Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс Кузин В.С.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Мукина Надежда Александровна

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс Кузин В.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_izo_2b_klass.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНАЯ  МУНИЦИПАЛЬНАЯ  ПАЛЕХСКАЯ  СРЕДНЯЯ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

155620, Ивановская область, пгт Палех, пер. Школьный, д. 1,

тел. (49334) 2-11-92, факс (49334) 2-11-92, е-mail: sredschoolpalech@yandex.ru,

http://public.iv-edu.ru/mouo-ivanovo/palexskiyrn_palehskayasosh/default.aspx

__________________________________________________

«Рассмотрено»  

Руководитель МО

БМП СОШ

______________ Н.Н. Левина

_______________ 2012 года

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

______________ Л.В. Пухова

_______________ 2012 года

«Утверждено»

Директор  БМП СОШ

______________ Г.А. Фомина

_______________ 2012 года

Рабочая  программа

по  изобразительному  искусству

для  2  класса

Уровень: базовый

Учитель:  Мукина Надежда Александровна

1 квалификационная категория

2012 год

Пояснительная записка

к  программе  «Изобразительное искусство»

2 класс, автор В.С. Кузин

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской  программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина, утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

На изучение учебного предмета  «Изобразительное искусство»  во 2 классе отводится:  

- количество часов в год – 34;

- количество часов в неделю – 1.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Задачи

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  1. развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  1. способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  2. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

 Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.  

В основу программы положены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Период обучения

Наименование раздела

Всего часов

1

1 четверть

Мы рисуем осень

9 ч.

2

2 четверть

Мы рисуем сказку

7 ч.

3

3 четверть

Мои друзья  

10 ч.

4

4 четверть

С чего начинается Родина  

8 ч.

Всего

34

Содержание программы

2 класс  (34 ч)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);

г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);

д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).

Выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Декоративная работа (8 ч)

Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективной работы-фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.

Лепка (3 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания:

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;

в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;

г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.

Аппликация (3 ч)

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

  1. прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
  2. родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
  1. городские и сельские пейзажи;
  1. художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
  1. композиция в изобразительном искусстве;
  2. художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
  3. художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
  4. выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
  5. главные художественные музеи России;
  6. русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

  1. о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
  2. о художественной росписи по дереву (Полхов - Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
  1. о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
  2. об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красной красок, зеленый - от желтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  1. высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно - прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  2. верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  3. правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
  4. определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  5. передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  6. передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
  7. выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
  8. лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
  9. составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

  1. ценностно-смысловая ориентация учащегося;
  2. действие смыслообразования;
  3. нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  1. умение выражать свои мысли;
  2. разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  3. управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  1. целеполагание;
  2. волевая саморегуляция;
  3. коррекция;
  4. оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия 

Общеучебные:

  1. умение структурировать знания;
  2. смысловое чтение;
  3. знаково-символическое моделирование;
  4. выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  1. анализ объектов;
  2. синтез, как составление целого из частей;
  3. классификация объектов;
  4. доказательство;
  5. выдвижение гипотез и их обоснование;
  6. построение логической цепи рассуждения.

Пример викторины:

  1. Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
  1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение)
  2. Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж)
  3. Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт)
  4. Изображение лица человека называется жанром ... (Портрет)

Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.

                                                       

  1. Решение кругового кроссворда.

      Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа.

а) тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор)

б) что получается у тебя на альбомном листе в конце  урока? (Рисунок)

в) произведение художника-модельера. (Костюм)

г) пейзаж, его разновидность с изображением моря. (Марина)

д) изображение животных в живописи. (Анималистика)

е) разновидность красок, разведенных водой, - отсюда и название. (Акварель)

ж) время года, часто изображаемое художниками-пейзажистами. (Лето)

з) глина, обработанная особым образом. (Обжиг)

и) то, что придумывает художник по геральдике. (Герб)

к) основа для изображения, материал, на котором рисуют художники, и вы тоже. (Бумага)  

        

  1. Игра «Угадай героя и нарисуй его».

Можно провести соревнование между командами-рядами.

Она красива и мила,

Хоть имя ей дала зола. (Золушка)

Любит маленьких детей,

Любит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ... (Айболит)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш ... (Малыш)

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный

Кто же это? (Буратино)

  1. Упражнение «Найди недостаток в портрете».

Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, брови, веки, ресницы, нос, рот, уши, волосы и другие.

Материал: таблица с изображением одного лица с разными недостатками.

  1. Мозаика «Натюрморт».

Задание: собрать натюрморт из разрезанных частей карточки — лото подготовить из репродукций известных картин в жанре натюрморта, можно из ксерокопий тех репродукций, что висят в классе.

  1. Задание: «Симметрия».

Дорисовать вторую половинку рисунка, повторяя первую. Игру можно провести, дорисовывая рисунок на плакате, или один ученик рисует на доске одну половину (бабочка, лист, ваза, лицо и т.п.), а другой (из другой команды) дорисовывает, сохраняя симметричность.

  1. Какое слово здесь лишнее?

Кисть, палитра, пенал, акварель, бумага

(Пенал)

           8.   Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (Скульптура).

           9.   Какое слово здесь лишнее?

Человек, портрет, художник, архитектура, портретист.

(Архитектура)

Пример тестирования:  

Фамилия участника ___________________________________________________

Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.

п/п

Вопрос

Ответы

Баллы

1.

Художник И. Левитан рисовал:

А) натюрморты

Б) пейзажи

В) портреты

2.

Композиция рисунка – это:

А) проведение тонких линий

Б) карандашный набросок

В) размещение предметов на листе бумаги

3.

Какие цвета являются «теплыми»?

А) красный, желтый, оранжевый

Б) голубой, синий, фиолетовый

В) красный, желтый, синий

Г) оранжевый, зеленый, фиолетовый

4.

Перечисли основные цвета:

А) голубой, фиолетовый, коричневый

Б) черный, белый, серый

В) красный, синий, желтый

Г) розовый, зеленый, оранжевый

5.

Основными видами изобразительного искусства являются:

А) скульптура

Б) рисование

В) живопись

Г) лепка

Д) графика

При подведении итогов выявляются две позиции:

  1. неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов
  2. точность ответа оценивается в 1 балл

Общий подсчет баллов:

Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов

Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов

Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов

I уровень (фрагментарно-исполнительский)

Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать,  больше заниматься  художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.

II уровень (художественного мастерства)

Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.

III уровень (творческий)

У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами  выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).

Пример кроссворда:

4

5

6

1

2

7

10

3

8

9

По горизонтали1- название красок, изобразительного материала; 2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.;3 – элемент городецкого узора.

По вертикали4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.

Ответы на кроссвордПо горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш

Список литературы:

  1. Кузин, В. С., Э. И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник,– М.: Дрофа, 2011 (с электронными приложениями)
  2. Кузин, В. С., Э. И. Кубышкина. Изобразительное  искусство.  2  класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Программа курса «Изобразительное искусство» 1 - 4 класс. – М.: Дрофа, 2012.