Рабочая программа дополнительного образования детей «АРТ-СТУДИЯ»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Шванкова Екатерина Сергеевна

Программа включает четыре взаимосвязанных блока.

       Первый блок программы знакомит детей со средствами художественной выразительности рисунка: линией, цветом, формой, ритмом, композицией. Он предусматривает обучение техникам изображения через художественно-творческие упражнения в различных видах продуктивной деятельности.

       Второй блок программы предусматривает создание художественно-творческих образов, на основе использования основ изобразительной грамоты в различных видах продуктивной деятельности; решение поставленной перед детьми творческой проблемы. Проходит в форме художественно-творческой игры, позволяющей детям реализовывать свои идеи средствами изобразительной деятельности, экспериментировать и вести творческий поиск, самостоятельно решать ту или иную задачу.

Третий блок предполагает знакомство детей с видами художественно – продуктивной деятельности, формирование умения выполнять художественные работы в техниках: рисование, аппликация, коллаж, флористика, лепка из глины и соленого теста, батик, художественное ткачество.

Четвертый блок программы предполагает самостоятельное решение детьми художественно-творческих задач, средствами художественно-продуктивной деятельности с опорой на знания и опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2014-2015_art-studiya.doc432.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Средняя общеобразовательная школа № 169

Московского института открытого образования»

Утверждаю ___________Архипова Е.А.                      

Директор     СОШ №169 МИОО                                                                                                                              

 _______________________ 201_г.  

Принято

на педсовете

Протокол №_____  

от ____________ 201_г.

Рабочая  программа

дополнительного образования детей

«АРТ-СТУДИЯ»

учителя изобразительной деятельности

 Шванковой Екатерины Сергеевны

                                                            Возраст обучающихся – 6-12 лет

                                                            Срок реализации программы – 2 года

                                                            Количество часов в год  -  72

                                                           

г. Москва   2014г.

1.  ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

  1. Отдел - учебно-образовательный.
  2. Кружок- «АРТ –СТУДИЯ»
  3. Ф.И.О. педагога - Шванкова Екатерина Сергеевна.
  4. Вид программы – модифицированная (адаптированная).
  5. Целевая установка - предметно-направленная.
  6. Уровень освоения - поисковый.
  7. Функциональное значение - развивающее, практико-ориентированное.
  8. Форма реализации – стационарная.
  9. Масштаб реализации - индивидуально-групповой..
  10. По  половому признаку - комбинированная.

11 .Продолжительность реализации – 2 года.

2.   ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Основные разработчики

 Волобуева И.И. «Изобразительное искусство»

Модификатор исполнитель

Шванкова Е.С.

Цель программы

Создание условий для самопознания, самовыражения, самореализации и активного творческого развития детей младшего и среднего возраста с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры, обучения детей основам изобразительной грамоты.

Задачи

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие колористического видения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • воспитание аккуратности.

Структура программы

1 блок - «Изучение средств художественной выразительности рисунка»

2 блок – «Художественно-творческие клаузуры»

3 блок – «Знакомство с видами художественно – продуктивной деятельности»

4 блок – «Решение творческих художественных задач»

Сроки реализации

2013 – 2015 годы

Механизмы реализации программы

Программа включает четыре взаимосвязанных блока.

       Первый блок программы знакомит детей со средствами художественной выразительности рисунка: линией, цветом, формой, ритмом, композицией. Он предусматривает обучение техникам изображения через художественно-творческие упражнения в различных видах продуктивной деятельности.

       Второй блок программы предусматривает создание художественно-творческих образов, на основе использования основ изобразительной грамоты в различных видах продуктивной деятельности; решение поставленной перед детьми творческой проблемы. Проходит в форме художественно-творческой игры, позволяющей детям реализовывать свои идеи средствами изобразительной деятельности, экспериментировать и вести творческий поиск, самостоятельно решать ту или иную задачу.

Третий блок предполагает знакомство детей с видами художественно – продуктивной деятельности, формирование умения выполнять художественные работы в техниках: рисование, аппликация, коллаж, флористика, лепка из глины и соленого теста, батик, художественное ткачество.

Четвертый блок программы предполагает самостоятельное решение детьми художественно-творческих задач, средствами художественно-продуктивной деятельности с опорой на знания и опыт.

Ожидаемые  конечные результаты реализации Программы

Результатом обучения детей по данной программе является осознание ребенком собственного «Я», выработается своеобразие манеры исполнения, активизируется творческий потенциал ребенка, чувственно-образное мышление.

Система контроля за исполнением программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке через:

-  мониторинг развития художественных умений и навыков;

-  экспертизу практических работ воспитанников;

- художественно-творческие задания проблемно-поискового характера.

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из актуальных проблем современных школьных учреждений является развитие художественного творчества, воображения ребенка, обогащение его духовного мира.

    Занятия изобразительным творчеством для ребенка – это возможность поиграть в серьезно работающего взрослого, а для педагога – средство формирования познавательного интереса к искусству, творческой активности ребенка. Изобразительное искусство имеет неограниченные возможности в выборе материала. В каждой работе всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Каждое изделие так же неповторимо, как и сам ребенок. Занятия изобразительной деятельностью дарят детям радость познания, творчества, возможность выразить себя, свои чувства, свое отношение к действительности. А это в свою очередь создает условия для творческого развития детей.

          Данная программа является модифицированной (адаптированной) программой И.И. Волобуевой «ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».

В контексте гармонизации интересов обучающихся содержание программы расширено знакомством с различными видами художественно продуктивной деятельности: флористика, коллаж, лепка из глины и соленого теста, батик, художественное ткачество, гильоширование. Стремление охватить разнообразные направления изобразительной деятельности не только не провоцирует «хождения по верхам» (чего опасается Волобуева И.И.), но и позволяет каждому ребенку найти то направление изобразительной деятельности, в котором он будет успешен. Это ни в коем случае не отрицает получения детьми базовых изобразительных навыков, но не как самоцель, а как средство для самопознания, саморазвития и самовыражения детей. В отличие от программы «Основы изобразительного искусства», количество часов в программе «Арт-студия» сокращено, что обусловлено базовым планом школы. Однако срок реализации  программы увеличен до 4 лет.

Комплексный характер содержания программы позволяет детям выбирать художественный материал для проявления индивидуального творчества и самовыражения.

В процессе занятия осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом характера восприятия окружающего мира каждым ребенком, его эмоциональной отзывчивости.

На занятиях ребенком не управляют, не обязывают его, не ограничивают его фантазию и не подавляют. Тем самым идет осознание своей неповторимости позитивного отношения к себе и к другим. Формирование собственного стиля выражения возможно только при богатом воображении, реконструирующем воспринятое реальное явление в художественный образ. Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию волевых качеств личности (усидчивости и т.д.). Ребенок учится быть внимательным, наблюдательным. Занятия по данной программе способствуют развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Развиваются психические процессы (мышление, воля, внимание, память, восприятие, воображение).

Детская любознательность и неподдельный интерес ко всему новому - основа и союзник в развитии творческого воображения ребенка. Одним из средств раскрытия возможностей ребенка является широкое изучение средств художественной выразительности (линии, формы, цвета, ритма, композиции). Особую ценность приобретает творчество ребенка тогда, когда он не репродуцирует окружающий мир, а пытается выразить к нему свое субъективное отношение. Дети учатся творчески подходить к созданию художественных образов в своей работе, вносить собственные творческие новации в процессе деятельности, самостоятельно подходить к решению проблемы, предложенной педагогом. Активные методы обучения способствуют развитию воображения. Принципы детоцентризма и природосообразности явились фундаментом в построении программы.

Цель программы: создание условий для самопознания, самовыражения, самореализации и активного творческого развития детей младшего и среднего школьного возраста с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры, обучения  детей основам изобразительной грамоты.

Задачи:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство со средствами выразительности рисунка (цвет, ритм, композиция, линия, штрих, форма)
  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие колористического видения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • воспитание аккуратности.

Программа включает четыре взаимосвязанных блока.

       Первый блок программы знакомит детей со средствами художественной выразительности рисунка: линией, цветом, формой, ритмом, композицией. Он предусматривает обучение техникам изображения через художественно-творческие упражнения в различных видах продуктивной деятельности.

       Второй блок программы предусматривает создание художественно-творческих образов, на основе использования основ изобразительной грамоты в различных видах продуктивной деятельности; решение поставленной перед детьми творческой проблемы. Проходит в форме художественно-творческой игры, позволяющей детям реализовывать свои идеи средствами изобразительной деятельности, экспериментировать и вести творческий поиск, самостоятельно решать ту или иную задачу.

Третий блок предполагает знакомство детей с видами художественно – продуктивной деятельности, формирование умения выполнять художественные работы в техниках: рисование, аппликация, коллаж, флористика, лепка из глины и соленого теста, батик, художественное ткачество.

Четвертый блок программы предполагает самостоятельное решение детьми художественно-творческих задач, средствами художественно-продуктивной деятельности с опорой на знания и опыт.

Таким образом, проблемно-поисковый характер освоения программы ведет к развитию чувственно-образного, продуктивного мышления, способствует повышению интеллектуальной активности. Ребенок стремится к новым идеям, вырабатывается своеобразие манеры исполнения, активизируется и развивается творческий потенциал ребенка, его художественно-творческие способности. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной, что, несомненно, приводит ребенка к осознанию собственного «Я».

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 блок - «Изучение средств художественной выразительности рисунка»

2 блок – «Художественно-творческие клаузуры»

3 блок – «Знакомство с видами художественно – продуктивной деятельности»

4 блок – «Решение творческих художественных задач»

Первый год обучения включает освоение первого и второго блоков программы. Второй год обучения включает освоение третьего и четвертого блоков программы.

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Занятия проводятся один раз в неделю по учебно-тематическому плану.

Результатом обучения по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности.

К концу первого блока обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  • понятие симметрии;
  • контрасты форм;
  • свойства красок и графических материалов;
  • средства художественной выразительности рисунка: линия, цвет, форма, композиция, ритм;
  • основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • трудолюбие;
  • самостоятельность;
  • уверенность в своих силах.

К концу второго блока обучения дети будут знать:

  • контрасты цвета;
  • гармонию цвета;
  • азы композиции (статика, движение);
  • пропорции плоскостных и объёмных предметов;

уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
  • работать с натуры;
  • работать в определённой гамме;
  •     доводить работу от эскиза до композиции;
  •     перевоплощать модуль в новый образ,
  •     составлять композицию из модулей, перевоплощать образ, не изменяя формы,
  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
  • работать с бумагой в технике объёмной пластики;
  • выполнять художественно – творческие клаузуры.

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  • умение работать в группе;
  • умение уступать;
  • ответственность;
  • самокритичность;
  • самоконтроль.

К концу третьего блока обучения дети будут знать:

  • основы линейной перспективы;
  • основные законы композиции;
  • пропорции фигуры и головы человека;
  • различные виды графики;
  • основы цветоведения;
  • свойства различных художественных материалов;
  • основные жанры изобразительного искусства;

уметь:

  • работать в различных жанрах;
  • работать в различных техниках: рисование, аппликация, коллаж, флористика, лепка из глины и соленого теста, батик, художественное ткачество.
  • выделять главное в композиции;
  • передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  • умение воспринимать конструктивную критику;
  • способность к адекватной самооценке;
  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
  • трудолюбие, упорство в достижении цели;
  • эмпатия, взаимопомощь.

К концу четвертого блока обучения дети будут знать:

  • основы линейной перспективы;
  • основные законы композиции;
  • пропорции фигуры и головы человека;
  • различные виды графики;
  • основы цветоведения;
  • свойства различных художественных материалов;
  • основные жанры изобразительного искусства;

уметь:

  • выполнять творческие художественные работы в разных видах художественно-продуктивной деятельности.
  • работать в различных жанрах;
  • работать в различных техниках: рисование, аппликация, коллаж, флористика, лепка из глины и соленого    

      теста, батик, художественное ткачество;

  •  решать изобразительные задачи проблемного, поискового характера;
  • выделять главное в композиции;
  • передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  • умение воспринимать конструктивную критику;
  • способность к адекватной самооценке;
  • умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
  • трудолюбие, упорство в достижении цели;
  • эмпатия, взаимопомощь.

Способы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  первый блок обучения)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

0,5

0,5

1

1.1

Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии

0,5

0,5

1

2

Живопись

2,5

11,5

14

2.1

Разноцветная страна. Основные цвета. Свойства красок.

0,5

0,5

1

2.2

Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

0,1

0,9

1

2.3

Цыпленок.

0,1

0,9

1

2.4

Море.

0,1

0,9

1

2.5

Цветные кляксы. Составные цвета.

0,5

0,5

1

2.6

Гармония цвета. Разноцветная страна. Радуга.

0,1

0,9

1

2.7

Оттенки. Красочное настроение.

0,2

0,8

1

2.8

Краски утра.

0,1

0,9

1

2.9

Серо-черный мир красок. Темные оттенки.

0,1

0,9

1

2.10

Спектр.

0,3

0,7

1

2.11

Праздник теплых и холодных цветов. Теплые цвета.

0,1

0,9

1

2.12

Праздник теплых и холодных цветов. Холодные цвета.

0,1

0,9

1

2.13

Хитрые цвета.

0,1

0,9

1

2.14

Сближение цвета. Контрастные цвета.

0,1

0,9

1

3

Рисунок

0,5

5,5

6

3.1

Волшебная линия

0,1

0,9

1

3.2

Точка

0,1

0,9

1

3.3

Пятно

0,1

0,9

1

3.4

Три приятеля больших: точка линия и штрих.

0

1

1

3.5

Форма

0,1

0,9

1

3.6

Контраст форм

0,1

0,9

1

4

Декоративное рисование

0,7

6,3

7

4.1

Ритм

0,1

0,9

1

4.2

Чудесное ритмопревращение.

0,1

0,9

1

4.3

Симметрия

0,1

0,9

1

4.4

Стилизация

0,1

0,9

1

4.5

Декоративные узоры

0,1

0,9

1

4.6

Орнамент

0,1

0,9

1

4.7

Сказочная композиция

0,1

0,9

1

5

Конструирование из бумаги

0,3

2,7

3

5.1

Работа с рваной бумагой

0,1

0,9

1

5.2

Работа с мятой бумагой

0,1

0,9

1

5.3

Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги)

0,1

0,9

1

6

Выразительные средства графических материалов

0,4

3,7

4

6.1

Цветные карандаши

0,1

0,9

1

6.2

Гелевые ручки, тушь

0,1

0,9

1

6.3

Восковые мелки, фломастеры

0,1

0,9

1

6.4

Пастель, уголь.

0,1

0,9

1

7

Экскурсии в музеи и на выставки.

1

1

8

Итоговое занятие

0

1

1

ИТОГО:

4,9

31,1

36

Второй блок обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

1

1.1

Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии

1

1

2

Художественно-творческие клаузуры

0,2

4,8

5

2.1

Планета Выдумляндия. Модульная комбинаторика.

0,1

0,9

1

2.2

Портреты букв. Модуль – изображение.

0,1

0,9

1

2.3

Волшебные превращения формы. Перевоплощение образа, не изменяя формы.

0

1

1

2.4

Подводное царство (модульная комбинаторика).

0

1

1

2.5

Веселые зверушки (модуль – изображение).

0

1

1

3

Цветовые ассоциации

0,1

2,9

3

3.1

Мозаика (рисование музыки)

0,1

0,9

1

3.2

Мозаика из ткани (мое настроение)

0

1

1

3.3

Что скрывается за цветом?

0

1

1

4

Азбука рисования

1

2

3

4.1

Пропорции

0,5

0,5

1

4.2

Плоскостное и объёмное изображение

0,5

0,5

1

4.3

Рисование с натуры и по памяти

0

1

1

5

Пейзаж

0,6

2,4

3

5.1

Образ дерева

0,2

0,8

1

5.2

Живописная связь неба и земли

0,2

0,8

1

5.3

Времена года

0,2

0,8

1

6

Бумажная пластика

2,5

5,5

8

6.1-6.2-6.3

Полуплоскостные изделия

«Лесное кружево»

 «Подводный мир».

1

2

3

6.4-6.5-6.6

Объёмные композиции

1

2

3

6.7-6.8

Сувенирные открытки

0,5

1,5

2

7

Нетрадиционные методы рисования.

2,3

6,7

9

7.1

Коллаж. Деревья.

0,1

0,9

1

7.2

Пластилиновая живопись. Разработка формы яйца.

0,1

0,9

1

7.3

Осязательное рисование.

0,1

0,9

1

7.4

Мозаика из карандашных стружек.

0,1

0,9

1

7.5

Путешествие к коралловым островам.

0,1

0,9

1

7.6

Ниткопись. Морские парашютики.

0,1

0,9

1

7.7

Рыба-бабочка (образ из яичной скорлупы).

0,1

0,9

1

7.8

Роспись морских камней.

0,1

0,9

1

7.9

Морская угадайка.

0,5

0,5

1

8

Азы композиции

0,9

2,1

3

8.1

Линия горизонта

0,5

0,5

1

8.2

Композиционный центр

0,2

0,8

1

8.3

Ритм и движение

0,2

0,8

1

9

Экскурсия в музей или на выставку

1

0

1

10

Итоговое занятие

0

1

1

Итого:

36

Третий блок обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

0,5

0,5

1

1.1

Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии.

0,5

0,5

1

2

Графика

1

4

5

2.1

Граттаж

0,2

0,8

1

2.2

Монотипия

0,2

0,8

1

2.3

Гравюра на картоне

0,2

0,8

1

2.4

Линогравюра

0,2

0,8

1

2.5

Гризайль

0,2

0,8

1

3

Натюрморт и его изобразительные возможности

1

4

5

3.1

Отношение художника к миру вещей. Роль колорита в живописи.

0,2

0,8

1

3.2

Натюрморт в холодной гамме. История развития аппликации.

0,2

0,8

1

3.3

Виды аппликации: сюжетная предметная, декоративная.

0,2

0,8

1

3.4

Натюрморт в тёплой гамме. Фактура в аппликации.

0,2

0,8

1

3.5

Флористика. Ваза с фруктами.

0,2

0,8

1

4

Фигура и портрет человека

0,8

3,2

4

4.1

Жанры изобразительной деятельности. Набросок с натуры.

0,2

0,8

1

4.2

Силуэт.

0,2

0,8

1

4.3

Живописный портрет

0,2

0,8

1

4.4

Фигура человека в движении

0,2

0,8

1

5

Образ природы

0,6

2,4

3

5.1

Работа на пленэре

0,2

0,8

1

5.2

Работа по впечатлению

0,2

0,8

1

5.3

Тематический пейзаж

0,2

0,8

1

6

Декоративно-прикладное рисование

0,4

1,6

7

6.1

Особенности русских народных промыслов

1

4

5

6.2

Декоративная композиция (витраж)

0,2

1,8

2

7

Азы перспективы

0,4

1,6

4

7.1

Линейная перспектива

0,2

1,8

2

7.2

Воздушная цветоперспектива

0,2

1,8

2

8

Дизайн

0,4

1,6

4

8.1

Карнавальные маски

0,2

1,8

2

8.2

Фантазийные шляпы

0,2

1,8

2

9

Экскурсии в музеи

2

10

Итоговое занятие

1

Итого:

36

Четвертый блок обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

0,5

0,5

1

1.1

Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии.

0,5

0,5

1

2

Отражение художником своего видения мира.

1

4

5

2.1

Отражение художником своего видения мира. Рисование углем, тушью.

0,2

0,8

1

2.2

Отражение художником своего видения мира. Рисование восковыми мелки, сангиной.

0,2

0,8

1

2.3

Отражение художником своего видения мира Рисование акварельными карандашами.

0,2

0,8

1

2.4

Техники печатной графики:

монотипия, граттаж.

0,2

0,8

1

2.5

Коллективные работы. Пластилиновая живопись.

0,2

0,8

1

3

Аппликация

1

4

5

3.1

Контраст в аппликации.

0,2

0,8

1

3.2

Единство цвета, формы и фактуры.

0,2

0,8

1

3.3

Коллаж.

0,2

0,8

1

3.4-3.5

Мозаика.

0,4

1,6

2

4

Лепка.

0,8

3,2

5

4.1

Народные игрушки.

0,2

0,8

1

4.2

Игрушки – свистульки.

0,2

0,8

1

4.3

Глиняные обереги.

0,2

0,8

1

4.4-4.5

Подсвечники.

0,4

1,6

2

5

Флористика

0,6

3,4

5

5.1

Флористика.

0,2

0,8

1

5.2

Орнамент, виды орнамента.

0,2

0,8

1

5.3-5.4

Декоративное панно.

0,4

1,6

2

5.5

Фактура, ее роль во флористике.

0,2

0,8

1

6

Художественное ткачество

0,4

3,6

5

6.1

Художественное ткачество.

0,2

0,8

1

6.2

Цветовая гамма – основа ткацкого изделия.

0,2

0,8

1

6.3-6.5

Технология выполнения декоративных ковриков.

0,6

2,4

3

7

Гильоширование.

0,4

3,6

5

7.1-7.2

Знакомство с техникой рукоделия.

0,4

1,6

2

7.3-7.5

Изготовление аппликаций выжиганием.

0,6

2,4

3

8

Экскурсии в музеи

4

8.1

Экскурсии в Государственную Третьяковскую Галерею

1

8.2

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

1

8.3

Музей народов Востока

1

8.4

Этнопарк

1

9

Итоговое занятие

1

Итого:

36

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый блок обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. 

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Разноцветная страна. Основные цвета. Свойства красок.

Знакомство с дидактическим альбомом «Разноцветная страна». Изучение основных цветов.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки». Работа в дидактическом альбоме.

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Праздничный букет», «Салют», «Божья коровка и мухомор».

Тема 2.3. Цыпленок.

Сюжетное рисование, интерпретация литературного опыта. Закрепление понятия об основных цветах.

Тема 2.4. Море.

Сюжетное рисование, интерпретация литературного опыта. Закрепление понятия об основных цветах.

Тема 2.5. Цветные кляксы. Составные цвета.

Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».

Тема 2.6. Гармония цвета. Разноцветная страна. Радуга.

Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка».

Тема 2.7. Оттенки. Красочное настроение.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Тема 2.8. Краски утра.

Интерпретация музыкального опыта. Закрепление понятия об оттенках.

Тема 2.9. Серо-чёрный мир красок. Темные оттенки.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 2.10. Спектр.

Понятие о спектре (цветовом круге). Закономерность расположения цветов в спектре. Опыт со спектром.

Тема 2.11-2.12. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 2.13. Хитрые цвета.

Понятие о двойственных цветах (зеленый и фиолетовый). Работа в дидактическом альбоме.

Тема 2.14. Сближение  цвета. Контрастные  цвета.

Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».

Раздел 3. Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 3.2. Точка.

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Работа в дидактическом альбоме «Три приятеля больших: точка, линия и штрих».

 Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

Тема 3.3. Пятно.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Три приятеля больших: точка, линия и штрих.

Показать особенности выполнения работы, используя различные средства выразительности рисунка. Побуждать к стремлению отражать себя через средства выразительности рисунка. Работа в дидактическом альбоме «Три приятеля больших: точка, линия и штрих».

Тема 3.5. Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Тема 3.6. Контраст форм.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

Раздел 4. Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Ритм.

Понятие о ритме. Ритм окружает нас всюду. Работа в дидактической альбоме «Три приятеля больших: точка, линия и штрих»

Тема 4.2. Чудесное ритмопревращение.

Преобразование ритма фигур в цветовой ритм, ритм настроения. Упражнения на нахождение ритма в окружающем.

Тема 4.3. Симметрия.

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

- одновременное рисование двумя руками сразу;

- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

Тема 4.4. Стилизация.

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

Тема 4.5. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Тема 4.6. Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 4.7. Сказочная композиция.

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».

Раздел 5. Конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.

Тема 5.1. Работа с рваной бумагой.

Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».

Тема 5.2. Работа с мятой бумагой.

Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».

Тема 5.3.  Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).

Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски».

Раздел 6. Выразительные средства графических материалов

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 6.1. Цветные карандаши.

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь.

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

Тема 6.4. Пастель, уголь.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративно-прикладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова.

Раздел 8. Итоговое занятие 

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Второй блок обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии. 

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии. Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Практическая работа по диагностике навыков и умений.

Раздел 2. Художественно – творческие клаузуры.

Художественно-творческие упражнения.

Тема 2.1. Планета Выдумляндия. Модульная комбинаторика.

Составление из заданной формы сюжетного изображения. Экспериментирование с комбинациями форм.

Тема 2.2. Портреты букв. Модуль – изображение.

Преобразование заданного модуля в изображение, не изменяя формы модуля. Основной акцент на дополнение модуля характерными выразительными деталями. Разработка эскиза к рисунку.

Тема 2.3. Волшебные превращения формы. Перевоплощение образа, не изменяя формы.

Одну и туже форму перевоплотить в разные изображения, не изменяя самой формы. Можно использовать вариативность расположения.

Тема 2.4 Подводное царство (модульная комбинаторика).

Создание образа на основе комбинации модулей.

 Тема 2.5. Веселые зверушки (модуль – изображение).

Развитие сенсорных операций. Стимулировать оригинальность и нестандартность изобразительного решения.

Раздел 3. Цветовые ассоциации.

Тема 3.1. Мозаика (рисование музыки).

Передача ритма музыки через изображение, линию, цвет.

Тема 3.2. Мозаика из ткани (мое настроение)

Передача своего настроения через цвет.

Тема 3.3. Что скрывается за цветом?

 Фиксация личных ощущений и трансформация их в зрительные образы.

Раздел 4. Азбука рисования.

Тема 4.1. Пропорции.

Пропорции – соотношение частей по величине.

Тема 4.2. Плоскостное и объёмное изображение.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».

Тема 4.3. Рисование с натуры и по памяти.

 Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование  по памяти.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «Зарисовки чучела птиц».

Раздел 5. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Тема 5.1. Образ дерева.

Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».

Тема 5.2. Живописная связь неба и земли.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

Тема 5.3. Времена года.

Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».

Раздел 6. Бумажная пластика.

Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие.

Тема 6.1.-6.3  Полуплоскостные изделия.

Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.

Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный мир».

Тема 6.4. -6.6 Объёмные композиции.

Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм.

Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик».

Тема 6.7.-6.8 Сувенирные открытки.

Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)

Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка».

Раздел 7. Нетрадиционные методы рисования.

Тема 7.1. Коллаж. Деревья.

Техника коллажа. Подбор адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа дерева. (Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, проволока, соленое тесто, бумажные ленты). После выполнения работы придумывание истории «Кто в таком лесу может жить».

Тема 7.2. Пластилиновая живопись. Разработка формы яйца.

Знакомство с техникой пластилиновая живопись. Закрепление по темам «Ритм», «Форма».

Тема 7.3. Осязательное рисование.

Передача в рисунке образов, возникших на основе тактильных ощущений. (Оборудование: ассоциативные дощечки, альбомы, краски, кисти.)

Тема 7.4. Мозаика из карандашных стружек.

Знакомство с новым видом мозаики – мозаика из карандашных стружек.

Тема 7.5. Путешествие к коралловым островам.

Знакомство с особенностями подводного мира коралловых островов. Техника граттаж.

Тема 7.6. Ниткопись. Морские парашютики.

Создание образа медузы техникой ниткопись.

Тема 7.7. Рыба-бабочка (образ из яичной скорлупы).

Создание образа рыбы-бабочки из яичной скорлупы.

Тема 7.8. Роспись морских камней.

Закрепить навыки работы гуашью на объемной плоскости.

Тема 7.9. Морская угадай-ка.

Занятие – викторина по обобщению тем о путешествии к коралловым островам.

Раздел 8. Азы композиции.

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Тема 8.1. Линия горизонта.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».

Тема 8.2. Композиционный центр.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

Тема 8.3. Ритм и движение.

Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки».

Раздел 9. Экскурсии в музеи и на выставки.

Экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей народов Востока и др.; художественные выставки.

Раздел 10. Итоговое занятие.

Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.

Третий блок обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии. 

Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Раздел 2. Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).

Тема 2.1. Граттаж.

Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.

Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный город», «Цирк».

Тема 2.2. Монотипия.

Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.

Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна».

Тема 2.3. Гравюра на картоне.

Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.

Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры», «Парашютисты».

Тема 2.4. Линогравюра.

Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные).

Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь», «Северное сияние».

Тема 2.5. Гризайль.

Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.

Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник».

Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.

Тема 3.1 Отношение художника к миру вещей. Роль колорита в живописи.

История возникновения натюрморта. Понимать значение подбора колористического решения натюрморта.

Тема 3.2. Натюрморт в холодной гамме. История развития аппликации.

Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).

Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».

Тема 3.3. Виды аппликации: сюжетная предметная, декоративная.

Дифференциация видов аппликации. Выполнение работы в одном из видов аппликации.

Тема 3.4. Натюрморт в тёплой гамме. Фактура в аппликации.

Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет».

Раздел 4. Фигура и портрет человека.

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира.

Тема 4.1. Жанры изобразительной деятельности. Набросок с натуры.

Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

Тема 4.2. Силуэт.

Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.

Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».

Тема 4.3. Живописный портрет.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».

Тема 4.4. Фигура человека в движении.

Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».

Раздел 5. Образ природы.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.

Тема 5.1. Работа на пленэре.

Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)

Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов.

Тема 5.2. Работа по впечатлению.

Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).

Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт».

Тема 5.3. Тематический пейзаж.

Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы.

Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».

Раздел 6. Декоративно-прикладное рисование.

Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.

Тема 6.1. Особенности русских народных промыслов.

Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).

Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».

Тема 6.2. Декоративная композиция (витраж).

Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).

Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.

Раздел 7. Азы перспективы.

Знакомство с основными правилами перспективного изображения.

Тема 7.1. Линейная перспектива.

Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.

Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль».

Тема 7.2. Воздушная цветоперспектива.

Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).

Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера».

Раздел 8. Дизайн.

Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету.

Тема 8.1. Карнавальные маски.

Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок.

Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои».

Тема 8.2. Фантазийные шляпы.

Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.

Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум».

Раздел 9. Экскурсии в музеи.

Экскурсии в Государственную Третьяковскую Галерею, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей народов Востока и др.

Раздел 10. Итоговое занятие.

Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.

Четвертый блок обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии. 

Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Раздел 2. Отражение художником своего видения мира

(рисование различными изобразительными средствами: уголь, тушь, восковые мелки, сангина, акварельные карандаши).

2.1 Отражение художником своего видения мира. Рисование углем, тушью. 

Знакомство с техниками рисования углем и тушью. Создание картин по собственному замыслу.

2.2 Отражение художником своего видения мира. Рисование восковыми мелками, сангиной. Знакомство с техниками рисования восковыми мелками, сангиной. Создание картин по собственному замыслу.

2.3 Отражение художником своего видения мира. Рисование акварельными карандашами. Знакомство с техниками рисования акварельными карандашами. Создание картин по собственному замыслу.

2.4 Техники печатной графики: монотипия, граттаж. Формирование навыка работы в технике печатной графики. Создание картин по собственному замыслу.

2.5 Коллективные работы. Пластилиновая живопись. Создание условий для коллективного сотворчества.

     

 Раздел 3. Аппликация

3.1 Контраст в аппликации.

3.2 Единство цвета, формы и фактуры.

3.3 Коллаж.

3.4-3.5 Мозаика.

Раздел 4. Лепка.

4.1 Народные игрушки.

4.2Игрушки – свистульки.

4.3Глиняные обереги.

4.4-4.5 Подсвечники.

Раздел 5. Флористика

5.1 Флористика.

5.2. Орнамент, виды орнамента.

5.3-5.4 Декоративное панно.

5.5. Фактура, ее роль во флористике.

Раздел 6. Художественное ткачество.

6.1 Художественное ткачество.

6.2 Цветовая гамма – основа ткацкого изделия.

6.3-6.5 Технология выполнения декоративных ковриков.

Раздел 7. Гильоширование  (выжигание по ткани)

рукоделияе, подразумевающее отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.

7.1-7.2 Знакомство с техникой рукоделия.

7.3-7.5 Изготовление аппликаций выжиганием.

Раздел 8. Экскурсии в музеи.

8.1 Экскурсии в Государственную Третьяковскую Галерею

8.2 Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

8.3 Музей народов Востока

8.4 Этнопарк

Раздел 9. Итоговое занятие.

Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.

6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Каталог

дидактических материалов к программе

«Арт - студия»

Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Дидактический альбом №1

«Разноцветная страна»

Цветоведение

Визуально-кинестетические упражнения

2

Дидактический альбом №2

«Три приятеля больших: точка, линия и штрих»

Рисунок, средства выразительности рисунка, ритм.

Визуально-кинестетические упражнения

3

Дидактический альбом №3

«Секреты рисования»

Форма, композиция

Визуально-кинестетические упражнения

4

Наглядное пособие

«Морская угадай-ка»

Морская угадай-ка

Обобщение изученного по тема «Путешествие к коралловым островам»

5

Наглядное пособие

«Природные формы»

«Азбука рисования»

Наброски

Рисунок:

  • зарисовки трав, цветов;
  • силуэты деревьев

Визуальная форма объяснения задания

6

Наглядное пособие

«Техника и характер штриховки»

«Линия и образ»

Рисунок:

  • линейный рисунок с натуры, по памяти;
  • объёмный рисунок с натуры, по памяти

Объяснение технических приёмов работы

7

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

«Цветовой круг»

«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»

Живопись:

  • цветовая гамма осени;
  • дары природы;
  • холодная гамма зимы;
  • танец контрастных цветов;
  • царство ночи и царство дня

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

8

Наглядные пособия

Подборка демонстрационных карточек

Образцы лучших работ из фонда студии

«Азы композиции»

«Композиционный центр»

«Статика, движение в композиции»

Композиция:

  • космические дали;
  • праздник в городе;
  • любимая сказка;
  • цирк;
  • зоопарк

Определение различных вариантов построения композиции

9

Наглядные пособия

Подборка образцов

«Стилизация природных форм»

«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»

Орнамент:

  • деревянное кружево;
  • ковер из снежинок;
  • гжельские узоры

Демонстрация возможных вариантов построения орнамента

10

Наглядные пособия

Подборка образцов

«Выразительные возможности графических материалов»

Графика:

  • рисуем пером птиц, растения;
  • рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;
  • рисуем палочкой и цветной тушью;
  • рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;
  • рисуем углем деревья;
  • рисуем пастелью букеты

Наглядная помощь в решении учебных задач

11

Наглядные пособия

Образцы лучших работ из фонда студии

«Линейная и воздушная перспектива»

«Поэтапная работа над натюрмортом»

«Формы и строение предметов»

«Изображение перспективы с 1,

с 2 точками схода»

Натюрморт:

  • натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);
  • натюрморт из геометрических фигур;
  • натюрморт тематический на фоне драпировок со складками

Повышение результатов исполнения

12

Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии

Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики

Конструирование из бумаги:

  • бумажные «вырезанки»;
  • объемная аппликация;
  • сувенирные открытки;
  • карнавальные маски

Визуальная форма объяснения  материала

13

Наглядные пособия

Выставочные работы из фонда студии

«Пропорции  головы человека»

«Использование различных техник в работе над портретом»

Изображение человека:

  • портрет мамы;
  • автопортрет с другом;
  • спортивные игры;
  • веселый и грустный клоун

Помощь в объяснении задания

14

Наглядное пособие

Лучшие пленэрные работы из фонда

«Линейная и воздушная перспектива»

«Различные формы деревьев»

«Образ дерева»

Пейзаж:

  • этюды деревьев с натуры;
  • зарисовки природных мотивов;
  • живописные этюды неба на состояние;
  • тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)

Повышение результатов исполнения

Примерная форма для подражания

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник 2005.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2007.

Литература для родителей

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник,2005.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2008.

Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство,2001.

Волобуева И. И., 2008;  Кленова Н. В., редактирование, 2008.

Волобуева И. И Обучение в игре, 2003.

Горяинова О. В. Гильоширование, или Выжигание по ткани. — Р.-на-Д.: «Феникс», 2006.

Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение,2004.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Котенкова З. П. Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования. — М.: «Академия Развития», 2002.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2005.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Изобразительное искусство,  2007.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 //  Образование в документах  – 2007. – № 22. – С. 73-77.                                                                                    

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма,2001.

8. ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;

от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».

Тестовые материалы

для итогового контрольного опроса обучающихся

на выявление уровня знаний теоретического материала

Первый блок обучения

Фамилия,   имя   ребёнка

Перечень  вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Невер-ный

ответ

1

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

фиолетовый цвет?

 зелёный цвет?

2

Какие цвета относятся к тёплой гамме?

3

Какие цвета относятся к холодной гамме?

4

Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?

5

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

6

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?

7

Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?

8

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?

9.

Что такое орнамент?

Второй блок обучения

 

Фамилия,   имя   ребёнка

Перечень  вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)

2

Чем отличается эскиз от композиции

3

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?

4

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?

5

Какие линии используются в рисунке?

6

Чем отличается плоская аппликация от объёмной?

7

Что такое линия горизонта?

8

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?

9.

Какие объёмные формы ты знаешь?

10

Какие цвета являются контрастными?

Третий блок обучения

Фамилия,   имя   ребёнка

Перечень  вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1.

Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт)

2.

Что такое ритм в орнаменте?

3.

Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции?

4.

Какие народные промыслы ты знаешь?

5.

Что означает рефлекс в живописи?

6.

Что означает тон в рисунке?

7.

Какие графические материалы ты знаешь?

8.

Что такое стилизация природных форм?

9.

Какие виды изобразительного искусства ты знаешь?

10.

Что означает техника «гризайль»?

Отчетные просмотры

 законченных работ обучающихся

Во время отчетных просмотров по окончании каждого из четырех лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.

Таблица 1

Таблица

контроля практических умений и навыков

обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года

Фамилия.

имя

ребёнка

Раздел программы

Замечания,

рекомен-

дации

Оценка

по 10-

балльной

системе

Подпись

педагога

Рису-нок

Живо-пись

Компо-зиция

Бумаж.

констр.

 

  1. Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

Таблица 2

Таблица

учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках

за 2 года обучения по программе

«Арт-студия»

Фамилия, имя ребёнка

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художественный материал)

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция начального общего образования и дополнительного образования детей.Созвездия.

В данном ресурсе представлены конспект и презентация интегрированного занятия с учетом ФГОС НОО....

Программа дополнительного образования литературно- театральной студии "Лукоморье"

Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (а его кризис можно приравнять к национальному бедствию), перед учителем начальной школы как никогда остро встаёт задача защищать ценность чтения, поднять его с...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Программа дополнительного образования. Объединение: театральная студия «Тик-так»

      Театр является предметом дополнительного образования и ставит те же цели, что и  многие предметы художественного цикла.       Театр &nda...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...