УМК "Перспектива" рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Рабочая программа Изобразительное искусство УМК "ПЕРСПЕКТИВА" 4 класс. Автор Шпикалова Т. Я.Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_4_klass_-_izo.docx | 75.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета Приказ по школе
Протокол № ____ от _____________г № ___от _______г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
по «Изобразительному искусству»
для 4 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области
Бурцевой Анжелы Александровны
Период реализации программы: 1.09.2014 г. по 29.05. 2015 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Общая характеристика учебного предмета, курса.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
- Цели и задачи:
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- - содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
- - способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
- - способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
- Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
- приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
- примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, рас-положенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;
- приказа МБОУ ООШ от ______________ года №_____ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова
- Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» 4 класс составлена на основе:
- примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М. «Просвещение», 2014 год.
- Информация об используемом учебнике.
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство».Учебник.4 класс. М. «Просвещение», 2014 г.
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство». Творческая тетрадь. 4 класс. М. «Просвещение», 2014 г.
- Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования
- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
- Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы «Изобразительное искусство» 4 класс полностью соответствует авторской программе Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В., Макаровой Н. Р.
- Особенность курса
Содержание программы «Изобразительное искусство» 4 класс направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразитель-ном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
- Основные содержательные линии курса.
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях
пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: об-
разы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере
культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные сред-
ствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живо-
писного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пла-
стическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор
объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и мо-
делирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания вы-
разительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, выре-
зание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка,
песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и де-
коративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведе-
ниями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ).
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и
диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,
тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление
о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных компози-
ций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма
в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма эле-
ментов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных
состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи раз-
ных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразитель-
ных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например,
А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например,
Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных наро-
дов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи
родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной
культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов
и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление
о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его мате риального окру-
жения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по па-
мяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопла-
стики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации,
скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна,
объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: кол-
лажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной
пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов .Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего
отношения к произведению.
- Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год (35 недель).
1.11. Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты)
1.12. Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
1.13. Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся 4 класса должны
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
- простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗО
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
«Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля» - 8 часов | ||
Рассматривать произведения мастеров декоративно- прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. | «Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | Знать изученные понятия. |
Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | Правильно делать наброски и зарисовки. | |
Наблюдать приемы композиционного построения пейзажа. Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. |
Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи | Выполнять декоративную композицию |
Птицы- символ света, счастья, добра. | ||
Конь– символ солнца, плодородия и добра. | ||
Использовать средства выразительности живописи и графики. | Связь поколений в традиции Городца. | Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий. |
Знатна русская земля своими мастерами и талантами . | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | |
«На дворе осень – погод восемь» - 8 часов | ||
Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет | |
Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. | Движение – жизни течение. | |
Пейзаж с изображением людей и техники в движении. | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция | |
Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений | Соблюдение пропорций при рисовании человека. |
Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды. | «Двенадцать братьев друг за другом бродят..» | |
Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». | Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. | |
Колорит. Экспериментирование с красками. | Новогоднее настроение | Уметь правильно смешивать краски. |
Выполнять проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | Твои новогодние поздравления | Аккуратность в работе. |
«Что было, видели деды; что будет, увидят внуки» - 9 часов | ||
Наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | |
Работать с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | Зимние картины. Сюжетная композиция | Правильно использовать средства выразительности. |
Рисование натюрморта. | Ожившие вещи | Соблюдать композицию. |
Актуализировать понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. | Выразительность формы предметов | Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. |
Работа с понятиями: портрет, батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. | Русское поле. Бородино | Аккуратность в работе. |
Работа с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит. | « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» | Правильно определять сюжет рисунка. |
Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. |
Народная расписная картинка- лубок | ||
Знакомство , чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих | |
«Повернись к мирозданию!» 9 часов | ||
Выполняют проект экологического плаката | Вода- живительная стихия | Аккуратность в работе. |
Повернись к мирозданию! | ||
Вспомнить значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма» | Русский мотив | Правильно подбирать цветовую гамму. |
Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. | Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве | Точность передачи образа. |
Рисование образов – символов. | Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют | |
Орнаменты народов мира, региональное разнообразие и особенности | Орнаментальный образ в веках | Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. |
Знакомство с музеями. | Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. | Знать наиболее знаменитые картины данных музеев. |
- РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений) КУ – комбинированный урок К – урок контроля, оценки и коррекции знаний | Н – наблюдение С – самостоятельная работа ПР – практическая работа КР – контрольная работа | с/к - самоконтроль в/к - взаимоконтроль ф/к – фронтальный контроль т/к - тематический контроль и/к - итоговый контроль |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы содержания | Формы контро-ля | УУД | Дата проведения | Дата фактического проведения |
«Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля» - 8 часов | |||||||||
1. | «Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно | 1 | КУ | Знать изученные понятия. | Рассматривать произведения мастеров декоративно- прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. | Ф/К | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | ||
2. | Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень | 1 | КУ | Правильно делать наброски и зарисовки. | Рассматривать произведения мастеров декоративно- прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. | Ф/К | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | ||
3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет | 1 | КУ | Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. | Наблюдать приемы композиционного построения пейзажа. Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. | И | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
4 | Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи | 1 | ОНЗ | Выполнять декоративную композицию | Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. | П/Р | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | ||
5 | Птицы- символ света, счастья, добра. | 1 | КУ | Выполнять декоративную композицию . | Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. | Ф/К | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
6 | Конь– символ солнца, плодородия и добра. | 1 | КУ | Выполнять декоративную композицию | Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. | В/К | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
7 | Связь поколений в традиции Городца. | 1 | КУ | Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий. | Использовать средства выразительности живописи и графики. | Т/К | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | ||
8 | Знатна русская земля своими мастерами и талантами . | 1 | КУ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Использовать средства выразительности живописи и графики. | Ф/К | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | ||
«На дворе осень – погод восемь» - 8 часов | |||||||||
9 | Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет | 1 | КУ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. | В/К | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
10 | Движение – жизни течение. | 1 | КУ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. | С/К | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | ||
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция | 1 | ОНЗ | Правильно выполнять живописную или графическую композицию. | Пейзаж с изображением людей и техники в движении. | С/Р | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | ||
12 | Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений | 1 | КУ | Соблюдение пропорций при рисовании человека. | Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | Ф/К | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. | ||
13 | «Двенадцать братьев друг за другом бродят..» | 1 | КУ | Соблюдение пропорций при рисовании человека. | Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды. | Ф/К | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | ||
14 | Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. | 1 | КУ | Соблюдение пропорций при рисовании человека. | Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». | Ф/К | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | ||
15 | Новогоднее настроение | 1 | КУ | Уметь правильно смешивать краски. | Колорит. Экспериментирование с красками. | В/К | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | ||
16 | Твои новогодние поздравления | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Выполнять проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | Ф/К | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей | ||
«Что было, видели деды; что будет, увидят внуки» - 9 часов | |||||||||
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти | Ф/К | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения | ||
18 | Зимние картины. Сюжетная композиция | 1 | КУ | Правильно использовать средства выразительности. | Работать с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | Ф/К | Аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | ||
19 | Ожившие вещи | 1 | ОНЗ | Соблюдать композицию. | Рисование натюрморта. | Ф/К | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. | ||
20 | Выразительность формы предметов | 1 | КУ | Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. | Актуализировать понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. | С/К | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | ||
21 | Русское поле. Бородино | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Работа с понятиями: портрет, батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. | Ф/К | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
22 | « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» | 1 | КУ | Правильно определять сюжет рисунка. | Работа с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит. | Н | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | ||
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома | 1 | КУ | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. | С/Р | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам | ||
24 | Народная расписная картинка- лубок | 1 | ОНЗ | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. | Н | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | ||
25 | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих | 1 | КУ | Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. | Знакомство , чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства | Ф/К | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. | ||
«Повернись к мирозданию!» 9 часов | |||||||||
26 | Вода- живительная стихия | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Выполняют проект экологического плаката | Ф/К | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам | ||
27 | Вода – живитель-ная стихия | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Выполняют проект экологического плаката | Ф/К | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями | ||
28 | Повернись к мирозданию! | 1 | КУ | Аккуратность в работе. | Выполняют проект экологического плаката | Ф/К | Овладение способностью при-нимать и сохранять цели и зада-чи учебной деятельности, поис-ка средств ее осуществления. | ||
29 | Русский мотив | 1 | КУ | Правильно подбирать цветовую гамму. | Вспомнить значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма» | Ф/К | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
30 | Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве | 1 | КУ | Точность передачи образа. | Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. | Ф/К | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | ||
31 | Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют | 2 | КУ | Точность передачи образа. | Рисование образов – символов. | Ф/К | Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни | ||
32 | Орнаментальный образ в веках | 1 | КУ | Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. | Орнаменты народов мира, региональное разнообразие и особенности | Ф/К | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | ||
33 | Орнаментальный образ в веках | 1 | КУ | Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. | Орнаменты народов мира, региональное разнообразие и особенности | Ф/К | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
34 | Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. | КУ | Знать наиболее знаменитые картины данных музеев. | Ф/К | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||||
35 | Обобщающий урок | КУ | Знать пройденный материал. | Обобщение полученных знаний. | С/Р | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Программа курса Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 2014 год.
- Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 4 класс. М. «Просвещение» 2014 год.
- Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
- Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство».
- Технические средства (проектор, компьютер, интерактивная доска)