Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса УМК "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Ясиновская Марина Витальевна

    Программа создана на основе:
1. Закона об образовании РФ.                                                                                                                                                                                   
2.  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.                                                                                                                                                                     
3.  Базисного учебного плана.
4. Образовательной программы по предмету «Изобразительное искусство», авторы О.А. Куревина,  Е.Д. Ковалевская.                            
5.  Примерной программы по изобразительному искусству. Москва «Просвещение» 2010г.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_isskustvo4kl.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Программа   по изобразительному искусству

соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

                                                                        Пояснительная записка.

  В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.      

 Образовательный курс  по изобразительной деятельности направлен  на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, что позволит учащимся воспринимать произведения художественной культуры и непосредственно участвовать в их созидании на основе эмоционального и визуального включения в  создание визуального мира. В процессе освоения курса  учащиеся получают   навыки овладения определенными изобразительными операциями,  учатся анализировать художественное произведение, создавать художественную картину мира, знакомиться с произведениями искусства.

 Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями.  Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них.  В том числе  – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

 Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

 Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

 Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

                           

       На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся   с  творчеством великих художников мира, а также художников края (В.  Суриков,  А.Поздеев, Т.Мирошкина, Т.Ряннель, К.Матвеева и др); овладевают способами и методами изобразительной деятельности, применяют полученные умения и навыки в создании художественной картины мира.

      Учебный курс состоит из 3 блоков:

  • культурологический, понятийный;
  • художественно-творческий;
  • трудовая деятельность.

Особое внимание на уроках  уделяется формированию у учащихся элементов культуры труда и творчества,

владению компонентами художественно-изобразительной деятельности. Важной составной частью практических       работ является освоение:

  • элементов пластики рук;
  • приёмов изобразительной деятельности;

приёмов оформления и презентации собственных работ.

                                                                         Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания

мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности

                                  Цель определяет следующие задачи:

– расширение художественно-эстетического кругозора;
– приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
– освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
– создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
– освоение простейших технологий дизайна и оформления;
– воспитание зрительской культуры.

                    Цели и задачи курса соответствуют  целям и задачам школы и МО.

                                    Особенности курса.

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательными с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

                           

                              Основной способ получения знаний – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

 3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

     

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

                                                 

    Программа создана на основе:

1. Закона об образовании РФ.                                                                                                                                                                                    

2.  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.                                                                                                                                                                      

3.  Базисного учебного плана.

4. Образовательной программы по предмету «Изобразительное искусство», авторы О.А. Куревина,  Е.Д. Ковалевская.                            

5.  Примерной программы по изобразительному искусству. Москва «Просвещение» 2010г.

         

                               Данная программа классифицируется как компилятивная.

    

 Рабочая программа составлена на 34часа  в год:  1 час в неделю,  на основе учебного комплекта «Школа 2100».

                                                      

                                                 

                                               СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

п/п

Наименование разделов

Кол – во

часов

Планируемые результаты

 

Элементы содержания программы

Система оценки

Дата

 1.

Основные художественно - эстетические понятия.

15ч

 1. Культурологические: средства художественной выразительности, целостный образ произведения искусства, музейная культура, анализ художественного произведения.

2. Художественно-изобразительные: средства художественной выразительности в живописи, скульптуре и архитектуре (ритм, колорит, фактура, композиция), ассоциации, свет и тень, пленэр, декорации.

  Настроение в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Законы построения произведения искусства.

Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция).

Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр как синтетический вид искусства (образ обрамления и оформления).

Беседы, выставки работ, участие в конкурсах школьного и районного масштаба.

Творческие конкурсы; устные сообщения; оформление книг;

составление композиций.

03.09. – 17.12.

2.

Основы композиции.

12 ч

1. Общее представление о художественных материалах.

Правила работы  с инструментами, используемыми в практической работе при выполнении художественных произведений различных видов.

2. Основы композиции.

Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного художественного изобразительного (цвет, форма, воздушная и линейная перспектива, колорит, композиция, фактура) и пластического образа (фактура материала, его пластичность).

3. Компоненты изобразительной деятельности.

Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция, свет и тень).

Взаимосвязь художественного образа и ассоциаций.

Простейший анализ художественного произведения (художественный образ как единство формы и содержания), его структура.

Роль эмоционального состояния при создании художественного образа.

1. Средства художественной выразительности.

2. Обобщенные знания о единстве формы и содержания как средства существования изобразительного искусства.

.

Беседы, выставки работ, участие в конкурсах школьного и районного масштаба.

Конкурсы художников в классе.

24.12. – 01.04.

3.

Из истории развития искусства.

Знакомство с особенностями современного дизайна, фотографии, компьютерной графики.

Восприятие художественного образа как средство гармонизации человека в контексте художественного процесса.Музеи мира .


От искусства Нового времени к искусству современности. Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства и связи утилитарного и эстетического в них.

Беседы, выставки работ, участие в конкурсах школьного и районного масштаба.

08.04. – 20.05.

                           

                                                  Календарно- тематическое планирование

                                                           1ч в неделю, всего - 34 часов

№п\п

                                                 

                                     Тема урока

Кол-во часов

           

          Тип урока

                    Дата

   

  План

     факт

Основные художественно - эстетические понятия.

15 ч

1

Монументальная живопись. Фреска. Мозаика. Витраж.

Комбинированный

03.09.

2

Русская икона. Звенигородская находка.

Комбинированный

10.09.

3

Монументальная скульптура. Экскурсия к памятнику героям войны.

Комбинированный

17.09.

4

На пути к мастерству. Дары природы. Натюрморт.

Комбинированный

24.09.

5

Родная природа. Поэт пейзажа.

Комбинированный

01.10.

6

Уроки волшебного карандаша (светотень).

Комбинированный

08.10.

7

Уроки волшебного карандаша (объём рельефа).

Комбинированный

15.10.

8

Законы композиции. Натюрморт «Овощи и кувшин».

Комбинированный

22.10.

9

Летние зарисовки.

Комбинированный

29.10.

10

Твоя мастерская. Зарисовки животных.

Комбинированный

12.11.

11

От зарисовок к иллюстрации. «Твой пушистый друг».

Комбинированный

19.11.

12

Твоя мастерская: гризайль и отмывка.

Комбинированный

26.11.

13

Наш театр. «Ёжик и сосна».

Комбинированный

03.12.

14

Пространство на бумаге. Линейная перспектива.

Комбинированный

10.12.

15

Рисование сказочной птицы.

Комбинированный

17.12.

                                             

                                                                                          Основы композиции.

15 ч

16

Народные промыслы. Резьба по дереву.

Комбинированный

24.12.

17

Элементы орнамента.

Комбинированный

14.01.

18

Разработка композиций  на основе орнамента.

Комбинированный

21.01.

19

Поздравляем мам. Рисование анютиных глазок.

Комбинированный

28.01.

20

Русские узоры. Рисование мифических животных.

Комбинированный

04.02.

21

Декоративный фонарь.

Комбинированный

11.02.

22

Фигура человека. Пропорции.

Комбинированный

18.02.

23

Наброски с натуры фигуры человека.

Комбинированный

25.02.

24

Рисование фигурки сказочного героя.

Комбинированный

04.03.

25

«Сказочный мир». Коллективное панно.

Комбинированный

11.03.

26

Родная история и искусство. Изготовление «Альбома Славы».

Комбинированный

18.03.

27

Чудеса акварели. Рисование весенней ветки или цветка.

Комбинированный

01.04.

Из истории развития искусства.

28

Новые виды искусств: дизайн и фотография.

Комбинированный

08.04.

29

Настенный календарь.

Комбинированный

15.04.

30

Учимся видеть: Эрмитаж.

Комбинированный

22.04.

31

Шедевры живописи.

Комбинированный

29.04.

32

Китайский рисунок кистью.

Комбинированный

06.05.

33

Алфавит. Шрифтовая композиция на свободную тему.

Комбинированный

13.05.

34

Картины известных художников.

Комбинированный

20.05

                                   

                                                  Список  литературы  для   учащихся,  учебники.  

                       Для реализации программного материала используют следующие учебные пособия:

Учебник - Изобразительное искусство « Разноцветный мир» -4 кл. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Москва « Баласс» 2011г

Рабочая тетрадь к учебнику « Изобразительное искусство» « Разноцветный мир» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Москва

 « Баласс» 2011г

                         В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») для 14 классов (авт. О.А. Куревина, Е.А. Лутцева), в которых содержится материал общеэстетической направленности. Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а также видеофильмов «Прекрасное рядом с тобой» и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»), реализующих концепцию и замысел авторов курса.

                                                         

Методические пособия для учителя.

              Методические рекомендации для учителя по учебнику «Изобразительное искусство» О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Москва « Баласс» 2010г  (Образовательная  система « Школа 2100)  -М: Баласс 2010г

           

                   Контроль и оценка  результатов обучения.И.А.Моисеев. Москва.«Вако» 2010г.

                 

Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  • Планируемые результаты начального общего образования. М.:  Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

                   Печатные пособия: плакаты по изобразительному искусству, карточки;

                   Экранно – звуковые пособия: презентации;

                  Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска «SMART»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс, "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Школа 2100" составлена на татарском языке....

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс, "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Школа 2100" составлена на татарском языке....

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа 2100"

Пояснительная запискаКалендарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс. Школа 2100

Пояснительная запискаРабочая программа  по изобразительному искусству во 2 классе составлена   в соответствии с документами: 1. Федеральный  Закон  от 29.12.2...

рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "ШКОЛА-2100"

Программа по изобразительному  искусству направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстране...

Рабочая программа по изобразительному искусству.1 класс. Школа 2100.

Включает Рабочую программу и Тематическое планирование....