Технологическая карта урока по ИЗО "Театр кукол" 3 класс
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме "Театр кукол" по программе Б.М. Неменского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по оформлению проекта урока в контексте ФГОС

  1. Проект урока выступает конечным продуктом педагогического проектирования предстоящего взаимодействия учителя и учащихся на учебном занятии, направленном на воспитание и развитие личности средствами формирования УУД и достижение планируемых образовательных результатах в контексте ФГОС.
  2. Проект урока является формой методического продукта т.е. может быт представлен педагогическому сообществу. Поэтому он должен быть достаточно кратким, но по полноте и плотности информации создавать целостное представление о взаимодействии учителя и учащихся обеспечивающем достижение запланированных образовательных результатов. 
  3. Проект урока оформляется в виде печатного текста на листах А4 формата. Поля: левое 2 см, верхнее и нижнее – 1,5 см, правое – 0,5 см. Шрифт: Times New Roman – 12. Межстрочный интервал – одинарный.
  4. Проект урока состоит из трёх частей: 1) паспорт урока; 2) технологическая карта хода урока; 3) приложения.
  5. Структура паспорта урока включает в себя: ФИО учителя, ОУ, предмет, класс, тема урока, комплексная триединая цель урока, планируемые образовательные результаты (ПОР), программные требования, программное содержание, ведущая мировоззренческая идея урока или ценностные ориентиры, основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету (например: даты, имена, географические название, орфограммы, правила, закономерности и т.д.),  план изучения нового материала, тип урока, форма урока, технология обучения, оборудование (или оснащение) урока, мизансцена урока, подготовка к уроку (если есть необходимость), домашнее задание.
  6. Технологическая карта – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по определённым параметрам; визуальный замысел, образ урока. Технологическая карта хода урока оформляется в таблице:

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

НАЗВАНИЕ ЭТАПА УРОКА

Содержание, методы, форма и средства преподавания

Эталон ответа или выполнения задания

Что, где и как делает

Выписываются из паспорта урока

  1. Приложения включают в себя:  раздаточные дидактические и наглядные материалы и используемые в ходе урока мультимедийные презентации (6 слайдов на листе). Каждое приложение нумеруется и оформляется с новой страницы.
  2. В оформлении должны быть использованы шрифтовые выделения и подчёркивания:  этапы урока оформляются жирным шрифтом прописными буквами; пункты плана изучения нового материала жирным шрифтом строчными буквами; названия приёмов и методов оформляются курсивом; формы и средства обучения – без шрифтовых выделений, но с подчёркиванием.
  3. В оформлении допускаются и приветствуются следующие сокращения:

ЛР – личностные результаты; РУД – регулятивные универсальные учебные действия

МР – метапредметные результаты;  ПУД – познавательные учебные действия;

ПР -  предметные результаты;  КУД – коммуникативные учебные действия.

ПРОЕКТ УРОКА ___Театр кукол  3 класс_____________________________________________

Учитель

Абросимова Светлана Александровна

Тема урока

«Театр кукол»

Цель урока:

Формирование ценностного отношения к кукольному театру и развитие творческих способностей 3-ков, через овладения навыками моделирования из бумаги.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:

  • проявляет интерес к театральному искусству;(ЛР)
  • активно взаимодействует со сверстниками при решении учебной задачи;(ЛР)
  •  проявляет инициативность и самостоятельность;(ЛР)
  • планирует предстоящую деятельность;(МР)
  • рассказывает об истории возникновения кукольного театра, раскрывают понятие «театр», «театральные куклы», «кукловод», «декоратор» (ПР)
  • описывает виды театров;(ПР)
  • соотносит объемную конструкцию с изображением на развертках, создает мысленный  образ        конструкции,  воплощает   этот   образ   в   бумаге;  
  • изготавливает куклу по образцу;(МР)
  • решает   простейшие  задачи  по  изменению  вида и способов  соединения деталей;  ( МР)
  • достигает точности движений при выполнении различных технологических операций (МР)

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками нормами и правилами научной организации умственного и физического труда

-алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- поиск новых решений возникшей технической проблемы;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности

оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины

Мировоззренческая идея

 Мир вокруг нас создается руками человека.

Программное содержание

Понятие о театральной кукле, способы изготовления.  Основные требования к изделию.

План изучения нового материала

1.  История возникновения  кукольного театра. Виды театров. Виды кукол.

2.  Технология изготовления кукол.

3.  Изготовление  декораций и кукол.

4.  Показ спектакля

Основные понятия

«Театр», «Кукольный театр», «Кукловод», «Художник декоратор».

Тип урока

комбинированый

Форма урока

Урок-практическая работа

Технология

Интерактивного обучения.

Мизансцена урока

Класс разделен на группы по 5 человек

Оборудование урока

1.Учебник

2Мультимедийная презентация по теме

3Образцы кукол.

Домашнее задание

Объясняет задание

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I.Организационый момент (1 мин)

       II. Вводный этап (5 мин.)

    Вводная беседа

- А начнем мы с вами наш урок с отрывка из сказки (Лиса и заяц»)

- Ребята  из какой сказки этот отрывок?

-А сколько персонажей в этой сказке?
-Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

  (демонстрация перчаточной куклы)

Диалог с зайкой:
У: Скажи зайка, что с тобой случилось, почему ты грустный?
З: Меня выгнала из дома лисичка
У: Ребята, а давайте поможем зайке вернуться домой
З: Ой как здорово! Ребята, а вы не боитесь лисичку?
У: Ребята, мы ведь не будем бояться, правда, нас ведь много. А давайте мы сделаем таких же кукол, друзей для зайки
У: А у вас есть дома куклы? Вы с ними играете?

Скажите, пожалуйста, ребята, как вы думаете,

с кем мы сегодня  будем знакомиться?

Учитель: Правильно, это кукла! Ребята, а где можно увидеть кукол, где они любят выступать?

Кто уже готов сформулировать  тему урока?

Слушают отрывок,

отвечают на вопросы.

Ответ детей.

(-Поможем)

Ответ детей

(-Давайте!)

(………….)

 

С театральными куклами.

-В кукольном театре.

Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в обсуждении.

Проявляет интерес к учебной деятельности

III. Основной этап (15минут)

- Молодцы, это театр! Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр, который существует с давних времен у всех народов мира. Значит, актером в театре является - кукла! Куклы там необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться.
Театральная кукла – своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ.

И так, давайте познакомимся с историей куклы. В давние времена по городам и селам нашей страны во время народных праздников и гуляний выступали «петрушечники». Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали веселые куплеты. Эти куклы существовали у всех народов мира. ( Слайд №1)

В России всех смешил Петрушка, в Англии – Панч, в Германии – Касперле, во Франции – Полишинель, в Италии – Пульчинелла  (Слайд №2)

Посмотрите, чем отличается Пульчинелла от других кукол? Правильно, он в маске. Этих кукол называют перчаточными, как вы думаете, почему? Их надевают на руку, как перчатки, ими управляет один человек.  (Слайд №3)

А вы видели кукол, которых приводят в движение за нити, прикрепленные к различным частям тела? Их называют марионетками.  (Слайд №4)

А бываю куклы огромные, выше человека. Такую куклу на руку не наденешь. Ими управляют несколько человек сразу: один ноги переставляет, другой головой кивает, а третий руками машет. Это тростевые куклы  .(Слайд №5)
- Какая кукла вам понравилась больше?
- Почему?
- Какой куклой легче управлять?
Любую сказку, басню можно сыграть при помощи кукол. Над созданием каждой такой куклы художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу на бумаге: пытаются представить ее в действии, определить ее характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают.

Слушают учителя, рассматривают кукол, анализируют информацию,  отвечают на вопросы.

Ответы детей(………)

Активно взаимодействует со сверстниками при решении учебной задачи.

Проявляет инициативность и самостоятельность

     IV. Практическая работа

Искусство театра- искусство коллективное. В создании спектакля участвуют драматург, композитор, режиссер, художник, актеры, постановочные работники и т.д.

В этом творческом содружестве театральный художник должен внести свой вклад в общее дело.

Что же делает художник в кукольном театре?

Он должен создать при помощи декораций и костюмов худ. образ действующих лиц и среды в которой происходит действие спектакля. Конечно у него много работы. Ведь над каждой куклой приходится долго работать. Можете ли вы рассказать о последовательности работы над куклой?

Ещё раз прочитали инструкцию, приступили к работе

Практическая работа

-Представим, что мы художники, а класс - это мастерская, где создают кукол. Я – директор мастерской и мне дали заказ на изготовление кукол к кукольному спектаклю.

Распределение заданий между группами.

В мастерской три цеха :

1 группа – распределение ролей (сценарий)

2группа – изготовление декорации (избушки для зайчика и лисички, деревья)

3группа – изготавливают объёмных кукл  (пальчиковые)

Контролирует приемы работы наблюдает, советует,, отвечает на вопрос учащихся, помогает учащимся в выполнении задания.

Слушают учителя, проговаривают последовательность работы

1группа.Распределяют роли и репетируют сказку.

2группа. По шаблону изготавливают декорации и раскрашивают.

Выполняют задание

-изготавливают куклу по образцу;(МР)

Заключительный этап

Закончилась наша работа.                                    Посмотрим на результаты нашей работы.        

Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию (показ сценки) .Комментирует качество выполненной работы.

- Ребята, вот мы с вами и сделали друзей для зайки. А теперь давайте поможем ему. Уже готовы декорации, открывается занавес, посмотрите,  вдали мы видим домик зайки, а рядом лисичку. Давайте попросим лисичку оставить домик зайки.

Игра с куклой:
Л: Ой, здравствуйте, ребята! Вы ко мне в гости пришли?

Ребята, посмотрите, вот мы с вами выгнали лисичку, а она ведь осталась теперь без дома, без друзей. А давайте попросим ее, чтобы она осталась жить вместе с зайкой, вдруг лисичка хочет попросить прощения.

И так вот и сказке нашей конец! Посмотрите, наши куклы стали актерами в нашем маленьком театре, следовательно,  вы тоже были актерами. В конце, в театре всегда закрывается занавес, а посмотрите, у нас же есть зрители, а актеры выходят к зрителям, чтобы представится и поблагодарить зрителей, давайте поблагодарим и поклонимся им. Высшая награда для любого актера – это аплодисменты.

 Что нового вы узнали на уроке?

Всё ли вам удалось в этом задании?

Что не удалось?

Рассматривают  выполненную работу.

представляют показ сказки.

Оценивают. Каждая группа выскажет своё мнение -справились они с поставленной задачей? Достигли ожидаемых результатов?

Отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

И так, у вас теперь есть своя маленькая сцена с декорациями, и вы можете разыграть свою сказку, вашими зрителями могут быть ваши родители, учащиеся из других классов. У вас теперь будет творческое домашнее задание: придумать сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.

Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...