ФГОС Рабочая программа. Изобразительное искусство. Кузин В.С.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Лебедева Елена Николаевна

 

1.Пояснительная записка.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство  способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного стандарта  общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.);   авторской программы Кузина В.С. «Изобразительное искусство. 1-4 кл.: для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина., С.П Ломов, Е.В. Шорохов и др. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010», соответствующая федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.  

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской программе Кузина В.С. «Изобразительное искусство» для 1 класса (тематическое планирование используется без изменений).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:

  •  Развитие личности учащихся средствами искусства;
  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

2.Общая характеристика учебного предмета.

В основу программы положены:

  • Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей. Их возрастные особенности;
  • Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  • Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
  • Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
  • Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  • Систем межпредметных связей (литературное чтений, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  • Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
  •  

3.Место предмета « Изобразительное искусство» в учебном плане.

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в первом классе начальной школы отводится 33 часа (по 1 часу в неделю),  во 2-4 классах по 34 часа (по 1 часу в неделю), всего 135 ч. 

 

                                                                     4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее  значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными Материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

 

 

 

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

  • в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно - эстетическим содержанием;

• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

 

 

 

                                                                                          6.        Содержание учебного предмета.

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители и изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГГГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальною окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразии природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве,

 

Планируемые результаты освоения  курса «Изобразительное искусство»

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве. Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности»

Выпускник научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?»

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Выпускник научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти те

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

1к.

2к.

3к.

4к.

Виды художественной деятельности. Опыт художественно-творческой деятельности.

 

             Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни – образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение  к природе, человек и обществу. Фотография и произведение  изобразительного искусства: сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

 

Между художником и зрителем нет непереходимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создаёт художественный образ. В художественном образе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведения искусства, соотнося изображенное  с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того, чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства (обзор)

15

 

16

16

16

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

Участвовать в обсуждении содержания  и выразительных средств худ. произведений.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как  говорит искусство? Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств.  Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы композиции на плоскости в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамическое и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

 

 

 

 

 

 

Роль ритма в эмоциональном звучании  композиции в живописи и рисунке (ритм: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Ритм линий, пятен, цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цвет - основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.  Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Выбор художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ человека в живописи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Линия - основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер.  Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приёмы работа различными графическими  материалами. Роль рисунка в искусстве.

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,  выраженных средствами рисунка.

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

 

 

 

 

 

 

 

            Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Использование простых форм для создания выразительных образов.

 

 

 

 

 

 

 

Объём - основа языка  скульптуры.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическим скульптурными материалами             для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание; набор объёма, вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

 

 

 

 

 

 

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов  для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного  конструирования и моделирования в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Декоративно-прикладное искусство. Понимание истоков декоративно - прикладного искусства и его роль в жизни человека.  Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.

 

 

 

Синтетический  характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разнообразие декоративных форм в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

 

 

 

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление о богатстве  и разнообразии художественной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Ведущие музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина и региональные музеи.

Интернациональный язык искусства.

Композиция - это основа языка для всех искусств. Способы построения простой композиции  при  изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета.  Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания; контраст в композиции; низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамическое и т.д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем «Земля – наш общий дом».

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации

(темы: «Осень в парке», «Осенний лес»).

Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамические композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, использование чередование геометрических  или  растительных элементов.

Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета (темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг», «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки»), тёплые  и холодные цвета (темы: «Дворец Снежной королевы», « Изумрудный город», «Город Солнца», «Цветочный город»). Передача с помощью цветов тёплой и холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа).

Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (Темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнечный день в горах», «Закат»).

Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

 

 

 

Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом,- «Человек и человеческие взаимоотношения». Образ человека в разных культурах мира. Представление народов о красоте человека, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских народных сказок (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Ива-царевич, Илья Муромец). Создание женских и мужских образов античного мира, Средневековья, стран Востока.

Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражении внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, автопортрет, мамы, солдата Вов - темы: «Мать и дитя», « Я и моя семья», «Мои друзья»)

 

 

 

Приёмы работы с различными материалами. Рисунок как самостоятельное произведение  искусства и как подготовительная работа.

Создание при помощи линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, человека, животного. (Задания: образы деревьев – старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное, величавое, мощное, раскидистое. Образы: «Дуб-богатырь», «Берёзка-девица - красавица»). Образы животных: разъярённых, ласковых, (кошки, собаки).

Композиции: «Зимний лес», «Лес Снегурочки», «Лес Деда Мороза», «Лес Кощея Бессмертного», «Кошка на окошке», «Кошка - охотница». Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающих природу, человека и животных.

Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, сказочных замков, выражение их характера.

Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанры натюрморта. Представление о роли  изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа-характера предметов (олицетворение предметов быта с героями известной сказки  или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте.

Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Разнообразие форм  предметного мира и передача их в пространстве.

Лепка животных, человека, сказочных персонажей.

Приём трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями  скульптуры, изображающими человека, животных,  мифологических персонажей.

Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа.

 

Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды – «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

 

 

 

 

 

Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объёме или  выполнение эскизов на плоскости.

Искусство дизайна в современном мире. Художественное  конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. (Задания: изображение любимой игрушки, иллюстрация к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка и конструирование из бумаги, коробочек транспорта, посуды). Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (зоопарка, в котором форма и декор    домиков для животных передают черты его обитателей, улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.

Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транспортом) с использованием простых геометрических и растительных форм.

Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приёма трансформации формы для выразительности характеристики персонажа.

Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Садко») Конструирование макета костюма сказочного персонажа.

Образы архитектуры разных эпох и народов.

Композиция на темы городской жизни или иллюстрация к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде.

 

 

 

 

 

 

 

Коллективная работа (создание макета мемориального памятника «Защитникам Отечества»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Истоки декоративно0прикладного искусства  и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой».

 

 

Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов  быта, орудий труда, костюма.

Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой  и искусством – «Родина моя - Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы, использование элементов декора.

Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные образы народов культуры в декоративно-прикладном искусстве.

 

 

Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т.д. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте.

 

 

 

 

 

 

 

Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов народной культуры (конь, петух, птица Сирин, птица Алконост, Древо жизни)

 

Изготовление эскизов  и моделей игрушек, посуды по мотивам  современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные кубанские промыслы)

Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов-знаков. Эскизы народных костюмов.

 

 

 

 

Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа. Знакомство с произведениями изобразительного искусства, изображающими сцены праздников и труда народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление художественной культуры вокруг нас: музеи искусств, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала  возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей)

 

 

 

Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина -  и региональный музеи. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций.

Произведения разных видов и жанров изобразительных искусств в музеях: живопись, графика, скульптура,  декоративно-прикладное искусство.

Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.

 

18

 

 

 

 

 

18

18

18

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные, фантастические существа, здания, предметы.

Передавать с помощью ритма движений и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

 

 

Использовать различные средства для создания выразительных образов природы разных географических широт.

Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.

Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

 

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать своё отношение к персонажу.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Овладевать приемами работы с различными графическим материалами.

Создавать графическими  средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного.

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.

Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

Использовать простые формы для создания выразительных образов  человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объёме.

Использовать приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных.

 

Принимать роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Наблюдать постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многообразие деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство.

Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.

Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу.

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст.

 

 

Понимать роль художника в театре.

Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов.

Выполнять простые макеты.

 

 

Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (Древняя Греция, Средневековая Европа, Япония, Индия).

Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде,   предметах быта нескольких наиболее ярких культур.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие  в сохранение памяти о её героях.

 

Понимать важность гармонии  постройки с окружающим ландшафтом.

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими постройками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

 

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

 

Использовать стилизацию форм  для создания орнамента.

 

 

 

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесёл России.

Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных промыслов России.

Изображать многофигурные сцены.

Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

 

Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали  повседневную жизнь человека.

Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений  изобразительного искусства.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Группировать произведения изобразительных искусств по характеру, эмоциональному состоянию.

Называть ведущие художественные музеи России  и художественные музеи родного края.


                                                 8.    Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд

 

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству

Программа Кузина В.С. «Изобразительное искусство. 1-4 кл.: для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина., С.Пю Ломов, Е.В. Шорохов и др. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2010»,

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2010.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. изобразительное искусство. ! кл.: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011.

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2009.

1

 

 

 

 

30

 

30

Учебно-наглядные пособия

 

Справочные пособия, энциклопедии по искусству

14

Альбомы по искусству

1

Книги о художниках

14

2.Печатные пособия.

 

3.Технические средства обучения

 

Мультимедийные обучающие  художественные программы.

1

Технические средства обучения.

 

Компьютер с художественным программным обеспечением

1

Интерактивная доска

1

Мультимедиа-проектор

3

Магнитная доска

3

Экран                                                                                                              

2

Аудио магнитофон

1

Экранно-звуковые пособия

 

Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

3

Видеофильмы и презентации: по памятникам архитектуры, художественным музеям,  видам и жанрам изобразительного искусства, творчеству отдельных художников, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным стилям и технологиям.

 

4.Учебно-практическое оборудование

 

Краски акварельные, гуашевые

 

Бумага А3, А4

 

Бумага цветная

 

Кисти беличьи № 5,10,20

 

Кисти из щетины № 3,10,13

 

Ёмкости для воды

 

Стеки

 

Пластилин

 

Клей

 

Ножницы

 

  

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс Кузин В.С.

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс Кузин В.С....

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1-4 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа разработана по изобразительному искусству с учетом требований ФГОС  для 1-4 класов...

Рабочая программа "Изобразительное искусство", 4 класс, ФГОС

Рабочая программа разработана на основе учебника "Изобразительное искусство", 4 класс,  под редакцией  Л. А. Неменской. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного пр...

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс

Рабочая программа "Изобразительное искусство"(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс...

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс...