занятие "Знакомство с дымковской игрушкой"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Сергиенко Ольга Николаевна

Теоретическое занятие по знакомству детей с дымковской игуршкой. В занятии ипользованы средства  активизации детей: наглядный материал (картинки, иллюстрации, игрушки, по возможности видеоматериал), словесный метод (стихи, потешки, которые раздаются детям заранее для заучивания, вопросы к детям). И приемы для поддержания интереса детей: демонстрация событий на макете, показ последовательности изготовления игрушки из глины, а также приготовление материала для росписи по-старинке. Внимание детей активизируется благодаря разным рассказчикам (педагога и его помощников). Во второй части занятия учащиеся выполняют практическую работу по выполнению эскизов будущих работ на силуэтах. Бумажные силуэты игрушек трех видов: индюк, барыня, конь (раздаются детям по уровню сложности в зависимости от приобретенных умений и навыков). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dymkovskaya_igrushka_na_konkurs1.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества города Шимановска»

методическая разработка занятия

"ЗНАКОМСТВО

С   ДЫМКОВСКОЙ   ИГРУШКОЙ"

Разработала: Сергиенко Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования

Цель: познакомить  детей с дымковской игрушкой.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с народной глиняной игрушкой, с мастерами дымковского промысла.
  • Расширять представления детей о народной игрушке; ввести новые понятия -«глазушка», «пятнушка», «поталь».
  • Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисования).
  • Учить правильно, составлять характеристику игрушки, отмечать конструктивные, изобразительные и декоративные особенности.
  • Формировать эстетическое отношение к предметам народного искусства.
  • Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Возраст детей: 8-10 лет.

Место проведения: учебный кабинет.

Оформление: географический атлас; фотоиллюстрации села "Дымково", глиняных шаров, ярмарки, дымковских игрушек, панорама битвы на реке Вятка.

Таблицы: "Символы", "Элементы узора", " Орнамент", «Сочетание элементов узора», карточки с ключевыми понятиями занятия.

На отдельных столах для показа способов лепки: глина, шликер, баночка с водой, скалка, ткань.

На отдельных столах для показа способов росписи: молоко, мел, яйца, пигменты, "глазушка", "пятнушка", кисточка, резиновая груша, уксус, вода, палитра, дымковские игрушки.  

Оборудование: указка, силуэты игрушек из белой бумаги, простые карандаши, ластики, гуашь, кисточки, баночки с водой.

Методические советы на подготовительный период. К занятию привлекаются дети старшего возраста-мастера. Они делятся с детьми-учениками  знаниями и показывают свои умения и навыки. Таким образом, решается две задачи: во-первых: они закрепляют пройденный ранее материал; во-вторых: у младших детей повышается авторитет к старшим товарищам, поддерживается преемственность между старшими и младшими детьми, повышается стимул к дальнейшему обучению. Старшим детям заранее предлагается теоретический и практический материал на выбор. Участие в занятии добровольное. Младшим детям раздаются стихи, потешки для заучивания наизусть. На доску развешиваются таблицы и схемы. Оформляется выставка дымковских игрушек на фоне внутреннего убранства дома-избы (нарисовано на простыне).  Стулья расставляются полукругом или в шахматном порядке, столы в стороне.

План занятия.

  1. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Рассказ о Дымковской слободе (1 помощник).
  3. Символическое значение образов. Чтение детьми стихов, потешек.
  4. Рассматривание дымковских игрушек.
  5. Демонстрация лепки барыни (2-ой помощник).
  6. Демонстрация смешивания красок (3-ий помощник).
  7. Оформление дымковской игрушки (работа с таблицами).
  8. Практическая работа (роспись эскизов).
  9. Итог занятия (вопросы к детям, анализ эскизов).

Ход занятия.

Педагог. Ребята, сегодня я познакомлю вас ещё с одной народной игрушкой - дымковской. А помогать мне будут наши старшие девочки- мастерицы. Настя будет дополнять мой рассказ интересными подробностями,  Наташа покажет, как правильно лепить дымковскую игрушку, а Алена – как и чем раньше расписывали фигурки. А теперь представьте себе такую картину…

На берегу реки Вятка (близ города Кирова) в селе Дымково жили-были крестьяне. И так как в тех местах было много хорошей и легкой в работе глины, большинство жителей деревни были гончарами. Целый день вертели мужчины - мастера на гончарном круге посуду: крынки, горшки, квасники, миски, а женщины вечерами для души и на продажу  лепили игрушки и свистульки, да и ребятишки мастерство перенимали. Раскрашивали игрушки ярко, нарядно.

1 помощник /показывает на макете./ Всё бы хорошо, но вот случилась беда. Собрались под укрепленными стенами Кирова (Хлынова) инородцы, чтобы взять город. Жители Кирова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, кировчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку «Своя своих не познаша». В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду по невинно убитым и умершим. Затем происходили прогулка и увеселения: катание глиняных шаров с высокого берега Вятки вниз по спуску, кулачные бои, свист, песни, пляски. Ставили балаганы, где продавали сласти и обязательно  глиняные свистульки, чтобы злых духов отгонять и глиняных кукол  «в честь оставшихся после сражения вдов».

Педагог. Постепенно сложный древний обряд превратился в развлекательную ярмарку – праздник Свистунья, где огромным спросом пользовались глиняные дымковские свистульки, шары и куклы. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них, и в памяти оживал яркий, шумный праздник. Так и расцвел игрушечный промысел. Игрушки завоевали необычайную популярность – их стали коллекционировать, о них стали писать.

Дымковские игрушки – настоящее чудо. Они самые нарядные, «богатые», веселые, радостные. Вятский художник И.А. Деньшин  ( фото ) посвятил народной игрушке такие строки:

Завелась неведомая птица-

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Далеко по белу свету

Знают все пичугу эту,

Эта птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво – безделушка,

Зовут её народная игрушка.

Посмотрите какое великолепие и разнообразие образов – здесь и кони, и козлики, и бараны, и птицы ( индюки, утки, сороки ). Кавалеры, барыни, няньки с детьми, водоноски, кормилицы.

/Далее педагог показывает фотоиллюстрации игрушек, называя фамилии мастеров, а дети читают стихи/

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, – пышный хвост

У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью,

Фью-ти, фью-ти, гнёзда вью.

Сорока-белобока

Где была? Далёко.

Кашку варила

Деток кормила.

Утка - Марфутка

Бережком идёт,

Уточек - Марфуточек

Купаться ведёт.

Педагог. Какие разные птицы! До чего же они хороши собой! Словно всё светом наполнили вокруг себя.

1 помощник. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло-летушко. Птицы символизировали тепло, свет, счастье.

/показ картинок; в это время дети читают стихи/

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа:

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня уж так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

Ай да девица-душа!

Как ты чудо хороша!

Клетчатая юбочка,

Фартук полосатый,

На полосках точки,

А вокруг  кружочки.

Девица в венце

Румянец на лице,

Собой хороша,

Стоит не дыша.

1 помощник. Женская фигура – продолжательница рода, это божество, которое символизирует землю, которая родит. Русский крестьянин издавна жил с землей. Землю, её плодородие он связывал с образом матери.

/показ картинок; в это время дети читают стихи/

Что за конь!

Только тронь

С всадником вместе

Ускачет верст за двести.

Конь так конь!

Он копытами бьёт,.

Удила грызет.

Конь домчит до карусели.

На седло залез Емеля:

Влез, встал, засвистал,

Засвистал и поскакал.

Конь бежит

Вся земля дрожит,

В поле травушка-муравушка

Ничком лежит.

Ваня, Ваня - простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

1 помощник. Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.  Всадник предстаёт в образе Егория Храброго.

/Педагог обращает внимание детей на выставку дымковских игрушек, снимая ткань/.

Педагог. А теперь рассмотрите внимательно игрушки. Статичные фигурки, величественные, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью. На них много лепных деталей, которые делают игрушку пышной и роскошной. Какие детали вы можете назвать?

Дети. Оборочки, жгутики, воланы, косички.

Педагог. Правильно. Они делают фигурки более выразительными. А сейчас, Наташа нам объяснит и покажет,  как лепятся дымковские игрушки.

2 помощник. Дымковские фигурки лепят по частям: это уже не второстепенный товар, который выполняется, между прочим, в дополнение к посуде – это совершенно самостоятельные, оригинальные изделия игрушечного промысла, которые надо выполнять тщательно, вдумчиво, отделывая каждую мелочь.

/ помощник демонстрирует последовательность лепки игрушки/

Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку, или ступу, всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок. Затем на ступу, смазанную сверху шликером, насаживают торс, оттягивают шею, на ней укрепляют шарик-голову. К плечам прикрепляют, сначала торчком, в стороны, руки-колбаски, потом их осторожно сгибают, складывают на талии. Затем игрушку наряжают: голову обрамляют буклями, косами. Их увенчивает шляпа, капор, кокошник, корона или венок из цветов. Плечи покрывает пелерина. Верх платья или жакет дополняют воротником, оборками, пышными рукавами. В руки  барыне дают муфту, сумочку, собачку. Места соединения всех деталей смазывают шликером, швы заглаживают пальцами.

Педагог. Как вы думаете, после того как игрушка слеплена, что дальше с ней делали?

Дети. Сушили.

Педагог. Сколько времени?

Дети. В тени 2-3 суток, а если фигурка крупная, то и неделю.

Педагог. После того как игрушки высыхали, их обжигали в русской печи, на дровах или железном противне, поставленном на дрова. Когда глина в огне становилась как бы прозрачной, светящейся ровным красным цветом, обжиг заканчивался, но игрушки ещё медленно остывали в прогревшейся закрытой печи.

Сейчас игрушки обжигаются в электрической муфельной печи, что значительно проще и удобнее, так как можно регулировать температуру обжига.

3 помощник. После обжига игрушка выходит красно-коричневой. Затем игрушку грунтуют.

/ помощник демонстрирует/

Для этого   мел разводят неснятым молоком до густоты сметаны, а затем широкой мягкой кистью белят игрушку. На поверхности игрушки (от скисания молока в сочетании с мелом) образуется плотно срастающийся с черепком казеиновый слой.

После того как игрушка просохнет, её начинают расписывать.

/ помощник демонстрирует/

Краски готовили следующим образом: сухие краски растираются на яйце, разведённым уксусом или перекисшим квасом. В настоящее время применяется гуашь, которая разводится на яйце или применяются темперные краски.

/показывает заранее сделанные предметы/  

Кисточками в старину служили палочки, обмотанные льняным лоскутом. «Пятнушкой» - деревянной палочкой с размочаленным кончиком, рисовали щёчки. А заострённой палочкой, которая называется «глазушка», рисовали глаза и брови. Сейчас  применяются мягкие кисти (пони, колонковые и хорьковые). Законченную игрушку ещё раз покрывают по росписи яйцом, что придает краскам яркость и блеск, а на воротнички, пелеринки, шляпки кукол, на рога и уши животных наклеивают ромбы или квадратики потали - сусального золота.

3 помощник  /начинает расписывать заготовку игрушки, чтобы в конце занятия продемонстрировать детям/.

Педагог. А теперь обратите внимание на орнамент дымковской игрушки. Каким орнаментом украшена она растительным или геометрическим. Почему?

Дети. Орнамент геометрический, потому что он состоит из кругов, колец, овалов, волнистых и прямых линий.

Педагог. Каждый элемент росписи имеет своё символическое значение. Раньше, когда не было письменности, наши предки своё понимание о мире выражали условными знаками. Вспомните, что означает волнистая линия? А вертикальная? Круг и ромб? Прямая линия? Клетка?

Дети. Волнистая линия – вода, вертикальная волнистая – дождь . круг и ромб – это солнце, прямая горизонтальная линия – земля, клетка – плодородие земли.

Педагог. Сейчас мастера украшают игрушки для декоративности, а раньше со смыслом, т.е. это было как письмо.

/работа с таблицей «Сочетание элементов узора»/

Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких.

Мелкие элементы (точки, черточки, тонкие линии) украшают крупные  (кольца, круги, полосы) или рассыпаются между ними. Все фигурки как будто одеты в яркую ткань. Орнамент ритмичный, четко прослеживается чередование полос, кругов, колец. Часто используется клетчатая основа, которая заполняется одинаковыми элементами – кругами, овалами или кольцами. Наиболее характерно украшение кольцами, расположенными рядами, в шахматном порядке или свободно.

Дымковская игрушка – самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек. Её белый цвет подчёркивает красоту и яркость узора. Такой праздничности узора дымковские мастерицы добились благодаря контрастному сочетанию цветов. Какие цвета используются в росписи?

Дети. В росписи используют красный и зелёный, синий и жёлтый, малиновый цвет. Приглушённые тона – оранжевый, розовый, голубой и др.

Педагог. Остается много незаполненного пространства белого цвета, поэтому узор кажется легче, светлее, наряднее. А капелька черного цвета – последний штрих. Законченность росписи придают ромбики сусального золота. А сейчас попробуйте самостоятельно украсить силуэты игрушек орнаментом.

Практическая работа. /Дети красками рисуют эскизы будущих работ/.

Педагог анализирует работы детей, обращает внимание на аккуратность исполнения, удачно подобранный орнамент, проверяет, чтобы узор располагался на белом фоне.

Педагог. По эскизам, что вы составили сегодня,  мы на следующем занятии будем учиться лепить фигурки по мотивам дымковских игрушек.  А теперь посмотрите, что получилось у Алёны /демонстрирует расписанную фигурку/.

Педагог. Вот и подошло к концу наше знакомство с игрушкой. О чём мы сегодня говорили?

Дети. /ответы детей/.

Педагог. Понравились ли вам дымковские игрушки? Попробуйте сказать ей комплимент.

Дети. /ответы детей/.

Педагог. Занятие закончено. Всем спасибо за внимание.

/по желанию дети играют с дымковскими игрушками/

Методические советы педагогам. Так как,  на занятии детям преподносится  в основном  теоретический материал, который может утомить детей, необходимо использовать различные средства активизации: наглядный материал (картинки, иллюстрации, игрушки, по возможности видеоматериал), словесный метод (стихи, потешки, которые раздаются детям заранее для заучивания, вопросы к детям). Активизирует интерес детей демонстрация событий на макете, показ последовательности изготовления игрушки из глины, а также приготовление материала для росписи по-старинке. Внимание детей активизируется благодаря разным рассказчикам (педагога и его помощников). Второй помощник с самого начала занятия лепит основные детали барыни ( юбку-колокол, торс, голову, руки ), чтобы не затягивать показ лепки. Во второй части занятия дети выполняют практическую работу по выполнению эскизов будущих работ на силуэтах. Бумажные силуэты игрушек трех видов: индюк, барыня, конь (раздаются детям по уровню сложности в зависимости от приобретенных умений и навыков). Во время демонстрации дети могут подойти поближе, чтобы посмотреть, практическая работа выполняется стоя за столами. Выставка игрушек заранее спрятана под ткань.

Методические советы на период ближайшего последствия.

По окончании занятия педагог оценивает работу детей – правильные ответы, работа над эскизами. Чтобы закрепить полученный результат необходимо провести практические занятия по данной теме. Примерные задания:

  1. Попробуйте создать из глины свой образ игрушки, похожей на дымковскую. Вспомни в чем своеобразие формы дымковской игрушки. Постарайся форму игрушки сделать выразительной по пластике, с гладкой поверхностью, подготовленной для украшения. Если несколько фигурок объединить общим действием, то может получиться композиция-сказка.

 2.  Распишите игрушку  по мотивам дымковского промысла. Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую  основу. Белый цвет, в сочетании с другими цветами, придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Литература.

  • Барадулин В. А, Коромыслов Б. И., Максимов Ю. В. и др. Основы художественного ремесла. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 1987 г.
  • Ботякова О. А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС КНИГА, 2004 г.
  • Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум. – М.: Просвещение, 1981 г.
  • Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985 г.
  • Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983 г.
  • Российский Этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. /Сост. Ботякова О. А., Зязева Л. К., Прокофьева С. А. и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС КНИГА,  2001 г.
  • Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС КНИГА, 2000 г.
  • Федотов Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 г.
  • Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во 2 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984 г.

Рабочие тетради по основам декоративно-прикладного искусства.

  • Дымковская игрушка: Искусство – детям. – М.: Мозаика-синтез, 2003 г.