Методическая разработка урока: «Аппликация как средство самовыражения учащихся на занятии изостудии: «Цветы и бабочки»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Калинина Наталья Николаевна

Методическая разработка  открытого урока «Аппликация  как средство самовыражения учащихся на занятии изостудии: «Цветы и бабочки» разработана в рамках программы изостудии «Радуга» для детей младшего школьного возраста. На уроке закрепляется представление детей о аппликации, живописи, развивается эстетическая оценка, умение видеть и чувствовать природу. При помощи музыки, нетрадиционной техник изображения актуализировано стремление учеников к самовыражению. Цвет, как основное средство выражения, использование различных материалов позволяет раскрывать особенности восприятия, улавливать нюансы чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок: «Аппликация  как средство самовыражения учащихся на занятии изостудии: «Цветы и бабочки»

Калинина Н. Н, педагог дополнительного

 образования, первой квалификационной категории

 Муниципального бюджетного образовательного

 учреждения дополнительного образования детей

 «Центр детского творчества пос. Дербышки»

 Советского района г. Казани

Цель: «Развитие индивидуальных особенностей личности ребенка в коллективной работе через обучение основам изобразительного творчества»

Задачи урока:

Обучающие

-научить видеть красоту природы и отдельных природных форм, нацелить учащихся на  творческий подход к работе

- формировать умение последовательно проводить работу над симметричным рисунком

- формировать у детей способность  «смотреть и видеть»

- закрепить технические навыки работы с краской и цветной бумагой

Развивающие

- развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на прекрасное

 

- развивать образное восприятие объектов действительности

- расширять эстетические представления о мире природы

- развивать наблюдательность и творческое воображение при рассматривании природных форм.

Воспитывающие

- воспитывать усидчивость, интерес к познанию окружающего мира

- воспитывать чувство красоты и любви к природе.

Оборудование

- репродукции картин художников, рисунки учащихся на тему: «Цветы и бабочки», наглядные пособия с изображением цветов и бабочек, презентация «Волшебные цветы и бабочки»

Материалы

- белая бумага, цветная бумага и салфетки, кисти, краски, ножницы  клей.

Музыкальный фон

-  музыка П.И. Чайковского « Вальс цветов»

План урока

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя

детей на тему урока. Сообщение темы урока.

2.Изучение и закрепление нового материала.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Подведение итогов урока

Ход урока

Учитель: Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, на полянку.

Послушайте загадки, попробуйте их отгадать  и вы узнаете тему нашего урока:

На лугах, в полях, в саду  

Они нам дарят красоту,

Пробуждают вдохновенье,

Их ароматы дарят наслаждение!

Как символ чистой красоты, эти  волшебные ….

Ответы детей: Цветы.

Учитель: А вот еще одна загадка:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел…

Ребята, подскажите мне, что же это за цветок такой необычный?

Ответы детей: Бабочка.

Учитель: Молодцы! Да, вы правы, на сегодняшнем уроке речь пойдет о цветах и бабочках, об этих удивительных созданиях природы. Мы узнаем какие бывают цветы, о многообразии бабочек, рассмотрим, как природа украсила их крылья и сами нарисуем узор на крыльях бабочки.

 Цветы на лугу, в саду, на городской площади, в букете на столе – что они несут, о чём говорят нам их нежные лепестки, гибкие стебли? Чудо природы, вершина её растительного бытия, они всегда были воплощением всего прекрасного на земле.

Совершенство форм, изящество линий, игра цвета и тени, разнообразие красок – эти свойства цветов дарят нам наслаждение и радость. Недаром в древности цветами украшали дома, без них немыслимы никакие праздники. Цветы прекрасны, но недолговечны, особенно это относиться к весенним цветам, они очень нежные и хрупкие,  живут почти мгновения, и многие вянут сразу, после того, как их сорвали. Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета – разве это не цель искусства?

Так и появляются изображения цветов на картинах, на тканях, вазах и чашах.

Посмотрите на доску, цветы бываю очень разные, по цвету, по форме, но все они прекрасны.

Какие цветы вы знаете?

Ответы детей:  Ромашки, хризантемы,  васильки, лютики, розы, фиалки и т.д.

Учитель: Посмотрите, у  вас на партах  лежат силуэты цветов. Давайте внимательно их рассмотрим и угадаем, какие цветы вы узнаёте в этих формах?

Ответы детей: Ромашка, тюльпан, василек, колокольчик, подснежник, ландыш.

Учитель:  С наступлением тепла  начинает просыпаться вся природа, и на свет появляются разные насекомые, в том числе и бабочки.

Так кто же такие бабочки?

В природе существует огромное количество бабочек. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, зорька, лимонница и т.д. Они все разные и не похожи друг на друга.

Бабочки - отряд насекомых, с полным превращением. Взрослые бабочки откладывают личинки на различных растениях, через некоторое время из личинок появляются гусеницы.

 Вы, наверное, и сами не раз наблюдали такую картину.  А на каких растениях вы видели личинки и гусениц бабочек?

Ответы детей: Капуста

Самая обычная и распространенная бабочка, живущая в нашем климате – это «Капустница».

А почему она так называется?

Ответы детей: Она откладывает личинки на капусте.

Что же происходит потом, когда личинки уже отложены? Появляются маленькие гусеницы, но они такие прожорливые, что всего лишь через несколько дней могут уничтожить весь урожай капусты. Когда гусеница достигает определенных размеров, наступает время «превращения» гусеницы в «куколку».

Как это происходит, кто мне может рассказать?

Гусеница заворачивает себя в маленький листочек, обматывает себя и лист тонкой паутинкой, так и получается «куколка». И уже в «куколке» происходит «превращение» гусеницы в красивую бабочку.

Во второй половине лета, по лесным полянкам и опушкам порхают молодые бабочки, которые уже покинули свои временные домики «куколки».

Ребята, а каких бабочек вы знаете (дети называют бабочек)?

 «Лимонница» - она появляется только тогда, когда начинает цвести первые цветы «Мать - и - мачехи».

Ещё одна ранняя бабочка «Голубянка», она появляется в самом начале лета,  и наблюдать её можно до самой осени.

А эта бабочка называется – «Аглая». 

Вы, встречали её в наших лесах?

Крылья сверху красновато-желтые, с многочисленными черными пятнами и полосами. В летние месяцы «Аглая» обычно летает над лесными лугами и полянами.

 Еще на нашей территории живут такие бабочки, как «Крапивница», «Адмирал» - гусеницы этих бабочек развиваются на кустах крапивы или хмеля.

Вы, наверное, летом не раз встречали кусты крапивы, практически полностью облепленные гусеницами.

Вот еще одна бабочка - «Павлиний глаз» встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране.

Вот как они выглядят. Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них.

А почему ей дали такое название? (из-за её окраски, на крыльях круги, похожи на глаза)

Из чего состоят узоры на крыльях? (Пятнышки, мелкие точки, кружки)

 Ребята, а скажите, а из каких частей состоит тело бабочки?

2 верхних крыла, 2 нижних крыла, туловище, голова, усики, глаза, 6 лапок. Все попарно.

Тело бабочки симметрично, т. е. если точно по - середине туловища бабочки провести ось симметрии – вертикальную линию  и согнуть её пополам, то крылья бабочки точно совпадут.

Посмотрите, как это будет выглядеть наглядно (показываю на шаблоне бабочки, сгибаю пополам и вырезаю)

Давайте закрепим наши знания о симметрии. Скажите, а какие еще предметы, растения, насекомые или живые существа имеют симметричную форму?

Ответы детей: Ваза, цветы (колокольчики, тюльпаны), жуки, сам человек….

А сейчас, давайте представим,  что мы с вами попали в сказку, на солнечную полянку, поэтому наши цветы и бабочки будут,  немного сказочные. Как вы думаете, чем отличаются они от тех цветов и бабочек, которые мы можем встретить в  реальной природе?

Ответы детей: Они будут более яркими, красочными, необычными, с замысловатыми узорами и формами .

Учитель:  Показывает большой лист ватмана, на котором изображена пустая полянка на опушке леса.

Ребята посмотрите на этот рисунок, как вы думаете, чего здесь не хватает?

Ответы детей: Цветов, бабочек, солнца, хорошей погоды.

Самостоятельная работа.

Тихо звучит музыка (Вальс  цветов)

Учитель:  А сейчас ваша задача – украсить наш лист, добавить то, что не хватает.  Для этого мы с вами разделимся на две группы. Первая группа будет делать бабочек,  а вторая цветы. 

Теперь приступаем к изготовлению заготовок. Вырезаем много цветочков разных расцветок,  размеров и форм, изготавливаем бабочек. Также желательно, чтобы они были разными и яркими.

Ребята, хорошенько  подумайте,  какого цвета и какой формы будет ваш цветок или бабочка.

Тем,  кто будет делать  бабочек,  для работы  понадобиться:  кисти, баночка с водой, краски, листы  белой бумаги.

Перед собой положите горизонтально лист, затем аккуратно согните его пополам (показываю). Теперь нарисуем простым карандашом одну половинку бабочки, не забывая, что вторая половинка симметрична первой. Вырежем бабочку.

Теперь разогните его и возьмите в руки кисти, пододвиньте краски и баночку с водой и  произвольно нанесите краску на одну сторону бабочки.

Затем  согните по линии сгиба бабочку, прижав крылышки друг к другу и аккуратно прогладьте их рукой.

Откройте бабочку и посмотрите, что же у вас получилось.

А  получились у вас 2 симметричных, одинаковых  отпечатка. Теперь нужно немного подождать, когда ваша работа подсохнет, после, чего можно будет нарисовать те элементы, которых там не хватает:  дорисовать туловище, усики, головку, ножки.

Тем,  кто будет делать  цветы для работы  понадобиться: цветная бумага (двух и односторонняя), цветные салфетки, карандаш, ножницы, клей.

Сначала,  подумайте какой цветок вы будете делать. Выберете нужный цвет бумаги или салфетки для рук,  нарисуйте и вырежьте все части цветка.

Соберите все детали. Придайте форму цветку, загнув или закрутив в нужную сторону лепестки. Подклейте при необходимости мелкие части, украшения.

Не стоит придерживаться каких-то правил, ведь у нас  это будут сказочные цветы, которые мы придумали сами.

Итак, все необходимое готово, приступаем к высадке цветов на нашу поляну. (Ребята подходят к доске и прикрепляют  свои цветы.)

На нашу клумбу стали слетаться бабочки, что бы посмотреть на красоту, которую мы сотворили своими руками. (Ребята подходят к доске и приклеивают своих бабочек.) Их не стоит приклеивать полностью, нужно смазать клеем всего лишь брюшко, а крылышки пусть «летают».

Наша сказочная полянка готова.

Итог урока.

Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось,

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фотки\DSC_0206.jpg

- Посмотрите сколько красивых цветов, Какие чудесные бабочки с яркими симметричными крылышками!!! Каждый цветок и каждая бабочка имеет характер своего исполнителя, того человека, который её делал. Некоторые немного грустные и сдержанные….а какие то веселые, яркие и насыщенные. Какая красивая  поляна получилась! Это значит, что мы хорошо потрудились и справились с задачей. Все молодцы!!! Урок закончен.



Предварительный просмотр:

Открытый урок: «Аппликация  как средство самовыражения учащихся на занятии изостудии: «Цветы и бабочки»

Калинина Н. Н, педагог дополнительного

 образования, первой квалификационной категории

 Муниципального бюджетного образовательного

 учреждения дополнительного образования детей

 «Центр детского творчества пос. Дербышки»

 Советского района г. Казани

Цель: «Развитие индивидуальных особенностей личности ребенка в коллективной работе через обучение основам изобразительного творчества»

Задачи урока:

Обучающие

-научить видеть красоту природы и отдельных природных форм, нацелить учащихся на  творческий подход к работе

- формировать умение последовательно проводить работу над симметричным рисунком

- формировать у детей способность  «смотреть и видеть»

- закрепить технические навыки работы с краской и цветной бумагой

Развивающие

- развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на прекрасное

 

- развивать образное восприятие объектов действительности

- расширять эстетические представления о мире природы

- развивать наблюдательность и творческое воображение при рассматривании природных форм.

Воспитывающие

- воспитывать усидчивость, интерес к познанию окружающего мира

- воспитывать чувство красоты и любви к природе.

Оборудование

- репродукции картин художников, рисунки учащихся на тему: «Цветы и бабочки», наглядные пособия с изображением цветов и бабочек, презентация «Волшебные цветы и бабочки»

Материалы

- белая бумага, цветная бумага и салфетки, кисти, краски, ножницы  клей.

Музыкальный фон

-  музыка П.И. Чайковского « Вальс цветов»

План урока

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя

детей на тему урока. Сообщение темы урока.

2.Изучение и закрепление нового материала.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Подведение итогов урока

Ход урока

Учитель: Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, на полянку.

Послушайте загадки, попробуйте их отгадать  и вы узнаете тему нашего урока:

На лугах, в полях, в саду  

Они нам дарят красоту,

Пробуждают вдохновенье,

Их ароматы дарят наслаждение!

Как символ чистой красоты, эти  волшебные ….

Ответы детей: Цветы.

Учитель: А вот еще одна загадка:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел…

Ребята, подскажите мне, что же это за цветок такой необычный?

Ответы детей: Бабочка.

Учитель: Молодцы! Да, вы правы, на сегодняшнем уроке речь пойдет о цветах и бабочках, об этих удивительных созданиях природы. Мы узнаем какие бывают цветы, о многообразии бабочек, рассмотрим, как природа украсила их крылья и сами нарисуем узор на крыльях бабочки.

 Цветы на лугу, в саду, на городской площади, в букете на столе – что они несут, о чём говорят нам их нежные лепестки, гибкие стебли? Чудо природы, вершина её растительного бытия, они всегда были воплощением всего прекрасного на земле.

Совершенство форм, изящество линий, игра цвета и тени, разнообразие красок – эти свойства цветов дарят нам наслаждение и радость. Недаром в древности цветами украшали дома, без них немыслимы никакие праздники. Цветы прекрасны, но недолговечны, особенно это относиться к весенним цветам, они очень нежные и хрупкие,  живут почти мгновения, и многие вянут сразу, после того, как их сорвали. Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета – разве это не цель искусства?

Так и появляются изображения цветов на картинах, на тканях, вазах и чашах.

Посмотрите на доску, цветы бываю очень разные, по цвету, по форме, но все они прекрасны.

Какие цветы вы знаете?

Ответы детей:  Ромашки, хризантемы,  васильки, лютики, розы, фиалки и т.д.

Учитель: Посмотрите, у  вас на партах  лежат силуэты цветов. Давайте внимательно их рассмотрим и угадаем, какие цветы вы узнаёте в этих формах?

Ответы детей: Ромашка, тюльпан, василек, колокольчик, подснежник, ландыш.

Учитель:  С наступлением тепла  начинает просыпаться вся природа, и на свет появляются разные насекомые, в том числе и бабочки.

Так кто же такие бабочки?

В природе существует огромное количество бабочек. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, зорька, лимонница и т.д. Они все разные и не похожи друг на друга.

Бабочки - отряд насекомых, с полным превращением. Взрослые бабочки откладывают личинки на различных растениях, через некоторое время из личинок появляются гусеницы.

 Вы, наверное, и сами не раз наблюдали такую картину.  А на каких растениях вы видели личинки и гусениц бабочек?

Ответы детей: Капуста

Самая обычная и распространенная бабочка, живущая в нашем климате – это «Капустница».

А почему она так называется?

Ответы детей: Она откладывает личинки на капусте.

Что же происходит потом, когда личинки уже отложены? Появляются маленькие гусеницы, но они такие прожорливые, что всего лишь через несколько дней могут уничтожить весь урожай капусты. Когда гусеница достигает определенных размеров, наступает время «превращения» гусеницы в «куколку».

Как это происходит, кто мне может рассказать?

Гусеница заворачивает себя в маленький листочек, обматывает себя и лист тонкой паутинкой, так и получается «куколка». И уже в «куколке» происходит «превращение» гусеницы в красивую бабочку.

Во второй половине лета, по лесным полянкам и опушкам порхают молодые бабочки, которые уже покинули свои временные домики «куколки».

Ребята, а каких бабочек вы знаете (дети называют бабочек)?

 «Лимонница» - она появляется только тогда, когда начинает цвести первые цветы «Мать - и - мачехи».

Ещё одна ранняя бабочка «Голубянка», она появляется в самом начале лета,  и наблюдать её можно до самой осени.

А эта бабочка называется – «Аглая». 

Вы, встречали её в наших лесах?

Крылья сверху красновато-желтые, с многочисленными черными пятнами и полосами. В летние месяцы «Аглая» обычно летает над лесными лугами и полянами.

 Еще на нашей территории живут такие бабочки, как «Крапивница», «Адмирал» - гусеницы этих бабочек развиваются на кустах крапивы или хмеля.

Вы, наверное, летом не раз встречали кусты крапивы, практически полностью облепленные гусеницами.

Вот еще одна бабочка - «Павлиний глаз» встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране.

Вот как они выглядят. Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них.

А почему ей дали такое название? (из-за её окраски, на крыльях круги, похожи на глаза)

Из чего состоят узоры на крыльях? (Пятнышки, мелкие точки, кружки)

 Ребята, а скажите, а из каких частей состоит тело бабочки?

2 верхних крыла, 2 нижних крыла, туловище, голова, усики, глаза, 6 лапок. Все попарно.

Тело бабочки симметрично, т. е. если точно по - середине туловища бабочки провести ось симметрии – вертикальную линию  и согнуть её пополам, то крылья бабочки точно совпадут.

Посмотрите, как это будет выглядеть наглядно (показываю на шаблоне бабочки, сгибаю пополам и вырезаю)

Давайте закрепим наши знания о симметрии. Скажите, а какие еще предметы, растения, насекомые или живые существа имеют симметричную форму?

Ответы детей: Ваза, цветы (колокольчики, тюльпаны), жуки, сам человек….

А сейчас, давайте представим,  что мы с вами попали в сказку, на солнечную полянку, поэтому наши цветы и бабочки будут,  немного сказочные. Как вы думаете, чем отличаются они от тех цветов и бабочек, которые мы можем встретить в  реальной природе?

Ответы детей: Они будут более яркими, красочными, необычными, с замысловатыми узорами и формами .

Учитель:  Показывает большой лист ватмана, на котором изображена пустая полянка на опушке леса.

Ребята посмотрите на этот рисунок, как вы думаете, чего здесь не хватает?

Ответы детей: Цветов, бабочек, солнца, хорошей погоды.

Самостоятельная работа.

Тихо звучит музыка (Вальс  цветов)

Учитель:  А сейчас ваша задача – украсить наш лист, добавить то, что не хватает.  Для этого мы с вами разделимся на две группы. Первая группа будет делать бабочек,  а вторая цветы. 

Теперь приступаем к изготовлению заготовок. Вырезаем много цветочков разных расцветок,  размеров и форм, изготавливаем бабочек. Также желательно, чтобы они были разными и яркими.

Ребята, хорошенько  подумайте,  какого цвета и какой формы будет ваш цветок или бабочка.

Тем,  кто будет делать  бабочек,  для работы  понадобиться:  кисти, баночка с водой, краски, листы  белой бумаги.

Перед собой положите горизонтально лист, затем аккуратно согните его пополам (показываю). Теперь нарисуем простым карандашом одну половинку бабочки, не забывая, что вторая половинка симметрична первой. Вырежем бабочку.

Теперь разогните его и возьмите в руки кисти, пододвиньте краски и баночку с водой и  произвольно нанесите краску на одну сторону бабочки.

Затем  согните по линии сгиба бабочку, прижав крылышки друг к другу и аккуратно прогладьте их рукой.

Откройте бабочку и посмотрите, что же у вас получилось.

А  получились у вас 2 симметричных, одинаковых  отпечатка. Теперь нужно немного подождать, когда ваша работа подсохнет, после, чего можно будет нарисовать те элементы, которых там не хватает:  дорисовать туловище, усики, головку, ножки.

Тем,  кто будет делать  цветы для работы  понадобиться: цветная бумага (двух и односторонняя), цветные салфетки, карандаш, ножницы, клей.

Сначала,  подумайте какой цветок вы будете делать. Выберете нужный цвет бумаги или салфетки для рук,  нарисуйте и вырежьте все части цветка.

Соберите все детали. Придайте форму цветку, загнув или закрутив в нужную сторону лепестки. Подклейте при необходимости мелкие части, украшения.

Не стоит придерживаться каких-то правил, ведь у нас  это будут сказочные цветы, которые мы придумали сами.

Итак, все необходимое готово, приступаем к высадке цветов на нашу поляну. (Ребята подходят к доске и прикрепляют  свои цветы.)

На нашу клумбу стали слетаться бабочки, что бы посмотреть на красоту, которую мы сотворили своими руками. (Ребята подходят к доске и приклеивают своих бабочек.) Их не стоит приклеивать полностью, нужно смазать клеем всего лишь брюшко, а крылышки пусть «летают».

Наша сказочная полянка готова.

Итог урока.

Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось,

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фотки\DSC_0206.jpg

- Посмотрите сколько красивых цветов, Какие чудесные бабочки с яркими симметричными крылышками!!! Каждый цветок и каждая бабочка имеет характер своего исполнителя, того человека, который её делал. Некоторые немного грустные и сдержанные….а какие то веселые, яркие и насыщенные. Какая красивая  поляна получилась! Это значит, что мы хорошо потрудились и справились с задачей. Все молодцы!!! Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Дидактическая игра - средство поддержания у учащихся интереса к предмету»

ВведениеДидактическая игра- средство воспитания и поддержания интереса к предмету.Психология игровой организации урока.Виды дидактических игр.Структурные компоненты дидактических игр.Методические реко...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?" 1 класс УМК "Школа России"

Урок проводится как  интегрированный урок - проект по  окружающему миру и ИЗО. В конце урока получается очень красивый плакат....

Методическая разработка Урок-занятие для учащихся начальных классов «О правилах дорожного движения»

Беседы по безопасности проводятся перед уходом детей из школы. Обсуждать один вопрос, обязательно напоминая детям о необходимости соблюдения Правил дорожного движения, о дисциплине и осторожности...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

АннотацияДанная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкуль...

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 1 класса по теме: "Основные цвета: жёлтый".

Методическая разработка урока по предмету "Математические представления" для 1 класса по теме: "Основные цвета: жёлтый"....