Рабочая учебная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Радченко Ирина Анатольевна

            Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.

            Программа построена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего образования.

            Данная программа адресована обучающимся 3 «а» класса, обучающихся по системе  Л.В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_3a_klass.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

             

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

__________/Ефименкова О.А./

Приказ №                 от

                                

Рабочая учебная программа

по учебному предмету «изобразительное искусство»

        для обучающихся 3 « а» класса

        МБОУ «СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов»

               Энгельсского муниципального района  Саратовской области

                                

    на 2013/2014 учебный год

                                                                                

                                               Составитель:

                                                                Радченко Ирина Анатольевна,                                                                        учитель изобразительного  

                                                                            искусства  

Пояснительная записка

          Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.

          Программа построена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального  общего образования.

         Данная программа адресована обучающимся 3 «а» класса, обучающихся по системе  Л.В. Занкова.

         Цель программы - духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности. 

  Специфика предмета. Важнейшим направлением ФГОС является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:

- патриотизма, ценностного отношения  к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства иконами А. Рублева, с народными промыслами;

- интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);

- уважения к созидательному труду, к обучению; трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;

- ценностного отношения к прекрасному; формирования представлений об эстетических идеалах и  ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки; смогут почувствовать красоту природы);

- нравственных чувств, этического сознания;

- представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;

- ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;

- ценностного отношения к здоровью.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии:

  • проблемное обучение,
  • разноуровневое обучение,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии.

         Формы уроков: урок-беседа, урок-рассказ, дискуссия, урок-экскурсия,  творческая работа.

       Корректировка программы. С учетом особенностей учащихся и с целью создания резерва уроков, в данной программе были проведены некоторые изменения и распределены на 34 учебных часа.

Ожидаемые образовательные результаты.

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

- расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;

- различать виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности;

- различать основные виды и жанры пластических искусств;

- эмоционально  - ценностно относиться к природе, человеку;

 -различать и передавать характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;

- расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждениях их содержания и выразительных средств;

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания;

- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн;

- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу.

- передавать движение предмета на плоскости;

- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;

 -смешивать краски, разбеляя их или затемняя их для создания множества новых оттенков;

-применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;

- передавать объем в изображениях насекомых, птиц и рыб;

- передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;

- передавать в живописи объем круглых предметов;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир;

-эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

-выполнять дифференцированные задания;

-выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;  

- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять предложенные в учебника задания, в том числе на самопроверку;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы с учетом ошибок;

- осуществлять выбор наиболее эффектных способов решения учебной и художественной задачи;

- выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-использовать знаково-символические средства, в том числе схемы,рисунки, знаки и символы;

- воспринимать тексты, фрагменты из сказок, соотносить их с визуально представленным материалом;

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;

- представлять информацию в виде небольшого сообщения;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;

- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-выбирать способы решения художественной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

-самостоятельно расширять свои представления о живописи;

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- соотносить свои рассуждения  о воспринимаемых свойствах искусствах;

- обобщать учебный материал;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов по заданным критериям;

-работать по схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;

-сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-выражать свое мнение о произведениях живописи;

- принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;        

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;

-проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека;

- контролировать свои действия в коллективной работе и соотносить их с действиями других участников;

- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

- формулировать и задавать вопросы, используя речь для передачи информации;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств;

-Проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

- представление о своей гражданской идентичности через приятие образа Родины, представление о ее богатой истории;

- положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности;

-основа для развития чувства  прекрасного  через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;

- эмпатия, как понимание чувств других  людей и сопереживание им, открытость и готовность к творческому сотрудничеству и диалогу;

- представление о доброте и зле, должном и недоступном;

- первоначальные  навыки оценк и самооценки художественного творчества;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-умение реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве;

- эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;

- мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;

-осознания нравственного содержания произведений изобразительного искусства и проекции этого содержания  в собственных поступках;

- трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека;

- положительной самооценки;

Учебно-тематический план

п/п

Тематический блок

Кол-во часов

1

2

3

4

Природа-главный художник

Мир цвета

Искусство в человеке

Человек в искусстве

10ч

Итого:34ч

Основное содержание учебно-тематического плана

п/п

Тема тематического блока

Кол-во часов

Основные изучаемые вопросы.

1

Природа-главный художник

Новые графические приемы. Изображение настроения рыбок с помощью пластики движения и фактуры поверхности тела. Изображение формы птицы в движении и фактуры  оперения. Изображение любимого животного с передачей  фактуры поверхности тела. Знакомство с разнообразием форм насекомых, поиск передачи их изящности и красоты. Построение бабочки. Изображение дерева, фактуры коры и листьев кроны.

2

Мир цвета

Свет и тень. Воздушное пространство. Шар, предметы похожие на шар. Все составляющие, необходимые для передачи объема предмета па плоскости. Предметы похожие на яйцо. О творчестве Рембранта ванн Рейна, А.И.Куинджи, К.А.Коровина.

3

Искусство в человеке

Работа в новой технике пуантилизма. Моделирование фигуры мальчика и украшение. Знакомство с изобретением зонтика и способы его изображения. Роспись деревянной доски узорами народов Кавказа. О творчестве К.Моне, Ж.Сера, И.Э.Грабаря.

4

Человек в искусстве

10ч

Композиция планов. Композиция движения. Базовые формы в композиции и в рисунке. Портретная композиция. Изображение бабочек с прорисовкой узоров. Разные способы изображения дерева. О творчестве В.В.Верещагина. Знакомство с  музеем: Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей-квартира А.И.Куинджи в Петербурге.

ИТОГО: 34 часа

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Дата проведения

Условные обозначения

по плану

по  факту

Природа-главный художник.9ч

1

Правила поведения на уроках ИЗО. Азбука рисования. Повторение. Воздушная перспектива.

2.09

2

Изображение рыбок. Повторение. Линия горизонта.

9.09

ИКТ

3

Изображение птиц. Повторение. Особенности пейзажей.

16.09

4

Изображение животного. Тестовая работа.

23.09

Тест

5

Знакомство с разнообразием форм насекомых.

30.09

ИКТ

6

Изображение бабочки.

7.10

7

Изображение дерева.

14.10

ИКТ

8

Летите голуби. Тестовая работа.

21.10

Тест

9

Летите голуби.

(коллективная работа)

28.10

Мир цвета 8ч

10

Свет и тень.Изображение предмета в объеме.

11.11

ИКТ

11

Изображение предмета в пространстве.

18.11

ИКТ

12

Виды тени. Изображение предметов

25.11

13

Полутень в натюрморте и пейзаже

2.12

ИКТ

14

Изображение  шара, предмета похожего на шар.

9.12

ИКТ

15

Изображение яйца, предмета похожего на яйцо. Контрольная работа за 1 полугодие «Мир цвета»

16.12

к/р

16

Райский сад (коллективная работа)

23.12

17

Резервный урок.

13.01

Искусство в человеке 7ч

18

Цвет и свет. Виды мазка в живописи.

20.01

ИКТ

19

Пейзаж в технике пуантилизма.

27.01

20

Лепка фигуры человека.

3.02

21

Изображение зонта.

10.02

ИКТ

22

Изображение национальных узоров Кавказа. Тестовая работа.

17.02

ИКТ.

Тест

23

Мечта о полете. Коллективная работа.

24.02

24

Резервный урок.

3.03

Человек в искусстве 10ч

25

Композиция планов. Композиция в рисунке. Портрет.

10.03

26

Рисунок-письмо. Первая весточка.

17.03

ИКТ

27

Послание с Востока. Рисунок с орнаментом.

7.04

28

Привет из Европы. Изображение города на воде. Тестовая работа.

14.04

Тест

29

Очарование Севера. Северный пейзаж.

21.04

ИКТ

30

Кружевное письмо. Рискнок кружева. Повторение. Изображение предмета в пространстве.

28.04

ИКТ.

31

Необычное письмо. Рисунок на холсте. Повторение. Изображение насекомых.

5.05

ИКТ

32

Иллюстрация к тексту. Первые бабочки. Итоговая контрольная работа «Человек в искусстве»

12.05

ИКТ  к\р

33

Изображение храма. Коллективная работа. Повторение. Виды мазка в живописи.

19.05

34

Резервный час.

26.05


                  Информационно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект (УМК):

   1.Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 3 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

Литература для учителя:

  1.Программы начального общего образования.   Система Л.В. Занкова.  Часть 2 :Издательский дом «Федоров», 2012

  2.Аранова С.В. Обучение ИЗО.-СПб.:Каро,2004.

  3.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания ИЗО в школе.-М.:Агаров, 1998.

  4.Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока.-М.,2003.

  5. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании.    М.: ИОШ РАО, 1994

  6. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование., 2004

Литература для обучающихся:

  1. Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников [Текст] / И.В. Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.
  2. Пантелеев, Г.Н. Декоративное искусство – детям [Текст] / Г.Н. Пантелеев, Д.В. Максимов. - М.: Просвещение, 1976.
  3. Курочкина, Н.А. Детям о книжной графике [Текст] / Н.А. Курочкина. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000
  4. Дубровская, А.В. Приглашение к творчеству [Текст] / А.В. Дубровская. - СПб.: Детство-Пресс, 2002

Адреса электронных ресурсов:

  1. www. zankov.ru /Ашикова С.Г. Программа по изобразительному искусству.
  2. htth//www.informika/ru/text/goscom/ Концепция  модернизации российского образования на период до 2100года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по учебному предмету «изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса

        Рабочая программа составлена на основе программы «Изобразительное искусство» автора С.Г. Ашиковой.         Программа построена в с...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 1 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Т. А. Копцевой «Изобразительное искусство» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса (образовательная система "Гармония")

Рабочая  программа по изобразительному искусству  для 2 класса составлена  основе следующих нормативно-правовых документов:  - Федерального  государственного образовател...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся 4 класса с ЗПР на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 4 класса разработана на основе:- федерального государственного...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса

Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ...