оттенки так, чтобы гамма салюта создавала ощущения радости и торжества. Выделять на фоне неба контуры зданий города, памятных мест, которые отстояли и сохранили в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Выражать в творческой работе свое отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

31

Гербы городов Золотого кольца России. Состав герба.

Рассматривать гербы старинных русских городов. Рассказывать, что изображено на гербах городов Золотого кольца и гербе своего города, поселка, высказывать свое отношение к ним.

Объяснять значение понятий: геральдика, герб.

Участвовать в обсуждении значения гербов российских городов в сохранении связей народа с его историческим прошлым, патриотическими традициями бескорыстного служения и верности Родине, средств декоративной композиции и правил геральдики.

Составить эскиз герба своего города (поселка, села), места летнего отдыха, герба своей семьи или собственный герб согласно условиям творческого задания. Защитить проект (эскиз) герба. Выражать в творческой работе отношение к своей семье, родным местам.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

32

Сиреневые перезвоны. Натюрморт.

Наблюдать цветы сирени в натуре. Различать оттенки цветов и формы мелких цветов, образующих кисти сирени. Рассматривать произведения живописцев, запечатлевших цветущую сирень, фрагменты стихотворения о ней. Высказывать свое мнение и отношение к красоте сирени в природе и произведениях живописцев, использовать образные слова из поэтических строк для их описания.

Сравнивать живые цветы с их изображениями в живописи, находить сходство и различия, пояснять ассоциации, возникающие в пору цветения сирени.

Участвовать в обсуждении красоты цветущей весенней природы, буйства цветения сирени, произведений художников, в которых каждый по-своему передает свое восхищение неброской красотой весенних цветов. Исследовать возможности живописи, подбирать оттенки цвета сирени на свету и в тени. Рисовать сирень с натуры по представлению, по наблюдению. Выражать в творческой работе свое отношение к цветущей природе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

33

«У всякого мастера свои затеи». Орнамент народов мира.

Воспринимать произведения традиционного искусства народов разных стран (Индонезии, Китая, России).

Сравнивать декоративные образы-символы с реальными, называть, в чем их сходство и различия.

Высказывать свое мнение о произведениях народного искусства, содержащих в себе образы-символы животных и птиц, и отношение к ним, называть наиболее понравившиеся, объяснять почему.

Находить дополнительную информацию в Интернете или в других источниках о фантастическом льве Баронге (Индонезия), о богине Сиванму (Китай), о птицах, льве, коне в русском народном искусстве.

Участвовать в обсуждении разнообразия природных мотивов в произведениях традиционного искусства народов разных стран, символики декоративных образов с мотивами животных и птиц в украшении различных предметов быта, игрушек, вышивки, росписи.

Рисовать по памяти один из запомнившихся и полюбившихся образов-символов (Полкан, птица сирин, конь, олень, птица-пава, лев и др.), составлять орнамент на основе чередования этого мотива в декоративной технике (по выбору) – вырезная аппликация вышивка, роспись. Выражать в творческой работе свое отношение к орнаменту народов России и мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

34

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.

Рассматривать творческие работы одноклассников, созданные в течение завершившегося года, и давать им оценку.

Участвовать в коллективной работе над проектом «Счастливы те, кто любит цветы». Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами.

Выполнять творческое задание по группам:

-Составить панно или фриз из творческих работ на темы «Осенние цветы», «Весенние цветы» в группе живописцев;

-Составить коллективную композицию-инсталляцию из живых цветов в вазах для создания контраста между плоскостным размещением живописных работ и объемными (живыми) цветами в группе флористов;

-Составить две экспозиции из эскизов росписи подносов по мотивам жостовских подносов и из объемных подносов, сконструированных из картона на уроках технологии, в группе народных мастеров расписного подноса;

-Составить панно из эскизов, выполненных одноклассниками для набойки павловопосадских шалей, оживить композицию сконструированными из бумаги фигурками девушек с наброшенной на плечи расписной шалью в группе народных мастеров набойки;

-Составить экспозицию из цветочных композиций, выполненных в технике текстильного коллажа, в группе народных мастеров лоскутной техники.

Выполнять творческую задачу, стоящую перед группой. Участвовать в подведении итогов работы за год.

Итого

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по изобразительному искусству.

Тематическое планирование по изобразительному искусству в 1 классе составлено на основе требований Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 года.  УМК "Шко...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данн...

календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству УМК "Перспектива" 4 класс

    Данная программа по изобразительному искусству  для 4 класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного стандарта, с учётом особенност...