Программа дополнительного образования "Палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2 класс) на тему

Шевкова Светлана Михайловна

Предложенная методика работы с детьми младшего школьного возраста строится на объединении занятий по художественно-эстетическому воспитанию, дидактических игр и упражнений, направленных на коммуникативное и интелектуальное развитие обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

детей младшего школьного возраста

«Палитра».

Пояснительная записка.

Направленностью программы дополнительного образования детей «Палитра» является:

  • По функциональному предназначению – художественно-эстетической
  • По форме организации – групповой
  • По времени реализации – 8-недельной.

Программа разработана на основе книг Павловой Н.П. «Трудовое обучение» пособие для учителя (М.: Просвещение, 1994),  Примерной программы начального общего образования, авторской программы по курсу «Технология» Мыловой И.Б. (М.:Академкнига/Учебник, 2004) и адаптирована учителем начальных классов С.М. Шевковой, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

1. Примерная программа начального общего образования, авторская программа по курсу «Технология» Мылова И.Б.

2. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.

3. План работы МОУ СОШ № 8.

4. Должностные инструкции педагога дополнительного образования.

5. Инструкции по технике безопасности и правил противопожарной безопасности.

Новизна программы состоит в том, что предложенная методика работы с детьми младшего школьного возраста строится на объединении занятий по художественно-эстетическому воспитанию, дидактических игр и упражнений, направленных на коммуникативное и интеллектуальное развитие  обучающихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время уровень эстетической  культуры   в некоторых семьях остается на низком уровне, художественному воспитанию детей уделяется недостаточное внимание. А эстетическое  воспитание - это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство нравственного и умственного воспитания, т.е. это средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

           Формирование мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без художественно-эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов».

           А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. 

           Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Научить создавать вокруг себя прекрасное способно художественное воспитание. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, система художественно-эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности обучающегося.

          Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Любой предмет, будь то математика, физкультура, окружающий мир, вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания, учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача учителя воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Театр, кино, музеи, выставки и всевозможные показы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений, и т.д. дает широкий спектр для реализации художественно-эстетического воспитания.

                        

        Во время работы с обучающимися, родителями и учителями начальных классов рассматриваются следующие положения:

  • Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание ребенка с целью формирования у него художественной культуры, развитие эстетических потребностей, интересов, доведение их до степени эстетического вкуса.
  • Процесс художественно-эстетического воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов:

 художественно-познавательный компонент –  способность к осмыслению чувства прекрасного; эмоционально-оценочный компонент  – развитый художественно-эстетический вкус; - осознание эстетических свойств  произведений искусства; - эмоционально-эстетическая оценка произведений искусства.

  • Выделенные критерии (знания и умения детей в области искусства, оценка собственного познания и познания других людей в различных видах художественно-эстетической деятельности), показатели (полнота знаний и потребность в получении новых знаний в области искусства, умение адекватно оценивать свои возможности, умение оперировать знаниями по реализации художественно-творческого воспитания) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности художественно-эстетического воспитания, позволяющие отследить динамику развития процесса.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что определенная система занятий, содержание которых вызвано требованиями педагогической практики, является эффективной для развития детей младшего школьного возраста. Первые занятия являются обучающими. На последующих занятиях умения и навыки формируются и закрепляются. Методика этих занятий такова, что педагог побуждает детей выбирать тот или иной способ выполнения действия. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей у каждого ребенка. Итоговое занятие носит созидательный характер – обучающиеся применяют знания и умения, полученные ранее.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи программы 

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что она направлена на общее развитие личности ребенка:

  • Формирует художественно-эстетическое представление;
  • Способствует развитию у ребенка  интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний и это является залогом развития способности сопереживания;
  • Развивает чувство красоты природы, окружающих людей и предметов;
  • Создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. 

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Все занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта, способствующего развитию творческих способностей детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, от 8 до 10 лет.

Срок реализации образовательной программы через систему занятий 8 недель.

Формы занятий. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени отводится практической части. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Количество детей в группе  - 10 человек.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Предполагается, что к концу программы:

Обучающиеся будут знать и понимать:

  • Культурно-историческую ценность художественного творчества и искусства;
  • Роль эстетической культуры в жизни человека.

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу и доступным заданным условиям;
  • Отбирать природные и пластичные материалы, бумагу и нитки с учетом их свойств и технологии изготовления поделок;
  • Осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы.

Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала программы проходит в виде выставки готовых изделий, выполненных обучающимися на каждом занятии.

 

Тематический план.

Тема деятельности.

Направле-ние деятель-ности.

Рекомендуемые

приёмы работы.

Количество часов

Время проведения

теория

Прак

тика

всего

план

факт

1.

Вводное занятие.        

Беседа. Знакомство.

Изображение настроения. Страна Мастеров.        

Красота вокруг нас.

Как изобразить настроение?

 Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина»

Рисуем улыбающееся  солнце. Рисуем весёлого и грустного мальчика(девочку).

0,5

0,5

1

2.

«Волшебный лес»

Работа с природным материалом.        

В мире природы.

Придумай узор.

Поделки из природных материалов (листьев, цветов, соломки, бересты)        

0,3

0,7

1

3.

«Бумажные звери»

Плоскостные композиции из бумаги.

Аппликация

Бумажная мозаика.

Панно “Веселый зоопарк”.

0,3

0,7

1

4.

«Пуховая фантазия»

Изготовление картины из перьев.

Мягкая-мягкая сказка.

0,3

0,7

1

5.

Узоры, вокруг нас.

Развитие вниматель-ности и наблюда-тельности. Увидим прекрасное.

Разноцвет-ные жуки и божья коровка.

Рисуем божью коровку.

0,4

0,6

1

6.

«Народные умельцы»

Глина. Пластилин.        

Лепка.

Дымковская игрушка.        

0,5

0,5

1

7.

«Забавная ферма»

Знакомство с новым материалом для детского творчества- яичной скорлупой.

Объёмная игрушка из яичной скорлупы.

Фигурки животных  из природных материалов.        

0,3

0,7

1

8.

Итоговое занятие. Развитие фантазии. Сказка и узор.

Придумыва-ем, фантазируем и рисуем.

Рисование узоров на  бумаге, стекле, зеркале. (Работа со свечами и красками)

0,3

0,7

1

Итого: 8 часов.

Содержание программы “Палитра”

I. Тема: Вводное занятие.        

               Беседа. Знакомство.

               Изображение настроения. Страна Мастеров.        

Цель:

  • Познакомить детей с правилами поведения на занятиях, инструктажами по ТБ;
  • Учить детей видеть красоту вокруг нас, изображать настроение красками.
  • Провести игру с элементами тренинга по сплочению детского коллектива.

Оборудование и материалы: краски, бумага, кисти.

Методическая литература: Пособие для учителя начальной школы “Нарисуем мир вокруг” (автор А.Герасимова).

II. Тема: «Волшебный лес»

                Работа с природным материалом.        

Цель:

  • Учить детей видеть прекрасное в мире природы, разнообразие красок и форм в природе.
  • Учить детей придумывать и составлять узор из природных материалов (листьев, цветов, соломки, бересты).        

  • Научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполенного труда.

Оборудование и материалы: Слайды и фотографии осеннего леса, образцы поделок, выполненных педагогом, природный материал, инструменты.

Методическая литература: Пособие для учителя начальной школы “Сделаем это сами” (авторы К.Лубковска, И.Згрыхова), “Разноцветные поделки из природных материалов” (автор С. Гирндт).

III. Тема: «Бумажные звери»

                  Плоскостные композиции из бумаги.

Цель:

  • Формировать навык работы с бумагой и картоном, учить приемам работы, требующим  использование инструментов.
  • Учить выполнять аппликацию и бумажную мозаику.
  • Приучать детей преодолевать трудности, стимулировать творческое воображение детей.

Оборудование и материалы: Образцы поделок, выполненных педагогом, бумага, картон, инструменты.

Методическая литература: Пособие для учителя начальной школы “Сделаем это сами” (авторы К.Лубковска, И.Згрыхова), книга для обучающихся 1-4 классов  средней школы “Забавные поделки” Тарасенко С.Ф.

IV. Тема: «Пуховая фантазия»

Цель:

  • Формировать навык работы с природным материалом.
  • Вырабатывать привычку экономного отношения к расходованию материалов.
  • Учить организовать свое рабочее место с точки зрения удобства и безопасности.

Оборудование и материалы: Образцы поделок, выполненных педагогом, картон, пух и перья, клей, инструменты.

Методическая литература: Пособие для учителя начальной школы “Самоделки из разных материалов” (автор Г.И. Перевертень), “Забавные поделки к праздникам” (автор И.В. Черныш).

V. Тема:  Узоры, вокруг нас.

Цель:

  • Научить видеть прекрасное и необычное в обычных окружающих нас предметах.
  • Учить детей придумывать и составлять узор из разных форм и красок.
  • Развивать творческую инициативу и изобретательность.

Оборудование и материалы: слайды и фотографии насекомых (жуков, бабочек, стрекоз), образцы узоров, выполненных педагогом, бумага, краски, кисти.

Методическая литература: Пособие для учителя начальной школы “Нарисуем мир вокруг” (автор А.Герасимова).

VI. Тема: «Народные умельцы»

                  Глина. Пластилин.        

Цель:

  • Дать понятие о декоративно-прикладном творчестве русского народа.
  • Познакомить с основными свойствами глины и пластилина, инструментами и способами обработки глины и пластилина.
  • Научить конструктивному способу выполнения изделия из глины и пластилина.

Оборудование и материалы: слайды, фотографии и образцы дымковской игрушки, глина, пластилин, инструменты.

Методическая литература: Пособие для учителя начальной школы “Самоделки из разных материалов” (автор Г.И. Перевертень), дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии “Азбука народных промыслов” (автор И.А. Хапилина).

VII. Тема: «Забавная ферма»

                    Знакомство с новым материалом для детского творчества - яичной скорлупой.

Цель:

  • Продолжить формировать навык работы с природным материалом.
  • Учить пользоваться разного рода приспособлениями, позволяющими облегчить труд.
  • Добиваться, чтобы выполняемые детьми поделки имели эстетический внешний вид и были сделаны аккуратно.

Оборудование и материалы: Образцы поделок, выполненных педагогом, яичная скорлупа, картон, клей, инструменты.

Методическая литература: Пособие для учителя начальной школы “Самоделки из разных материалов” (автор Г.И. Перевертень), “Забавные поделки к праздникам” (автор И.В. Черныш).

VIII. Тема: Итоговое занятие.  Развитие фантазии. Сказка и узор.

Цель:

  • Развивать творчество, воображение, эстетический вкус обучающихся.
  • Учить детей придумывать и составлять узор из разных форм и красок.
  • Научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполенного труда.

Оборудование и материалы: Образцы поделок, выполненных педагогом, парафин, краски, кисти, бумага, стекло, зеркало.

Методическая литература: Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии “Азбука народных промыслов” (автор И.А. Хапилина).

Информационное обеспечение программы «Палитра».

Методическая литература:

1. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии “Азбука народных промыслов”  Хапилина И.А.

2. Пособие для учителя начальной школы “Самоделки из разных материалов”  ПеревертеньГ.И.

 

3. Пособие для учителя начальной школы “Нарисуем мир вокруг” Герасимова А.

4. Пособие для учителя начальной школы “Сделаем это сами” Лубковска Казимера, Згрыхова Ирена.

5. Книга для обучающихся 1-4 классов  средней школы “Забавные поделки” Тарасенко С.Ф.

6. Пособие для учителей и воспитателей детских садов “Забавные поделки к праздникам” Черныш И.В.

Методическое обеспечение программы:

1. Магнитофон для музыкального оформления и проведения занятий.

2. Записи  с классической музыкой, народными и детскими песнями.

3. Видеопроектор (видеомагнитофон).

4. Слайды и фотографии.

5. Тексты сказок, стихов, загадок.

6. Образцы поделок, выполненных педагогом.

7. Бумага, картон, глина, пластилин, парафин.

8. Клей.

9. Инструменты (ножницы, линейка, шило, пинцет, нож, стеки, подкладная доска и т.д.)

10. Природный материал ( яичная скорлупа, пух, перья, листья и т.д.)

11. Косынки, влажные салфетки.

Основные средства обучения:

1. Рассматривание слайдов, фотографий, готовых образцов.

2. Анализ представленных изделий.

3. Беседы.

4. Развивающие игры.

5. Самостоятельная творческая работа обучающихся.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагает наличие специального учебного кабинета с мебелью, согласно СанПиН и ГОСТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....