Программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Программа содержит учебный материал для учителей 1 и 2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1-2_klass_okonchatelno.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

  1. Пояснительная записка

Курс изобразительного искусства МАОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени И.А. Куратова» г. Сыктывкара осуществляется по программе «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевской для четырехлетней начальной школы. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и обеспечения УМК для 1-4 классов, авторов О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской.

В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствующие уровню класса.


II. Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру - важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати-двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

10% рабочего времени отводится на изучение регионального компонента. Региональный компонент  в курсе реализуется через знакомство с культурой, традициями коми народа.

Особенности курса

1)        Сочетание иллюстративного материала с познавательным
и с ориентированным на практические занятия в области овладе-
ния первичными навыками художественной и изобразительной
деятельности.

Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.

2)        Последовательность, единство и взаимосвязь теоретиче-
ских и практических заданий.

Основной способ получения знаний — деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3)        Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт
индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выпол-
нения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4)        Практическая значимость, жизненная востребованность
результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач — главный способ осмысления мира.

5)        Воспитание в детях умения согласованно работать в кол-
лективе.

Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1.        Воспитание культуры личности, формирование интереса к
искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания
мира и самопознания.

2.        Воспитание в детях эстетического чувства.

  1. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
  2. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5.        Развитие воображения и зрительной памяти.

  1. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
  2. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
  3. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

  1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
  2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
  3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
  4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
  5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
  6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
  7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

В данной программе реализуется деятельностностный подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Контроль образовательных результатов

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимся продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса).

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен.

В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий.

Накопление отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.


III.        Описание места учебного предмета

в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом МАОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов имени И.А.Куратова» г.Сыктывкара предмет «Изобразительное искусство» изучается с 1 по 4 класс.

Курс изобразительного искусства составляет  33 часа в 1-ых классах, и по 34 часа во 2-4 классах. Общий объём учебного времени в 1-4 классах составляет 135 часов.


IV.        Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а)        формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо-
бразительного искусства;

б)        воспитание уважительного отношения к творчеству как своему,
так и других людей;

в)        развитие самостоятельности в поиске решения различных изо-
бразительных задач;

г)        формирование духовных и эстетических потребностей;

д)        овладение различными приёмами и техниками изобразительной
деятельности;

е)        воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж)        отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б)        ознакомление учащихся с выразительными средствами различ-
ных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)        ознакомление учащихся с терминологией и классификацией
изобразительного искусства;

в)        первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой
культурой;

г)        получение детьми представлений о некоторых специфических
формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (циф-
ровая фотография, работа с компьютером, элементы мультиплика-
ции и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

        Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

        Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

        Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а)        донести свою позицию до собеседника;

б)        оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе:

а)        учиться планировать работу в группе;

б)        учиться распределять работу между участниками проекта;

в)        понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;

г)        уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните-
ля, критика).

1-й класс

1.        Овладевать языком изобразительного искусства:

  • понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
  • понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
  • знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
  • знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
  • учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2.        Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искус-
ства:

  • учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
  • учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.

3.        Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра-
зительной деятельности. Владение простейшими навыками:

  • рисунка;
  • аппликации;
  • построения геометрического орнамента;
  • техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4.        Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
  • графика (иллюстрация);

        народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5.        Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и гра-
фики:

  • композиция, рисунок, цвет для живописи;
  • композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

6.        Иметь представление об искусстве Древнего мира.

        2-й класс

1.        Овладевать языком изобразительного искусства:

  • иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
  • понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
  • знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
  • знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
  • уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2.        Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искус-
ства:

  • учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
  • учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.

3.        Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра-
зительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

  • рисования цветными карандашами;
  • рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
  • аппликации;
  • гравюры;

        построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;

  • различных приёмов работы акварельными красками;
  • работы гуашевыми красками.

4.        Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искус-
ства:

  • живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
  • графика (иллюстрация);
  • народные промыслы (городецкая роспись).

5.        Изучать произведения признанных мастеров изобразительного
искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская
галерея).

6.        Иметь представление об искусстве Древнего Египта.


Содержание предмета «Изобразительное искусство»

Название раздела

Содержание раздела

Формируемые УУД

Как работать с учебником (5 ч.)

Знать, какими качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь характеризовать предметы по этим признакам (П). Выполнить практическую работу на стр. 2-3 рабочей тетради на освоение этих понятий (Н).

Коллективная творческая работа «Городок»: учиться работать в оолопах. Применять полученные знания (П).


Уметь  называть  порядок  цветов спектра (Н).

Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н). Практическая работа на закрепление материала на стр. 6-9 рабочей тетради (Н).

Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». Учиться согласованно работать в группе (П).


Иметь   представление   о   разных типах линий (Н) и уметь определять их характер (П).

Знать, что такое замкнутая линия

(Н).

Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 10-11 рабочей тетради (Н).

Коллективная  творческая работа «Солнечный денёк». Уметь применять полученные знания на практике (П). Согласованно работать в группах.

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

        Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение техоологии оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

        Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

        Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а)        донести свою позицию до собеседника;

б)        оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе:

а)        учиться планировать работу в группе;

б)        учиться распределять работу между участниками проекта;

в)        понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;

г)        уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните-
ля, критика).

Учимся видеть и говорить на языке искусства (28 ч.)

Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что хотел показать нам художник (П).

Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего (П).

Знать, что такое композиция и её

простейшие правила (Н).

Уметь использовать в своих работах

фон (П).

Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе», которая может проводиться в малых (2-4 человека) группах (Н).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

        Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение техоологии оценивания образовательных достижений.


Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

        Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

        Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а)        донести свою позицию до собеседника;

б)        оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне
одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • Учиться согласованно работать в группе:

а)        учиться планировать работу в группе;

б)        учиться распределять работу между участниками проекта;

в)        понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;

г)        уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните-
ля, критика).

Иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются   художники   для   решения своих задач (П).

Уметь   рассказывать    о    работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес» (П). Практическая работа на закрепление изученного на стр. 28-29 рабочей тетради.

Уметь объяснять, что такое пейзаж

(Н).

Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже (П).

Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета (П).

Иметь представление о филимонов-ском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое творческое задание «Морозные узоры» (П).

Иметь представление об основных свойствах акварельных красок (Н). Практическая работа: выполнение задания на стр. 36-37 рабочей тетради (Н) или практическая творческая работа «Витраж» (П). Уметь работать акварелью слоями. Практическая работа: выполнение заданий на стр. 40-41 рабочей тетради (Н).

Практическая творческая работа «Рыбка в море» (П).

Исследовать на примере приведённых на стр. 36 учебника натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения (Н). Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет», постаравшись передать в нём своё настроение (П).

Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 42-43 рабочей тетради. Творческая   работа:    выполнение наброское животных (дома или на улице) (П) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»).

Иметь представление о зарождении искусства (Н).

Творческая работа   «Рисунок   на скале» (П).

Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (П) (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках).

Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам (рабочая тетрадь).


 Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

1-й класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне

1-2

Кто такой художник.

Фантазируем     и учимся.

Тренируем наблюдательность. Детали.

2

Знать, какими качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь характеризовать предметы по этим признакам (П). Выполнить практическую работу на стр. 2-3 рабочей тетради на освоение этих понятий (Н).

Коллективная творческая работа «Городок»: учиться работать в группах. Применять полученные знания (П).

3-5

Чудо-радуга. Тренируем  наблюдательность. Цвет.

«Живое письмо». Тренируем наблюдательность: тепло и холод.

3

Уметь  называть  порядок  цветов спектра (Н).

Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н). Практическая работа на закрепление материала на стр. 6-9 рабочей тетради (Н).

Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». Учиться согласованно работать в группе (П).

6-7

Линии - какие они бывают.

Изучаем    работу мастела. Линия и форма.

2

Иметь   представление   о   разных типах линий (Н) и уметь определять их характер (П).

Знать, что такое замкнутая линия

(Н).

Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 10-11 рабочей тетради (Н).

Коллективная  творческая работа «Солнечный денёк». Уметь применять полученные знания на практике (П). Согласованно работать в группах.

8-9

Какие      бывают фигуры.

Тренируем наблюдательность. Аппликация.

2

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н).

Практическая работа на стр. 14-15 рабочей тетради (Н). Творческая работа «Любимая игрушка». Уметь применять полученные знания (П).

10-11

Что   такое   симметрия.

Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни.

2

Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии (Н).

Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных (Н).

Уметь определять симметричность фигуры.

Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции (Н).

12-14

Геометрический орнамент. Как   получаются разные   орнаменты.

РК: Орнамент Коми

3

Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Практическая творческая работа на закрепление знаний (стр. 18-19 рабочей тетради).

Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать (П). Коллективная творческая работа «Осенний букет» (Н).

15-16

Смешиваем краски (гуашь).

Тренируем наблюдательность;   дополнительные цвета.

Закрепление знаний о геометрическом орнаменте.

2

Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании (Н). Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление (П).

Выполнить гуашью или акварелью задание на стр. 20-21 рабочей тетради.

Факультативно (в группах продлённого дня или дома) можно выполнить задание по композиции орнамента на стр. 22-23 рабочей тетради (П).

17-18

Мир вещей. Твоя  мастерская: «тепло» и «холод». Что такое композиция.

Тренируем наблюдательность: фон.

2

Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что хотел показать нам художник (П).

Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего (П).

Знать, что такое композиция и её

простейшие правила (Н).

Уметь использовать в своих работах

фон (П).

Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллективная работа «Плоды на столе», которая может проводиться в малых (2-4 человека) группах (Н).

19-20

Графика.

Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация.

2

Иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются   художники   для   решения своих задач (П).

Уметь   рассказывать    о    работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес» (П). Практическая работа на закрепление изученного на стр. 28-29 рабочей тетради.

21

Пейзаж.

РК: Северные просторы РК

1

Уметь объяснять, что такое пейзаж

(Н).

Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже (П).

Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета (П).

22-23

Народные художники.

РК: Художники РК: Ермолин Р.Н.

2

Иметь представление о филимонов-ском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание на смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое творческое задание «Морозные узоры» (П).

24-26

Прозрачность акварели.

Секреты акварели: работа слоями.

3

Иметь представление об основных свойствах акварельных красок (Н). Практическая работа: выполнение задания на стр. 36-37 рабочей тетради (Н) или практическая творческая работа «Витраж» (П). Уметь работать акварелью слоями. Практическая работа: выполнение заданий на стр. 40-41 рабочей тетради (Н).

Практическая творческая работа «Рыбка в море» (П).

27

Цвета и цветы.

РК: Цветы РК

1

Исследовать на примере приведённых на стр. 36 учебника натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения (Н). Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет», постаравшись передать в нём своё настроение (П).

28

Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность.

2

Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 42-43 рабочей тетради. Творческая   работа:    выполнение наброское животных (дома или на улице) (П) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»).

30-31

Из истории искусства.

Древний мир.

2

Иметь представление о зарождении искусства (Н).

Творческая работа   «Рисунок   на скале» (П).

Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (П) (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках).

32-33

Проекты

2

Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам (рабочая тетрадь).

2-й класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне

1

Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.

1

Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях (Н).

Выполнить задания на стр. 4-7 учебника (Н).

2

Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие    цветов.

1

Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике (Н). Продолжить    изучение    свойств тёплых и холодных цветов. Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр. 8-9 учебника и на стр. 2-3 рабочей тетради (Н). Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П).

3-4

Аппликация.

2

Углубить представление о технике аппликации и её особенностях (Н). Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя (П). Выполнить задания на стр. 10-11 учебника (П) и на стр. 4-5 рабочей тетради (Н).

Коллективное   панно:   «Цветочный луг». Вспомнить основные правила выполнения   коллективной   работы. Использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета (П).

5-6

Музей искусств. Третьяковская галерея.

Обрамление картины.

РК Национальная галерея Республики Коми

2

Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (Н). Выполнить задания на стр. 12 и стр. 46-47 учебника (П). Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения.

Выполнить задание «Портрет в подарок» на стр. 6-7 рабочей тетради.

Коллективная   работа   «Портрет класса» на стр. 8-9 рабочей тетради.

7-9

Иллюстрация. Композиция   иллюстрации. Эскиз к композиции. Изучаем    работу мастера.

Развиваем наблюдательность:   наброски.

РК Знакомство с творчеством

народного художника Коми АССР Э.В.Козлова

3

Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций (Н).

Проанализировать     иллюстрации В.   Лебедева  к   книжке   «Охота». Выполнить задания на стр. 16-17 учебника.

Выполнить задания на стр. 14-15 учебника (П).

Подготовиться к рисованию иллюстрации к басне.

Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или с использованием набросков (П).

Объяснять,   что  такое   композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней

(Н).

Выполнить иллюстрацию к любой басне И.А. Крылова на стр. 12-13 рабочей тетради (П).

10-11

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

2

Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Ответить на вопросы по материалам урока на стр. 18-19 учебника (Н). Выполнить графическую иллюстрацию, похожую на гравюру, на стр. 14-15 рабочей тетради (П). Организовать  коллективную  выставку    иллюстраций    к    басням И.А. Крылова. На выставку могут быть представлены как цветные, так и чёрно-белые иллюстрации (П).

12

Для любознательных.

Русский лубок и его выразительные средства.

1

Самостоятельно изучить тему (Н), ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 20-21 учебника.

13-14

Рисунок.   Штриховка.

2

Получить понятие об объёме и форме предметов и о том, как их передать на бумаге с помощью штриховки (Н). Отработать разные виды штриховки (по направлению штриха и по плотности, выполнив упражнения на стр. 16-17 рабочей тетради (Н) и на стр. 22-23 учебника) (П). Уметь пользоваться рамкой-видоискателем.

Иметь представление о светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах (П). Выполнить задание на передачу светотени куба на стр. 16-17 рабочей тетради.

15-16

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.

2

Углубить знания о жанре натюрморта (Н).

Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником (Н).

Ответить на вопросы на стр. 24 учебника (Н).

Изучить материал на стр. 25 учебника и на стр. 18-19 рабочей тетради и нарисовать с натуры простым карандашом, стараясь передать светотень на предметах, несложный натюрморт (П).

17-18

Братья наши меньшие.

Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца.

2

Понимать  важность  зарисовок   с натуры    (Н).    Проанализировать натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера (П).

Изучить материал на стр. 27 учебника и на стр. 20-21 рабочей тетради (Н). Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры.   Продумать   композицию своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг» (П).

19-21

Растительный орнамент.

Как   получаются разные   орнаменты?

РК Коми орнамент.

3

Расширить представление об искусстве орнамента (Н). Иметь понятие о растительном орнаменте (Н). Знать, что такое элемент орнамента (Н). Ответить на вопросы на стр. 28 учебника (Н).

Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента (П).

Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях (П). Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать

(П).

Выполнить задания на стр. 32-33 рабочей тетради и на стр. 30-31 учебника (П).

Коллективная работа   «Лоскутное одеяло» на стр. 34-35 рабочей тетради (Н).

22-23

Народные промыслы России. Городецкая   роспись.

РК Народные промыслы.

2

Изучить  особенности  городецкой росписи и уметь её отличать (Н). Ответить на вопросы на стр. 32-33 учебника (Н).

Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Выполнить задания на стр. 26-27 рабочей тетради (Н). Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка» на стр. 28-29 рабочей тетради (П).

24-26

Весенние впечатления.

Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж.

РК Северные пейзажи.

3

Расширить  понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Ответить на вопросы на стр. 34-35 учебника

(Н).

Продолжить   овладение   техникой акварели   (заливка   и   набрызг). Выполнить задания на закрепление изученного материала на стр. 36-37 учебника и на стр. 36-37 рабочей тетради (Н).

Изучить материалы на стр. 37 учебника и на стр. 42-43 рабочей тетради и написать пейзаж «Весна пришла»

(П).

27-28

Колорит - душа живописи.

2

Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина (Н). Ответить на вопросы на стр. 38-39 учебника (Н).

Написать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите (П).

29-30

Бытовая живопись.

2

Расширить представление о бытовой живописи.   Исследовать   работы И. Владимирова и З. Серебряковой

(Н).

Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий. Выполнить задания на стр. 40-41 и 54-55 учебника (П). Составить   рассказ   по   картине Ф. Решетникова (Н). По желанию учащихся можно предложить им нарисовать сюжетную картинку (П). Желающие рисуют сюжетную картинку на свободную тему.

31-32

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.

2

Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта

(Н).

Выполнить задания на стр. 42-43 (Н) и 56-57 учебника (П). Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46-47 рабочей тетради) (П).

33-34

Проекты.

2

Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 22-25, 30-31, 38-39 рабочей тетради) (П).

Эти уроки могут проводиться в любое удобное   для   учителя   время   или факультативно (в группах продлённого дня).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...