программы ПНШ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Рабочая программа по  предмету «Изобразительное искусство»  для 2 класса составлена на основании следующих  нормативно- правовых документов:

·         Федерального  государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373;

·         Типового положения об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001г №196с изменениями от 10.03.2009г№216ст.41;

·         федерального базисного учебного плана и  примерного учебного плана  для образовательных  учреждений РФ, программы общего образования Приказ Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312 в редакции от 30.08.2010 №889;

·         Санитарных правил и норм (СанПин2.42.-2821 10);

·         Учебного плана МБОУ «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа» на 2013/2014учебный год;

·         Авторской программы начального общего образования  С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева,  Н.В. Долгоаршинного, М.В. Кармазина,  Н.С. Ивановой, Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство», издательство ООО «Дрофа», 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/kirzhanova-natalya-aleksandrovna159 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание разделов рабочей программы

Пояснительная записка                                                                                                                              3 - 4

Планируемые  результаты   освоения учебного предмета                                                                     5

Учебно – тематический план                                                                                                                     5

Календарно - тематическое  планирование.  Виды учебной деятельности                                          6 -  10                                                                                                              

Критерии и нормы оценки ЗУН                                                                                                               10

Материально- техническое и учебно-методическое обеспечение                                                        11

Лист внесения изменений                                                                                                                          12

                                                   

                                                       

                                                 Пояснительная записка

 Рабочая программа по  предмету «Изобразительное искусство»  для 2 класса составлена на основании следующих  нормативно- правовых документов:

  • Федерального  государственного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г № 373;
  • Типового положения об образовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001г №196с изменениями от 10.03.2009г№216ст.41;
  • федерального базисного учебного плана и  примерного учебного плана  для образовательных  учреждений РФ, программы общего образования Приказ Министерства  образования Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312 в редакции от 30.08.2010 №889;
  • Санитарных правил и норм (СанПин2.42.-2821 10);
  • Учебного плана МБОУ «Гуселетовская средняя общеобразовательная школа» на 2013/2014учебный год;
  • Авторской программы начального общего образования  С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева,  Н.В. Долгоаршинного, М.В. Кармазина,  Н.С. Ивановой, Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство», издательство ООО «Дрофа», 2012.

Обоснование выбора УМК:

  1. Соответствие содержания комплекта требованиям ФГОС начального образования.
  2. Взаимосвязь целей и задач учебно- методического комплекта с его концептуальными положениями.
  3. Реализация универсальных учебных действий, указанных в основной образовательной программе начального общего образования.
  4. Возможность выполнения программы духовно- нравственного воспитания и развития младших школьников.
  5. Индивидуализация образования посредством системы разноуровневых  заданий и других способов, позволяющих построить дифференцированное обучение.
  6. Создание условий для развития мотиваций, самообразования и формирования у учащихся приёмов исследовательской деятельности.
  7. Структурная целостность учебно- методического комплекта.

Цели  обучения предмету:

  • Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • Приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной   культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
  • Реализация нравственного потенциала изобразительного  искусства  как средства  формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
  • Развитие воображения, образного мышления, пространственных  представлений,  сенсорных навыков,  способности к  художественному творчеству;
  • Освоение  первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,  декоративно-прикладных; архитектуре и дизайне- их  роли в жизни человека и общества;
  • Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, разными художественными материалами.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета: 

  • Формирование основ гражданственности;
  • Формирование психологических условий развития  общения , сотрудничества;
  •  Развитие ценностно- смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности  личности как условия её самоактуализации.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Практических работ – 31.

 Форма контроля: практические  и исследовательские работы, проекты, творческие задания.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, дифференцированное обучение, ИКТ, здоровьесберегающая технология, системно-деятельностный подход.

Виды занятий:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись)
  • Рисование по памяти или представлению
  • Рисование на темы и иллюстрирование
  • Декоративная работа
  • Лепка
  • Аппликация
  • Художественное конструирование и дизайн
  •         Беседы об изобразительном искусстве .

Программа будет реализовываться через классно-урочную систему обучения.

Рабочая программа соответствует авторской С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева,  Н.В. Долгоаршинного, М.В. Кармазина,  Н.С. Ивановой, Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство», издательство ООО «Дрофа», 2012г.

В классе  занимается обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению родителей обучение проходит совместно со всеми учащимися класса по УМК «Перспективная начальная школа»), поэтому  в рабочую программу внесены коррекционно- развивающие задачи:

1.целенаправленное развитие социально-нравственных качеств учащегося, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях;

2.формирование устойчивой учебной мотивации;

3.развитие личностных компонентов познавательной деятельности, самостоятельности, познавательной активности;

4.развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе глаз-рука;

5.формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений, как общедеятельностных (умения выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности, выбирать адекватные средства деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку), так и интеллектуально-перцептивных (умения вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний);

Обучение  для учащегося  по  данному предмету  организовано  по  требованиям:

  1. Преподносить материал предельно развёрнуто.
  2. Отводить значительное место практической деятельности.
  3. Систематически повторять пройденный материал.
  4. Уделять должное внимание формированию культурного общения.
  5. Находить любой повод , чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика.
  6. Учитывать уровень подготовленности ученика,  особенности личности, его работоспособность, внимание. Целенаправленность при выполнении заданий.

 

Планируемые  результаты   освоения учебного предмета                                                                                         Личностные результаты:

  • Становление гуманистических и демократических ценностных  ориентаций;  формирование  основ гражданственности  , любви к семье. Уважение к людям и своей  стране ; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважение  к традициям и культуре других народов;
  • Развитие самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • Формирование эстетических  потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие  воображения,  образного мышления , пространственных представлений, сенсорных  способностей;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному  отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование  умения планировать, контролировать и оценивать  учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимать причины успеха- неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  •  Использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения художественных и познавательных  задач;
  • Овладение логическими действиями сравнения . анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • Формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
  • Формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • Овладение практическими умениями и  навыками  в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во      часов

1

Рисование с натуры

7

1

Рисование на темы, по памяти и представлению

14

1

Декоративная работа

7

1

Лепка

5

1

Беседы

1

34

Календарно- тематическое планирование. Виды учебной деятельности

раздел

№ урока

Тема урока

Содержание  программы

Виды учебной деятельности

Дата

проведения

 I четверть - «Мы рисуем осень»- 8часов

Рисование на темы, по памяти и представлению

«Мы рисуем осень». Пр.р. № 1

 Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции ,  очертания, общее пространственное  расположение, цвета изображаемых предметов. Осенние цветы, листья и грибы.

Изображать живописными средствами с натуры,  по памяти  и по представлению осенние цветы, листья, букеты, грибы. Иметь представление о композиции рисунка. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Видеть и понимать  многообразие видов художественной деятельности человека,  связанной с конструированием. Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира. Использовать стилизацию форм для создания орнамента.  Создавать объемные изображения из пластилина, используя конструктивный и пластический способ лепки.

Моё лето. Пр.р. № 2

Форма , конструкция, пропорции. Создание выразительных образов. Художественное конструирование и дизайн. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

И. Репин. Автопортрет;  Стрекоза;  Девочка с букетом; Девочка Ада;  Осенний букет.

В. Серов. Автопортрет;  Мика Морозов;  Дети; Девочка с персиками;  Девушка, освещённая солнцем.

Рисование с натуры

И снова осень к нам пришла. Пр.р. № 3

О. Ренуар. Букет хризантем;  А . Куприн. Осенний букет. Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов.

Осень- пора грибная. Пр.р. № 4.

Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов.

И. Хруцкий. Натюрморт с грибами. А. Пластов.  Летом. Грузди. И. Шишкин. Мухоморы.

Сыплются с дерева листья поблекшие. Пр.р. № 5

Развитие навыков конструктивного построения предметов. Выполнение в цвете   осенних листьев, цветов.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Осень. Музыка дождя. Пр.р. № 6

 Развитие способности чувствовать красоту цвета,  передавать своё отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Дождь в произведениях художников. Настроение в природе перед грозой и после неё.

И. Шишкин. Перед грозой; Дождь в  дубовом лесу; А Саврасов. Просёлок. Ф. Васильев. После дождя. А Куинджи. После дождя. Герасимов А. После дождя. Мокрая трасса;  Капли дождя. К. Маковский. Дети,  бегущие от грозы; А. и С. Ткачёвы. Дождик. Алфеевский В. Иллюстрации к стихотворениям Ф. Тютчева. О. Ренуар. Зонтики.

Декоративная работа

Красота обычных вещей. Цилиндр. Пр.р. № 7

Знакомство с видами народного декоративно- прикладного искусства: художественной росписью по глине. Ознакомление с русской  глиняной игрушкой.

Лепка

Осенние подарки природы. Пр.р. № 8

 Развитие приёмов работы с пластилином (глиной). Лепка овощей и фруктов.

И. Машков. Автопортрет; Фрукты на блюде; Натюрморт; Ананасы и бананы.

Рисование с натуры

Осенний натюрморт. Пр.р. № 9

Выполнение в цвете  овощей и фруктов. Использование сложного цвета при воспроизведении поверхностей различных предметов.

 Асламазян М. Праздничный натюрморт. Грабарь И. Неприбранный стол; Яблоки;  К. Петров- Водкин. Натюрморт с яблоками; М. Сарьян. Октябрь в Ереване. Б.Кустодиев. Купчиха за чаем. О. Ренуар. Плоды Средиземноморья; Лук; А. Куприн. Натюрморт с фаянсовым кувшином.

Декоративная работа

Сказочная веточка. Пр.р. № 10

Знакомство с видами народного декоративно- прикладного искусства: художественной росписью по дереву. Выполнение  эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приёмов декорирования.

II четверть- «Мы рисуем сказку»- 6 часов

лепка

Весёлые узоры.Пр.р. № 11

Древние образы и знаковый характер народных глиняных игрушек.

 Лепка народных игрушек. Использование шаблонов.

Изготавливать игрушки по мотивам народных промыслов (Дымково, Филимоново,Каргополь) Выбирать сюжет для иллюстрирования сказки. Передавать характерные  черты внешнего облика сказочного героя, его одежды, украшений. Освоить элементарные приёмы иллюстрирования  литературного произведения: передавать сюжет, композиционно правильно располагать элементы рисунка.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Сказка про осень Пр.р. № 12

Передача смысловой связи между объектами композиции.

Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень;  А. пластов. Осенний этюд; Борисов-Мусатов В. Осенняя песнь; Куст орешника

Мы готовимся к рисованию сказки. Пр.р. № 13

Правила рисования тематической композиции. Использование изображений в тематических композициях, иллюстрациях, декоративных композициях.

«Мы рисуем сказку».Пр.р. № 14

 Иллюстрирование литературных произведений. Ватагин В. Рисунки и Скульптуры животных. В. Курчевский. Ёжик.

Выполнение в цвете чучел  зверей и птиц.

Иллюстрирование сказок.

Декоративная работа

Мы рисуем сказочную птицу. Пр.р. № 15

Использование в декоративной работе линии симметрии,  ритма, элементарных приёмов кистевой росписи.

лепка

Архангельский рождественс-кий пряник Пр.р. № 16

Использование шаблонов. Лепка архангельских пряников.

Декоративная работа

Новогодняя сказка Пр.р. № 17

З. Серебрякова. Катя в голубом у ёлки.

III четверть- «Мои друзья»- 12 часов

Рисование на темы, по памяти и представлению

Зимние развлечения  с друзьями.Пр.р. №18

Тематическая композиция. Замысел художника. Накопление  зрительных впечатлений, и их использование в композиции. Эмоциональное отношение к сюжету. Основные этапы работы над композицией. Изображение зверей и птиц, фигуры человека. Пропорции, конструкция, движение.

Хендрик Ван  Аверкамп. Зимние развлечения; Зимний пейзаж с конькобежцами у замка; К. Сомов. Зима. Каток. С. Ткачёв.  В зимний праздник. Н. Романдин. Розовый вечер; К. Юон. Русская зима. Г. Цилле. Набросок.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы зимней природы, детей, зверей, птиц.  Использовать знания о пропорциях фигуры человека.

Лепка

Богородская игрушка Пр.р. №19

Лепка  по представлению сказочных животных. Использование художественно- выразительных средств- объема и пластики.

Наши друзья- животные. Пр.р. №20

В. Ватагин. Рыбка; А. Матис.  Красные рыбы. Бём Е. Силует.  Гельмерсен В. Силуэт. Дайнека А. После дождя.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Любимые сказки моих друзей. Пр.р. №21

Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам. Пигодо Ф. Китайские тени.

Красота вещей. Куб. Параллелепипед.

 Пр.р. №22

Использование изображений в тематических композициях, иллюстрациях, декоративных композициях.

Защитники земли Русской. Пр.р. № 23

Общее понятие об иллюстрации. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве.

Васнецов В. Витязь на распутье; Богатырский скок; Баян;  После побоища Игоря Святославича с половцами; Богатыри. Врубель М. Богатырь. И. Билибин. Муромец и Святогор. Н. Рерих. Илья Муромец.

Моя семья – забота и любовь.Пр.р. №24

Использование изображений в тематических композициях, иллюстрациях, декоративных композициях.

З. Серебрякова. За завтраком.  Мальчики в матросских тельняшках. Карточный домик. Автопортрет с дочерьми.  В детской. О. Ренуар. Девочка с обручем; Коко рисует; К. Маковский.  Портрет детей художника;  С. Зарянко. Портрет семьи Турчаниновых.

Мои друзья - птицы. Пр.р. №25

Ф. Снейдерс. Птичий концерт.

IV четверть- «С чего начинается Родина…»- 8 часов

беседа

Главные художественные музеи страны.

Ведущие художественные музеи России: Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и региональные музеи. Использование художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

 И. Репин. Портрет  П. М. Третьякова.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Называть ведущие художественные музеи России и своего региона.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Весенний солнечный деньПр.р. № 26

К. Юон.  Купола и ласточки;  Весенний солнечный день; У Новодевичьего монастыря весной; День Благовещения. Успенский собор Троице- Сергиевой  лавры. Васнецов А. Московский Кремль. Соборы; Оборона города.

Рисование с натуры

Мы готовимся к рисованию сказки Пр.р. № 27

Работа с живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью

К. Костанди. Гуси.

Рисование на темы, по памяти и представлению

Русские народные сказки. Пр.р. №28

Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыслом.

Васнецов В.  Алёнушка;  Л. Костакова. Коробочка «Алёнушка». К. Васильев. Гуси- лебеди.

Рисование с натуры

Красота окружающего мира. Насекомые. Пр.р. № 29

Использование элементарных навыков перспективного изображения предметов.

Цветы нашей Родины. Пр.р. №30

М. Сарьян. Полевые цветы;  Цветы; Пионы; А. Герасимов. Пионы.

Декоративная работа

Проект детской площадки.

Проект детской площадки.

Проект детской площадки.

Проект детской площадки.

С чего начинается Родина…» Пр.р. №31

Н. Романдин. Весенний день;  Последний луч; Цветущий бугор.

                                               

   Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

Ø  как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

Ø  характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

Ø  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

Ø  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

Ø  общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений:

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.

Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Материально- техническое и учебно-методическое обеспечение                                                        

•        Классная доска

•        Магнитная доска

•        Видеомагнитофон

•        Телевизор

•        Персональный компьютер

•        Мультимедийный проектор

•        Сканер, принтер

•        Музыкальный центр

  •     Портреты известных  художников.

Учебно –методическое обеспечение:

  • Авторская  программа начального общего образования  С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев,  Н.В. Долгоаршинный, М.В. Кармазин,  Н.С. Иванова, Н.М. Сокольников «Изобразительное искусство», издательство ООО «Дрофа», 2012.
  • В. С. Кузин, Э.И. Кубышкина.Изобразительное искусство. Учебник 2 класс. Москва  «Дрофа»,  2011г.

Электронное пособие:

1. «Изобразительное искусство 2 класс»

2. «Рисуем сказку» , ЗАО «Новый диск», 2008

                                                         

                                                             Лист  внесения изменений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...