ИЗО Кузин 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Гурина Наталья Борисовна

Календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

                            Пояснительная записка      по предмету «Изобразительное искусство»

Статус программы: Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» является составной частью основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Красноярская средняя общеобразовательная школа на 2014-2015 учебный год.

Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» являются следующие нормативные документы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Конституция Российской Федерации

3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Начальное общее образование. (Утвержден приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008г. №164; от 31.08.2009 г. №320; от 19.10.2009г. №427; от 10.11.2011г. №2643; от 24.01.2012г. №39)

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014 – 2015 учебный год.

5. Примерные программы начального общего образования: Письмо МО и Н Российской Федерации № 03-263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

6. Областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Ростовской области.

7. Учебный план МБОУ Красноярской СОШ  на 2014 – 2015 учебный год

Цели рабочей программы:

  • дать представление всем участникам  образовательного  процесса  о  целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
  • выделить  этапы  обучения,  структурирование  учебного  материала, определение  его  количественных  и  качественных  характеристик  на каждом  из  этапов,  в  том  числе  для  содержательного  наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Задачи:

  1. Развивать пространственные представления детей;
  2. Освоить способы конструктивного изображения объема на плоскости (близкого к аксонометрии), на схемах, технических и графических рисунках;
  3. Развивать наблюдательность и готовить учащихся к изображению пейзажей с деревьями карандашом, акварелью;
  4. Развивать художественный вкус детей на примере эстетики тонких цветовых и световых отношений;
  5. Развитие способностей детей к конструированию;
  6. Развитие чувства ритма у детей при восприятии явлений природы, произведений искусства и в собственной деятельности;
  7. Формирование комбинаторных способностей и трудовых умений;
  8. Комплексное применение общих способов передачи пространственных отношений композиции.

Обоснование выбора программы:

Выбор УМК «Гармония» основан на положениях Устава «Содержание образования в Учреждении определяется основными образовательными программами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» и «Основная общеобразовательная программа начального общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».     Предлагаемый курс имеет практическую направленность.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане:   Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ГОС, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Согласно Закону Российской федерации «Об образовании» (п.8 ст.32) программа в 4 классе по предмету «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 учебных недель (35 часов).  Учитывая календарный график работы ОУ, рабочая программа составляет 35 часов.  Программа выполняется за  счёт резервных уроков.

Типы уроков, применяемые для работы в 4 классе:    - урок изучения и первичного закрепления знаний –УИПЗЗ;

- урок закрепления новых знаний и выработки умений – УЗНЗВУ;     - урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

- урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;      - урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

- комбинированный урок – КУ.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся. В основу программы положены:

  • тематический  принцип  планирования  учебного  материала ;
  • единство воспитания и образования, обучение и творческой  деятельности учащихся;
  • познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства;
  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности   изобразительного искусства;
  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
  • система межпредметных  связей (литературное чтение, русский язык,  музыка, окружающий мир,технология);
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного  отношения  к  действительности,

    Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.  С 4 класса начинается изучение детьми закономерности ,перпективы, конструкции, светотени. Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.    В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.    Содержание разделов « Рисунок» и « Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции,светотени ,гармонии цветовой окраски.  Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций,грамотного изображения конструктивного строения ,объема,пространственного положения,освещенности,цвета предметов.    Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформи тельских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).   В содержании раздела « Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического ,трудового и патриотического воспитания.  Понимание ритма,гармоничности цветовых отношений ,зрительного равновесия форм и цвета,находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций,игрушек,вышивки.    Раздел «Лепка» - вид художественного творчества ,который  развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.  Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта и т.д.   Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).   В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей, фруктов,животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ.    Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.  Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности,у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.   Место предмета в учебном плане.   Авторская программа  составлена  без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства   в 4 классе рассчитаны на 1учебный  час в неделю. Следовательно общее количество часов составило – 35 часа.                 Общие учебные умения , навыки и способы  деятельности.   Важную роль в обучении литературного чтения  играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

                                           Результаты  обучения    представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной  деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

                            Основное содержание  

               4 класс                             Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (12ч)

   Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.   Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.  Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

                     Рисование на темы (композиция) -  (7ч)   Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.  Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).  Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.   Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.

                                       Декоративная работа - (7ч)

    Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).

 Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

                                                                             Лепка -  (2ч)

    Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).  Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » и т. д. Лепка героев русских народных сказок.

                                                                       Аппликация - (2ч)

   Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».   Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

           Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - (5 ч)

                                Основные темы бесед:

  • жанры   изобразительного   искусства   (пейзаж,натюрморт,   портрет,   бытовой  жанр, исторический и батальный жанры);
  • великие полководцы России;
  • портреты знаменитых русских писателей;
  • литература,   музыка,  театр  и  изобразительное искусство;
  • русский портретист Валентин Серов;
  • тема  крестьянского  труда,   жизнь  деревни  на картинах Аркадия Пластова;
  • красота родной природы в творчестве русских  художников («Художник Архип Куинджи — мастеризображения света и цвета в живописи»,  «Русский маринист Иван Айвазовский»);
  •  в мастерской художника;
  • прославленные центры народных художественных промыслов;
  • искусство родного края;
  • орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т.

 

№ п/п

Тема учебного материала

Кол-во часов

Тип урока

Контроль

Вид учебной деятельности

Планируемый результат

Дата проведения

план

факт

Красота в умелых руках

9

1

Летние впечатления.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование по памяти и представлению

Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками

4.09

4.09

2

Рисование листьев

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры

Передача пропорций, характерных особенностей формы, цвета осенних листьев; совершенствование графических умений в рисовании от общего к деталям

11

11

3

Натюрморт из фруктов и овощей.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры

Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры. Чувство композиции при размещении двух предметов на листе бумаги. Формирование графических и навыков работы сразу акварельными красками в изображении объёмных предметов простой формы

18

18

4

Искусство натюрморта - предметы в группе.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры

Знать жанр натюрморта. Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту

25

25

5

Искусство натюрморта - предметы в группе, продолжение

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры

Знать жанр натюрморта. Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту

2.10

2.10

6

Узор в круге из растительных, природных форм.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с образца

Знать цветочные рос-писи Жостова, Городца, Гжели, Хохломы, последовательность работы над цветочной росписью.Уметь рисовать  растительный узор в круге

9

9

7

Осень во дворе.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Тематическое рисование

Знать виды пейзажного жанра.Уметь передавать свои наблюдения

16

16

8

Дерево.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры по памяти реальных объектов

Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении. Уметь рисовать с натуры, по памяти деревьев

23

23

9

Праздничный город (аппликация)

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Декоративно- прикладное творчество

Освоить особенности архитектуры. Формирование навыков конструирования из бумаги, картона

6.11

6.11

10

Рисование с натуры фигуры человека.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры

Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы. Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека

13

13

11

Рисование с натуры фигуры человека, продолжение

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры

Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы. Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека

20

20

12

Люди труда в изо.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Тематическое рисование, рисование по памяти

Совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности. Уметь изображать фигуру человека в движении

27

27

13

Профессия человека (лепка)

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Лепка по памяти и с натуры

Уметь работать с пластилином, уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объёме

4.12

4.12

14

Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».

1

Урок- путешествие

Самостоятельная работа

Тематическое рисование

Эстетическое восприятие произведений изо на сказочные мотивы.Формирование умения выделять главное в рисунке

11

11

15

Народные игрушки (лепка)

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Лепка  по образцу, декоративная роспись

Знать виды декоративно-прикладного искусства(дымковские, богородские, карго-польские, филимоновские игрушки). Уметь работать с пластилином, пере-давать в лепных изделиях объёмную форму, её пропорции, соотношения

18

18

16

Русский фигурный пряник (лепка)

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Лепка , декоративно- прикладное творчество

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи

25

25

17

Зима

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование по памяти и представлению

Уметь передавать свои наблюдения, впечатления, цветовую гамму зимней природы

18

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Тематическое рисование

Уметь применять  основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета

19

Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане», продолжение

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Тематическое рисование

Уметь применять  основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета

20

Сюжетная аппликация по сказке «По щучьему велению».

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Тематическое рисование, аппликация

Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

21

Сюжетная аппликация по сказке «По щучьему велению», продолжение

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Тематическое рисование, аппликация

Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

22

Кухонная разделочная доска.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Декоративное рисование

Знать этапы росписи изделия. Уметь сравнивать различные виды и жанры изо

23

Современные машины.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры, по памяти реальных объектов

Выполнение линейного рисунка, пропорции, проработка деталей, цветовая разработка. Уметь рисовать машин по памяти

24

В мирное время.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры и по памяти

Знать историю российской армии

25

Эскиз открытки к празднику 8 Марта (конструирование)

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Декоративное конструирование

Уч-ся должны учиться самовыражению средствами изобразительного искусства, работать с бумагой и ножницами

26

Рисование птицы.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры и по памяти

Знать жанр анималистики в изо. Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение животных; рисование с натуры

27

Рисование животного.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с таблицы

Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти

28

Иллюстрирование басни И.А.Крылова.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование по теме

Уметь применять  основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы , передавать формы, цвета, изображаемых объектов

29

Рисование аквариума.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры, декоративное рисование

Знать особенности строения призматических форм.Уметь рисовать коробку, ящик

30

Круг в перспективе.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Знать этапы рисования с натуры геометрических тел.Уметь рисовать стакан(кружки, вёдра, бидон)

31

Рисование гипсового шара

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры

Знать приём штриховки, передачи светотени «по форме». Уметь рисовать предметы несложной формы, использовать различную штриховку для выявления объёма

32

Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Рисование с натуры

Знать особенности строения призматической, цилиндрической, шаровой формы  в натюрморте.  Уметь рисовать натюрморт из двух тел

33

Антивоенный плакат

1

Комбинированный

Самостоятельная работа

Лепка , декоративно- прикладное творчество

Знать термины «эмблема», «символ». Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение человека, различать основные и составные, тёплые и холодные цвета

34

Искусствоведческая викторина.

1

Обобщающий

Самостоятельная работа

Игровые формы, конкурсы, творческие задания

Знать известные центры народных художественных ремёсел России. Уметь узнавать выдающихся художников, называть их авторов; определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

   35

Резервный урок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С

Представлены рабочие программы по ИЗО 5-7 класс. Автор программы:Кузин.В.С...

Рабочая программа по ИЗО. 3 класс. Кузин В.С.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....

ИЗО 4 класс Кузина

Поурочные планы по ИЗО 4 класс...

Уроки ИЗО 3 класс 3 четверть по В.С. Кузина

Поурочные планы для 3 класса 3 четверть по учебнику В.С. Кузина....

Рабочая программа Кузин В. С. Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа Кузин В. С. Иобразительное искусство 2 класс...

Рабочая программа по ИЗО 2 класс В.С. Кузин

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классеТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планировани...