Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству 2 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционное значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risov_poyasn.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» 2 класс

Изобразительное искусство как школьный предмет имеет важное коррекционное значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Все учащиеся в зависимости от сформированности умений и навыков разделены условно на 3 группы.

Учащиеся 1 группы умеют свободно проводить линии в нужных направлениях, ориентируются на плоскости листа бумаги, ориентируются в пространстве (посередине, сверху, справа и т.д.), закрашивают рисунок в одном направлении, сравнивают предметы по величине, форме, цвету, хорошо знают и различают основные цвета и оттенки цветов. Работы этих учащихся представляем на общешкольные выставки.

У учащихся 2 группы встречаются затруднения в ориентировке на плоскости листа бумаги, в проведении линий в нужном направлении, в сравнении двух предметов по величине, форме, цвету.

Учащиеся 3 группы встречают затруднения в ориентировке на листе, не соблюдают симметричность рисунка, затрудняются делить лист на глаз на равные части.      

Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года для обучения изобразительному искусству   во 2  классе отводится следующее количество часов:

Период

Кол-во часов

Неделя

1ч.

Год

32 ч

Продолжительность занятия 40 минут.  Курс имеет оценочную (5 балльную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.  

Содержательный минимум образования

Для решения задач, поставленных программой,  предусмотрены четыре вида занятий:  рисование с натуры,   декоративное рисование,   рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве.        

Рисование с натуры

Совершенствование умения обучающихся,  анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование.

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).

Рисование на темы.

Развитие умения,   отражать свои наблюдения в рисунке;  передавать сравнительные размеры изображаемых предметов,  правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве.  Важное средство нравственного и художественно – эстетического воспитания школьников. Занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных умельцев (преимущественно, игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.

Отдельные уроки для такой работы не выделяются, а отводится 10-15 минут в начале или в конце урока.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся по коррекции недостатков произношении.

Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей:  создание условий для формирования личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования  (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную,  ценностно - ориентационную).

Составляющие качества образования.

1.Предметно - информационная:

  • Формирование знаний об основных  элементах неживой и живой природе.
  • Формирование знаний учащихся о рисовании с натуры, о декоративном рисовании, рисовании по замыслу, на определенную тему.
  • Формирование  первоначальных сведений о художниках и их произведениях.

2.Деятельностно - коммуникативная:

  • Коррекция и развитие в отклонении  интеллектуального развития;
  • Коррекция и развитие преодоления неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • Развитие творческих способностей;
  • Развитие  навыка контроля и самоконтроля;
  • Развитие умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.
  • Совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками.
  • Развитие у учащихся   умения  отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов; передавать в рисунке зрительные представления.
  • Совершенствование умения обучающихся,  анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

3.Ценностно - ориентационная:

  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Воспитание целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости,  самостоятельности.
  • Воспитания речевой культуры, бережного и сознательного отношения к изобразительному искусству, как к явлению культуры;
  • Увеличение словарного запаса;

Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся,  их познавательной деятельности и личностных

Компетенции:

  1. Предметные:

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения

практических задач:

  • Формирование способности высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
  • Формирование основных видов изобразительной деятельности.
  • Формирование полного словесного отчета после выполнения рисунка.
  • Формирование умений и навыков использования изобразительных умений и навыков в различных сферах и ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям.
  • Формирование элементарного речевого мышления, художественного вкуса, интереса и любви к изобразительной деятельности.
  • Формирование умения комментировать свои действия.

      Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции

реализуются в процессе решения практических задач: 

  • Формирование знаний об изобразительном искусстве, как знаковой системе и общественном явлении, развитии и функционировании;    
  • Формирование речи специальными терминами и выражениями, использующимися в изобразительной деятельности;
  • формирование у учащихся способности к анализу, сравнению, синтезу, оценке  явлений и фактов.
  • Формирование словарного запаса.

      Культуроведческая компетенция:

  • Формирование  художественного вкуса.
  • Формирование эстетического наслаждения в ходе работы.
          2.  Общепредметные:
  • воспитание средствами данной учебной дисциплины;
  • обучение умению самостоятельно пополнять знания по изобразительному  искусству;
  • повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии

 с окружающими;

  • формирование умения получать информацию и передавать другим;
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
  1. Ключевые

       1) Деятельностно - коммуникативные способность субъекта выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс. 

      2)  Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

      - Социально - трудовая -  умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Продуктивно сотрудничать;   действовать в социуме;  осознание себя и своего места в обществе.

      - Культура личностного самосовершенствования - способность к ценностно-смысловой ориентации;  способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).

      - Ценностно-смысловая - различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов; понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать  свою роль и предназначение; способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;  целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям; принимать решение.

      3)   Информационно-методологические:

-  Учебно - управленческая - умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

-  Учебно - логическая - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды искусства, характеризовать их специфику.
                                  Содержательные линии:

1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)

2.Социально - правовая  (человек и общество, человек- человек):

-демократический стиль общения учителя с учащимся;

-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

-развитие чувства ответственности за сохранение книг;

-воспитание чувства гордости за  культуру речи;

-воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа, математический диктант  и др.

4. Экологическая (человек и природа).

5. Культура здоровья (человек и здоровье):

а)  Валеологический подход (физический и психический уровень):

-благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).

-физическое состояние учащихся (здоровье).

-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

б)  Пропаганда ЗОЖ.

Требования к уровню подготовки учащихся.

      Учащиеся должны знать:

  • Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
  • Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.
  • Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
  • Основные цвета и их оттенки;
  • Геометрические фигуры.
  • Понятия растительный и геометрический орнамент. Применение в быту.
  • Правила Т.Б при работе с красками, карандашами

      Учащиеся должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место.
  • - передавать в рисунке форму изображаемого предмета, его строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
  • - определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
  • - составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
  • - передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
  • - ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
  • - пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
  • - самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
  • - рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.


Педагогические условия и средства    реализации  стандарта.

Технологии обучения

  1. Современное традиционное обучение (классно-урочное, зачёты).
  2. Дифференцированное обучение.
  3. Педагогика сотрудничества.
  4. Проблемное обучение.
  5. Личностно – ориентированное обучение.
  6. Игровое обучение.
                                                Принципы обучения
  1. Общепедагогические:

      Принципы гуманизации:

  • принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
  • принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
  • принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
  • принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

2. Специальные принципы изучения изобразительного искусства:

      Общеметодические принципы:

  • экстралингвистический;
  • функциональный;
  • структурно – семантический;
  • межуровневых и внутриуровневых связей;
  • нормативно – стилистический;
  • исторический.

  В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении изобразительному искусству используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 

При последовательном изучении курса изобразительного искусства может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний и умений с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.   

                                    Виды и формы контроля

Формы:

  • урок, фронтальная работа,  коллективная работа.

Виды:

  • вводный
  • тематический
  • рубежный
  • итоговый

             Программное и учебно - методическое обеспечение.

Программа: 

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы под редакцией Воронковой В. В. – М.: Просвещение, 2008. – С. 191.   

  Литература:

  • Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе 8 вида. М. издательский центр «Академия», 2002
  • Обучение учащихся, 1-4 классы во вспомогательной школе: (Изобразительное искусство). Пособие для учителей. Под редакцией Петровой В. Г.   М. «Просвещение», 2003
  • Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика Москва, 2006.

Программа составлена на основе документов:

  1. Федеральный Закон от 28.12.2012  № 273 - ФЗ  «Об образовании в РФ»  
  2. Закон от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
  3. Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) "О защите прав ребенка" (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
  4. Годовой учебный календарный  график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»  на 2013-2014 учебный год.

  1. Расписание уроков.

Оборудование.

  1. Строительные конструкторы .
  2. Плоские и объемные геометрические фигуры разной величины.
  3. Плакаты с образцами несложных рисунков.
  4. Игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по математике 1 класс , УМК "Школа России" , автор М.Моро

В пояснительной записке представлены цели и задачи, основные требования к планируемым результатам  в соответствии с ФГОС...

Пояснительная записка по программе "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир).

Пояснительная записка  "Планета знаний" 2 класс(математика,русский язык,литературное чтение, окружающий мир)....

пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс

пояснительная записка к программе "русский язык" 1 класс школа России...

Пояснительная записка к программе по математике 2 класс

Пояснительная записка к программе по математике 2 класс...

Пояснительная записка к программе "Я-исследователь" (2 класс)

В пояснительной записке к программе полно представлены цели, задачи, предполагаемые результаты работы....

Пояснительная записка к программе 5.1 1 класс

Данный вариант АОП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения учащейся с ТНР с учетом особенностей психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,...

Пояснительная записка к программе 7.1 1 класс

Адаптированная образовательная программа для учащихся с ЗПР _______ составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...