Кружок по изодеятельности "В мире летних красок"
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Башаркина Оксана Валерьевна

Программа кружка по изодеятельности рассчитана на старших дошкольников и младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc174.86 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Кружок по изодеятельности

«В мире летних красок»

(для детей с ОВ 5-12лет)

                                                                        Руководитель:

                                                                                                воспитатель

                                                                                                Башаркина О.В.

                                                                                                                             

                                             

Игрим  2014 г

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программ Кузина B.C. и Дроновой Т.Н., Якобсона С.Г.

Цель программы - развивающая.

Основными задачами кружка являются:

  • развитие художественных и творческих способностей детей;
  • обучение детей основам изобразительной грамоты;
  • обучение детей рисованию с натуры, по памяти представлению и по воображению и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
  • развитие у детей эстетического восприятия, эстетического вкуса и эмоционально - чувствительного отношения к предметам и явлениям действительности;
  • формирование у детей интереса и любви к изобразительному искусству.

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Для занятий в кружке используются различные наглядные пособия, натурный фонд: различные игрушки, мелких животных; муляжи фруктов, овощей, грибов; предметы быта (чашки, тарелки, чайники и т.п.); геометрические тела и орнаменты, подставки под натуру. Использование наглядности обусловлено наглядно-образным мышлением детей, активизирует мысль и воображение, вызывает повышенный интерес к изучаемому материалу, к процессу рисования и своему рисунку, активизирует фантазию.

Кружок объединяет детей 5 -10 лет поэтому наряду с фронтальной работой особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.

Так как ведущим видом деятельности детей с ограниченными возможностями является игра, то все занятия проводятся в игровой форме. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребёнка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Поэтому одной из задач кружка является подготовка детей дошкольников к школе.

На занятиях по рисованию дошкольник знакомится с операциями, орудиями, материалами, видами работ, приобретает умения и навыки. Развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируется любознательность, наблюдательность. Включение дошкольника в изобразительную и трудовую деятельность, руководство им со стороны взрослого является непременным условием всестороннего развития психики ребёнка.

Продолжительность занятий составляет 40-45 минут.

На занятиях используются конкурсы, игры, вызывающие творческую активность детей, их интерес к занятиям рисования.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам детей, занимающихся в кружке:

по рисованию должны знать: названия цветов, свойства рисовальных материалов (карандашей, красок и т.п.).

Уметь:

  • правильно сидеть за столом;
  • правильно держать лист бумаги, карандаши, кисти;
  • свободно, без напряжения работать кистями, проводить линии в нужных направлениях, не вращая лист бумаги;
  • правильно выбирать расположение листа бумаги (по вертикали или по горизонтали) в зависимости от характера и пространственного расположения изображения;
  • правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение предметов, цвет предметов;
  • работать акварельными красками;
  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.
  • изображение должно быть не слишком велико и не слишком мало, не сдвинуто ни к одному из краёв листа бумаги;
  • правильно определить место изображения на листе бумаги.

На каждом занятии ставятся 2 задачи:

  • научить детей чему-либо новому;
  • закрепить ранее полученные знания и умения.

Программа разработана на год для детей с сохранным интеллектом и на три года для детей с несохранным интеллектом.

В кружке обозначены четыре основных вида занятий:

  • изображение с натуры;
  • изображение на темы: по памяти, представлению, по воображению;
  • изображение на декоративно-прикладную тематику;
  • беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас; беседа по природоведению, анализ литературных произведений.

Для детей 5-7 лет объектом изображения служат объекты более простой формы, с малым количеством деталей и элементов.

Дети 5-ти, 6-ти летнего возраста не сразу могут подчинить движения руки задаче создания изображения, поэтому большое количество занятий отводится на свободные действия с карандашом, кистью, которые должны способствовать развитию естественных движений рук, постепенному приобретению свободы и уверенности.

Сначала лучше проводить занятия на движение (ритм мазков, пятен): «дождик», «Травка в поле поднялась», «Шарики летят», «Мой весёлый звонкий мяч», «В доме

зажигаются огоньки», «Дорожки», «Снежок пошел», «Следы», «Сосульки», «Ручеек» и др. Освоение детьми простых движений позволяет им отображать любые предметы.

Учитывая особенности каждого ребёнка, надо применять задания различной трудности, стремиться к художественному развитию каждого ребенка.

Потом даются задания по рисованию:

  • для знакомства с округлой формой выполнить изображения: колесиков, мыльные пузыри, воздушные шары, елочные шарики, мячи, сушки, баранки, яблоки, ягоды, апельсины, орехи, бусы, неваляшки, снеговики, цветы и др.
  • для знакомства с прямоугольной формой выполняются изображения: кубиков, флажков, окошек, пряников, заборчиков, ворот, башенок, вагончиков, лесенок и т.п.

Нельзя забывать, что если очень часто детям показывать как делать изделие или как рисовать, то они начинают пассивно повторять, отказываются действовать без помощи. Поэтому необходимо побуждать их самостоятельность, двигательную активность детей, направлять их поиск.

Весь материал изучается в 4х разделах. Тема первого раздела - «В мире волшебных красою), второго - «Мы готовимся к празднику», третьего - «Мои друзья», четвёртого - «В каждом рисунке - солнце».

Занятия объединяются по темам, ведущим целям, задачам обучения. Все темы занятий подчинены общей теме раздела.

Содержание занятий учитывает интересы детей, их возрастные особенности и соответствует принципам дидактики, способствует формированию их духовной культуры, пониманию ими красоты окружающего мира, искусства.

Рисование с натуры представляет собой рисование с натуры по памяти и по представлению объектов действительности карандашами, а также акварельными красками, гуашью и кистью.

Детей 5-6-ти лет учат правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаши и кисти. Дети знакомятся с названиями цветов и геометрических фигур. Сравнивают предметы по цвету, величине и форме.

Внимание детей 8-10-ти лет направляют на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкции, цвета изображаемых объектов, а также на правильное определение величины изображения в зависимости от размера листа бумаги.

Занятия по рисованию помогают детям почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус и эстетическое восприятие.

Объектами для рисования с натуры служат самые разнообразные предметы. Это могут быть муляжи фруктов, овощей, грибов; предметы быта; детские флажки, мячи, воздушные шары, яблочки, груши, помидоры, игрушки на ёлку и детские игрушки.

Для детей 5-7-ми лет объектом изображения служат объекты более простой формы, с малым количеством деталей и элементов.

Обычно натурные постановки располагаются несколько ниже уровня зрения ребят, а предметы небольшого размера раздаются на столы - посуда, кубики, пирамидки.

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками и обычно предшествуют выполнению декоративных работ.

Рисование на темы включают в себя рисование на темы окружающей жизни и иллюстрирование литературных произведений. Этот вид работы детей предоставляет особенно широкие возможности для развития воображения, творческого отношения к предмету. Поэтому важно поощрять самостоятельность детей в выборе объекта изображения, раскрытия темы; эмоциональность, оригинальность композиции и выполнения.

Рисование на темы: «Солнечный день», «Ночное небо», «Мы лепим снеговика», «Животные жизни людей», «Сказочный замок» и др.

Иллюстрирование литературных произведений: «Колобок», «Петушок золотой - гребешок», «Три поросенка», «Аленький цветочек», «Цветик - семицветик», «Золотая рыбка», «Золотой ключик», «Сказка о царе Салтане» и др.

На занятиях по рисованию на декоративно-прикладную тематику дети выполняют творческие декоративные композиции, составляют эскизы оформительских работ, выполняют упражнения на основе образца, знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работая кистью, ребята осваивают простейшие приёмы народной росписи.

Примерными заданиями по этому разделу могут быть: рисование узоров в круге, прямоугольнике из форм растительного и животного мира; упражнения в приёмах рисования кистью простейших элементов растительного узора на примерах народной росписи (ягоды, листья) (элементы гжельского, городецкого, хохломского узоров); эскизов росписи игрушки матрёшки, предметов быта, сувениров.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства и рассказе о них. Необходимо, чтобы беседы воспитывали у детей интерес и любовь к искусству, расширяли представление об окружающем мире.

Занятие по рисованию может проводится по следующему плану:

  1. Проверка готовности к занятию.
  2. Вводная часть по теме занятия (тема сообщается на предыдущем занятии), Используются стихи, загадки, сказки, отрывки произведений по теме. (Их читают, рассказывают дети или воспитатель).
  3. Объяснение новой темы опирается на повторение пройденного материала, дети рассматривают иллюстрации, рисунки, игрушки, образцы и прочее. Проводится беседа по теме. Выделяются особенности предмета или изделия (анализ, сравнение). Воспитатель или дети выделяют опорные моменты в работе:
  • Как лучше расположить лист, если рисунок...
  • Как лучше разместить на листе...
  • Можно повторить правила работы с...
  • План работы.
  1. Самостоятельная практическая работа детей.
  2. Физкультминутка.
  3. Продолжение самостоятельной работы.

7. Итог занятия:

  • Повторение особо важных моментов занятия/объяснения.
  • Можно выбрать работы, которые получились лучше (Почему эти работы

удались? Анализ работ).

  • Сообщение следующей темы занятия. Просьба приготовить что-либо по

следующей теме.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «В МИРЕ ВОЛШЕБНЫХ

КРАСОК»

  1. В мире волшебных красок.
  1. Знакомство с акварельными красками: рисование по памяти травы;

рисование солнца.

  1. Дары лета:
  • рисование с натуры фруктов, овощей, грибов.
  1. В гостях у сказки:
  • иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».
  1. Знакомство с правилами дорожного движения:
  • рисование по памяти светофора;
  • рисование пешеходного перехода.
  1. Дары лета:
  • рисование по памяти лесных ягод; рисование с натуры лука, огурца.
  1. Волшебные листья и ягоды:
  • составление орнамента в круге (роспись тарелки);
  • рисование элементов гжельского узора.
  1. Воздушные шары:
  • рисование по памяти воздушных шаров.
  1. В гостях у сказки:
  • рисование солнца.
  1. Мы готовимся к празднику.
  1. В гостях у сказки:
  • иллюстрирование сказки «Три поросенка».
  1. Наши игрушки:
  • рисование с натуры игрушки.
  1. Готовим наряд для сказочной елки:
  • рисование с натуры шаров для елки, игрушек, украшений.
  1. Мой двор.
  • рисование по памяти лесенки, дороги, заборчика и т.д.
  1. Мы лепим снеговика:
  • рисование по памяти снеговика.
  1. Знакомство с техникой:
  • рисование по памяти автомобиля.
  1. Наши любимые узоры:
  • рисование элементов хохломского узора (роспись чашки).
  1. В гостях у сказки.
  • рисование с натуры корзинки.
  1. На празднике:
  • рисование по памяти флажков.

3. Мои друзья.

  1. Животные в жизни людей:
  • рисование по представлению ежика; рисование по представлению зайчика.
  1. Наша армия родная:
  • рисунок к 23 февраля.
  1. Подготовка        к празднику 8 марта:
  • рисование с натуры мимозы.
  1. «Веселый хоровод русских матрешек»:
  • раскрашивание заготовок матрешки.
  1. В гостях у сказки:
  • иллюстрирование сказок о рыбках (рисунок рыбки).
  1. В гостях у сказки.
  • рисование на память кораблика;
  • рисование на память дельфиненка.

4. В каждом рисунке солнце.

  1. К нам пришла весна:
  • рисование по памяти осеннего дерева.
  1. В гостях у сказки:
  • иллюстрирование сказки «Золотой ключик»; рисование черепахи;
  • рисование героев сказки.
  1. Мы любим родную природу:
  • рисование с натуры весенних цветов.
  1. Мы любим родную природу:
  • рисование бабочки, стрекозы;
  • рисование божьей коровки на листочке.
  1. Знакомство с дымковской игрушкой:
  • рисование дымковской игрушки.
  1. Мы любим родную природу:
  • рисование летнего пейзажа.
  1. Животные и птицы в жизни людей:
  • рисование по представлению утенка.
  1. Животные и птицы в жизни людей:
  • рисование по представлению совенка.
  1. Рисование по выбору на любую тему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе. Вселенная или космос. Пластилин – вместо карандашей и красок.

Для учащихся первого класса, обучающихся по развивающей программе Л.В.Занкова, трудно воспринимать материал о Вселенной. Космические тела – это те предметы, которые нельзя потрогать, увидеть рядом. Де...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)

Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....

В мире волшебных красок

Технологическая карта внеурочной деятельности кружка "Волшебная кисточка"...

музыкальная викторина "В мире красок и мелодий"

Все дети любят все необычное, яркое, красочное и викторина, представленная здесь, поможет детям проявить свои умения, знания, фантазию и просто приятно провести время с друзьями, родителями и своим уч...

Программа внеурочной деятельности "В мире красок"

Программа внеурочной деятельности "В мире красок" для 1-4 класса...

Приказ "Итоги конкурса "Летних красок хоровод"

Приказ "Итоги конкурса "Летних красок хоровод"...

Рабочая программа "В мире музыкальных красок"

Авторская рабочая программа «В мире музыкальных красок» направлена на развитие у младших школьников тембрового слуха. Тематизм программы составлен по четвертям. В каждой четверти даются те...