Рабочая программа по изо 2 класс УМК Занков
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Григорьева Ольга Михайловна

РП И КТП по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo.docx63.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»

г.Котовска Тамбовской области

Утверждаю

директор школы                Н.В.Аверин

приказ №381от 29.08.14

Рассмотрено и рекомендована

методическим советом школы

(протокол №1 от 28.08.14)

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 2 классов

УМК «Развивающее обучение по системе  Л.В.Занкова»

2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка

Изобразительное искусство

2 класс

УМК «Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова»

. Роль и место дисциплины

Изучение изобразительного  искусства имеет особое значение в развитии личности младшего школьника. Уроки изобразительного искусства развивают у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; пробуждают интерес и любовь к искусству. Приобретенные детьми знания  необходимы для применения в практической деятельности и повседневной  жизни.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся вторых  классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» для 2 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Москва, Министерство образования России, «Просвещение», 2010 г.) и  авторской  программы С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство». Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Цели и задачи

Цели:

  • развитие  способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи

           Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательные задачи

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  • ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

Воспитательные задачи

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного,
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
  • формирование интереса к народному и декоративно-прикладному искусству,
  •  воспитание интереса и любви к искусству.

Развивающие задачи

  • развитие самостоятельного мышления, воображения, умения сравнивать, анализировать;
  • развитие речи, памяти, внимания;
  • развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, пространственного мышления,   и т. д.;
  • развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.;
  • развитие коммуникативной культуры ребёнка.

5. Специфика  программы

Центральной задачей в педагогической системе обучения Л.В.Занкова является общее психическое развитие ребенка- развитие его ума, воли, чувств. Вовлечение в процесс обучения не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика в обучающем процессе, актуализацию процессов смыслотворчества.

   В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным  подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
 В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

В программу изучения включен Модуль: «Тестопластики», который развивает  индивидуальные творческие способности и интерес к искусству в целом в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством. Помогает детям разного возраста и разных национальностей отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

6. Основные содержательные линии курса

Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно_творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1. Природа _ главный художник (основы рисунка, графика).

2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).

3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

4. Человек в искусстве (портретный жанр).

7. Структура программы

Раздел 1. Природа  главный художник.

(Рисунок и графика. Штрих. Фон. Фактура. Воздушная перспектива. Горный, морской пейзажи)

Азбука рисования: Мы  семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков. Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков). «Горы  это небо, покрытое камнем и снегом»  (работа с картинами: наблюдение,

вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге). «Запад есть запад, восток есть восток…» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). «Славный остров Гдетотам...» (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада).

Модуль «Тестопластика»: Мелкие сувениры (изготовление сувениров)

Раздел 2. Мир цвета. (Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета) Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета). Впечатление. Выражение: Близко  далеко (изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко  высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день

(знакомство со светом и тенью в природе). Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете). Краски на воде (особенности изображения водоемов цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира).

В мастерской художника: Красным по зеленому (о творчестве А.И. Куинджи); Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса).

Модуль «Тестопластика»: Веселые животные (лепка животных)

Раздел 3. Искусство в человеке.

(Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись) Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков. Впечатление. Выражение: «И аромат

цветов плывет…» (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов). Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок (способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами). Мастер золотые руки. Стекло дув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображения города, стоящего на воде,  отражение, перспектива). В мастерской художника: Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне).

Модуль «Тестопластика»: Русско-народные праздники (лепка элементов декора);  Модуль «Тестопластика»: Человек – дитя природы (изготовление человечков)

Раздел 4. Человек в искусстве. (Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный рисунок) Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.

Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт

в мужском портрете). Старик годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек).

Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).

В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве В.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников иллюстраторов).

Модуль «Тестопластика»: Сказки мира (лепка героев из сказок)

8. Требования к результатам

     Личностные результаты: положительное отношение и интерес к изучению изобразительного искусства; готовность ученика целенаправленно использовать знания и умения в практической деятельности  и  в  повседневной жизни;  положительное отношение к искусству как к духовному опыту поколений, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Метапредметные результаты: сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем; способность эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, способность планировать и организовывать изобразительную  деятельность; способность использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:  

Учащиеся научатся:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусств! (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;

-        определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные соотношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше; изображать предметы, расположенные на первом плане, крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного ми ра, а также из геометрических форм;
  • лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, фи гурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

-        составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-сказка, урок-экскурсия, урок защиты проектов.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия.

10. Итоговый контроль

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью комплексной работы, итогового теста или контрольной работы, которые включают в себя вопросы (задания) по основным проблемам курса. Итоговый контроль в форме защиты проектов.        

11. Объем и сроки изучения

На изучение  изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего -  34часа:

I четверть - 8ч.

IIчетверть -8ч.

IIIчетверть –10ч.

IVчетверть - 8ч.


Тематическое планирование

изобразительное искусство

2 класс

УМК «Развивающее обучение по системе  Л.В.Занкова»

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности  учащихся

                                             Природа  главный художник  -  10 ч.

Азбука рисования. Знакомство

с новыми графическими материалами

(базовые упражнения)

Азбука рисования. Воздушная

перспектива

Место встречи неба и земли

Мой друг рисует горы, далекие,

как сон. Горы  это небо, покрытое

камнем и снегом

Белые сны севера, или бархатный

песок юга

Запад есть запад, восток  есть восток

Славный остров Гдетотам

Шум далекий водопада

Золотое кольцо России

(коллективная работа)

Роза ветров (проект)

Модуль «Тестопластика»

Азбука рисования: Мы  семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков. Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков). «Горы  это небо, покрытое камнем и снегом»  (работа с картинами: наблюдение,

вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге). «Запад есть запад, восток есть восток…» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). «Славный остров Гдетотам...» (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада). Проект: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России  творческая  работа).

Мелкие сувениры (изготовление сувениров)

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.      

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

  • Мир цвета  - 7 ч.

Азбука рисования. Хроматические

и ахромотические цвета

Близко  далеко

Низко  высоко

Ночь и день

Краски заката и рассвета

Краски на воде. Краски под водой

Красота подводного мира

(проект)

Модуль «Тестопластика»

(Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета) Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов). Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета). Впечатление. Выражение: Близко  далеко (изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко  высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе). Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете). Краски на воде (особенности изображения водоемов цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира). В мастерской художника: Красным по зеленому (о творчестве А.И. Куинджи); Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса). Проект: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного.

Веселые животные (лепка животных)

 Овладевать на практике  основами цветоведения.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Использовать различные средства живописи для создания  выразительных образов природы разных географических широт.

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Искусство в человеке -  7 ч.

Базовые формы цветов

И аромат цветов плывет…

Водяные лилии

Каменный цветок

Мастер золотые руки  стеклодув

Чудеса архитектуры

Здравствуй, Венеция!

(проект)

Модуль «Тестопластика»

Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись. Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков. Впечатление. Выражение: «И аромат цветов плывет…» (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов). Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок (способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами). Мастер золотые руки. Стекло дув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображения города, стоящего на воде,  отражение, перспектива). В мастерской художника: Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне) Проект: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).

Русско-народные праздники (лепка мелких деталей интерьера для русских праздников)

Человек – дитя природы (изготовление человечков)

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору – находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Изображать в объеме цветок способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Человек в искусстве - 10 ч.

Ракурсы, зоны, точки

Портрет

Женский портрет

Мужской портрет

Старик годовик

Маугли: жизнь в лесу (задание

для мальчиков). Маугли: встреча

с Ситой (задание для девочек)

Золотая рыбка

Каникулы Бонифация

Книга сказок (проект)

Знакомство с музеем

Модуль «Тестопластика»

Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный рисунок) Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина. Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек). Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки). В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве ьВ.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников иллюстраторов). Проект: Книга сказок (обобщение пройденного материала).

Сказки мира(лепка персонажей из известных сказок)

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Использовать характерные черты внешнего облика, пропорциональные отношения лица, фигуры человека. Передавать характерные черты, внешнего облика. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.  Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.


Требования к уровню подготовки обучающихся

2 класс

изобразительное искусство

УМК «Развивающее обучение системы Л.В.Занкова»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребёнку по настроению произведения изобразительного искусства, включая образы природы Земли;

- приобщение к мировой художественной культуре, архитектуре разных стран;

- интерес к художественно- творческой деятельности;

- понимание чувств других людей;

- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

- понимание значения иллюстраций к литературным произведениям (сказкам), живописи в мультипликации;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;

- представления о разнообразии и широте изобразительного искусства;

- интереса к характерам и настроениям людей и личностей идентификации через восприятие портретного жанра изобразительного искусства;

- принятия на первоначальном уровне нравственного содержания произведений изобразительного искусства;

- понимания значения изобразительного искусства в собственной жизни;

- первоначальной потребности воплощать в реальную жизнь эстетические замыслы;

- позиции зрителя и автора художественных произведений.

Метапредметные  результаты:

Обучающийся научится:

принимать учебную задачу  и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме.

- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- выполнять дифференцированные задания  (для мальчиков и девочек).

- различать условные обозначения;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные то взрослых, сверстников;

- сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусства (литература, музыка) и жизненного опыта.

-осуществлять поиск дополнительной информации с помощью взрослых;

- работать с дополнительными текстами;

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- соотносить схематические изображения с содержанием заданий;

- формулировать собственное мнение;

- выполнять работу со сверстниками;

- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

- договариваться, приходить к общему решению.

- узнавать мнение друзей или одноклассников;

- вести диалог с учителем и одноклассниками, прислушиваясь к их мнению, и выражать своё мнение.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:        

- различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);

- узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

- воспринимать красоту архитектуры и понимать её роль в жизни человека;

- понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

- использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;

- изображать простейшую линию горизонта и её особенности;

- различать хроматические и ахроматические цвета;

- владеть дополнительными приёмами работы с новыми  графическими материалами;

- выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;

- использовать базовые формы композиции: геометрическая форма-предмет;

- моделировать цветок из простейшей базовой формы;

- создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.

- различать и изображать различные виды линии горизонта;

- подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;

- передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приёмами;

- применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объёма или пространства;

- соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

- передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи.

- передавать характер и намерения объекта в иллюстрации к русским и зарубежным сказкам;

- осознать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

передавать настроение в пейзажах;

- соединять различные графические материалы в одной работе над образом;

- изображать старинные русские города по памяти или представлению;

- создавать узоры народов мира;

- подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;

- совмещать работу на плоскости и в объёме.


Календарно-тематическое планиерование

2 класс

изобразительное искусство

УМК «Развивающее обучение системы Л.В.Занкова»

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

                                       1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

                                          2. урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

                                          3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

                                          4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

                                          5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

                                       6. комбинированный урок – КУ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Автор С.Г. Ашикова

Развернутое тематическое планирование

34 часа

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

УДД

Дата

По плану

Фактич.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Азбука рисования

1

УИПЗЗ

Знакомство с учебником и с новыми графическими материалами

(базовые упражнения)

-уметь  владеть дополнительными приемами

работы с новыми графическими материалами;

Текущий контроль

  владеть дополнительными приемами

работы с новыми графическими материалами;

4.09

Природа - главный художник. 9 ч

2

Азбука рисования. Воздушная

перспектива

1

УИПЗЗ

Знакомство с линией горизонта Воздушная перспектива горного пейзажа  и воздушная перспектива облаков.

- уметь  изображать простейшую линию горизонта и ее особенности; работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение;

Текущий контроль

различать и изображать различные

виды линии горизонта;

11.09

3

Место встречи неба и земли

1

УЗЗВУ

Линия горизонта. Определение линий горизонта на иллюстрациях. Передача воздушной перспективы с помощью графических знаков.

- знать  использование элементарных правил  перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы; работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение;

Текущий контроль

изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;

18.09

4

Мой друг рисует горы, далекие, как сон. Горы - это небо, покрытое

камнем и снегом

1

УИПЗЗ

Горные пейзажи художников. Что такое воздушная перспектива. Работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение

- уметь  выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;

Текущий контроль

различать и изображать различные

виды линии горизонта;

 передавать воздушную перспективу

в пейзаже графическими и живописными

приемами;

передавать настроение в пейзажах;

25.09

5

Белые сны севера, или бархатный песок юга

1

УИПЗЗ

Ландшафты Севера и ландшафты Юга.  Особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге

- уметь  выбирать характер линий для передачи выразительных образов природы разных географических широт;

Текущий контроль

 

различать и изображать различные

виды линии горизонта;

 передавать воздушную перспективу

в пейзаже графическими и живописными

приемами;

передавать настроение в пейзажах;

2.10

6

Запад есть запад, восток есть восток

1

УЗЗВУ

Западный и восточные ландшафты. Фактура. Особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке

- уметь  видеть разницу между пейзажами, ландшафта разных частей света и использовать соответствующую пейзажу линию горизонта

Текущий контроль

различать и изображать различные

виды линии горизонта;

 передавать воздушную перспективу

в пейзаже графическими и живописными

приемами;

передавать настроение в пейзажах;

9.10

7

Славный остров Гдетотам

1

УИПЗЗ

Знакомство с особенностями  изображения острова. Силуэт. Сказочные острова в иллюстрациях.

- уметь  осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной  художественно- творческой деятельности;

Текущий контроль

различать и изображать различные

виды линии горизонта;

 передавать воздушную перспективу

в пейзаже графическими и живописными

приемами;

передавать настроение в пейзажах;

16.10

8

Шум далекий водопада

1

УИПЗЗ

Знакомство с особенностями изображения водопада. Работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение

- уметь  различать хроматические и ахроматические цвета; 

- уметь  применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;

Текущий контроль

Наблюдать за основными и составными        цветами

Использовать художественные материалы

 применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема

или пространства;

23.10

9

Золотое кольцо России

(коллективная работа)

1

УИПЗЗ

Знакомство с древним изображением карты как произведением искусства

- уметь  использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства

на плоскости в изображениях природы;

Текущий контроль

 изображать старинные русские города по памяти или представлению;

различать и изображать различные

виды линии горизонта;

 передавать воздушную перспективу

в пейзаже графическими и живописными

приемами;

30.10

10

Проект                   Роза ветров (коллективная работа)

Модуль «Тестопластика»: Мелкие сувениры

1

 УКИЗ

Что такое Роза ветров. Создание своей звезды.  Связь между розой ветров и Золотым кольцом России  творческая  работа

Изготовление сувениров

- уметь  использовать базовые формы композиции: геометрическая форма - предмет;

защита проекта

Применять полученные знания на практике

Мир цвета. 7 ч

11

Азбука рисования. Хроматические

и ахроматические цвета

1

УИПЗЗ

Оттенки черного и белого цветов,

тональные оттенки одного цвета.

- уметь  применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема или пространства;

Тематический контроль

 применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема

или пространства;

12

Близко - далеко

1

УИПЗЗ

Изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами

- уметь  передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;

Текущий контроль

применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема

или пространства;

13

Низко - высоко

1

УЗЗВУ

Знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве.

- уметь  использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы;

Текущий контроль

различать и изображать различные

виды линии горизонта;

 передавать воздушную перспективу

в пейзаже графическими и живописными

приемами;

применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема

или пространства;

14

Ночь и день

1

УИПЗЗ

Знакомство со светом и тенью в природе.

- уметь  осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной  художественно- творческой деятельности;

Текущий контроль

различать и изображать различные

виды линии горизонта;

 передавать воздушную перспективу

в пейзаже графическими и живописными

приемами;

применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема

или пространства;

15

Краски заката и рассвета

1

УИПЗЗ

Знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете.

- уметь  различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

- применять на их основе различные материалы для живописи, чтобы передавать образы явлений в природе;

Текущий контроль

 передавать воздушную перспективу

в пейзаже графическими и живописными

приемами;

16

Краски на воде. Краски под водой

1

УЗЗВУ

Особенности изображения водоемов - цвет и отражение.  О творчестве А.И. Куинджи, о творчестве А. Матисса

- уметь  узнавать и воспринимать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу;

Текущий контроль

применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема

или пространства;

17

Проект

Красота подводного мира

(коллективная работа)

Модуль «Тестопластика»: Веселые животные

1

 УКИЗ

Особенности изображения подводного мира.   Обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела

- уметь  решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;

защита проекта

умения реализовать собственный

творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения

учебных и художественно практических

задач;

Применять полученные знания на практике

Искусство в человеке.  7 ч

18

Базовые формы цветов

1

УИПЗЗ

 Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.

- уметь  моделировать цветок из простейшей базовой формы;

Текущий контроль

соединять различные графические

материалы в одной работе над образом;

19

И аромат цветов плывет…

1

УЗЗВУ

Знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы  пространства с помощью полевых цветов

- уметь  решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения;

Текущий контроль

изображать простейшую линию горизонта и ее особенности;

20

Водяные лилии

1

УЗЗВУ

Способ изображения цветов на воде

- уметь  моделировать цветок из простейшей базовой формы;

Текущий контроль

соединять различные графические

материалы в одной работе над образом;

21

Каменный цветок

1

УЗЗВУ

Способ моделирования цветка из пластилина и украшение его дополнительными материалами

- уметь  различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);

Текущий контроль

 соединять различные графические

материалы в одной работе над образом

 совмещать работу на плоскости и в

объеме.

22

Мастер золотые руки - стеклодув

1

УИПЗЗ

Знакомство с одним из способов росписи стекла

- уметь  различать виды художественной деятельности (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн);

Текущий контроль

соединять различные графические

материалы в одной работе над образом;

23

Чудеса архитектуры

1

УИПЗЗ

Особенности изображения города, стоящего на воде, - отражение, перспектива

- уметь  воспринимать красоту архитектуры и понимать ее роль в жизни человека;

Текущий контроль

передавать воздушную перспективу

в пейзаже графическими и живописными

приемами;

совмещать работу на плоскости и в

объеме.

24

Проект

Здравствуй, Венеция!

(коллективная работа)

Модуль «Тестопластика» Русско-народные праздники

1

УКИЗ

Обобщение пройденного материала

- уметь  эмоционально и эстетически воспринимать художественные фотографии и репродукции картин, сравнивать их, находить сходство и различие, воспринимать и

выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства;

защита проекта

умения реализовать собственный

творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения

учебных и художественно практических

задач;

Применять полученные знания на практике

Человек в искусстве. 10 ч

25

Ракурсы, зоны, точки

1

УИПЗЗ

Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.

- уметь  соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

Текущий контроль

 соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

 передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений

средствами рисунка и живописи.

26

Портрет

1

УИПЗЗ

Знакомство с жанром портрета, ракурсами

- уметь  соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

Текущий контроль

соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

 передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений

средствами рисунка и живописи.

27

Женский портрет

1

УЗЗВУ

Изображение особенностей женского портрета

- уметь  соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

Текущий контроль

соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

 передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений

средствами рисунка и живописи.

28

Мужской портрет

1

УЗЗВУ

Выделение характерных черт в мужском портрете

- уметь  соблюдать пропорции человека и

особенности передачи его портрета;

Текущий контроль

соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

 передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений

средствами рисунка и живописи.

29

Старик-годовик

Модуль «Тестопластика»: Человек – дитя природы (изготовление человечков)

1

УЗЗВУ

Построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм

- уметь  создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира;

Текущий контроль

соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

 передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений

средствами рисунка и живописи.

30

Маугли: жизнь в лесу (задание для мальчиков). Маугли: встреча с Ситой (задание для девочек)

1

УЗЗВУ

Задания индивидуально для мальчиков и для девочек

- уметь  осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;

Текущий контроль

соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;

 передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений

средствами рисунка и живописи.

31

Золотая рыбка

1

УЗЗВУ

Различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа

- уметь  осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной  художественно-творческой деятельности.

Текущий контроль

 подбирать соответствующие художественные материалы для изображения главных героев произведений;

32

Каникулы Бонифация

1

УИПЗЗ

Знакомство с орнаментами и красками народов Африки

- уметь  осознавать красоту окружающей природы и рукотворных творений человека и отражать их в собственной  художественно-творческой деятельности.

Текущий контроль

 создавать узоры народов мира;

 подбирать соответствующие худо

жественные материалы для изображе

ния главных героев произведений;

33

Проект

Книга сказок (коллективная работа)

Модуль «Тестопластика» Сказки мира

1

УКИЗ

Обобщение пройденного материала

- уметь  создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок;

 - передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений средствами рисунка и живописи.

защита проекта

 умения реализовать собственный

творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения

учебных и художественно практических

задач;

Применять полученные знания на практике

34

Знакомство с музеем

Итоговое тестирование

1

УИПЗЗ

Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Государственный музей палехского искусства.

- уметь  расширять свои представления об искусстве - высказывать суждение о художественных произведениях,

Текущий контроль.

Итоговый

 воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в об

суждении их содержания;

 видеть проявления художественной

культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, дизайн; высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих

природу.


Список литературы

Изобразительное искусство

2 класс

УМК «Развивающее обучение по системе  Л.В.Занкова»

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования  (стандарт второго поколения). – М.: Просвещение, 2010.

2. Примерная программа по изобразительному искусству. Начальная школа, Ч.1-2. – М.: Просвещение, 2012.

3. www. zankov.ru /Ашикова С.Г. Программа по изобразительному искусству.

4. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013

5. Словари и энциклопедии по изобразительному искусству.

6. Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО. М.:Первое сентября.

7. Электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре; записи классической и народной музыки; специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы).

8. «Игровые технологии обучения в начальной школе», Е.В.Калмыкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК Занков

Рабочая программа и тематическое планирование для работы в 3 классе...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

рабочая программа для 3 класса Занков по русскому языку

Рабочая прграмма по русскому языку для 3 класса по программе Занкова...

рабочая программа для 3 класса Занков по технологии

рабочая программа по технологии Цирулик. по программе Занкова 3 класс...

рабочая программа для 3 класса Занков по математике

рабочая программа по математике по Занкову...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...