УМК "Перспектива" рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Бурцева Анжела Александровна

Рабочая программа Изобразительное искусство УМК "ПЕРСПЕКТИВА" 4 класс. Автор Шпикалова Т. Я.Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-_4_klass_-_izo.docx75.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                  Утверждено

методического совета                                                                                                                                                 Приказ по школе

Протокол № ____ от _____________г                                                                                                                     № ___от _______г

                           

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»

по «Изобразительному искусству»

для 4  класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области

Бурцевой Анжелы Александровны

Период  реализации программы: 1.09.2014 г. по 29.05. 2015 г.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общая  характеристика учебного предмета, курса.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

        Содержание предмета «Изобразительное искусство»  предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

  1. Цели  и задачи:

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

   - овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

  1. -  содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
  2.  - способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
  3.  - способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.

   

  1. Нормативные  правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

-  приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

-  примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);

-   приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

- приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, рас-положенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

- приказа МБОУ ООШ от ______________ года №_____ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова

  1.  Сведения  о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» 4 класс составлена на основе:

-  примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству;

-  авторской программы    под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М. «Просвещение», 2014 год.

  1. Информация  об используемом учебнике.

        

  1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.  «Изобразительное искусство».Учебник.4 класс. М. «Просвещение», 2014 г.

  1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.  «Изобразительное искусство». Творческая тетрадь.  4 класс. М. «Просвещение», 2014 г.

  1. Обоснование  выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования  

- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования.

  1.  Информация  о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

       

 Содержание программы «Изобразительное искусство» 4 класс  полностью соответствует авторской программе  Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В., Макаровой Н. Р.

  1. Особенность курса

        Содержание  программы «Изобразительное искусство» 4 класс  направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразитель-ном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

  1. Основные  содержательные линии курса.

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях

пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.

Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: об-

разы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере

культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные сред-

ствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живо-

писного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пла-

стическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор

объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и мо-

делирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания вы-

разительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, выре-

зание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка,

песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и де-

коративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве

(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведе-

ниями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ).

 КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и

диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,

тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и

второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.

Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление

о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных компози-

ций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма

в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма эле-

ментов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных

состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи раз-

ных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразитель-

ных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например,

А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например,

Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных наро-

дов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи

родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной

культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов

и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление

о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его мате риального окру-

жения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по па-

мяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопла-

стики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации,

скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна,

объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: кол-

лажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной

пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и

природных материалов .Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего

отношения к произведению.

  1. Место  предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с  учебным планом  школы рабочая программа «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена из расчета  1 час в неделю, 35  часов в год (35 недель).

1.11.        Формы  контроля.

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Срезовые работы (тесты)

1.12.        Методы  изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

1.13.        Педагогические  условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).

Формы: урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок  рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Учащиеся 4 класса должны

знать/понимать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
  • простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
  • названия наиболее крупных художественных музеев России;
  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

  владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

       • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

       • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

       • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗО

Содержание курса

Тематическое планирование  

 Характеристика деятельности учащихся

«Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля» - 8 часов

Рассматривать произведения мастеров декоративно-

прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.

«Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно

Знать изученные понятия.

Древо жизни — символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень

Правильно делать наброски и зарисовки.

Наблюдать приемы композиционного построения пейзажа. Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв.

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет

Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа.

Сопоставлять  декоративные мотивы в изделиях  мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы.

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи

Выполнять декоративную композицию  

Птицы- символ света, счастья, добра.

Конь– символ солнца, плодородия и добра.

Использовать средства  выразительности живописи и графики.

Связь поколений в традиции Городца.

Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий.

Знатна русская земля своими мастерами и талантами .

Правильно выполнять живописную или  графическую композицию.

«На дворе осень – погод восемь» -  8 часов

Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром.

Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет

Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники.

Движение – жизни течение.

Пейзаж с изображением людей и техники в движении.

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.

Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений

Соблюдение пропорций при рисовании человека.

Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды.

«Двенадцать братьев друг за другом бродят..»

Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди.

Колорит. Экспериментирование с красками.

Новогоднее настроение

Уметь правильно смешивать краски.

Выполнять проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.

Твои новогодние поздравления

Аккуратность в работе.

«Что было, видели деды; что будет, увидят внуки» - 9 часов

Наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия

Работать с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.

Зимние картины. Сюжетная композиция

Правильно использовать  средства  выразительности.

Рисование натюрморта.

Ожившие вещи

Соблюдать композицию.

Актуализировать  понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета.

Выразительность формы предметов

Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета.

Работа с понятиями: портрет, батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу.

Русское поле. Бородино

Аккуратность в работе.

Работа с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит.

« Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

Правильно определять сюжет  рисунка.

 Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают  символический смысл конструкции и декора избы и костюма.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома

Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.

Народная расписная картинка- лубок

Знакомство , чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих

«Повернись к мирозданию!» 9 часов

Выполняют проект экологического плаката

Вода- живительная стихия

Аккуратность в работе.

Повернись к мирозданию!

Вспомнить  значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма»

Русский мотив

Правильно подбирать цветовую гамму.

Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или  эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне.

Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве

Точность передачи образа.

Рисование образов – символов.

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют

Орнаменты  народов мира, региональное разнообразие и особенности

Орнаментальный образ в веках

Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной  орнамент.

Знакомство с музеями.

Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга.  

Знать наиболее знаменитые картины данных музеев.

  1. РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и

выработки умений)

КУ – комбинированный урок

К – урок контроля, оценки и коррекции знаний

Н – наблюдение

С – самостоятельная работа

ПР – практическая работа

КР – контрольная работа

с/к - самоконтроль

в/к - взаимоконтроль

ф/к – фронтальный контроль

т/к - тематический контроль

и/к - итоговый контроль

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы

содержания

Формы контро-ля

УУД

Дата проведения

Дата фактического

проведения

«Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля» - 8 часов

1.

«Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно

1

КУ

Знать изученные понятия.

Рассматривать произведения мастеров декоративно-

прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.

Ф/К

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

2.

Древо жизни — символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень

1

КУ

Правильно делать наброски и зарисовки.

Рассматривать произведения мастеров декоративно-

прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.

Ф/К

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

3

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет

1

КУ 

Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа.

Наблюдать приемы композиционного построения пейзажа. Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв.

И

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи

1

ОНЗ

Выполнять декоративную композицию  

Сопоставлять  декоративные мотивы в изделиях  мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы.

П/Р

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5

Птицы- символ света, счастья, добра.

1

КУ

Выполнять декоративную композицию  .

Сопоставлять  декоративные мотивы в изделиях  мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы.

Ф/К

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6

Конь– символ солнца, плодородия и добра.

1

КУ

Выполнять декоративную композицию  

Сопоставлять  декоративные мотивы в изделиях  мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы.

В/К

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

7

Связь поколений в традиции Городца.

1

КУ

Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий.

Использовать средства  выразительности живописи и графики.

Т/К

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

8

Знатна русская земля своими мастерами и талантами .

1

КУ

Правильно выполнять живописную или  графическую композицию.

Использовать средства  выразительности живописи и графики.

Ф/К

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

«На дворе осень – погод восемь» -  8 часов

9

Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет

1

КУ

Правильно выполнять живописную или  графическую композицию.

Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром.

В/К

Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

10

Движение – жизни течение.

1

КУ

Правильно выполнять живописную или  графическую композицию.

Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники.

С/К

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

11

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция

1

ОНЗ

Правильно выполнять живописную или  графическую композицию.

Пейзаж с изображением людей и техники в движении.

С/Р

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

12

Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений

1

КУ

Соблюдение пропорций при рисовании человека.

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.

Ф/К

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

13

«Двенадцать братьев друг за другом бродят..»

1

КУ

Соблюдение пропорций при рисовании человека.

Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды.

Ф/К

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам

14

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди.

1

КУ

Соблюдение пропорций при рисовании человека.

Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Ф/К

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

15

Новогоднее настроение

1

КУ

Уметь правильно смешивать краски.

Колорит. Экспериментирование с красками.

В/К

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

16

Твои новогодние поздравления

1

КУ

Аккуратность в работе.

Выполнять проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.

Ф/К

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

«Что было, видели деды; что будет, увидят внуки» - 9 часов

17

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия

1

КУ

Аккуратность в работе.

Наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти

Ф/К

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

18

Зимние картины. Сюжетная композиция

1

КУ

Правильно использовать  средства  выразительности.

Работать с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.

Ф/К

Аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

19

Ожившие вещи

1

ОНЗ

Соблюдать композицию.

Рисование натюрморта.

Ф/К

Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

20

Выразительность формы предметов

1

КУ

Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета.

Актуализировать  понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета.

С/К

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

21

Русское поле. Бородино

1

КУ

Аккуратность в работе.

Работа с понятиями: портрет, батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу.

Ф/К

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

22

« Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

1

КУ

Правильно определять сюжет  рисунка.

Работа с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит.

Н

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

23

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома

1

КУ

Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.

 Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают  символический смысл конструкции и декора избы и костюма.

С/Р

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам

24

Народная расписная картинка- лубок

1

ОНЗ

Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.

Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают  символический смысл конструкции и декора избы и костюма.

Н

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

25

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих

1

КУ

Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.

Знакомство , чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства

Ф/К

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

«Повернись к мирозданию!» 9 часов

26

Вода- живительная стихия

1

КУ

Аккуратность в работе.

Выполняют проект экологического плаката

Ф/К

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам

27

Вода – живитель-ная стихия

1

КУ

Аккуратность в работе.

Выполняют проект экологического плаката

Ф/К

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

28

Повернись к мирозданию!

1

КУ

Аккуратность в работе.

Выполняют проект экологического плаката

Ф/К

Овладение способностью при-нимать и сохранять цели и зада-чи учебной деятельности, поис-ка средств ее осуществления.

29

Русский мотив

1

КУ

Правильно подбирать цветовую гамму.

Вспомнить  значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма»

Ф/К

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

30

Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве

1

КУ

Точность передачи образа.

Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или  эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне.

Ф/К

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

31

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют

2

КУ

Точность передачи образа.

Рисование образов – символов.

Ф/К

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

32

Орнаментальный образ в веках

1

КУ

Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной  орнамент.

Орнаменты  народов мира, региональное разнообразие и особенности

Ф/К

Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

33

Орнаментальный образ в веках

1

КУ

Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной  орнамент.

Орнаменты  народов мира, региональное разнообразие и особенности

Ф/К

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

34

Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга.  

КУ

Знать наиболее знаменитые картины данных музеев.

Знакомство с музеями.

Ф/К

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

35

Обобщающий урок

КУ

Знать пройденный материал.

Обобщение полученных знаний.

С/Р

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Программа курса Шпикалова Т. Я.  «Изобразительное искусство»  М. «Просвещение» 2014 год.
  2. Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику «Изобразительное искусство»  4  класс. М. «Просвещение» 2014 год.
  3. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
  4. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство».
  5. Технические средства  (проектор, компьютер, интерактивная доска)