Фольклорный праздник "Народный промыслы России"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Жакупова Ольга Викторовна

 Система преподавания уроков  ИЗО по программе Б.М. Неменского.  Сценарий фольклорного праздника в 3 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_promysly.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника

в 3 классе

«Народные промыслы России»

(фольклорный праздник)

ИЗО и художественный труд

Цели:  познакомить учащихся с историей народных промыслов; познакомить с народными играми; рассмотреть виды матрёшек: загорской, семеновской и полховской; развивать воображение, творчество; воспитывать  познавательный интерес к народному искусству, чувство гордости за мастеров  нашей страны.

Оборудование: выставка работ учащихся и их родителей (хохломская роспись, дымковские игрушки, филимоновские); записи русских народных мелодий и песен «Калинка», «Русская матрёшка», «Весёлые матрёшки», «По малину в сад пойдём», сбор иллюстрированного материал разнообразные фотографии, репродукции, рисунки. В подготовке праздника активно участвуют родители учащихся (изготовление костюмов, оформление класса).

Оформление праздника:

На классной доске или на стенах актового  зала:  развёрнута выставка рисунков учащихся, репродукции,  рисунки.  На столиках:  поделки учеников матрёшки-сувениры, книги о народных промыслах.

Дети одеты в русские народные костюмы: девочки в сарафанах или юбочках с кофточкой, в платочках и фартучках; на мальчиках – брюки, белые рубашки с нашитой тесьмой.

Ход праздника

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости!

 Мы пригласили вас сегодня на фольклорный праздник. Мы расскажем вам о  народных промыслах России. Встречаем гостей из разных областей!

       Звучит народная мелодия,  входят дети.

Рассказы о народных  промыслах

1-ый гость: Мы к вам прибыли из старинной русской слободы Дымково, которая расположена недалеко от города Хлыново (так раньше назывался город Вятка) и привезли вам в подарок дымковскую игрушку.

2-ой гость:      Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Сырости сырой,

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично.

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

1-й гость.     Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково. Игрушка была самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием - свистунья. А почему свистунья? Послушайте. Что об этом рассказывает легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель, Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник от свиста, которого отлетали маковки на теремах. Шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.  С тех пор и отмечают горожане свой праздник- свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в руке.

1.Барашек–свисток                   2.Утка-Марфутка

Левый рог-завиток                     Бережком идёт,

Правый рог-завиток,                  Уточек-Марфуточек

На груди-цветок.                         Купаться ведёт.

3.Бока крутые,                          4.Индя – Индя - Индючок

Рога золотые,                               Ты похож на сундучок,

Копыта с оборкой,          Сундучок - не простой-

На спинке Егорка                         Красный, белый, золотой!

Звучит народная музыка «Калинка», танцевальный коллектив танцует для гостей.

Учитель: Ассортимент дымковских игрушек разнообразен: уточки-крылатки, барашки, лошадки, всадники на конях, барыни, няньки, гусары, водоноски. Наконец, целые композиции, например; доярка с коровой, всадник на коне и т. д.  А любимый герой - конёк «Дымок». А вот его брат конёк «Огонёк» из села Филимоново в Тульской области. И дымковская и филимоновская игрушки создают мастера из пластичного материала-глины. Мастера не стремятся к правдоподобности. Их игрушки сказочные.

Ученик: Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми  хвостами вывозят на него колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, от того на дымковских и филимоновских игрушках  появились яркие круги и полосы. Похожие на солнце и его лучи.

Учитель: Итак, образ коня - древний, связанный с культом солнца. Древний человек думал и верил в то, что если солнце нарисовать в виде красных кругов на игрушках или сделать в виде коня и иметь рядом с собой, то они охраняют его от бед и несчастий, принесут достаток и радость в дом. Филимоновские коньки и игрушки отличаются чрезмерно длинной шеей и полосами.

На празднике «Свистунья» горожане играли в разные игры. Мы сейчас познакомились с игрой «Горелки». Проходит она так: Вы становитесь парами позади своей матрёшки. Напротив стоит водящий с ярким платочком  в руке. Как только мы с вами произнесём слова: «Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо - птички летят!» последняя пара расцепляет руки и бежит к платочку. Кто схватит его первым, тот победил в паре и т.д. Далее пары составляются из победителей, и игра продолжается  до первого выигравшего.

Спасибо, гости дорогие. Порадовали  вы нас своими подарками. Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кто ещё к нам приехал.

                                  Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

            А всего одна игрушка.

Учитель: Правильно. Это наша матрёшка.  Русской матрёшке свыше 100 лет.

Учащиеся исполняют песню «Русская матрёшка» (слова Ю. Жулькова, музыка В.Казелина).

Кто матрёшку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь всплеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и ой, гуляй теперь по свету,

Весели себя, честной народ».

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверено идёт.

Выступает гордо, величаво

С удалой улыбкой на лице,

 И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере творце!

В класс входят 3 девочки, в руках несут матрёшек.

Учитель:  До чего же вы, матрёшки, красивые! И откуда вы пришли к нам? Кто подарил вам такие наряды?

1-я гостья   (держит в руках  загорскую матрёшку) Я пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. В России мы, матрёшки, появились в конце 19 столетия. В старинной подмосковной усадьбе Абрамцево собрались многие замечательные русские художники. Попала как-то к ним японская деревянная игрушка – кокэси. Это была фигурка японца, а в ней - мал-мала  меньше - фигурки  всех членов его семьи. Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звёздочкина  выточить игрушку, похожую на эту, но только свою, русскую матрёшку. Потом матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась первая русская матрёшка. Игрушка изображала женщину в сарафане, с петухом в руках. А в ней фигурки девочек и мальчик, последним же был спеленатый малыш.

2-я гостья (держит в руках семёновскую матрёшку). Нас, семёновских матрёшек, расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, и край платка украшен цепочкой небольших бутонов.

(Дети рассматривают цветную репродукцию.)

3-я гостья (держит в руках полховскую матрёшку)

Я - Полхов-Майданская матрёшка. Появилась я на свет не случайно и сравнительно недавно - в 20-х годах прошлого века. Есть такое село в нашей Нижегородской области – Полхов-Майдан. Село большое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и  красят «тарарушки» - так называют мастера свои игрушки. Занималось этим делом не одно поколение сельчан.

  Урожаи в здешних краях  были скудные, народ жил голодно. Спасал мужика только лес да умелые руки: мастерили - деревянную утварь. Красить свои изделия начали позже, так, как нигде  не рисовали. Краски брали самые яркие.  Голова у меня чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Платок у меня ярко- красный, юбка – фиолетовая. На голове, по центру платка,  голубой  трилистник с жёлтой сердцевиной, а прямо из-под него – жгучие, кольцами, кудри. Самое яркое пятно - мой фартук. Расцвёл на нём чудо-букет.

 На зелёной изгибистой ветке - разноцветные цветы, бутоны, ягоды.

Гости – матрёшки (хором):

Мы - весёлые сестрицы!

Мы - матрёшки - озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим в прятки поиграть!

Гости – матрёшки и остальные учащиеся весело танцуют.

Звучит песня «Весёлые матрёшки» (сл. Некрасовой,  муз. Слонова).

Мы – весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки!

В сарафанах наших пёстрых,

 Ладушки, ладушки,

Мы похожи словно, сёстры,

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки  

Раскраснелись наши щёчки,

Ладушки, ладушки!

А теперь с матрёшками мы поиграем в игру «Угадай». У матрёшек платочек. Как только заиграет музыка, они начнут его передавать, за спиной по кругу. А вводящий (мальчик) будет в кругу. Кончится музыка - замрите, пусть он угадает у кого платочек.

Учитель: Спасибо, матрёшки за ваш рассказ! А сейчас послушайте легенду и отгадайте, о каком народном промысле она рассказывает.

  Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетели к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и её накормил пшеном.  Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом. Коснулась его посуды - и она стала золотой.

Ученики: Хохломская роспись.

Учитель: К нам приехали хохломские мастера. Встречайте!

Выходят  ученики, в руках держат посуду, украшенную хохломской росписью.

1-й гость: Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по - своему. Кроме птиц нарисованных вырезают и посуду в виде птиц, чаши, ковши. Очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, ягоды, землянику, смородину, рыбину, калину.

2-й гость:       Простые по форме, а радуют взор.

            Богат и наряден чудесный узор.

                        По золоту фона затейливой змейкой  

                                   Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка.

                        А где-то Кудрины по чёрному полю

                                   Мерцают, как звёзды, в небесном раздолье.

                        Ещё характерен для всей Хохломы

                        Чудесный рисунок волшебной травы.

Учитель: Золотую посуду продавали народные умельцы в селе Хохлома и она стала называться хохломской. Много хохломы и других красивых вещей продавались на ярмарках. Они были шумными, весёлыми народными праздниками. Ходили на них  не только продавцы или покупатели. Но и просто полюбоваться работами народных умельцев, посмотреть весёлые представления бродячих скоморохов, поучаствовать в играх.  Одна из таких старинных русских игр «Золотые ворота». Два игрока встают парой, образуя ворота. Дети цепочкой проходят у них под руками и поют  :                                            «Золотые ворота

                                     Пропускают не всегда

                                 Первый раз прощается,

                          Второй запрещается,

                                                     А на третий раз не пропустим вас!»

При последующих словах водящие отпускают руки и ловят того, кто в этот момент в воротах. Два пойманных становятся водящими, и игра продолжается.

Итог праздника

Учитель: Понравились ли вам ребята народные игры? Будите в них играть? Закончили мы свой рассказ о народных промыслах. Вы узнали о дымковской, филимоновской игрушках, о загорской,  семёновской,  полхов –майданской  матрёшках, о хохломской посуде.

  Народная пословица говорит:  «Хороша работа -  два века живёт». А мы можем добавить: « Живёт и того больше, когда её знают, хранят и берегут». До сих пор в хохломе, Филимонове, Семёнове, Дымково, работают народные мастера. Своё редкое умение мастера получили от предков - дедов, прадедов – и  передают его молодым. Хотелось бы, чтобы и вы запомнили всё, что услышали сегодня.

Ученики поют частушки  (автор не известен):

Велика Россия наша,                                         Я куплю себе свистульку.

И талантлив наш народ.                                    Буду трели выводить.

О Руси родной умельцах                                   Мастеров из славной Дымки

На весь мир молва идёт.                                    Никогда нам не забыть.

Золотая хохлома,        Любовались гости чудом,

Ею не налюбуются:        Громко восхищалися -

И в Париже, и в Нью-Йорке        Городецкой красотой

Хохлома красуется        Сражённые  осталися.

В гжели делают посуду-        Наша русская матрёшка

Сколько радости для глаз!        Не стареет сотню лет.

Подрастают мастерицы,        В красоте, в таланте русском

Может быть, и среди нас.        Весь находится секрет.

        

                                                   Ты играй, моя гармошка,

                         Ты, подруга, подпевай,        

        Мастеров Руси Великой

        Во весь голос прославляй!

Родители и дети  рассматривают поделки на выставке. Звучит русская народная музыка.  Жюри выбирает лучшие поделки, награждает призами детей. В заключение праздника   проводится чаепитие.

Список использованной  литературы:

1. Елсукова Н.,  Короб чудес. г.Йошкар-Ола:  «Марий Эл учитель», 1996 г.

2.Шпикалова  Т.Я.,  Воспитание памяти исторической, культурной и народной.  «Начальная школа № 1», 1994 г.

3. Сироткина Е.Я.  Как поддержать интерес ребёнка и изобразительному искусству.   «Начальная школа № 2», 1997 г.

Использованные материалы

1.Фото автора

2. Песня «Русская матрёшка» (слова Ю. Жулькова, музыка В.Казелина).

       3. Песня «Весёлые матрёшки» (сл. Некрасовой,  муз. Слонова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Народные промыслы России

Презентация содержит 10 слайдов. Может использоваться на уроках изобразительного искусства и технологии, а также во внеклассной работе....

Презентация "Народные промыслы России"

Данную презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства и окружающего мира...

Народные промыслы России 18 века

Материал подготовлен к уроку. Оформлен в виде презентации. Может быть использован и на классном часе....

Народные промыслы России.

Классный час из серии мероприятий патриотической направленности....

Урок ИЗО «Народные промыслы России. Городецкая роспись»

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса ОС "Школа 2100"...

Ярмарка народных промыслов России

Сценарий фольклорного праздника рассказывает о самых значимых народных промыслах России....