"Путешествие карандаша и кисточки".
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Рабочая программа кружка для 2 класса по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_karandasha_i_kistochki.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

«Утверждаю»

директор МБОУ Ершовской

СОШ имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова

__________Т.В. Гарькавая

«____»_________2013 год

  Приказ № 449 от 02 се6нтября 2013 года                                    

«Согласовано»

зам. директора по УВР

____________Т.Н. Винивитина

«____»_________2013 год

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № 1

от 28 августа 2013 года

Руководитель ШМО______Л.Н. Савраскина

 

 

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности  во 2 «А» классе

  «Путешествие карандаша и кисточки»

 

(Общекультурное направление)

 

   учитель начальных классов  Агафонова Лариса Александровна

 

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Программа   рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (25 минут), что соответствует ОБУП во 2 классах (1-4).

Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы «Путешествие карандаша и кисточки» соответствует следующим целям:

  • приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  • эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  • ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  • арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  • информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

  • сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  • ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
  • сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  • обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  • обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
  • обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  • обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

—        развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

  • развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Основные разделы программы

В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Герои любимых мультфильмов», «По страницам любимых сказока», «Мир декоративного искусства», «Мир народного искусства».   Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

2 класс (34 ч)

Герои любимых мультфильмов -10 часов Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж  по технике безопасности. Рыжий Клоун. Звездочет. Ведьма (Баба - Яга). Принцесса Агнесса. Капитан Том. Ослик Иа. Добрая черепаха. Умка. Пчелка Майя

По страницам любимых сказок – 10 часов.

 Основы цветоведения. Иллюстрирование сказки «Теремок». Иллюстрирование сказки «Приключения Буратино».   Иллюстрирование сказки «Зимовье зверей».  Иллюстрирование басни «Слон и Моська». Иллюстрирование басни «Стрекоза и муравей».  

«Мир народного искусства»  10 часов

Народное искусство. Пермогорская роспись. Пермогорские узоры. Прялки.  Мезенская роспись. Олени. Мезенская роспись.  Кони.  Мезенская роспись.  Птицы. Каргопольская игрушка. Семеновская матрешка. Городецкая птица. Водоноска. Веселая хохлома.

«Мир декоративного искусства» 4 часа Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». 

 

Основные задачи обучения и развития:

  •  ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);

  • продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски;
  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
  • продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь,   росписи Северной Двины и Мезени);
  • освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);

—продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);

  • продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
  • продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;
  • продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ к концу 2 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

        положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

        осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

        внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

^ эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

        чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

        понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

        положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

        интереса к посещению художественных музеев, выставок;

        представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

        различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

        составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;

        определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);

        передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

        подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

        использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

Учащиеся получат возможность научиться:    называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

        учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

        правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

        изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

        выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

        понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;

        выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

        подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

        понимать цель выполняемых действий,

        понимать важность планирования работы;

        выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

•        осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

        адекватно оценивать правильность выполнения задания;

        осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

        анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

        решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

        продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

        объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

        различать и соотносить замысел и результат работы;

        включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

        сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

        характеризовать персонажей произведения искусства;

        группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям.

Учащиеся получат возможность научиться:

        осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

        сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные Учащиеся научатся:

        выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

        уметь слышать, точно реагировать на реплики;

        учитывать мнения других в совместной работе;

        договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

        строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

        выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

        соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

        задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Примечание

Герои любимых мультфильмов -10 часов

1

02.09

Вводное занятие. Подготовка рабочего места. Инструктаж  по технике безопасности.

2

09.09

Рыжий Клоун. Карандаш.

3

16.09

Звездочет. Гуашь.

4

23.09

Ведьма (Баба- Яга). Гуашь.

5

30.09

Принцесса Агнесса. Акварель.

6

14.10

Капитан Том. Акварель.

7

21.10

Ослик Иа. Гуашь.

8

28.10

Добрая черепаха. (различные виды штриховки).

9

Умка. Карандаш (различные виды штриховки.)

10

Пчелка Майя.

По страницам любимых сказок  - 10 часов

11

Основы цветоведения.

12

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Теремок»

13

Гуашь. Иллюстрирование сказки «Теремок» (продолжение)

 14

Иллюстрирование сказки «Приключения Буратино»  

15

Иллюстрирование сказки «Приключение Буратино» (продолжение)

16  

Карандаш. Иллюстрирование сказки «Зимовье зверей»  

17

Иллюстрирование сказки «Зимовье зверей» (продолжение)

18

Иллюстрирование басни «Слон и Моська»

19

Иллюстрирование басни «Стрекоза и муравей».  

Подготовка к выставке  

20

Выставка лучших работ

Народное искусство – 10 часов.

21

Народное искусство. Пермогорская роспись.

Пермогорская, Ракульская, Борецкая росписи.

22

Пермогорские узоры. Прялки.  

23

Мезенская роспись. Олени.  

24

Мезенская роспись.  Кони.  

35

Мезенская роспись.  Птицы.

26

Каргопольская игрушка.

27

Семеновская матрешка.

28

Городецкая птица. Водоноска.

29

Веселая хохлома.

Подготовка к выставке  

30

Веселая хохлома. Выставка работ.

Декоративное искусство – 4 часа

31

Декоративное искусство вокруг нас.

Напольная мозаика, витраж, роспись, резьба.

32

Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.

33

Монотипия  «Волшебные ладошки».

34

Выставка работ.

Итоговый урок.

ЛИТЕРАТУРА

  1. « Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред. Парамоновой.
  2. «Разноцветные поделки из природных материалов» Автор С. Гирндт
  3. Поурочные разработки по изобразительному искусству. Под ред. Л. Ю. Бушкова ( по программе Б. М. Неменского)
  4. « Пластилинография» Цветочные мотивы. Г. Н. Давыдова
  5. « Пластилинография» Анималистическая живопись Г. Н. Давыдова.
  6. «Бумагопластика»  Г. Н. Давыдова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если нет кисточки..." (способы рисования без кисточки) - исследовательский проект

Исследовательский проект учащихся 3 класса Святозерской ООШ...

Программа внеурочной деятельности "Кисточка и карандаш"

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным о...

Кружок "Путешествие карандаша и кисточки" 3 класс

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка для 3 класса....

Путешествие Карандаша и Самоделкина

Вставить пропущенные названия географических объектов, над которыми будут пролетать герои рассказа. Объекты определяются по их словесномуописанию. В конце работы предлагается нарисовать героев и их ле...

Мастер-карандаш, или такой непростой «простой» карандаш (исследовательский проект)

Цель нашего исследования: выявление взаимосвязи маркировки простого карандаша и типом штриха на рисунке. Задачи:Собрать и систематизировать достоверную и полную информацию об истории появления и ...

"Путешествие карандашей по сказкам дедушки Корнея" иллюстрированная книга учащихся 1 класса ЧОУ-СОШ "Развитие" г. Армавира. Учитель - Погорельцева Н.Г.

Ребята из 1-го «Б» класса ЧОУ-СОШ «Развитие» г.Армавира, занимающиеся в Школе информационной культуры «Одуванчик» ЦДБ им. З. Космодемьянской, к юбилею великого русс...