Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования, Примерной программы общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» В. С. Кузина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании  МС

МОУ «Брусничная СОШ»

Протокол № ___

от «___» _________2013 г.

Председатель МС________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________Довженко Л.А.

______________2013 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ «Брусничная СОШ»

______________________

Сидорова Е.Н.

_____________2013 г

Рабочая программа

по  изобразительному искусству

для учащихся 2 класса

Составила учитель  Белореченская Виктория Владимировна

II квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе

примерной государственной программы по  

изобразительному искусству

для общеобразовательных школ (Программа Федерального Государственного  Образовательного  стандарта (II)  начального общего образования, Примерной программы общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» В. С. Кузина).

2013/2014 учебный год


Пояснительная  записка

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  3. Учебный план МОУ «Брусничная СОШ» на 2013/2014 учебный год.
  4. Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по ИЗО.

     Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству  В.С.Кузина  «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа»  2011 год. Авторская программа  соответствует Федеральному государственному стандарту  за курс начального общего образования, утвержденного  приказом  Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009

Цели обучения:

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Основные  задачи:

- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Особенности построения курса «Изобразительное искусство»

 по программе  В.С.Кузина.

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства»- отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства ,выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его

ценностями, понимание того ,как его выполнять .В этом блоке происходит знакомство обучающихся с произведениями  искусства ,рисунком ,живописью, скульптурой, художественным конструированием и дизайном ,декоративно-прикладным искусством. Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала. В этот блок включены понятия  композиция ,цвет ,линия, форма, объем ,ритм .

Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий. Его содержание: Земля -наш общий дом .Родина моя- Россия .Человек и человеческие взаимоотношения. Искусство дарит людям красоту. Четвертый блок программы  «Опыт художественно-творческой деятельности»  практически направлен и реализуется внутри трех представленных  блоков.

           

В соответствии с учебным планом  школы рабочая программа составлена на 34 часа, что соответствует часам, отведенным авторами программы.

При этом рабочая программа составлялась:

-  с учётом  особенностей класса;

-  особенностей авторской программы

- с целью сохранения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, предполагаемым  федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

тематическое планирование  уроков изобразительное искусство во 2 классе.

наименование  разделов  и  тем

          по  программе

мы рисуем осень

                       10 ч

мы рисуем сказку

                       7 ч

мои друзья

                        11 ч

с чего начинается Родина

                        6 ч

  Итого

                       34 ч

Планируемые результаты  по предмету изобразительное искусство во 2классе.

 Личностные

У учащихся будут сформированы:

· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

· внимательное отношение к красоте окружающего мира,

к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

· интереса к посещению художественных музеев, выставок;

· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

 Предметные результаты.

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

- о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми  красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов  (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый-  желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

- верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;

- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

- передавать в рисунках  на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;

- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

- лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

- составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· уметь слышать, точно реагировать на реплики;

· учитывать мнения других в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.

Учебно-методический  комплекс  по программе В.С.Кузина

№ п/п

Название пособия

  Класс

Год издания

Издательство

Автор

 1.

Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство

      1-4

  2012

Москва

  Дрофа

В.С.Кузин,

С.П.Ломов,

Е.В.Шорохов

 2.

Учебник  «Изобразительное искусство»

       2

   2012

Москва

 Дрофа

В.С.Кузин,

Э.И.Кубышкина

Рекомендуемые произведения искусства

Аверкамп Х. Зимние развлечения; Зимний пейзаж с конькобежцами.

Алфеевский В. Иллюстрации к стихотворениям Ф. Тютчева.

Асламазян М. Праздничный натюрморт.

Бем Е. Силуэт.

Билибин И.Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.

Богданов- Бельский Н. Новая сказка.

Борисов-Мусатов В. Осенний этюд; Куст орешника.

Васильев Ф.После дождя; Болото в лесу.

Васнецов В.Автопортрет.

Васнецов Ю.Иллюстрации к русским народным сказкам и песням.

Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных

Врубель М. Богатырь.

Гельмерсен В. Силуэт.

Герасимов А.Натюрморт. После дождя. Мокраятерраса; Капли дождя; Пионы.

Грабарь И. Неприбранный стол; Яблоки.

Дейнека А. После дождя.

Зарянко С. Портрет семьи Турчаниновых.

Конашевич В. Иллюстрации к детским книгам.

Корин П. Пейзаж с церковью в Палехе; Главы кремлевских соборов.

Костанди К. Гуси.

Куинджи А.Березовая роща; После дождя.

Куприн А. Осенний букет; Натюрморт с фаянсовым кувшином.

Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Портрет Ивана Билибина.

Левитан И. Золотая осень; После дождя. Плес; Березовая роща

Маковский К. Дети, бегущие от грозы; Портрет детей художника

Матисс А.Лебедь; Красные рыбы.

Машков И. Автопортрет; Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт.

Пластов А. Грузди. Натюрморт; Летом; Осенний этюд.

Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.

Ренуар О. Букет хризантем; Зонтики; Плоды Средиземноморья; Лук; Девочка с обручем.

Поленов В.Бабочки.

Репин И.Автопортрет; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада; Портрет П.М. Третьякова.

Рерих Н. Илья Муромец

Ромадин Н. Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч; Розовый вечер.

Саврасов А. Проселок.

Сарьян М.Октябрь в Ереване; Цветы; Полевые цветы; Пионы.

Серебрякова З. Катя в голубом у елки; За завтраком; Мальчики в матросских тельняшках; Карточный домик; Автопортрет с дочерьми; В детской. Нескучное.

Серов В. Автопортрет; Девочка с персиками; Девушка, освещенная солнцем; Дети; Мики Морозов;Стригуны на водопое. Домотканово.

Сидоров В. Тихая моя Родина.

Снейдерс Ф. Птичий концерт.

Сомов К. Зима. Каток.

Ткачев С. В зимний праздник.

Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.

Цилле Г. Наброски.

Чарушин Е. Иллюстрации к детским книгам.

Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу.

Юон К. Русская зима. Лигачево; Весенний солнечный день. Сергиев Посад; У Новодевичьего монастыря весной; День Благовещения. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры; Купола и ласточки.

                                         КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по ИЗО

 

Класс  2

Учитель  Белореченская Виктория Владимировна

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков -   ч.

Планирование составлено на основе программы по ИЗО для общеобразовательных учреждений под руководством

В. С. Кузина, 2011

Учебник

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

№ п/п

Дата проведения

Тема раздела,

 Урока

Кол-во отводимых часов

Цели к разделу, теме: обучающие, развивающие, воспитательные

Понятия, терминология, номенклатура

Виды уроков по теме

Оборудование, необходимая литература

1

2

3

4

5

6

7

8

Мы рисуем осень

1

Мое лето. Рисование на тему

1

Познакомить с понятиями «теплые и холодные» цвета, научить правильно смешивать краски, высказывать суждения о картинах

Цвета спектра

Теплые и холодные, основные и составные цвета

Вводный

Рисование на тему

Альбом, краски

2

Художественно-выразительные средства живописи. Рисование с натуры «Осенний букет»

1

Познакомить со средствами художественной выразительности, научить выбирать художественный материал, подходящий по фактуре цветов.

Цвет, мазок

Цветовой контраст

Фактура, икебана

Комбинированный

Рисование с натуры

Альбом, краски

Букет цветов

3

Осень – пора грибная.

1

Развивать навыки по созданию рисунка на заданную тему

Геометрические фигуры, ось симметрии

Комбинированный

Рисование с натуры

Альбом, краски

Муляжи грибов

4

«Сыплются с дерева листья поблекшие…» (рисунок осеннего листочка)

1

Познакомить с правилами получения составных цветов, учить передавать форму и колорит листьев.

«Вливание» цвета в цвет, осенние краски

Комбинированный

Рисование с натуры

Альбом, краски

Осенние листья

5-6

Осень. Музыка дождя.

2

Сформировать представление о цветовом и тоновом контрастах, познакомить с художников Куиджи, учить применять цветовые контрасты в своей работе

Цветовой и тоновой контрасты

Этапы создания картины

Комбинированный

Рисование на тему

Альбом, краски

Картины Куиджи

7

Конструкция предметов. Художественное конструирование и дизайн.

1

Познакомить с правилами конструктивного построения, научить декорировать предметы цилиндрической формы

Конструкция предметов,

Конструктивное построение, декорирование

Комбинированный

поделка

Предмет цилиндрической формы, пластилин, клей, материал для декора

8

Осенние подарки природы. Лепка

1

Познакомить с определением жанра «натюрморт»; материалами для скульптуры; способами передачи объема в скульптуре.

Натюрморт, скульптура

Комбинированный

Лепка овощей

Пластилин, макеты овощей

9

Осенний натюрморт

1

Развивать навыки передачи в рисунке формы, объема, фактуры и цвета предметов.

Свет, тень, блик, рефлекс, фактура

Комбинированный

Рисование с натуры

Альбом, краски

Фрукты, овощи

10

Мы рисуем сказочную веточку

1

Познакомить с промыслом и основными традиционными элементами орнамента; научить выполнять элементы росписи, используя приемы примакивания кистью и тычка без предварительного рисунка.

Полхов-Майданов

Растительный орнамент

Комбинированный

Декоративное рисование

Альбом, краски

Набор открыток «Русское народное декоративно-прикладное творчество»

Мы рисуем сказку

11

Филимоновская игрушка

1

Познакомить с особенностями лепки игрушек-свистулек; научить выполнять элементы филимоновских узоров.

Филимоновские мастера, глиняные игрушки

Комбинированный

Декоративная работа

Альбом, краски

Плакат «Филимоновские игрушки»

12

Осенняя сказка

1

Познакомить с видами композиций, с творчеством художника Васильева. Научить выполнять тематическую композицию.

пейзаж композиция

Комбинированный

Рисование по памяти

Альбом, краски

13

Анималистический жанр. Последовательность изображения животных.

1

Познакомить с анималистическим жанром, научить изображать животных, работать тушью

Художники-анималисты, штрих

комбинированный

Альбом, краски

14

Искусство иллюстрации

1

Познакомить с определением понятия «иллюстрация»; научить передавать в рисунке смысловую связь элементов композиции; работать акварельными красками.

иллюстрация

комбинированный

Альбом, краски

Книги с иллюстрациями

15

Мы рисуем сказочную птицу.

1

Познакомить с названиями сказочных птиц, научить использовать в рисунке пары цветовых контрастов; передавать сказочность образа художественными средствами.

Жар-птица, Царевна-Лебедь, Синяя птица

Комбинированный

Декоративная работа

Альбом, краски

Иллюстрации сказочных птиц

16

Архангельский рождественский пряник.

1

Познакомить с промыслом, колоритом, элементами росписи, приемами рисования. Научить применять приемы народной росписи, используя элементы росписи фигурного пряника.

Узор, ритм, симметрия

Комбинированный

лепка

пластилин

17

Встречаем новый год

1

Познакомить с назначением карнавальных масок; приемами работы с бумагой: скручивание, вырезание, сгибание; научить работать в технике бумажной пластики.

Народные традиции, карнавальные маски

Комбинированный

Поделка из бумаги

Цветная бумага, картон, клей, ножницы

Мои друзья

18-19

Композиция в изобразительном искусстве

2

Познакомить с ролью и значением композиции в картине, научить рисовать фигуры человека.

Композиционный центр, пропорции, перспектива

Комбинированный

Рисование на тему

Альбом, краски

20

Богородская игрушка

1

Познакомить с игрушкой «с движением», характерной для городецкого и богородского промыслов; научить лепить игрушку по примеру.

Богородские и городецкие игрушки

Комбинированный

лепка

Пластилин, плакаты с разными художественными промыслами

21

Наши друзья – животные.

1

Отрабатывать навыки изображения животных

Пастель, сангина

Комбинированный

Рисование по памяти

Альбом, краски

22

Последовательность изображения рыбки.

1

Научить рисовать рыбку с помощью линии симметрии, определяя основную геометрическую форму.

Линия симметрии

Комбинированный

Альбом, краски

23

Силуэт в изобразительном искусстве. Контраст.

1

Сформировать представления о силуэте и контрасте и особенностях их художественно-выразительных средств; научить передавать в рисунке общую форму предметов.

Карикатура, контрасты, вазопись

Комбинированный

Альбом, краски

24

Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед.

1

Сформировать представление о графических художественно-выразительных средствах; научить передавать объем и конструкцию предметов геометрической формы.

Куб, параллелепипед

Комбинированный

Альбом, краски

Геометрические тела

25

Защитники земли русской.

1

Познакомить с наиболее значимыми картинами Васнецова; научить передавать характер богатыря живописными средствами.

Богатыри, Васнецов

Комбинированный

Рисование на тему

Альбом, краски картины Васнецова

26

Красота обычных вещей. Конус

1

Познакомить с правилами конструктивного построения конуса, научить передавать объем и конструкцию предметов геометрической формы; декорировать предметы конической формы; работать с бумагой.

Конус, художественное конструирование

Комбинированный

Игрушка из бумаги

Картон, клей, ножницы

27

Моя семья – забота и любовь.

1

Познакомить с портретом как жанром изобразительного искусства; научить последовательности выполнения портрета; передавать в рисунке характерные особенности лица человека.

портрет

Комбинированный

Рисование на тему

Альбом, краски

28

Последовательность изображения птицы.

1

Познакомить с последовательностью рисования птицы с помощью кругов и овалов.

пропорции

Комбинированный

Рисование с натуры или по памяти

Альбом, краски

С чего начинается Родина…

29

Городские и сельские пейзажи

1

Познакомить с видами пейзажного жанра; научить изображать линию горизонта

Линия горизонта, воздушная и линейная перспектива

Комбинированный

Рисование на тему

Альбом, краски

30-31

Иллюстрации к русским народным сказкам

2

Научить передавать в рисунке смысловую связь элементов композиции; передавать в рисунке наиболее выразительные моменты сказки

сюжет

Комбинированный

Рисование на тему

Альбом, краски

Русские народные сказки

32

Красота окружающего мира. Насекомые

1

Научить рисовать линию симметрии и симметрично расположенный узор на крыльях бабочки

Узор, симметрия

Комбинированный

Альбом, краски

33

Цветы нашей Родины.

1

Познакомить с художественными приемами при изображении цветов в натюрморте; научить передавать в рисунке форму и цвет изображаемых предметов.

натюрморт

Комбинированный

Рисование с натуры

Альбом, краски

Ваза с цветами

34

Восприятие произведений искусства

1

Обобщить знания детей, полученные в течение года

Художественные музеи России

Урок обобщения и контроля

Презентация «Экскурсия в музей изобразительного искусства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству для 4 класса

Рабочая программа по искусству (музыка и изобразительное искусство) для 4 класса....

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1-4 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа разработана по изобразительному искусству с учетом требований ФГОС  для 1-4 класов...

Рабочая программа по искусству (ИЗО) 1 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с  федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования и на основе авторской программы  Л.А..Неменс...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1,3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана для обучающихся 1,3  классов с КТП без УУД...

Рабочая программа изобразительному искусству для 2 класса УМК Перспектива

Данная программа разработана для учителя начальных классов....

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1 - 4 классы

Настоящая рабочая программа составлена на основе: - Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа по искусству ИЗО 1 класс

Рабочая программа по искусству ИЗО 1 класс.Школа России...