Главные вкладки

    План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 1 класс) по теме:
    План-конспект урока по ИЗО (1 класс) по теме: "Узор в полотенце"

    Шаркова Светлана Геннадьевна

    Познакомить учащихся со старинной народной вышивкой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Узор в полотенце58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Автор, разработчик: Шаркова Светлана Геннадьевна

    Предмет:  Изобразительное искусство

    Класс: 1

    Тип урока: урок изучения новых знаний

    Тема: «Узор в полотенце»

    Технология построения урока: индивидуальная, практическая работа

    Время: 45 мин

    Методы:

    • По способу подачи информации:

    - словесные: беседа, объяснение, инструктаж;

    - демонстрационные: демонстрация готового образца;

    - практические: рисование фломастером

    • По видам деятельности учащихся: творческая работа
    • По управлению деятельностью учащихся:

    - эвристическая беседа;

    - алгоритм действий.

    Педагогические технологии:

    - личностно - ориентированного обучения;

    - объяснительно – иллюстративного обучения;

    - словесной продуктивной и творческой деятельности;

    - педагогика сотрудничества (учебный диалог);

    Планируемые  результаты:

    Личностные результаты:

    • овладение средствами художественного изображения;
    • освоение древних корней искусства своего народа;
    • формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям и культуре своего народа;
    • развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством

    Метапредметные результаты:

    • развитие художественно - образного мышления;
    • развитие фантазии, воображения;
    • умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства;
    • умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве

    Предметные результаты:

    • умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
    • уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте;
    • знать особенности уникального крестьянского искусства;
    • знать значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки).

    Цель: познакомить учащихся со старинной народной русской вышивкой

    Основные термины, понятия: вышивка, орнамент, древо жизни, берегиня.

    Задачи:

    Образовательные:

    • сформировать понятие об орнаменте, вышивке

    Развевающие:

    • развивать логическое и образное мышление
    • развитие стремления к творческой самореализации средствами изобразительной деятельности;

    Воспитательные:

    • воспитывать толерантное отношение друг  к другу, взаимное сотрудничество;
    • формирование чувства радости от результатов творческой  деятельности;
    • воспитывать усидчивость, аккуратность;
    • способствовать формированию любви к национальному искусству

    Оборудование: для учеников: клеёнки, бумага в клетку формата А 4,  фломастеры, салфетки;

    для учителя: изделия  с вышивкой народных мастеров, образцы орнаментов

    ТСО: компьютер, экран, проектор, презентация по теме.

    Структура занятия.

    1. Психологический настрой учащихся.

                     Организационный момент. Создание благоприятной рабочей обстановки.

    1. Изучение нового материала
    1. беседа.
    2. показ слайдов и сообщение задач.
    1. Практическая работа детей.
    2. Итог.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной рабочей обстановки.

    2. Изучение нового материала.

    - Здравствуйте,  ребята! В Древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками. Вышивкой украшали одежду, полотенца, платки и другие предметы быта (слайд № 3)

        Самодельные изделия использовались в русском домашнем обиходе до второй половины XIX в., а в некоторых местах и позже. К ним относятся и полотенца (убрус, рукотел, утиральник, плат и др.), имевшие различное применение.

        В некоторых русских областях до сих пор различают утирку или рушник, служившие для вытирания рук, которые мало или совсем не украшены, и полотенца,  предназначенные для убранства дома в праздник, по случаю каких-либо семейных событий.

        Особенно  богато украшалось большое рукобитное полотенце, так называемое стеновое. После того как «ударят по рукам», т.е. договорятся о свадьбе, его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало. Что невеста просватана. А он кидал полотенце своей родне. Полотенцем украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали его к дуге повозки (слайд № 4).

         Дарные полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, украшались меньше, чем рукобитные, и в последствии они нередко служили утирками. Девушки сами вышивали полотенца для свадьбы долгими зимними вечерами.

         Полотенцем накрывали невесту, когда везли в церковь. Им же связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни.

        Полотенце использовали в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронных и поминальных (слайд № 5).

       Роль полотенца усиливалась нанесенным не него орнаментом.

    Орнамент - (от латинского - украшение) - узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.

    Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные (слайд № 6). По технике выполнения – вышитые, тканые, набивные и вывязанные (слайд № 7).

       - Прилетела пава, села на лаву

         Распустила перья, для всякого зелья

     Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами – розетка, является изображением мирового дерева, древа жизни (слайд № 8).

         Посмотрим другую вышивку и увидим изображение «ладьи», которая как бы движется прямо на нас. Головы, шеи и грудки птиц развернуты в стороны как у лошадей, несущих в одной упряжке (слайды №9-12). В следующем орнаменте разглядим растение и увидим в нем очертания женской фигуры с поднятыми вверх руками. Это образ Матери-Земли, которая для крестьянина была словно живое существо: засыпало на зиму и просыпалась весной. Ясен и смысл узора – он говорит о приходе весны, расцвете природы (слайд №13).

     Птицы на деревьях, это посредники между миром живых и миром мертвых, а так же связано представление о свете, тепле, что с их прилетом приходит на землю весна (слайд № 14).

      Лебеди в вышивке являются олицетворением верной любви, чистоты. Уточки – знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия.

       На узоре другого полотенца изображена женская фигура, которая держит под узцы двух коней. На них восседают всадники, по жесту рук видно, с каким почтением обращаются они к небу, и к Матери-Земле. Перед нами зримый образ встречи весны (слайд № 15).

        Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. 
    Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами.

    Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному : великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека (слайд №16).

       Чтобы создать орнамент надо знать принцип его построения.

        Обязательным условием построения орнамента является соразмерность его частей, плавность и ритмичность линий, образующих его. Для узоров русской вышивки характерна симметрия - закономерное расположение основных линий, форм, красок.

    Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный.

    Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, вселенная представлялась озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть). Белый цвет почитался как символ красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь.

    Красный цвет – символ огня в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно - солнышко, красна - девица).

    Физкультминутка.

     Сообщение ученикам учебных задач при выполнении композиции:

    1. Правильно составить орнамент.
    2. Аккуратная работа графическим материалом.
    3. Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:

    а) целостность композиции

    б) цветовое сочетание

    в) аккуратность выполнения работы

      Способы решения задачи: (техника выполнения работы):

         Вам предстоит придумать композицию орнамента  праздничного  полотенца,  предназначенное для убранства дома в праздник, которое принесет в ваш дом не только красоту, но и мир, и добро.

    Творческая практическая деятельность учащихся. (Во время практической работы – целевой обход и консультации учителя).

    При выполнении работы дети используют полученные знания на уроке.

    Во время практической работы, негромко звучит русская народная музыка.

    Самоанализ.

    В конце занятия работы вывешиваются на доске и рассматриваются. Каждый ребенок может высказать свое мнение о работах своих одноклассниках и особо выделить выразительно выполненные.

    Рефлексия. Подведение итогов  урока.

    1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

    Учитель. Давайте сейчас посмотрим ваши рисунки.

    -Удалось ли, вам справиться с поставленной задачей? (Обсуждаются рисунки детей).

    Да, красиво, интересные работы получились. Молодцы!

    2. Обобщение.

    - Что нового мы узнали на уроке? (ответы учеников).

    - Чему научились на уроке? (ответы учеников).

    3. Уборка рабочего места.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по ИЗО 3 класс по теме "Художник в цирке"

    урок по программе Неменского Б. М, плюс презентация...

    План-конспект урока по математике 1 класс по теме: "Сложение и вычитание в пределах 10"

    План -конспект урока по математике 1 класс "Сложение и вычитание в пределах 10. Повторение пройденного."...

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    План-конспект урока по математике ( 1 класс) по теме : "Знакомство с компонентами вычитания"

    Урок математики в 1 классе по теме "Знакомство с компонентами вычитания" .УМК "Развивающая система  Занкова". Урок построен в соответствии со  всеми требованиями ФГОС НОО....

    План-конспект урока ИЗО в 1 классе по теме: В чём красота зимы. Изображение снежинки.

    Наша общая цель - научить ребёнка видеть красоту, созданную природой, воспитать чувство прикрасного в природе через живопись, поэзию, музыку. На данном уроке дети учатся сравнивать  "зимнюю красо...

    конспект урока по математике 1 класс по теме "Счёт в пределах 10"

    Тема: Закрепление состава числа 6, 7, 8, 9, 10. Тип урока: Повторение и обобщение изученного материала.  Цели и задачи урока  Предметные уменияОсновные задачи-обобщи...

    Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по теме "Узоры, которые придумали люди. Роспись тарелки."

    Представлен конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по программе Б.М. Неменского. Автор знакомит детей с понятием "орнамент", различными видами орнамента и изобразительной деятельности. Д...