Открытый урок по изобразительному искусству
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Телякова Ольга Владимировна

Урок был проведён в 5 классе. Тема урока: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие  промысла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Атюрьевская средняя общеобразовательная школа №2»

Открытый урок                   по изобразительному искусству,

проведённый в 5 «а» классе

Учитель: Телякова О.В.

Тема: Искусство Жостова. Истоки и современное развитие  промысла.

Цели: продолжить знакомство с народными художественными промыслами;

           познакомить с историей развития искусства Жостова, рассмотреть

           особенности росписи жостовских подносов; выполнить набросок

           жостовского подноса; развивать творческое воображение, память,

           эстетический вкус; воспитать уважение к народным мастерам-

           умельцам, любовь к изделиям народного промысла,

           самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: образцы произведений народного промысла; рисунки-

                           образцы, заготовки формы подноса; альбом, карандаш,

                           ластик, акварель (гуашь), кисти, баночки с водой, палитра,

                           ветошь, аудиозапись народных песен.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Приветствие учащихся.

- Проверка принадлежностей.

  1. Повторение и закрепление изученного материала.

- Ребята, прочитаем запись на доске.

- Что такое народное искусство?

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного ДПИ создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню и др. А расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет.

Давайте вспомним что такое орнамент?

Произведения народного искусства известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом. Иностранцы проявляют большой интерес к произведениям народного искусства России.

В данный момент в Стразбурге, а это во Франции проходит международная выставка творческих изделий, в которой принимает участие и наша Мордовия, она представляет Россию. Выставка будет проходить до Нового года.

Вот уже несколько уроков мы посвятили изучению одного из направлений народного искусства-народные художественные промыслы.

- Вспомним, ребята, с какими народными художественными промыслами вы знакомы?

- Можете ли вы показать их на нашей небольшой выставке?

- Что бы вы могли рассказать о каждом из этих народных промыслов?

- Какие цвета использовали мастера для росписи Дымковской игрушки?

- Какой краской выполняется роспись по гжельским изделиям?

- А какого она цвета?

- Почему же роспись получается синей?

- Какова особенность Городецкой росписи?

- Есть ли незнакомый для вас промысел?

  1. Сообщение темы урока.

- А сегодня узнаете ещё об одном народном промысле – Искусстве Жостово и выполним рисунок Жостовского подноса.

  1. Объединение нового материала.

а) Вступительная беседа.

- В начале 19в. в д. Жостово Московской области возник промысел по производству лакированных металлических подносов с росписью.

Первые подносы были из папье-маше, производством которых занимались купцы Лукутины и Вишняковы. Но т.к. такие подносы были непрактичные, их сменили металлические подносы. К середине 19в. железные лакированные подносы стали очень популярны. И вот уже почти 200 лет радуют нас диковинные букеты на подносах разнообразной формы и размеров.

Традиционный мотив жостовской росписи – цветочный букет на черном фоне.

В букете можно увидеть нежные и яркие оттенки. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов-роза, алый мак, звёздчатые астры или георгин. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополняют композицию более мягкие цветочки ромашки, васильки, колокольчики.

Рядом с цветами можно увидеть и фрукты.

Интересно то, что жостовские мастера не работают по образцу, перед ними нет живых цветов. Они пишут по воображению.

- Кроме традиционных чёрных подносов бывают синие, красные, зелёные, жёлтые и многих других цветочных оттенков.

По форме подносы могут быть прямоугольными и овальными. По размеру огромные и крошечные.

Среди замечательных художников Жостова можно отметить супругов Кледовых. Они удостоены звания – заклуженный художник РФ. Однако их творческие принципы совершенно различны. Муж пишет традиционно- только на чёрном фоне, а его жена считает, что традиция должна развиваться, поэтому для своих подносов она использует разнообразные цвета фона.

Так же известны художники А.Лезнов, Н.Можаев и многие другие, чьи работы радуют своей красотой.

Художники жостовского промысла передают своё мастерство от отца к сыну или дочери, из поколения в поколение.

- Жостовские мастера пишут масляными красками разбавленными льняным маслом и скипидаром. Палитрой служит им стекло. Используют самые лучшие беличьи кисти. Кладёт мастер поднос на колени и вращает его, подставляя под кисть нужное место для росписи.

б) Объяснение предстоящей работы.

- Сейчас вам предстоит выполнить рисунок жостовского подноса. Для этого сначала нужно:

1) определить расположение листа (вертикально или горизонтально);

2) определить форму и размер подноса;

3) выполнить линейный рисунок подноса (очертания);

4) затем можно приступить к работе с акварелью.

- Повторим порядок предстоящей работы.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

6. Итог работы.

- С каким народным промыслом познакомились на уроке?

- Почему поднос называется Жостовский ?

- Работу над росписью подноса продолжим на следующем уроке.

7. Оценивание учащихся.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по изобразительному искусству

Открытый урок по изобразительному искусству на тему "Декоративные узоры в татарском национальном костюме"...

Конспект открытого урока по изобразительному искусству

Декоративное рисование. Городецкие узоры. Роспись разделочной доски.Знакомство с произведениями народного декоративно - прикладного искусства....

Конспект открытого урока по изобразительному искусству

«Декоративная сказка. Рисование кистью декоративных элементов павловопосадской росписи. Самостоятельное составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев. Ознакомление с росписью мастеров из Па...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого урока по изобразительному искусству. 1 класс. Тема урока: «В гостях у сказки»

Провести обобщение по теме изобразительного искусства «В мире сказок"; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительног...

Открытый урок по изобразительному искусству 1 б класс Тема: Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве.

Урок был представлен в рамках методического семинара. Цель: создать условия для знакомства с основными и составными цветами и научить получать цветовые смеси с помощью трех красок  чере...