Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа. Татарский орнамент и калфак».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Шайхиева Гулюса Навилевна

конспект урока - интегрированного урока ИЗО+татарский язык. урок для 1 класса, где можно детей познакомить с костюмами разных народов, проживающих на территории республики Татастан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx288.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по изобразительному искусству

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа.

Татарский орнамент и калфак».

Цели: 1) познакомить учащихся с искусством татарского народа, с татарским национальным орнаментом; раскрыть значение орнамента, познакомить его с особенностями;

            2) развить творческие способности учащихся, навыки работы цветом, развивать вкус и умение видеть прекрасное;

            3) воспитать у детей любовь к искусству татарского народа, любовь к родному краю.

Оборудование: -компьютер, видеопроектор, экран;

                              - презентации к уроку;

- изделия из бабушкиного сундука (сапожки, ичиги, туфли, кульмек, камзол, каляпуш, тюбетейка, калфак);

                              - татарская народная мелодия.

Ход урока

  1. Орг.момент

- Исәнмесез, укучылар һәм кунаклар! Матур итеп утырабыз һәм дәресне башлап җибәрәбез.

  1. Актуализация опорных знаний:

1. - Ребята, в какой республике мы с вами живём? (в Татарстане)

- А столица нашей республики? (город Казань)

- Люди каких национальностей проживают в нашей республике?(русские, чуваши, татары и т.д.)

- Т.е. наша республика много… (многонациональная)

-  У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы. (см. приложение №1).

2. Работа по слайдам

а) У башкирских женщин головной убор наз-ся кашмау. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица, а у мужчин – тюбетейки, круглые меховые шапки.

                   б)(удмурты). Девушки до замужества носили шапочки манлай. Невесте на свадьбе надевали  налобную повязку (манлай, чачак)и платок – знак замужней женщины. Пожилая женщина меняла это убор на головное полотенце с завязанным сверху платком.

                 в) (чуваши) наз-сь тухья и хушпу. Украшались монетами и украшениями из бисера. В орнаментах бисерного шитья отражались представления о мире или его части.

                     г) (марийцы) Платок – шовыч, украшенные вышивками. Невесту накрывали богато вышитым покрывалом имевшую форму большого прямоугольника украшенным узором с мотивом креста, который должен быть оберегать молодую женщину от сглаза и порчи (сторож дома).  

                   д) (русские) Делились головные уборы на девичьи и уборы замужних женщин. Замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза, нельзя было даже заниматься домашними делами с непокрытой головой, а девушкам не запрещалось – “Девичья коса – всему миру краса”. Поэтому у девушек легкие и воздушные какошники, ленты, а у женщин – платки.

                 е) (татары) Надевался в комплекте со специальной повязкой – украшением (ука-чәчәк) , а конец  кисточки откидывался набок.

  • Так что отличает один костюм от другого? (узоры, орнамент)
  • А что такое орнамент?

Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов,

предназначенный для украшения каких либо изделий или

архитектурного объекта. Слово “орнамент” произошло от

lat. “ornamentum” , - что значит “украшение”.

Слово “орнамент” произошло от lat  «ornamentum»,- что значит «УКРАШЕНИЕ».

  1. Изучение новой темы.

- Итак, мы подошли к теме нашего урока «Красота татарских национальных костюмов. Орнамент»

- В национальных костюмах отражались обычаи, национальные особенности и духовный мир татарского народа.

  К татарской национальной одежде относятся кожаные ичиги, туфли, камзолы, вышитые передники и т.д

- А сейчас послушаем наших ребят, которые расскажут стихи и узнаем ещё какая одежда ещё относится:

1-ый ученик

Алъяпкычымның бизәге

Әллә кайдан күренә

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

Килешәдер үземә

(Словарная работа: алъяпкыч – передник)

2 – ой ученик

Балкып тора түбәтәйләр

Энҗе бөртекләре белән

Алар монда килгән гүя

Чын әкият иленнән.

Мин бит чын татар егете

Күз тимәсен үземә!

(түбәтәй – тюбетейка)

3-ий ученик

Калфак кигән кыз баланың

Багып алчы йөзенә:

Нинди гүзәл татар кызы

Күз тимәсен үземә.

(калфак - калфак)

  1. Физминутка.

(под татарскую плясовую, делаем несколько упражнений)

  1. Звучит мелодия «Ак калфак».

(Сандыкта ятты озак, әбинең чиккән калфак.

Ул калфакны әбиең кадерләп кигән һәрчак.

Милләтемнең нуры анда: Ука, Чугы, Чәчәге

Кадерләп сакла, балам, әбиемнең калфагын.)

- Итак, сегодня мы с вами будем рисовать татарский национальный головной убор – калфак.

Описание: 60b.jpg 

Описание: 13.jpgОписание: 12.jpg

1) Положили перед собой альбомы, взяли карандаш. На столе у вас шаблоны. Обведите их.

2)Проведите прямую линию. Мы будем рисовать орнамент в полосе. Ещё раз, что такое орнамент?

Описание: Безымянный.jpg

3)Делаем широкую линию. Так как сам орнамент будет по середине ставим в центре вертикальную линию и проводим границы для верхней и нижней части нашего цветка.

- Будем рисовать тюльпан – символ весны, молодости.

4)Рисуем одну сторону цветка. У нас получилось только половина цветка. Если сейчас поставить зеркало, то у нас появится вторая половина, т.е. симметричная другой половине. Нарисуйте вторую половину.

Описание: 2.jpg

5)Берём следующий узор –

Трилистник – тукранбаш

 Описание: 3.jpg

6) Оформляем. Например, добавим усики гороха.

Описание: 5.jpg

А дальше вы уже сами придумываете, но не забывайте о том, что узоры должны быть повторяющимися.

 Описание: 9.jpg

VI.         Физминутка

- Разукрасим орнамент.

- Цвета берём яркие

(дети сами разукрашивают)

Описание: D:\Games\12.jpg

  1. Выставка рисунков.
  2. Итог урока.

– Вам понравился урок?

             -Что нового узнали?

            - С культурой какого народа познакомились?

            - Что такое орнамент?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Особенности татарского национального костюма"

Во время  подготовки к данному уроку использована книга Рамзии Мухамедовой «Татарская народная одежда» Татарского книжного издательства  г. Казани 1997 г. выпу...

Тема:«Красота национальных костюмов татарского народа. Татарский орнамент и калфак».

конспект урока - интегрированного урока ИЗО+татарский язык. урок для 1 класса, где можно детей познакомить с костюмами разных народов, проживающих на территории республики Татастан...

Проект «Особенности женского национального костюма славянских народов»

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Исследовательская работа посвящена изучению жен...

Урок технологии по теме: "Орнамент в хакасском национальном костюме".

Цели.Ознакомить учащихся с национальным орнаментом, его историей и применением.Способствовать формированию знаний и умений по изготовлению лекал элемента орнамента на бумаге.Воспитывать уважение и чув...

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ  ТАТАРСКОГО НАРОДА...

Истоки и современность в национальных костюмах татарского народа

особенности татарских  национальных костюмов...

Татарский национальный костюм.

Татарский национальный костюм. Проект для учащихся 4 класса....