Рабочая программа ИЗО 4 класс УМК Перспектива
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Шевлягина Ольга Валериевна

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство», Основной образовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы авторов авторов  В.С.Кузина, Э.И. Кубышкина по УМК «Перспектива»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_perspektiva.docx75.4 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство», Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п.Пангоды», с учётом авторской программы авторов авторов  В.С.Кузина, Э.И. Кубышкина по УМК «Перспектива»

Цели и задачи изучения курса

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям,

героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 4 классе:

  1. Познакомить с таким видом пластических искусств как дизайн, закрепить знания о таких видах  изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить обучающихся с сюжетной композицией бытового, исторического и батального жанров, продолжать знакомить  с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
  3. Познакомить с такими народными промыслами как Городецкая роспись, народные промыслы народов Востока.
  4. Познакомить с понятием колорит в произведениях живописи и графики.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России  (Русский музей)  и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
  6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

3.ОПИСАНИЕ  МЕСТА УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год (34 недели).

 Данный предмет входит в предметную область «Искусство».

Ценностные ориентиры

    Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребѐнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

    Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребѐнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

   Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В ходе изучения учебного предмета по учебникам ФГОС могут быть использованы следующие УУД:

Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

               Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч.)

Целый мир от красоты (пейзаж). Древо жизни- символ мировоззрения. Мой край родной. Моя земля (пейзаж). Птица – символ света, счастья и добра (декоративная композиция).  Конь-символ солнца, плодородия и добра (декоративная композиция).   Связь поколений в традициях Городца (декоративная композиция).  Знатна Русская земля мастерами и талантами (портрет). Вольный ветер-дыхание земли (пейзаж). Движение- жизни течение.  Осенние метаморфозы (пейзаж).

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.)

Родословное дерево- древо жизни, историческая память, связь поколений (групповой портрет). Двенадцать братьев друг за другом бродят. Новогоднее настроение. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки.. Зимние фантазии. Зимние картины. Ожившие вещи. Выразительность форм предметов. Русское поле- Бородино (портрет), батальный жанр. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Народная расписная картина- лубок.

Восхитись созидательными силами природы и человека ( 9 ч.)

Вода - живительная стихия. Повернись к мировоззрению. Русский мотив (пейзаж). Всенародный праздник – День Победы. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч.)

Целый мир от красоты (пейзаж). Древо жизни- символ мировоззрения. Мой край родной. Моя земля (пейзаж). Птица – символ света, счастья и добра (декоративная композиция).  Конь-символ солнца, плодородия и добра (декоративная композиция).   Связь поколений в традициях Городца (декоративная композиция).  Знатна Русская земля мастерами и талантами (портрет). Вольный ветер-дыхание земли (пейзаж). Движение- жизни течение.  Осенние метаморфозы (пейзаж).

           Сопоставлять изображение мира в орнаменте узора прялки. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, выражая в работе своё отношение к природе. Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Выполнять кистью свой вариант росписи птиц с использованием приёмов городецкой росписи. Различать графические выразительные средства для передачи планов пейзажа.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч.)

Родословное дерево- древо жизни, историческая память, связь поколений (групповой портрет). Двенадцать братьев друг за другом бродят. Новогоднее настроение. Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки.. Зимние фантазии. Зимние картины. Ожившие вещи. Выразительность форм предметов. Русское поле- Бородино (портрет), батальный жанр. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Народная расписная картина- лубок.

Представлять Родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Знакомиться с традиционной русской одеждой Называть средства и приёмы передачи праздничного настроения в картинах .Выражать в своей работе эмоционально-ценностное отношение к празднику. Изготовить проект открытки с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнение рисунка отпечатка и разноцветного фона.

Восхитись созидательными силами природы и человека ( 9 ч.)

Вода - живительная стихия. Повернись к мировоззрению. Русский мотив (пейзаж). Всенародный праздник – День Победы. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют».Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира.

Называть художественные средства выразительности в плакате. Выполнять эскизы плаката.  Коллаж плаката. Выполнять эскиз памятника. Плакетка.  Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата проведения

Тема

Основные виды  учебной деятельности

Планируемые результаты

Прогр.

Факт.

Предметные

УУД

Личностные

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)

04.09

«Целый мир от красоты»

Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно...

Образ пространства в искусстве (цветные карандаши, фломастеры, мелки,цветная бумага).

Создавать элементарные композиции на заданную тему. Наблюдать природу и природные явления. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о многообразных проявлениях жизни; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений, представлений художников о богатстве окружающего мира, особенностях отображения его в произведениях разных авторов;  осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разнообразии окружающего мира.

Регулятивные: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов.

Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании представлений о мироздании, приводить примеры пословиц, отвечать на вопросы, делать выводы.

Личностные: воспринимают и выражают в творческой работе свое видение окружающего мира и отношение к нему; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народного представления о мире, запечатленного в произведениях живописи, графики, народного и декоративно-прикладного искусства.

11.09

Древо жизни – символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно,

светотень.

Символическое и реалистическое изображение.

Наблюдать форму, строение, цвет предметов растительного мира и последовательно строить их изображение.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о древе жизни – символе мироздания.

 Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении использования выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, литературе, отображающих образ-символ – древо жизни, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетический отклик при восприятии явлений природы и произведений искусства; осознают необходимость бережного отношения к окружающему миру; имеют позитивное отношение к изобразительной деятельности.

18.09

Мой край родной. Моя земля.

Пейзаж: пространство, план, цвет, свет. Графический пейзаж  (пастель, мелки, уголь, акварель, гуашь).

Наблюдать природу и природные явления. Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы.  

Познавательные:  выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для классических русских пейзажей; анализ вариантов композиционных схем; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о пейзаже, композиционных схемах, русских художниках-пейзажистах.

Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками.

Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать

и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании пейзажей, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах пословиц, поговорок).

Личностные: выражают в пейзаже свое отношение к образу дерева; сориентированы на проявление добрых чувств по отношению к родной природе, к своей малой родине.

25.09

Цветущее дерево – символ жизни.

Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.

Изображение растительных мотивов городецкой росписи

(ветки, цветы, бутоны, листья) (гуашь).

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений.

Познавательные:осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях цветочных мотивов в городецкой росписи, последовательности исполнения мотива; умение составлять и анализировать варианты композиций орнамента; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об изделиях городецкого промысла, технике выполнения кистевой росписи.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия (в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать

одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи, о многоцветии палитры городецких мастеров; использовать образную речь при описании орнаментов.

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету.

02.10

Птица – символ света, счастья и добра.

Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные «разживки», симметрия, ритм, единство колорита.

Совершенствование приёмов росписи. Городец. Птицы.

Изображение городецких птиц (гуашь).

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о многоцветии городецкой росписи; умение эмоционально реагировать на цвет, сравнивать разные виды

произведений народного творчества и формулировать вывод о том, почему образ птицы связан со встречей весны, добрыми силами, дарами света – пышным цветением земли; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о городецкой росписи.

Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий, вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, активно слушать

одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи, о многоцветии палитры городецких мастеров; использовать образную речь при описании орнаментов.

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи; понимают значение красоты природы и произведений народных художников; уважительно относятся к народным мастерам; проявляют интерес к предмету.

09.10

Конь – символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких «разживок».

Совершенствование приёмов росписи. Изображение коня в технике городецкой росписи (гуашь).

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений.

Познавательные:умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для формулирования вывода, почему символ «конь-солнце» – один из самых устойчивых; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об образах-символах в искусстве.

Регулятивные: контролировать (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона), корректировать свои действия в соответствии с выявленными отклонениями; адекватно оценивать результаты своего труда.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы об особенностях городецкой росписи; использовать образную речь при описании орнаментов.

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры 

16.10

Связь поколений в традиции Городца.

Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика.

Композиция в городецкой росписи. Роспись панно (гуашь).

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений.

Познавательные: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений декоративно-прикладного творчества (статичные и динамичные композиции, их особенности); умение анализировать результаты сравнения, строить осознанное речевое высказывание по изучаемой теме; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о творчестве народных мастеров.

Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий, вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; вести дискуссию, диалог, слышать и понимать позицию собеседника.

Личностные:сориентированы на эстетическое восприятие многоцветия современной городецкой росписи, уважительное отношение к личности народного мастера – носителя традиций национальной культуры; имеют свое отношение к искусству городецкой росписи..

23.10

Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.

Творчество В. Сурикова, В. Тропинина, В. Маковского,

В. Васнецова, современных художников Г. Васько,

П. Павлова. Портрет художника (материалы по выбору).

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений.

Познавательные: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений, образа портретируемого; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера при выполнении творческой работы; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о людях творческих профессий, приемах работы над портретом.

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; адекватно оценивать свою роль в коллективной деятельности.

Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие портретов художников и народных мастеров, других деятелей культуры; осознают, что главное достояние России – наличие талантливых людей; выражают в творческой работе свое отношение к изображаемому герою.

30.10

Вольный ветер – дыхание земли.

Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.Основы композиции. Динамика. Наброски на тему динамики (графические материалы).

Наблюдать и анализировать натуру,

использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании изображения.

Познавательные: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых графических и живописных произведений; умение анализировать результаты сравнения; усвоение основных средств выразительности графики (линия, пятно, штрих, ритм); осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках осени; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об осени, осеннем пейзаже, и ее осмысление.

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность – постановка цели, составление плана, распределение ролей, проведение самооценки; работать по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс».

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя; выразительно читать стихотворения об осеннем пейзаже (по желанию); использовать образную речь при описании природных стихий, произведений живописи.

Личностные: имеют позитивное отношение к творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие народных представлений о природных стихиях и отображений в искусстве одной их таких стихий – воздуха.

13.11

Движение – жизни течение.

Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен,  линий.

Основы композиции. Наброски на передачу статики

и динамики при изображении людей и техники

(живописные материалы).

Наблюдать природу и природные явления. Использовать графические  средства

для создания выразительных образов природы.  

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях изображения людей, техники в динамике, о наблюдениях за подвижностью жизни природы и человека; сравнение поэтапных результатов работы над рисунком с эталоном;

осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об искусстве как об универсальном способе отображения изменчивости в природе и человеческой жизни.

Регулятивные: уметь ориентироваться в учебнике и творческой тетради; планировать и проговаривать этапы работы, следовать согласно составленному плану, вносить изменения в свои действия в случае отклонения от прогнозируемого конечного результата; организовывать свое творческое пространство.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.

Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; сориентированы на проявление интереса к наблюдению за подвижностью жизни природы, к предмету ИЗО, на эмоционально-эстетическую отзывчивость на явления окружающего мира и искусства.

20.11

Осенние метаморфозы.

Пейзаж: колорит, композиция. Использование в индивидуальной работе законов композиции. Пейзаж с изображением  людей  и техники в движении (материалы по выбору).

Создавать сюжетную композицию на заданную тему,  использовать различные средства живописи для создания выразительных образов.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осенних изменениях в природе; составление описания разных состояний природы осенью; приведение примеров изображения русской осени в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых произведений (приемы передачи динамики, статики, композиционные схемы); осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об изображении осени в живописных произведениях.

Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Коммуникативные: использовать образную речь, составляя описания осенних пейзажей; уметь сотрудничать с учителем и сверстником, осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала.

Личностные:сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие осенней природы, произведений живописцев, графиков, рисунки сверстников.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)

27.11

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Семейный портрет (материалы по выбору).

Наблюдать и анализировать натуру, использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании изображения.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о своих родных и близких людях; выявление с помощью сравнения особенностей изображения характерных пропорций лица; построение логической цепи рассуждений при обсуждении композиционных схем; выдвижение гипотез об альтернативных вариантах композиционных решений портрета и их обоснование.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Коммуникативные: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к своей родословной, к семье, на творческую активность в исполнении замысла «Семейный портрет».

04.12

Двенадцать братьев друг за другом бродят…

Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.Рисование по памяти. Поиск

эскизов к сказке «Двенадцать месяцев». Зарисовки старинной мужской одежды (материалы по выбору).

Изображать портреты сказочных персонажей, старинной русской одежды; передавать своё отношение к персонажу.

Познавательные: выявление с помощью сравнения композиционных особенностей иллюстраций, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение решать творческие задачи самостоятельно; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования.

Регулятивные: знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану.

Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать, уважать мнение другого, выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; оформить свою мысль в устной и живописной форме.

Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; выражают в творческой работе свое отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки.

11.12

Год – не неделя – двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

Ознакомление с произведениями художников лаковой миниатюры и И.Билибина.  Создавать сюжетную композицию на основе прочитанного произведения.

Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение решать творческие задачи самостоятельно; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования.

Регулятивные: знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану.

Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о своих впечатлениях о рисунках.

Личностные: умеют сопереживать героям произведения и представлять себе их образы согласно описанию и приему уподобления; проявляют творческую активность.

18.12

Новогоднее настроение.

Колорит: гармоничное сочетание родственных цветов.

Эксперименты с материалами (акварель, восковые мелки).

Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.  

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях празднования новогоднего праздника; составление описания праздничных атрибутов; приведение поэтических примеров изображения новогодних праздников; выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений, каким образом художник передает в своих работах настроение; умение формулировать проблемы; самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера.

Регулятивные: уметь планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать высказывания собеседников; выразительно читать стихи о новогоднем празднике.

Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; понимают причины успеха или неуспеха выполненной работы, воспринимают и понимают предложения и оценки учителя и товарищей.

25.12

Твои новогодние поздравления.

Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Основы дизайна. Конструирование открытки. Бумагопластика. Новогодняя открытка (живописные материалы, восковые мелки).

Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи (анализ, сравнение вариантов оформления открытки); самостоятельное осуществление поиска способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения действия, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание о зимних праздниках, активно слушать одноклассников, учителя, находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании зимних праздников, выразительно читать стихи о зиме.

Личностные: проявляют интерес к подготовке новогоднего праздника; сориентированы на восприятие и понимание предложений и оценки результатов работы, высказанной учителями и товарищами.

15.01

Зимние фантазии.

Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.

Рисование по наблюдению заснеженных предметов. Зарисовки деревьев, людей, домов (фломастеры, цветные мелки, акварель).

 Создавать сюжетную композицию на заданную тему, наблюдать природу и природные явления,  использовать различные средства живописи для создания выразительных образов.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; приведение примеров изображения зимы в поэзии, живописи и графике; формулирование ответов на вопросы учителя; использование образной речи при описании зимних пейзажей; умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности цвета).

Регулятивные: уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы.

Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме.

Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие зимней природы и произведений живописцев, графиков, а также рисунков сверстников на зимнюю тему; эстетически восприимчивы к явлениям зимней природы, к произведениям искусства (поэзии, живописи, графики, народного искусства) и красоте окружающего мира.

22.01

Зимние картины.

Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.  Русский музей.  Городской пейзаж

с фигурами людей в движении (гуашь).

Создавать сюжетную композицию на заданную тему, наблюдать природу и природные явления,  использовать различные средства живописи для создания выразительных образов.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях и признаках зимней поры; составление описания зимних пейзажей; приведение примеров изображения зимы в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя; использование образной речи при описании зимних пейзажей; умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (выразительные возможности цвета).

Регулятивные: знать основы самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий художник приступает к процессу творчества); контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану.

Коммуникативные: уметь выражать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения, строить понятные речевые высказывания о красоте зимних пейзажей, своем отношении к произведениям живописи; выразительно читать стихотворения о зиме.

Личностные: сориентированы на целостное восприятие природных явлений, любование и восхищение причудами зимней природы, эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения живописцев, графиков и рисунки сверстников.

29.01

Ожившие вещи.

Натюрморт: форма, объём  предметов, их конструктивные особенности, композиция.

Человек, мир природы в реальной жизни. Натюрморт с натуры (графические материалы).

Наблюдать и анализировать натуру, обсуждать формы, размеры, цвета  предметов, положения в пространстве и освещённости. Изображать предметы  разнообразные по форме.

Познавательные: умение осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях натюрморта в графике; составление описания различных предметов; формулирование ответов на вопросы учителя; умение формулировать проблему; самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: уметь планировать и проговаривать последовательность действий на уроке, работать по составленному плану; отличать верно выполненное задание от неверного; самостоятельно организовывать рабочее место с учетом удобства и функциональности.

Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании разных предметов старины; участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства.

Личностные: сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства; бережно относятся к реликвиям (общенациональным и семейным).

05.02

Выразительность формы предметов.

Декоративный натюрморт:  условность формы и цвета, черная линия, штрихи в обобщении формы предмета.  Декоративный натюрморт (графические материалы, гуашь).

Наблюдать и анализировать натуру, обсуждать формы, размеры, цвета  предметов, положения в пространстве и освещённости. Изображать предметы  разнообразные по форме.

Познавательные: умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов, осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при выполнении декоративной композиции; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета и способах достижения декоративности в рисунке.

Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства, доносить свою позицию до собеседника; оформить свою мысль в устной форме; слушать и понимать высказывания собеседников.

Личностные: сориентированы на наблюдение и восприятие форм старинных и современных предметов в жизни, в произведениях народного и профессионального искусства.

12.02

Русское поле. Бородино.

Портрет. Батальный жанр. Зарисовки воинов времён войны 1812  года (материалы по выбору).

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании изображения. Изображать русских и французских воинов времён Отечественной войны 1812 года.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя; выявление основной и второстепенной информации; умение преобразовывать вербальную информацию в художественный образ; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о средствах выразительности, используемых художниками в портретной живописи.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Коммуникативные: использовать образную речь, рассказывая о своих впечатлениях от просмотра портретов героев Бородинского сражения; уметь сотрудничать с учителем и сверстником; осознавать содержание своих действий и степень усвоения учебного материала; высказывать свои суждения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению оппонентов.

Личностные: сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение к памятникам воинской славы.

19.02

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…».

Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. Иллюстрация стихотворения  М. Лермонтова «Бородино». Композиция к стихотворению (материалы по выбору).

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и  мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров, рассказа учителя; выявление основной и второстепенной информации; умение преобразовывать вербальную информацию в художественный образ; осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление о художественных выразительных средствах в композиции.

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г., аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; выразительно читать стихотворение.

Личностные: сориентированы на уважение к русским воинам, проявление гражданственного и патриотического самосознания, бережное отношение к памятникам воинской славы; эстетически воспринимают картины батального жанра.

26.02

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. Человек, мир природы в реальной жизни (материалы по выбору).

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать убранство крестьянского дома и костюма. Изображать орнаментальные мотивы в соответствии с их символическим значением.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и костюма; умение составлять и анализировать варианты узоров-оберегов; умение осуществлять поиск информации в разных источниках, ее осмысление.

Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками.

Коммуникативные: уметь образно излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, слушать других, уважать мнение другого, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать вопросы для уточнения информации.

Личностные: эмоционально воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства, чувствуют своеобразие связей декоративных орнаментальных мотивов с предметным окружением и силами природы.

05.03

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

Освоение графических навыков. Графические упражнения (карандаш, перо, тушь).

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и  мирового искусства.

Познавательные: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений лубочного искусства, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе изготовления лубочных картинок, их особенностях.

Регулятивные: уметь организовывать свое творческое пространство, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, адекватно воспринимать оценку своей работы, высказанную педагогом или сверстниками.

Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о своих впечатлениях о лубочных картинах.

Личностные: воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни; выражают в творческой работе отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства.

12.03

Народная расписная картинка-лубок.

Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.

Лубочная картина к пословицам, поговоркам, песням (графический рисунок с раскраской).

Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать графические приёмы лубочной техники для передачи собственного замысла.  

Познавательные: выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений лубочного искусства, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе изготовления лубочных картинок, их особенностях.

Регулятивные: ориентироваться на образец и правило выполнения действия; контролировать и корректировать свои действия в соответствии с конкретными условиями; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке.

Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании сюжетов лубочных картинок, объяснять смысл (понимать суть) пословиц, поговорок.

Личностные: воспринимают народную лубочную картинку, понимают ее широкое значение в народной жизни.

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)

19.03

Вода – живительная стихия.

Проект экологического плаката: композиция,

линия, пятно. Основы  дизайна. Шрифт. Плакатный шрифт (материалы по выбору).

Использовать художественные средства выразительности  для создания плаката.

Познавательные: умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять анализ объектов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях плакатного искусства; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о плакате, средствах выразительности плаката.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Коммуникативные: активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании произведений живописи.

Личностные: имеют положительное отношение к творческой деятельности; эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе.

02.04

Повернись к мирозданию.

Проект экологического плаката в технике коллажа.

Виды графики. Композиция плаката в технике коллажа (материалы по выбору).

 Использовать художественные средства выразительности  для создания плаката.

Познавательные: умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; анализировать варианты композиций; выбирать наиболее выразительную композицию; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об особенностях композиционного и цветового решения плаката, в технике коллажа.

Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя и составленный план, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают окружающую природу, понимают необходимость бережного отношения к природе.

09.04

Русский мотив.

Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Весенний пейзаж (живописная техника).

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и  мирового искусства.

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение поэтических, изобразительных примеров изображения пейзажа; выявление с помощью сравнения особенностей изображения пространства на плоскости; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о композиционном построении пейзажей.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности; оценивать и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы.

Коммуникативные: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании пейзажей; выразительно читать стихотворения-описания пейзажей; участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения.

Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров; имеют положительное отношение к изобразительной деятельности.

16.04

Русский мотив.

Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Творчество К. Юона. Весенний пейзаж (живописная техника).

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и  мирового искусства.

Познавательные:умение выбирать наиболее эффективный способ решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий; осуществлять анализ объектов; осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о пейзаже, средствах выразительности в пейзаже, композиционном построении рисунка.

Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства; оформить свою мысль в устной и живописной форме.

Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие весенней природы и произведений живописцев, графиков, народных мастеров.

23.04

Всенародный праздник – День Победы.

Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества.Выразительные средства скульптуры. Эскиз памятника защитнику Отечества (материалы по выбору).

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства (скульптура, живопись).

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях скульптуры; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых памятников (средств выразительности); осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о памятниках, посвященных подвигу народа в войне 1941–1945 гг.

Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения.

Коммуникативные: уметь строить речевое монологическое высказывание об особенностях скульптуры как жанра изобразительного искусства, о подвигах народа в войне, об образе защитника Отечества, о своих идеях художественного решения на уроке творческой задачи;  участвовать в коллективном обсуждении выполненных работ, отстаивать собственное мнение; проговаривать этапы работы над композицией; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Личностные: проявляют патриотические чувства, чувства гордости за подвиги нашего народа; воспринимают эти идеи в произведениях искусства; сориентированы на историческую преемственность

30.04

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы, символы.

Изготовление медали (материалы по выбору).

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и  мирового искусства. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения познавательной задачи (анализ, сравнение образов-символов на медалях и орденах); осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об образах-символах, медальерном искусстве.

Регулятивные: уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения.

Коммуникативные: уметь объяснять свой выбор при совместном обсуждении заявленных вопросов, выслушивать и слышать учителя, одноклассников, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера.

Личностные: сориентированы на глубокое уважение к правительственным наградам героев Великой Отечественной войны; проявляют чувство гордости за свою страну.

32-33.

07.05

14.05

Орнаментальный образ в веках.

Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности.

Архитектура Узбекистана. Эскиз орнамента в технике резьбы (бумага, ножницы).

Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира. Понимать и передавать в  собственной художественной деятельности единые черты наиболее ярких культур.

Познавательные:выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых орнаментов; умение анализировать результаты сравнения, познавая основные средства выразительности в изобразительном искусстве; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об орнаментах народов мира, технике выполнения вырезных узоров.

Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие особенностей орнаментального искусства стран Востока; с уважением относятся к искусству народов мира.

34.

21.05

Круглый год.

Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно (материалы по выбору).

Создавать сюжетную композицию на заданную тему. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.  

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о временах года; составление описания разных периодов в природе; приведение примеров изображения русской природы в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя; осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о временах года, их круговороте и ее осмысление.

Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; в сотрудничестве с учителем решать новые творческие задачи.

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; выразительно читать стихотворения о временах года (по желанию), использовать при описании времен года образную речь.

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие летней природы как символа расцвета природы, символа периода зрелости в человеческой жизни и произведений художников-живописцев, графиков, народных мастеров, отражающих красоту этой природы.

7.ОПИСАНИЕ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

         Для реализации содержания предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе  используется следующий учебно-методический комплекс:

Для учителя:

1. Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:«Просвещение», 2013.

2. Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова «Методическое пособие к учебнику "Изобразительное    искусство. 4 класс"». – М.: «Просвещение», 2008.

Для обучающихся:

Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

1. Дополнительная литература.

1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.

3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.

4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

5. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.

2. Интернет-ресурсы.

1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

          5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su 

6.Сайт «Про школу.ру»

7.Сайт «Открытый урок».

8.Для уроков рисования:  http://www.kalyamalya.ru/

9.Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm

10.Коллекция  звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое.

3. Информационно-коммуникативные средства.

1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

2. Большая электронная энциклопедия (CD).

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

4. Аудиозаписи. Классическая музыка.

4. Наглядные пособия.

  1. Произведения изобразительного искусства.

Р. Алехов. По ком звонит колокол; И. Билибин. Обложка журнала «Народное творчество»; И. Билибин. Заставка для журнала «Мир искусства»; А. Куинджи. Север; Л. Бродская. Овес; З. Серебрякова. Мать; И. Левитан. Озеро. Русь; И. Шишкин. Упавшее дерево; И. Шишкин. Среди долины ровныя...; И. Шишкин. Лесные дали; А. Саврасов. Проселок; И. Левитан. Избушка на лугу; Н. Ромадин. В родных местах Есенина; А. Либеров. Васюганские просторы; А. Мунхалов. Счастье; М. Ахунов. Ровесница века (линогравюра); С. Гавин. Тишина (гобелен); А. Саврасов. Дубы на берегу; А. Вагин. Над полями да над чистыми (линогравюра); Ф. Васильев. Болото в лесу. Осень; Т. Маврина. Городец; П. Павлов. Мать; В. Маковский. Иконник; В. Васнецов. Летописец Нестор; В. Тропинин. Кружевница;  Г. Васько. Портрет юноши;  В. Суриков. Портрет художника И. Остроухова.

Е. Винокуров. Извечный мотив; В. Фаворский. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; А. Куинджи. Облака; Э. Браговский. Весна на Нерли; А. Ткачев. Гроза; Н. Крымов. Ветреный день; И. Глазунов. Два гонца; Б. Домашников. Утро. Урал; А. Дейнека. Разворот книги Б. Уральского «Электромонтер»; М. Ахунов. Дороги; Л. Киселева. Город надвигается; М. Сарьян. Горы; В. Курчевский. Иллюстрация к книге «Быль-сказка о карандашах и красках»; А. Пахомов. Наброски из книги «Моя работа в детской книге»; С. Жуковский. Осень; А. и С. Ткачевы. Пора журавлиная; А. Ткачев. Листопад; И. Воробьев. Вечер механизаторов; Д. Жилинский. Под старой яблоней; И. Симонов. Династия; Ф. Толстой. Семейный портрет; Ю. Кугач. Семья; К. Васильев. Северный орел; В. Алфеевский. Иллюстрация к сказке Маршака «Двенадцать месяцев»; А. Журавлева. Иллюстрации к Месяцеслову; К. Юон. Елочный торг; В. Алфеевский. Двенадцать месяцев; И. Билибин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна»; А. Ставровский. Гитара и маски; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; О. Богаевская. Детский праздник.

В. Банников. Декоративный натюрморт; Э. Грабарь. Иней. Восход солнца; П. Петров. Роща; А. Саврасов. Иней; Н. Ромадин. Розовая зимка; В. Калинычева. Каникулы; В. Курчевский. Ребята и зверята; К. Петров-Водкин. Натюрморт с чернильницей; М. Андреев. Натюрморт; М. Ромадин. Квартира родителей; П. Кончаловский. Натюрморт; А. Васильев. Реквизит; В. Эльконин. Стеклянная посуда; И. Машков. Натюрморт с самоваром;  И. Машков.  Фрукты  на  блюде;  Л. Романова.  Осенний букет (коллаж); неизвестный художник. П. И. Багратион; неизвестный художник.   М. Б. Барклай-де-Толли.  Миниатюра;  Р. Волков.  М. И. Кутузов; Д. Доу. Портреты Д. В. Давыдова, Д. С. Дохтурова, А. А. Тучкова, А. И. Горчакова, И. С. Дорохова, H. H. Раевского, М. И. Платова; Н. Самокиш. Подвиг солдат Раевского под Салтановкой; Ф. Рубо. Кавалерийский бой во ржи (фрагмент Бородинской панорамы); В. Верещагин. Не замай, дай подойти! Атака. На большой Смоленской дороге.

Е. Моисеенко. Синее утро; И. Айвазовский. Ялта; К. Иванов, В. Ездоков. Спортивный праздник; Е. Зверьков. Северная весна; Е. Востоков. Разлив на Волге; П. Петровичев. Ледоход на Волге; плакаты: Т. Лящук «Вода – жизнь», К. Пюсс «Нашим водоемам – чистую воду!», Г. Серебряков  «Мир тебе, наша Земля!»,  Н. Чарухин «Пусть всегда будет солнце!», В. Говорков «Нам нужен водоем!», В. Каракашев «Миру – мир!»; О. Дьяченко. Плакаты из серии «Охрана природы»; В. Домашников. Весна в Ленинграде; П. Фомин. Начало апреля; А. Саврасов. Ранняя весна; В. Сидоров. Майские сумерки; Р. Алехов. Город Вологда. Кремль; А. Бичуков.  Памятник защитникам земли Российской  на  Поклонной  горе; А. Бичуков. Пьета (барельеф); П. Корин. Г. Жуков; Е. Моисеенко. 9 Мая; Е. Вучетич. Памятник воину-освободителю в Берлине; Наградные ордена и медали Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.; А. Куинджи. Оттепель; А. Полюшенко. Вечер в лугах.

  1. Произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Резные и расписные прялки – вологодские, архангельские, городецкие; изделия городецких мастеров, выполненные Л. Беспаловой, Ф. Касатовой, Ф. Краснояровым, А. Коноваловым, В. Колесниковой; И. Голиков. Осень (шкатулка). Палех; В. Миронов. Пряха. Палех; изделия современных  лоскутниц  в ляпачной  технике,  плетеные  изделия  из бересты (корзинки, шкатулки, солонички, коробейки).

И. Маркичев. Жнитво. Палех; И. Маркичев. Сельхозработы (пластина). Палех; А. Кочупалов. Двенадцать месяцев. Палех; Н. Иванова. Двенадцать месяцев. Холуй; изделия в технике филиграни.

Лубочные картинки: сильный богатырь Еруслан Лазаревич; медведь с козою прохлаждаются; трапеза благочестивых и нечестивых; славный рыцарь Петр Златые Ключи; шут Фарнос на свинье; угощение гостя по старому обычаю; кот казанский – ум астраханский...; Ай, во поле...; пряди, моя пряха...

В. Денисов. Сказание о граде Китеже (шкатулка). Холуй; Т. Милюшина. Лесной царь (пластина). Холуй; М. В. Шибаева. Весна-красна (лоскутная техника); Усманов. Панно из ганча.

5. Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Компьютер.

4. Мультимедийная доска.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

2. Штатив для картин.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Шкаф для хранения картин.

7. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол

8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения изобразительного искусства в 4 классе ученик получит доступные сведения :

• о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом ижизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;

       • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

       • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

       • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

       • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

       • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

• основы традиционной технологии художественной обработки и конс-труирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

Получит возможность усвоить основы изобразительной грамоты :

• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,

ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

       • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

       • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

       • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

       • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

       • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

       • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

       • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

       • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;

       • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

       • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

       • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

       • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

       • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива" в соответствии ФГОС НОО...

рабочая программа 1 класс УМК "Перспектива" по окружающему миру

программа содержит пояснительную записку, УУД, календарно - тематическое планирование....

рабочая программа 2 класс УМК "Перспектива"

Математика 2 класс "Перспектива" в рамках ФГОС...

рабочая программа 2 класс УМК "Перспектива"

программа по русскому языку 2 класс УМК "Перспектива" (ФГОС)...

рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива"

Развёрнутое календарно-тематическое планирование для 1 класса УМК "Перспектива"...

Рабочие программы 1 класс УМК "Перспектива"

В данной папке содержатся рабочие программы по основным предметам 1 класса. Учебно-методический комплекс "Перспектива"...

рабочие программы 4 класс умк перспектива

рабочие программы по умк перспектива 4 класс...