Изобразительное искусство 4 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskustvo.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРОГРАММА КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», 4 КЛАСС.

Пояснительная записка.

     Программа по изобразительному искусству(УМК «Планета Знаний») составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе, обеспечена учебником Н. М. Сокольниковой «Изобразительное искусство»  и рабочей тетрадью к нему.

      Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

   — приобщение школьников к миру изобразительного  искусства, развитие их творчества и духовной культуры;

   — освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

   — воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

     Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

— сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

— сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

— ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

— сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;

— сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной вырази тельности произведений искусства;

— обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

— обучить основам народного и декоративно прикладного искусства;

— обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

 — развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему  миру;

 — обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

 — обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную  память, пространственные  пред ставления, изобразительные способности;

— развить эмоционально эстетическую и нравственную  сферы личности.

    Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

    Содержание программы направлено на реализацию  приоритетных  направлений  художественного  образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.

    Художественно творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

    Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными  художественными  промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей,ткачеством и др.); декорирование  поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной  и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими  знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

На уроках изобразительного искусства формируются  умения воспринимать  окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления ха рактерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела,  как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.

   Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно пространственных композиций (архитектурное макетирование).

  Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства. Арт-терапия понимается как профилактика и коррекция негативных психологических состояний с помощью искусства. Она развивает эмоционально чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.

                               

  В программе выделены следующие структурные  линии, реализующие  концентрический  принцип  предъявления  содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.

Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся. В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.

Раздел «Мир изобразительного искусства» знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно-композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части.

Раздел программы «Мир народного искусства» знакомит учащихся с ведущими традиционными народными художественными промыслами. Дети осваивают основные принципы народного искусства — повтор, вариацию и импровизацию. Изучаются традиционные народные промыслы. Особое внимание обращается на изучение многообразия народной глиняной и деревянной игрушки и способов её изготовления, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства. Школьники продолжают изучение традиционных народных художественных промыслов, с которыми они познакомились в 1–2 классах, и знакомятся с новыми — лаковой миниатюрой (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй), вологодскими кружевами, павловопосадскими платками, скопинской керамикой, богородской резьбой и др. Учащиеся знакомятся с традициями изготовления тульских пряников и самоваров, касинского литья и пр.

В разделе программы «Мир народного и декоративного искусства» дети изучают традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнаментов — ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг), основные виды орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный). Учащиеся на доступном уровне осваивают такие техники, как витраж, мозаика, гобелен, лоскутное шитьё и др.; различные способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на различных формах.

Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна» пред полагает работу с чертежами, эскизами, графическими знаками, овладение приёмами комбинаторики и эвристики, элементарное проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля. Особое внимание обращается на изучение основ цветоведения: свойств цвета и осознании его прикладных возможностей в формировании предметной среды. В процессе изучения основ архитектуры и дизайна младшие школьники осваивают особенности формообразования.

  В инвариантной (основной) части программы все задания носят или относительно длительный характер (1–2 ч) или кратковременный, быстрый — упражнения, наброски и за рисовки (5–15 мин).

   Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.

      Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения.

     

   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

         Мир изобразительного искусства(16 ч)

«Путешествие в мир искусства»: знакомство с необычными художественными музеями.

«Виды и жанры изобразительного искусства»: Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.

        Мир декоративного искусства (9 ч)

Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.

        Мир народного искусства (8 ч)

Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.

   

Основные задачи обучения и развития:

— продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;

— продолжение освоения живописных приёмов (по сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);

— продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных;

— продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы);

— изучение основ светотени;

— продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;

— формирование умения передавать движение в композиции;

— продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;

— развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или несколько ком

позиционных центров;

— продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (Федоскино, Палех,  Мстёра, Касли, Вологда);

— знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России;

— продолжение обучения умению создавать эскизы и  модели объектов дизайна на основе растительных и животных форм.

        Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

           Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник.

           Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь.

           Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство».

  1. Н. М. Сокольникова

  2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  1. Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
  2. 4 класс

33 ч (1 ч в неделю)

                                                                             

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (8 ч)

Виды и жанры изобразительного искусства. (8 ч)

1

07.09

Необычные музеи.

с. 4 — 5

Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Знакомство с необычными музеями нашей страны.

Музей.

Жанры изобразительного искусства.

Принимать участие в беседе о художественных музеях как хранилищах коллекций национальной культуры.

Анализировать приёмы изображения на

полотнах мастеров. Использовать в речи

ключевые слова: натюрморт, жанр, колорит, светотень.

Ориентироваться в учебнике.

Выражать собственное отношение к искусству как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей, чувств человека.

2

14.09

Анималистический жанр.

Школа графики. «Портрет кота»

с.  8—13

Знакомство с анималистическим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художников.

Анималистический жанр.

Портрет.

Графика.

Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистического жанра. Сравнивать изображение одного животного у разных художников.

Решать творческую задачу: нарисовать портрет кота.

Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа.

Работать с текстом и иллюстрациями.

3

21.09

Школа живописи. «Храбрый лев».

с. 14 — 15

Продолжение ознакомления с

анималистическим жанром.  Обучение рисованию льва.

Создание образа храброго льва.

Совершенствование живописной техники(гуашь).

Анималистический жанр.

Образ.

Живописная техника.

Рисовать контур животного, прорабатывать морду, лапы, хвост и детали. Соблюдать пропорции фигуры льва и ее частей. Выполнить цветовое решение рисунка.

Осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль по результатам художественно-творческой работы. Вносить необходимые коррективы в ходе работы.

4

28.09

Исторический жанр.

Школа живописи и графики

«Храбрые воины».

с. 16—17

Ознакомление с историческим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Знакомство с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художниках.

Исторический жанр.

Образ.

Живописная техника.

Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра.

Решать творческую задачу:

выбрать и передать с помощью художественных средств образ храброго воина.

Выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к героизму защитников Отечества. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

5

05.10

Батальный жанр.

Школа живописи и графики

 «Богатырское сражение».

с.  18—21

Ознакомление с батальным

жанром изобразительного искусства.  Обучение рисованию многофигурной композиции, передаче движения. Знакомство с музеем оружия в г. Туле.

Батальный жанр.

Образ.

Живописная техника.

Ознакомиться с выдающимися произведениями художников-баталистов. Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа. Рисовать эпизод сражения или битвы.

Уважение традиций мастерства оружейников. Понимать героизм и нравственную красоту подвигов защитников Отечества. Определять критерии оценки работ, анализировать, оценивать результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям.

6

12.10

Бытовой жанр.

Школа живописи

«Семейное чаепитие».

с. 22 — 23

Ознакомление с бытовым жанром. Знакомство с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художниках.

Бытовой жанр.

Образ.

Живописная техника.

Знакомиться с выдающимися произведениями художников. Участвовать в беседе по картинам. Решать творческую задачу: выбрать сюжет и продумать  и выполнить композицию.

Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы. Выражать собственное отношение к классическому и современному искусству.

7

19.10

Портрет.

Школа графики

«Фигура человека».

с.  24—29

Знакомство с пропорциями фигуры человека.

Портрет.

Графика.

Пропорции фигуры человека.

Знать отличие пропорций ребенка от пропорций взрослого. Решать творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему его движения.

Исследовать особенности композиции при передаче движения. Иметь представление об особенностях картин Шагала, Малевича и др.

8

26.10

Портрет.

Эмоции на лице.

Школа графики

«Рисуем автопортрет».

с.  30—31

Продолжение знакомства с портретом как жанром изобразительного искусства. Сравнение предметов по высоте, ширине, объему. Знакомство с пропорциями лица человека, мимикой. Передача на рисунке разных эмоций.  Знакомство с

рисованием автопортрета, композицией автопортрета.

Портрет,

автопортрет.

Пропорции лица,

мимика, эмоции.

Принимать участие в беседе о произведениях портретного жанра как части национальной культуры. Познакомиться с пропорциями лица: линия волос, глаз, основания носа, расстояние между глазами и др. Научиться передавать графически эмоции.

Знать, что такое автопортрет, основы композиции портрета.

Работать с текстом и иллюстрациями

учебника.

Выделять главную информацию о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры.

2-я четверть (8 ч)

Виды и жанры изобразительного искусства.  (продолжение)(8 ч)

1(9)

09.11

Натюрморт. Перспектива.

Школа живописи и графики «Две книги».

с.  36—38

Освоение способов построения перспективных сокращений предметов во фронтальной и угловой перспективе.

Натюрморт.

Фронтальная и угловая, линейная перспектива.

Изучить способы изображения книги во фронтальной и угловой перспективе. Изображать глубину пространства на плоскости с помощью линейной перспективы. Рисовать натюрморт с двумя книгами.

Осознание изобразительного

искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

2(10)

16.11

Пейзаж. Линия горизонта.

Школа живописи. «Рассвет». «Лунная ночь».

с.  32—35, 39

Обучение умению передавать пространство на плоскости с помощью линейной и воздушной перспективы. Передавать различные природные явления с помощью цвета.

Пейзаж.

Линия горизонта.

Линейная и воздушная перспектива.

Изображать глубину пространства на плоскости с помощью линейной и воздушной перспективы. Решать творческую задачу: рисовать композицию по выбору.

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние, понимать разницу в изображении природы в разное время суток.

3(11)

23.11

Книжная графика.

Иллюстрирование басни И.А. Крылова.

с. 40—43

Знакомство с книжной графикой как видом искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности. Развитие умения образно характеризовать персонажей. Научить передавать содержание басни в иллюстрациях.

Книжная графика.

Средства выразительности: линия, штрих, тон, пятно.

Персонаж.

Принимать участие в беседе о художниках книг, видах иллюстрации. Решать творческую задачу: выбрать сюжет из басни, продумать композицию рисунка, выполнить цветовое решение иллюстрации. Участвовать в выставке.

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к книжной графике как искусству.

4(12)

30.11

Искусство каллиграфии. «Чудо-звери».

с.  44—47

Знакомство с каллиграфией. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Обучение декорированию зверей.

Каллиграфия.

Каллиграфические знаки.

Знакомиться с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведениями каллиграфии. Декорировать с помощью каллиграфических знаков зверька.

Выделять главную информацию из текста

о классическом и современном искусстве.

Вести беседу, используя текст  учебника и

изображения.

5(13)

07.12

Компьютерная графика. Коллаж «Птичка»

с. 48—51

Ознакомление с компьютерной графикой как видом искусства. Изучение инструментов и возможностей программы Adobe PhotoShop.

Компьютерная графика.

Программа Adobe PhotoShop.

Знакомиться с компьютерной графикой как видом искусства. Изучить последовательность выполнения коллажа, выполнить творческую работу: коллаж «Птичка»

Выражать собственное эмоциональное отношение к компьютерной графике как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира.

6(14)

14.12

Школа компьютерной графики. «Мишка».

с. 52—53

Обучение рисованию в программе PhotoShop. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся.

Компьютерная графика.

Программа Adobe PhotoShop.

Изучить по учебнику порядок работы. Выполнить на компьютере контурный рисунок «Мишка». Распечатать рисунок на принтере, раскрасить.

Ориентироваться в учебнике. Высказывать ценностное отношение к художественному творчеству.

Вести беседу, используя текст учебника.

7(15)

21.12

Творческие достижения. «Новый год»

с. 54—55

Проверка развития восприятия и оценки произведений графики. Проверка умения передавать пропорциональные отношения и перспективные сокращения объектов в коллаже. Проверка умения образно характеризовать персонажей.

Жанры изобразительного искусства.

Живописная техника, техника графики.

Сравнивать произведения графики, классифицировать их по видам и жанрам. Создать фотоколлаж «Новый год». Использовать для него собственные снимки или вырезки из журналов. Продумать интересное размещение объектов композиции. Следить за пропорциональными отношениями.

Объяснять причины успеха в творческой деятельности. Осуществлять самооценку творческих достижений. Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения.

8(16)

28.12

Проектная работа.

с. 56—57

Проект-доклад.

Проект- действие.

Проект-макет.

Проект- исследование.

Выбрать тему проекта, продумать этапы осуществления. Выполнение и защита проекта.

Выражать своё  отношение к результатам.

 Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы.

3-я четверть (9 ч)

Декоративное искусство. (9 ч)

1(17)

18.01

Художественная керамика и фарфор.

Школа декора «Праздничный сервиз».

с.  60—61, 69

Знакомство с художественной керамикой и фарфором как видами декоративного искусства. Обучение умению анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и материала.

Керамика тонкая(фаянс, фарфор) и грубая.

Принимать участие в обсуждении художественных достоинств изделий. Различать тонкую и грубую керамику.

Решать творческую задачу: расписать сервиз.

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. Выражать собственное эмоциональное отношение к фарфоровым и керамическим изделиям как к предметам искусства. Оценивать результаты работы.

2(18)

25.01

Художественное стекло. Хрусталь.

Школа декора «Хрустальная ваза».

с.  62—65

Ознакомление с художественным стеклом как видом декоративного искусства. Развитие умения прослеживать взаимосвязь формы и материала, анализировать средства выразительности. Знакомство с ремеслом стеклодува.

Художественное стекло.

Хрусталь.

Стеклодув.

Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы. Познакомиться с мастерством стеклодува. Искать информацию о составе стекла и способах изготовления изделий из него.

Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

3(19)

01.02

Декоративные

звери и птицы.

Школа декора «Петушок».

с.  66—68

Изучение приемов стилизации животных и птиц в декоративном искусстве. Ознакомление с мифологической символикой. Обучение приемам росписи с использованием символа Солнца — петуха.

Стилизация.

Мифология.

Мифологические символы.

Познакомиться с мифологическими символами и их использованием в декоративном искусстве. Изучить порядок работы, решать творческую задачу: продумать этапы и расписать декоративную тарелку «Петушок».

Планировать совместную работу, согласовывать действия, договариваться о результате и оценивать его. Развитие художественного вкуса, эмоциональной сферы.

4,5

(20,21)

08.02

15.02

Художественный металл.

Кузнечное ремесло.

Школа декоративного искусства

«Чугунное кружево», «Волшебный фонарь».

с.  70—75

Ознакомление с художественным металлом как видом декоративного искусства. Развитие умения прослеживать взаимосвязь формы и материала, анализировать средства выразительности. Знакомство с ремеслом.

 Художественный металл.

Кузнечное ремесло.

Ковка.

Литье.

Обсуждать средства выразительности и художественные достоинства изделий из металла. Решать творческую задачу: выполнить эскиз фонаря или чугунной ограды с кружевными узорами. Искать информацию о видах работ с  художественным металлом.

Участвовать в обсуждении по теме урока.

Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из металла как к предметам искусства. Различать в изделиях литье и ковку.

6(22)

22.02

Художественный текстиль.

Ручная роспись ткани.

Школа декора «Сувенирные валенки».

с.  76—81

Ознакомление с художественным текстилем как видом декоративного искусства. Знакомство с мастерством ручной росписи ткани, видами батика. Знакомство с мастерством изготовления войлока, валенок. Знакомство с музеем валенок и его экспонатами.

Художественный текстиль.

Ткачество.

Батик.

Войлок.

Познакомиться с ручной росписью ткани, традициями, видами батика. Узнать о технологии изготовления валенок. Познакомиться с музеем валенок. Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств текстиля.

Участвовать в обсуждении по теме урока Оценивать окружающий мир по законам красоты.  Различать виды изделий, относящихся к художественному текстилю.

7(23)

01.03

Орнамент.

Орнаменты мира.

Сетчатый орнамент.

с.  82—85

Обучение выполнению сетчатых орнаментов. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, теплые и холодные цвета в орнаменте. Знакомство с орнаментами народов мира.

Узор.

Орнамент.

Виды орнамента.

Сетчатый орнамент.

Различать виды сетчатого орнамента и его мотивы. Решать творческую задачу: выполнить сетчатый орнамент. Познакомиться самостоятельно с орнаментами народов мира.

Участвовать в обсуждении по теме урока.

Анализировать средства выразительности

и материалы, применяемые для создания

декоративного образа.

8(24)

15.03

Творческие достижения.

с.  86 — 87

Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку. Проверка знаний о роли декоративного искусства в жизни человека. Проверка умения декорировать объекты, различать изделия, относящиеся к художественной керамике, фарфору, стеклу, металлу, текстилю.

Художественные керамика, фарфор, стекло, металл, текстиль.

Решать творческую задачу: создать декоративный коврик «Стрекозы».

Использовать разнообразные приемы декорирования.

Рассказать, как материал помогает художнику выразить декоративную сущность скульптур.

Участвовать в обсуждении по теме урока. Анализировать средства выразительности

и материалы, применяемые для создания

декоративного образа. Выражать эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства. Анализировать и оценивать результаты собственной художественно-творческой работы, свои творческие достижения.

9(25)

22.03

Проектная работа.

с.  88—89

Проект-доклад.

Проект- действие.

Проект-макет.

Проект- исследование.

Выбрать тему проекта, продумать этапы осуществления. Выполнение и защита проекта.

Выражать своё  отношение к результатам.

 Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы.

4-я четверть (8 ч)

Народное искусство. (8 ч)

1(26)

05.04

Лаковая миниатюра.

Школа живописи «Палехские деревья».

с.  92—93

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами. Обучение умению копировать палехские деревья. Обучение умению находить отличия между традиционными школами миниатюрной живописи.

Лаковая миниатюра.

Палех.

Мстёра.

Холуй.

Познакомиться с лаковыми миниатюрами. Сравнить изделия миниатюрной живописи Палеха, Мстёры, Холуя. Осуществить поиск информации о мастерах Палеха. Скопировать деревья с изделий палехских мастеров.

Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к народному искусству.

2(27)

12.04

Русское кружево.

Школа графики «Кружевная салфетка».

с.  94—95

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами России. Обучение умению рисовать узоры кружева.

Вологодское, михайловское, елецкое кружево.

Орнамент.

Узор.

Кружевница.

Принимать участие в обсуждении вологодских, елецких и михайловских кружевах, учиться их различать. Повторить элементы орнамента вологодского кружева

 Высказывать  оценочные

суждения о произведениях декоративного

искусства. Формирование эстетических чувств при восприятии произведений декоративного искусства и в процессе выполнения

творческих  работ.

3(28)

19.04

Резьба по кости.

Школа декора «Карандашница».

с. 96—97

Знакомство с мастерством и традициями архангельских и чукотских косторезов. Обучение умению отличать работы холмогорских  и чукотских мастеров — резчиков по кости.

Резьба по кости.

Архангельские и чукотские косторезы.

Познакомиться с резьбой по кости мастеров русского Севера. Решать творческую задачу: нарисовать эскиз карандашницы из кости, украшенной резьбой.

Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Оценивать окружающий мир по законам красоты.

4(29)

26.04

Народный костюм.

Ансамбль

женского костюма

«Красны девицы».

с.  98—103

Знакомство с традиционным русским женским костюмом. Обучение умению выполнять эскизы женских головных уборов и сарафанного комплекса.

Сарафанный и понёвный комплексы.

Головные уборы

(кокошники).

Принимать участие в обсуждении  народного женского костюма. Выполнить эскизы русских народных костюмов

Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

5(30)

03.05

Народный костюм.

Ансамбль мужского костюма «Добры молодцы».

с.  98—103

Знакомство с традиционным русским мужским костюмом, обувью. Обучение умению выполнять эскизы мужских костюмов. Знакомство с музеем утюга.

Мужской костюм, обувь.

 Обсудить  народный мужской костюм. Выполнить эскизы русских народных костюмов. Поиск информации о технических возможностях и декоративных достоинствах старинного утюга.

 Высказывать эмоционально-ценностные и оценочные суждения .Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

6(31)

10.05

Тульские самовары и пряники.

Школа народного искусства

«Русский самовар»,

«Пряничные доски».

с.  104—107

Знакомство с традициями русского чаепития. Ознакомление с музеями самоваров и пряников г. Тула и их экспонатами. Обучение умению лепки самовара и рисования пряничных досок.

Самовар.

Пряник.

Пряничная доска.

Чаепитие.

Знакомиться с видами изделий тульских мастеров. Нарисовать эскиз подарочного пряника в тульских традициях.

Решать творческую задачу: слепить тульский самовар.

 Уметь  планировать работу и трудиться в коллективе. Развитие устойчивого интереса к искусству и художественным традициям своего народа.

7(32)

17.05

Творческие достижения.

с.  108—109

Проверка наличия интереса к традиционным народным художественным промыслам. Проверка развития художественного вкуса, эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Форма волны.

Конструирование.

Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности, материалы, применяемые для создания декоративного образа. Группировать, сравнивать произведения народного искусства.

Участвовать в обсуждении по теме урока. Участвовать в коллективной работе. Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности.

8(33)

24.05

Проектная деятельность.

с.  110—111

Проект-доклад.

Проект- действие.

Проект-макет.

Проект- исследование.

Выбрать тему проекта, продумать этапы осуществления. Выполнение и защита проекта.

Выражать своё  отношение к результатам.

 Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 1 классе по УМК "Планета знаний".Красное королевство.

На уроке дети знакомятся с цветовым спектром, учатся приемам рисования карандашом и красками....

Урок изобразительного искусства в 1 классе по УМК "Планета знаний".Красное королевство.

На уроке дети знакомятся с цветовым спектром, учатся приемам рисования карандашом и красками....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-ого класса УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-ого класса УМК "Планета знаний"...