Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Радченко Ирина Анатольевна
          Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.
         Программа построена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего образования.
         Данная программа адресована обучающимся 4 «г» класса, обучающихся по системе  Л.В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_4g_klass.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

             

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

__________/Ефименкова О.А./

Приказ №                 от

                                

Рабочая учебная программа

по учебному предмету «изобразительное искусство»

        для обучающихся 4 « г» класса

        МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

               Энгельсского муниципального района  Саратовской области

                                

    на 2013/2014 учебный год

                                                                                

                                               Составитель:

                                                                Радченко Ирина Анатольевна,                                                                        учитель изобразительного  

                                                                            искусства  

Пояснительная записка.

          Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.

          Программа построена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего образования.

         Данная программа адресована обучающимся 4 «г» класса, обучающихся по системе  Л.В. Занкова.

   Цель программы - духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности. 

  Специфика предмета. Важнейшим направлением ФГОС является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:

- развития способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры-культуры эстетического восприятия, формирования эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства, формирования социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-  овладение  художественной грамотой-азбукой изобразительного искусства, совершенствования навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной деятельности, декоративной и конструктивной деятельности;

-  освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту  уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и ДПИ, приобщение к достижениям мировой художественной культуры;

-  развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объем,  как средства художественного выражения, в процессе работы с различными изобразительными материалами: карандашом, фломастерами, маркером, ручками, акварелью, гуашью, пластилином, тушью, пастелью, цветной  бумагой. Знакомство с языком изобразительного искусства.

      Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии:

  • игровые технологии,
  • проблемное обучение,
  • разноуровневое обучение,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • коллективное взаимообучение,
  • тестовые технологии.

Формы уроков: урок-беседа, урок-рассказ, дискуссия, урок-экскурсия,  творческая работа.

Корректировка программы. С учетом особенностей учащихся и с целью создания резерва уроков, в данной программе были проведены некоторые изменения и распределены на 34 учебных часа.

Ожидаемые образовательные результаты.

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);

- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;

 -понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;

- изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;

- различать хроматические и ахроматические цвета;

- владеть дополнительными приемами работы с новыми графическими материалами;

- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных  географических широт;

- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма- предмет;

 - моделировать цветок из простейшей базовой формы;

- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов  мира;

- видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать  соответствующую пейзажу линию горизонта;

- использовать различные художественные  материалы для передачи пейзажей  разных географических широт;

- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;

- осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и

отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

Обучающийся  получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;

- видеть проявления художественнойкультуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.

- различать и изображать различные виды линии горизонта;

- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;

 -передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;

- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;

- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи;

- передавать настроение в пейзажах;

- соединять различные графическиематериалы в одной работе над образом;

- изображать старинные русские города по памяти или представлению;

- создавать узоры народов мира;

- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;

- совмещать работу на плоскости и в объем.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;

- выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек).

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- расширять свои представления об искусстве (например, обращаясь к разделу «Знакомство с музеем»);

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- читать простое схематическое изображение;

- различать условные обозначения;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;

- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Найдите на сайте…») с помощью взрослых(рубрика «Советуем прочитать»);

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи, принимать участие в их обсуждении;

- формулировать собственное мнение и позицию;        

- выполнять работу со сверстниками;

- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

- договариваться, приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;

- узнавать мнение друзей или одноклассников;

- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать свое терпимо и убедительно.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;

- образ Родины, отраженный в художественных произведениях, в том числе через восприятие пейзажей городов Золотого кольца России;

- представление о труде художника, его роли в жизни общества;

- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран (рубрика «Приглашение в путешествие»);

- интерес к художественно-творческой деятельности;

- понимание чувств других людей;

-    первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам),живописи в мультипликации;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;

- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;

- интереса к характерам и настроениям людей и личностной идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;

- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;

- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;

- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;

- позиции зрителя и автора художественных произведений.

На своих уроках я уделяю особое внимание формированию у учащихся следующих  ключевых компетентностей: 

  1. Социальная компетенция – знания, умения и личностные навыки, позволяющие личности реализацию жизненной стратегии существования в обществе, а также решение повседневных личностных и профессиональных задач социально приемлемым способом.
  2. Информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  3. Компетенция саморазвития - это способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.

Для  формирования  ключевых компетентностей в учебном процессе использую компетентностный подход. Его специфика состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем - то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Учебно-тематический план

п/п

Тематический блок

Кол-во часов

1

2

3

4

Природа-главный художник

Мир цвета

Искусство в человеке

Человек в искусстве

10ч

Итого:34ч

Основное содержание учебно-тематического плана

п/п

Тема тематического блока

Кол-во часов

Основные изучаемые вопросы.

1

Природа-главный художник

10ч

Новые возможности карандашей, пастели. Гелевые и шариковые ручки. Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд. Построение формы фантастического животного.

2

Мир цвета

Изображение света. Передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе. Способы передачи настроения в лунную ночь. Способы передачи света звезд, северного сияния в ночном небе. Способ изображения горящей свечи. Творчество Ван Гога, И.Ф .Хруцкого, А.Рублева.

3

Искусство в человеке

Элементы русских узоров в архитектуре и в одежде.  Композиция группового портрета. Знакомство с особенностями фасада русской избы.  Посуда, мебель, игрушки. Знакомство с видами народных игрушек. Лодки, корабли. Реки и моря.  Изображение пасхального яйца. Знакомство с росписью Гжель.

4

Человек в искусстве

Создание иллюстраций к сказкам (сказка о Царе Салтане; Царевна Лебедь; Тридцать три богатыря). Иллюстратор-сказочник И.Я.Билибин. Библейский стиль.сказочный мир Соломоко. Музеи-заповедники Кижи, Талашкино.

ИТОГО: 34 часа

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Дата проведения

Условные обозначения

по плану

по  факту

Природа-главный художник.10ч

1

Правила поведения на уроке ИЗО. Новые возможности карандашей, пастели.  Повторение. Линия, штрих.

4.09

2

Космос. Построение звезд. Повторение. Линейная перспектива.

11.09

ИКТ

3

Созвездия. Способы изображения созвездий. Повторение.  Композиция.

18.09

4

Знакомство с орнаментом. Способы его построения.

Тестовая работа.

25.09

Тест

5

Знакомство и работа с чертежным инструментом.

2.10

ИКТ

6

Фантастический орнамент.

9.10

7

Изображение фантастического животного.

16.10

ИКТ

8

Мечты и тайны художника-фантаста.

23.10

9

А звездная даль так манит к себе.

Тестовая работа.

30.10

Тест

10

Коллективная работа.

13.11

Мир цвета 9ч

11

Азбука рисования. Изображения света.

20.11

ИКТ

12

Передача воздушной перспективы и утреннего настроения в природе.

27.11

ИКТ

13

Пейзаж. Способы передачи настроения в лунную ночь.

4.12

14

Изображение света далекой звезды. Способ передачи.

11.12

15

Изображение северного сияния в ночном небе.

18.12

16

Изображение горящей свечи. Контрольная работа за 1 полугодие «Мир цвета»

25.12

к/р

17

Изображение человека светлой души с горящим сердцем.

15.01

ИКТ

18

Творчество великих художников.

Тестовая работа.

22.01

Тест

19

Резервный урок.

29.01

Искусство в человеке 9 ч

20

Изображение посуды. Натюрморт.

5.02

21

Изображение ладьи, корабля на реке и море.

12.02

22

Карл Фоберже. Изображение пасхального яйца.

19.02

ИКТ

23

Знакомство с росписью «Гжель»

26.02

24

Роспись объемной формы.

5.03

25

Дымковская игрушка. Знакомство с росписью.

12.03

ИКТ

26

Роспись объемной формы.

Тестовая работа.

19.03

Тест

27

В русской избе.

2.04

28

Резервный урок.

9.04

Человек в искусстве 6ч

29

Создание иллюстрации к сказке.

16.04

30

Базовые формы в композиции. Работа с цветом. Повторение. Композиция в ИЗО.

23.04

ИКТ

31

Сказочный мир художника - свободный рисунок.  Повторение. Жанры ИЗО.

7.05

32

Сказочный мир художника – заключительная работа. Итоговая контрольная работа.  «Искусство в человеке».

14.05

ИКТ

к/р

33

Знакомство с музеем.

Повторение. Орнамент.

21.05

ИКТ

34

Резервный урок.

28.05

                  Информационно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект (УМК):

   1.Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 4 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

Литература для учителя:

  1.Программы начального общего образования.   Система Л.В. Занкова.  Часть 2 :Издательский дом «Федоров», 2012

  2.Аранова С.В. Обучение ИЗО.-СПб.:Каро,2004.

  3.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе.-М.:Агаров, 1998.

  4.Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока.-М.,2003.

  5. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании.    М.: ИОШ РАО, 1994

  6. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование., 2004

Литература для обучающихся:

  1. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников [Текст] / И.В. Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  2. Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство – детям [Текст] / Г.Н. Пантелеев, Д.В. Максимов. - М.: Просвещение, 1976.
  3. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике [Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000
  4. Дубровская, А.В. Приглашение к творчеству [Текст] / А.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002

Адреса электронных ресурсов:

  1. www. zankov.ru /Ашикова С.Г. Программа по изобразительному искусству.
  2. htth//www.informika/ru/text/goscom/ Концепция  модернизации российского образования на период до 2100года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса

          Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.  ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая  программа по изобразительному искусству  для 2 класса составлена  основе следующих нормативно-правовых документов:  - Федерального  государственного образовател...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся 4 класса с ЗПР на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 4 класса разработана на основе:- федерального государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса

Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ...