Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании младших школьников.
статья по технологии на тему

Харченко Наталья Викторовна

Важность декоративно-прикладного искусства в воспитании эстетических качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_dpi_v_vospitanii_mlad_shkolnikov_.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании младших школьников.

Н. В. Харченко, Е. Ф. Смирнова МБОУ СОШ №23 г. Воронеж.

У человека может быть много разных настроений,

 но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо

 вкладывает во все свое творчество.

 Д. Голсуорси.

                    Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

                     Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в школе.

                   Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, ознакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

                   Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

                    Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

                      Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

                     Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается  созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

                    Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

                     В нашей школе большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому мы перед собой поставили цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. ФГОС второго поколения предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, в школе организована кружковая работа,  куда дети ходят по желанию.

                   Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству.  Декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

                     Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

                     В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

                 В настоящее время из всего разнообразия видов детского творчества декоративно - прикладное является одним из самых популярных. Посмотрев вокруг, мы можем заметить, что предметы, сделанные своими руками вносят особую красоту в обстановку и домашний уют, а также на работе и других общественных местах.

                  Какую же пользу может извлечь ребенок, занимаясь данным видом творчества?

                 Во-первых, декоративно-прикладное искусство усиливает творческие стремления ребятишек преобразовывать и украшать мир, развивает нестандартность детского мышления. Уже после нескольких занятий можно заметить, что ребенок чувствует себя более свободным, раскрепощенным, приобретает способность всматриваться и наблюдать, а в предметах декоративно-прикладного творчества видит новизну и элементы сказочности.

                  Во-вторых, в процессе творчества и самостоятельного создания предметов декоративно-прикладного искусства у школьников происходит процесс закрепления знаний эталонов формы и гармонии цвета. В его подсознании формируются четкие и полные представления о предметах искусства в жизни и в быту.

                 Опытные творческие педагоги дополнительного образования отмечают, что декоративно-прикладное творчество помогает школьнику в его развитии и формирует многие мыслительные операции. Ребята самостоятельно начинают анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать.

                  На занятиях декоративно-прикладным искусством у детей развивается кругозор. Так, например, они узнают о своеобразии и самобытности декоративного искусства; о том, как отражается окружающая природа в орнаменте, украшающем предметы декоративно-прикладного творчества, а также о связи искусства с народным укладом, жизнью и бытом народов. Таким образом, у детей проявляется интерес к родному краю, природе, истории, сфере деятельности и труду людей.

                 Стоит поговорить и о коллективной работе на занятиях по декоративному творчеству, так как она оказывает существенное влияние на нравственное воспитание детей. При создании коллективной работы, будь то плакат, картина, макет изделия или игрушка, у школьников вырабатывается способность объединяться для общего дела, они учатся договориться о выполнении общей работы, при этом создавая каждый свою деталь, элемент, стараются учесть интересы друг друга. В процессе коллективной работы у детей развивается способность действовать согласованно, умение уступать, взаимопомощь.

                  В будущем можно заметить, что благодаря занятиям декоративным творчеством у детей появляются волевые качества:

 • доводить начатое дело до конца;

 • умение преодолевать трудности;

 • ценить и уважать собственный и чужой труд.

                 Участие в различных конкурсах, выставках декоративно-прикладного искусства помогает детям самореализоваться в жизни, повысить собственную самооценку, достичь определенных успехов.

                Кроме того, занятия декоративно-прикладным творчеством приносит и практическую пользу.

                Поэтому так велико значение опыта для духовного и эстетического развития и воспитания школьников, знакомства их с искусством народных промыслов и работами настоящих мастеров. Народное искусство оказывает глубокое идейное влияние на детей. Поэтому в первую очередь перед родителями и педагогом стоит важная задача – нести в светлый мир детства нравственные ценности, помочь детям открыть этот мир во всём многообразии и богатстве декоративно-прикладного искусства. Таким образом, любое занятие, коллективно-творческое дело, беседа - имеют единственную цель: всесторонне развивать личность растущего и познающего мир человека. Думаю, что любой мудрый и любящий своего чада родитель согласился, чтобы его ребенок жил в мире красоты, гармонии, игры, музыки, сказки, фантазии и творчества.

                  Ребенка можно приучать к творчеству уже дома, поверьте, он будет этому только рад. Совместные занятия объединяют детей и родителей, повышают их совместную культуру.

                   Продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.

                    Говоря непосредственно о младшем школьном возрасте, следует отметить, что именно развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребенка.

                   Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности.  Дети в основном создают художественно-эстетический продукт. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

                  Несмотря на свою привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом деятельности. Оно предполагает у детей хорошо развитых пространственных представлений.

                  В своей педагогической деятельности мы решили пойти дальше и попробовать работать с детьми в более сложной, но вместе с тем и наиболее интересной технике -  бумагокручение. На английском языке техника бумагокручения называется “quilling” - от слова “quill” или “птичье перо”. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага – недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы и на Востоке.

                 Для этого нам понадобится небольшой набор инструментов, который не составит труда найти:

  1. Стержень небольшого диаметра. Используется для намотки спирали из бумажной полосы, при этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
  2. Пинцет. Кончики пинцета должны быть точно совмещенными. Для выполнения работ высокой точности. Усилие при сжатии должно быть удобным для рук ребенка, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением.
  3. Ножницы. Для максимально точной нарезки бахромы.
  4. Клей. Особых рекомендаций нет. Он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Возможно ПВА.
  5. Простейшие чертежные инструменты: линейка, карандаш.
  6. Бумага.

                 Выбор техники бумагокручения не случаен. Именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

                 Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы решаются. Во время занятия бумагокручением необходимо проводить пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

                 В чем же заключается техника квиллинг? Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, а затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга.

                      Освоив технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, но чтобы она не наскучила, необходимо играть с цветом и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается “радужным”. Из полученных роллов можно складывать элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще пять – лепестки.

                      Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга. Перечислю основные из них: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, глаз, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.

                 Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

                      Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения квиллинговых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому  необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

                    В основном применение техники “quilling”(квиллинг) целесообразно при изготовлении натюрмортов с цветами, роллы и получаемые из них формы способны точно передавать элементы цветковых растений. Но нет ограничений в использовании этой технике: мастера создают также пейзажи, произведения анималистического жанра, и другие композиции. Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться своей оригинальностью.

                   Способность к творчеству – это отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве и гармонии с природой, создавать, не нанося вреда, преумножить, при этом не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, поэтому все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.

                    Творчество – источник чистый и вечный. Оно благотворно влияет на детей, развивает их, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. На таких занятиях дети приобщаются  к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников

Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетент...

Роль группы продлённого дня в воспитании младших школьников.

Статья о роли группы продлённого дня в воспитании современных младших школьников....

. РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Тема данной  работы «Использование краеведческих и исторических материалов при подготовке уроков математики».Математика — решение задач. Казалось бы, математика и краеведение не имею...

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Статья "Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании младших школьников" расскажет о роли краеведения в воспитании младших школьников...

Доклад на тему «Роль военной книги в патриотическом воспитании младших школьников»

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и муже...

«Роль классного руководителя в нравственном воспитании младших школьников»

Статья о роли классного руководителя в нравственном воспитании школьников....