Роль декоративно – прикладного искусства у подростков на уроках изобразительного искусства в средней школе
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Народное искусство в воспитании детей. Развитие гармонично - творческой личности очень сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного творчества переоценить невозможно. Оно оказывает не только благотворное влияние на личность ребенка, а так же раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, рассказывает об истории народа и его традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_dpi_u_podrostkov_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva_.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль ДПИ у подростков на уроках изобразительного искусства в средней школе
Народное искусство в воспитании детей. Развитие гармонично - творческой личности очень сложно представить без участия искусства. При этом роль народного декоративно-прикладного творчества переоценить невозможно. Оно оказывает не только благотворное влияние на личность ребенка, а так же раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, рассказывает об истории народа и его традициях. Урок будет являться эффективной формой приобщения школьников к народному декоративно - прикладному искусству, в том случае если на нем используются методы искусства, будет создана особая атмосфера общения, сотворчества. Методы художественной педагогики – это такой действенный инструмент в руках учителя, это способы действия которые направлены на развитие познавательного интереса школьников и на формирование потребности у ребёнка в общении с народным декоративно – прикладным искусством. Созданию эмоциональной атмосферы на уроке содействует хорошо выстроенная драматургия урока, работающая на решение конкретных учебных задач. Эмоциональная педагогическая драматургия - это исключительная модель урока, который организован по законам искусства. Она включает такие элементы: завязку, постановку проблемы, кульминационный момент и эпилог. Использование этого метода устраняет обыденность процесса обучения, делая при этом урок более увлекательным. А в процессе восприятия важная роль отводится наблюдению – внимательному, детальному рассматриванию произведений искусства. В ходе наблюдения акцентируется внимание на особенностях строения, форме; использовании изобразительных элементов, несущих содержательную нагрузку, и бесконечном варьировании традиционных мотивов; декоративности цвета; выразительности используемых материалов, целостности всех составляющих элементов художественного образа. Наблюдение представляет активный процесс, в который включается воображение, память и мышление. На уроке изобразительного искусства особое значение имеет использование подлинных произведений народного искусства. Присутствие подлинников на уроке играет очень важную роль, так как создается возможность организации особой эмоциональной среды, благоприятной для восприятия. Иногда слово может быть не менее эффективным, чем зрительный образ. Более того, динамика сочетаний слова и зрительного образа способна поднять эффективность педагогически организованного воздействия. Но в связи с этим необходимо указать, что слово должно быть организованно по законам искусства. Словесные тексты должны быть доступными по содержанию и форме, давать пищу для размышления, воображения, нести яркий образ. Приобщая детей к декоративно-прикладному искусству, важно использовать коллективные и индивидуальные формы работы. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности ученика, его предпочтения, глубину восприятия содержательного материала, меру художественного вкуса, способность к обобщению, стилизации. А коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выходить на исполнение масштабных работ, в ходе выполнения которых формируются межличностные отношения. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать традиции и особенности каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции, развить творческие способности. Также народное декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается симметрия, ритм, соразмерность отдельных элементов, и счёт в исполнении орнамента. Это в свою очередь дает материал для развития математических представлений. При рассматривании школьниками подлинных предметов декоративно – прикладного искусства, как правило, формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. В процессе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством у детей также воспитываются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у учащихся воспитываются умения объединяться для общего дела, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласовано, и помогать другим. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. И вместе с тем школьник овладевает такими понятиями, как форма, размер, цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение детей к народному искусству на всю жизнь оставит отпечаток прекрасного в душе человека, научит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Народное искусство всегда является воплощением представления народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью народного декоративно-прикладного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая свою землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой затем воплощали в своих произведениях. Занятия традиционными промыслами развивают у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствуют формированию эстетического восприятия, развивают навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремёсел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствуют развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей. Благодаря народному декоративному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятия народными ремеслами способствуют общему повышению успеваемости в школе, и помогают достигнуть успеха во взрослой жизни. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. Выразительность цвета и пластики, декоративность, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства. В настоящее время народное декоративно - прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, художественного мышления, наблюдательности и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая у школьников интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь им дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и обязательно объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свои индивидуальные способности. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического и духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему. Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять, приумножать, развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту. Приобщение детей к русскому народному искусству с помощью музеев - дело чрезвычайной важности. Многокрасочный рукотворный мир народного искусства созвучен жизнерадостному мироощущению школьников, влечет к себе, очаровывает, вызывает удивление, интерес. Особое эмоциональное состояние, которое испытывает ребенок, лежит в основе познания. И поэтому очень важно “не пропустить” этот возраст и попытаться сохранить естественное влечение ребят к прекрасным произведениям народных мастеров. В настоящее время на уроках изобразительного искусства есть возможность через проектную деятельность соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Таким образом, можно сделать вывод, что декоративно – прикладное искусство помогает развивать в детях эстетическое и духовно - нравственное отношение к действительности, прививает любовь к родному краю, а также развивает мышление, воображение, речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое развитие и творческое воображение школьника на уроках изобразительного искусства в начальной школе
Размышления автора о попытке научить детей изображать пейзаж, об одном из способов как заинтересовать детские души изучением творчества художников...
Значение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Природа- это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому мож...
Урок изобразительного искусства в начальной школе "Цветущий луг"
Урок ИЗО во 2-ом классе...
Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании младших школьников.
Важность декоративно-прикладного искусства в воспитании эстетических качеств личности....
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»
Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...
Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"
Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...
Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...