Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП  по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iiht_new.docx99.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД», 2 КЛАСС

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009);
  • Приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Авторская программа  курсов: "Изобразительное искусство" Н.М. Сокольниковой, С.П. Ломова, "Технология" О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой;
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год.

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

 Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Содержание программы «Изобразительное искусство и художественный труд» соответствует следующим целям:

- развитие эмоционально-чувственной сферы, творческого потенциала, образного, ассоциативного мышления, воображения и восприимчивости, развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

- формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности, способов планирования и организации деятельности;

- формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;

- представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;

- овладение знаниями о роли художественных знаний и трудовой деятельности в преобразовании окружающего мира, о традициях русского народа;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности.    

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» позволяет решать следующие задачи:

— сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

— сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

— ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

— сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

—  сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;

— сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

— обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;

— обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

— обучить основам народного и декоративно прикладного искусства;

— обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

— развить эмоционально регулятивную, эстетическую и нравственную сферы личности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

Содержание программы направлено на реализацию  приоритетных  направлений  художественного  образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.

Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными  художественными  промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

   Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование  поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

 Основные виды архитектурной  и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими  знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

 На уроках изобразительного искусства и художественного труда формируются  умения воспринимать  окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

 Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства. Арт-терапия понимается как профилактика и коррекция негативных психологических состояний с помощью искусства. Она развивает эмоционально чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.

В программе выделены структурные  линии, реализующие  концентрический  принцип  предъявления  содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа. Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью. Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся. В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.

Программа делится на основную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников, и вариативную, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.

Основная часть содержит учебный материал, необходимый для усвоения его всеми учащимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления всеми учащимися.

Вариативная часть включает материал, направленный на развитие  познавательного  интереса учащихся, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении, на дополнительное закрепление обязательного материала, задания по выбору, различающиеся по уровню сложности и объёму, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а также на развитие творческого и созидательного мышления.

 Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.

Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения.

Программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой, включающей разнообразную проектную деятельность. Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по одной из изучаемых тем с использованием репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года). Ряд проектов предполагает проведение внеклассных интегрированных музыкально-театрально-изобразительных занятий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (14 ч)

Путешествие в мир искусства (1 ч).  Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Виды изобразительного искусства (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.

МИР ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА (8 ч)

Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.

МИР НАРОДНОГО ИСКУССТВА (7 ч) Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.

МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (5 ч) Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.

РАБОТА С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ (10 ч)

Съедобные и декоративные изделия из теста. Солёное тесто как поделочный материал. Правила безопасной работы с пачкающимися материалами. Инструменты для работы с солёным тестом. Свойства солёного теста. Тестопластика. История появления бумаги. Знакомство с измерительными приборами: часами, термометром, сантиметровой лентой, ростомером.

Практическая деятельность. Объёмная поделка из солёного теста. Поделка из пластилина на картонной основе. Пластилиновые картины. Игрушки из солёного теста. Объёмная аппликация из бумаги. Объёмная конструкция из бумажных трубочек. Вырезание иглой из бумаги. Плоскостная аппликация из бумаги. Макет часов из цветного гофрированного картона. Макет термометра из цветного картона.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ И РУКОТВОРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, ОБЪЁМНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ (7 ч)

Сбор и хранение природных материалов (плоскостные материалы, объёмные материалы, цитрусовые). Родственные связи — генеалогическое древо. Появление макарон. Знакомство с пряностями. История появления мыла.

Практическая деятельность. Плоскостная поделка из засушенных листьев. Плоскостная аппликация из макаронных изделий. Аппликация из спагетти. Объёмная поделка из мыльной стружки. Объёмная поделка из бумаги. Бумажная бахрома. Объёмная поделка из яичной скорлупы и бумаги. Новогодние игрушки из бумаги и яичной скорлупы.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, ОРИГАМИ И РАБОТА С ФОЛЬГОЙ (9 ч)

История ткачества. Виды переплетений нитей в тканях. Вышивка и её применение в современном мире. Профессия портного. История игрушки. Машинные и ручные швы. Обмёточный соединительный шов через край. Свойства самоклеющейся бумаги. Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги. Знакомство с фольгой. Сравнение свойств фольги и бумаги. Использование свойств фольги для конструирования и декорирования.

Оборачивание фольгой. История ювелирного дела и ювелирных украшений. Индивидуальное и промышленное производство украшений.

Практическая деятельность. Вышивка на картонной основе. Раскрой ткани по шаблону. Пришивание пуговиц на ткань. Изготовление объёмной заготовки из ткани. Изготовление объёмной игрушки из ткани. Вшивание петельки между слоями ткани. Поделка из бумаги с вышивкой, поделка из ткани. Работа с двухслойной самоклеющейся бумагой. Поделки из бумаги в технике оригами, плоскостная аппликация. Объёмная поделка из гофрированной бумаги. Скульптура из фольги. Поделка из бумаги в технике оригами.

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ И ПРОВОЛОКИ (7 ч)

История возникновения книг и книгопечатания. Современное производство. Роль бытовых приборов, машин и механизмов в жизни человека. Правила пользования бытовыми приборами. Уход за домашними питомцами. Растения в жизни человека. Виды сельскохозяйственных растений. Знакомство с проволокой. Сравнение свойств материалов для творчества — проволоки, фольги в виде жгута и шерстяной нити.

Практическая деятельность. Изготовление сшивной книжки. Изготовление книжного переплёта. Ремонт книг при помощи прозрачного скотча. Изготовление закладок для книг из цветного картона. Поделка на основе яичной скорлупы. Закрепление навыков выполнения поделок в технике оригами. Поделка из

бумаги в технике оригами. Моделирование из проволоки. Каркасная модель из проволоки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства, ручному труду, к изучению свойств используемого материала;
  • осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
  • внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства, к многообразию природного материала;
  • эмоционально-ценностное отношение к произведениям  искусства и изображаемой действительности, к результатам труда;
  • уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям.

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам  художественного промысла;
  • понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
  • положительная мотивация  к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства, изучению истории возникновения профессий;
  • интерес к посещению художественных музеев, выставок;
  • представления о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека, о роли труда в жизни человека;
  • адекватная оценка правильности выполнения заданий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
  • определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
  • передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
  • подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; 
  • использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы;
  • правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);
  • соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто);
  • различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства;
  • определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;
  • устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;
  • называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка, процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);
  • использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);
  • понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия;
  • понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;
  • называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;
  • правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея),
  • эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки);
  • выполнять комбинированные работы из разных материалов;
  • выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити способом продёргивания нити; швы «вперёд-иголка» и обмёточный соединительный через край;
  • экономно использовать материалы при изготовлении поделок.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
  • учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
  • правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
  • изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
  • выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
  • понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы  объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
  • выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
  • подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением;
  • рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;
  • определять неподвижное соединение деталей, различные способы соединения (с помощью клея, скотча, нитей, пластилина, в шип);
  • выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы «вперёд-иголка», «через край» и пр.);
  • вести поиск и представлять информацию о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах; о процессе хлебопечения, изготовлении съедобного и декоративного теста; об истории возникновения бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об измерительных приборах и их истории (часы, термометр и пр.); об истории новогодних игрушек и ёлочных украшений; об истории вышивки и её применении в современном мире; об истории ювелирного дела и ювелирных украшений; об истории возникновения книг и книгопечатания;
  • изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: по образцу, на заданную тему и импровизируя.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать цель выполняемых действий, понимать важность планирования работы;
  • выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
  • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом ;
  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  • решать творческую задачу, используя известные средств;
  • с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
  • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

Учащиеся могут научиться:

  • продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
  • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
  • различать и соотносить замысел и результат работы;
  • включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
  • создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;
  • вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;
  • продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
  • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
  • характеризовать персонажей произведения искусства;
  • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
  • конструировать объекты дизайна;
  • различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;
  • характеризовать материалы по их свойствам;
  • группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;
  • конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных материалов;
  • анализировать образец, работать с простыми схемами.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
  • свободно ориентироваться в  книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;
  • сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
  • сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, съедобные и декоративные изделия из теста, инструменты, измерительные приборы, профессии.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;
  • уметь слышать, точно реагировать на реплики;
  • учитывать мнения других в совместной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся могут научиться:

  • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Н.М. Сокольникова, С.П. Ломов. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 2 класс. Учебник.  

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 2 класс. Рабочая тетрадь.

Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику "Изобразительное искусство".  Методическое пособие.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Обучение во 2 классе по учебнику "Технология". Методическое пособие.

 

Н.М. СОКОЛЬНИКОВА, С.П. ЛОМОВ, О.В. УЗОРОВА, Е.А. НЕФЁДОВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала

2 класс

67 ч (2 ч в неделю)

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (18 часов)

Виды изобразительного искусства. Творческая мастерская (18ч)

1

03.09

Пластилиновая картина          «Цвета лета»

c. 20 – 27 Т

Знакомство с пластилином. Получение первичных навыков работы с пластилином, техника безопасности. Обучение технике печати и процарапывания на пластилине.

пластилин

печать

процарапывание

Знать свойства пластилина и методы работы с ним. Научиться технике печати и процарапывания на пластилине. Изготовление поделки «Цвета лета»

2

05.09

Живопись. Основы цветоведения.

с. 3 – 15 И

Ознакомление с живописью как видом изобразительного искусства. Изучение особенностей материалов и инструментов для живописи. Повторение основ цветоведения.

картина           холст             пятно

цвет, спектр, цветовой круг основные цвета дополнителные цвета

Знать о живописи как виде изобразительного искусства, материалы и инструменты для работы живописца. Знать цветовой спектр. Основные и дополнительные цвета.

3

10.09

Плоскостная поделка                 из пластилина «Перо Жар-птицы»

с. 24 – 27 Т

Изучение техники примазывания мазками. Последовательность выполнения работы объёмными мазками.

пластилин

мазок

примазывание

Изготовление поделки из пластилина в технике примазывания объёмными мазками «Перо жар-птицы».

4

5

12.09

17.09

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование рассказа    «Полянка в лесу»

с. 16 – 21И

Продолжение знакомства с живописью как видом изобразительного искусства. Обучение выполнению иллюстраций к литературным произведениям.

кисть

краски

гуашь

живопись

иллюстрация

Знать о живописи как виде изобразительного искусства. Выполнить иллюстрацию к рассказу «Полянка в лесу», используя изученные приемы цветопередачи.

6

7

19.09

24.09

Объемная аппликация          из бумаги    «Цветы на полянке», «Бабочки на полянке»

с. 32 – 35 Т

Формирование представления об истории возникновения бумаги и производстве в наши дни. Знакомство с видами бумаги и способами её применения. Обучение созданию декоративных элементов из бумаги.

бумага

виды бумаги

декорирование

Знать виды бумаги, ее изготовление и применение. Выполнение объёмных аппликаций            «Цветы на  полянке»,  «Бабочки на полянке».

8

26.09

Акварель.    Теплый цвет. «Небо на закате»

с. 22 – 27, 31 И

Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы акварельными красками. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба.

основные цвета дополнителные цвета        контраст       нюанс        колорит      тёплый цвет

акварель

Уметь рисовать небо в различное время суток и создавать художественной образ. Знать цветовой спектр, основные и дополнительные теплые цвета.

9

01.10

Удивительные приборы  «Веселый термометр»

с. 42 – 45 Т

Знакомство с измерительными приборами и их историей (термометры) Изучение свойств гофрированного картона.

измерение

термометр

гофрированный картон

Изготовление поделки «Весёлый термометр». Знать историю возникновения и виды термометров, их применение.

10

03.10

Акварель. Холодный цвет. «Облака», «Дождь»

с. 28 – 30, 32 – 33 И

Развитие цветовосприятия. Совершенствование приёмов работы акварельными красками. Обучение умению выбирать наиболее подходящий приём для передачи состояния неба.

основные цвета дополнителные цвета        контраст       нюанс        колорит      холодный цвет

акварель

Уметь рисовать небо в различных его состояниях, создавать художественной образ. Знать цветовой спектр, основные и дополнительные холодные цвета.

11

08.10

Удивительные приборы «Разноцветные часы»

с. 42 – 45 Т

Знакомство с измерительными приборами и их историей (часы) Изучение свойств гофрированного картона.

измерение

часы/хронометр

гофрированный картон

Изготовление поделки «Разноцветные часы». Знать историю возникновения и виды часов, их применение.

12

10.10

Школа живописи. «Краски и настроение»

с. 34 – 35 И

Совершенствование приёмов работы красками. Развитие цветовосприятия. Обучение умению выражать различные эмоциональные состояния с помощью цвета.

цвет              спектр      контраст       нюанс        колорит      тёплый цвет  холодный цвет

Передать свое настроение эмоциональное состояние в цвете. Использовать известные приемы работы с красками в своем рисунке.

13

15.10

Плоскостная поделка. «Ростомер»

с. 42 – 45 Т

Формирование представлений о единицах измерения расстояния и о приспособлениях для измерения расстояний. Сравнение сантиметровой ленты и линейки, их применения.

измерение

расстояние

линейка

измерительная рулетка

Иметь представление о единицах и приборах измерения длины/расстояния. Изготовление поделки «Ростомер».

14

17.10

Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево»

с. 36 – 41, 48 – 49 И

Ознакомление с графикой как видом изобразительного искусства. Изучение особенностей материалов и инструментов для графики. Обучение умению работать графитным карандашом.

линия           штрих            пятно                  тон            контраст       нюанс

штриховка тонировка растушёвка

Знать особенности графики как вида изобразительного искусства. С помощью графитного карандаша изобразить «Ветвистое дерево» в технике графики.

15

22.10

Поделка из пластилина             в технике сграффито. «Деревце»

с. 20 – 23 Т

Освоение техники сграффито на пластилиновой платформе на картонной основе. Знакомство с технологией работы с пластилином.

пластилин

печать

процарапывание

сграффито

Изготовление из пластилина на картонной основе в технике сграффито поделки «Деревце». Понимать особенности техники сграффито.

16

24.10

Графика. Что может карандаш. «Нарядные елочки»

с. 42 – 45, 52 И

Продолжение ознакомления с графическими приёмами рисования.

линия           штрих            пятно                  тон            контраст      

Знать особенности графики как вида изобразительного искусства. Выполнить рисунок «Нарядные елочки» цветными карандашами.

17

29.10

Поделка                из пластилина на картонной основе. «Подарок осени»

с. 28 – 29 Т

Освоение техники сграффито на пластилиновой платформе на картонной основе. Знакомство с технологией работы с пластилином.

пластилин

печать

процарапывание

сграффито

Изготовление из пластилина на картонной основе в технике сграффито поделки «Подарок осени». Понимать особенности техники сграффито.

18

31.10

Школа живописи и графики. «Последний осенний листок»

с. 50 – 51 И

Продолжение изучения особенностей и приёмов работы акварелью, гуашью, тушью и пером. Обучение умению рисовать осенние листья.

краски

цвет

цветопередача

колорит

Показать умение применять различные приемы рисования. Научиться рисовать осенние листья.

2-я четверть (14  часов)

Декоративное искусство. Студия вдохновения (14ч)

19

12.11

Декоративное искусство      вокруг нас.

с. 70 – 71И

Формирование устойчивого интереса к декоративному искусству, представлений о его роли в жизни человека.

декор

декорирование

декоративное искусство

Участвовать в беседе о декоративном искусстве как части национальной культуры.

20

14.11

Плоскостная аппликация          из макаронных изделий «Соломка из спагетти»

с. 58 – 61 Т

Знакомство с историей появления макарон. Обучение технике работы с макаронными изделиями. Сравнение техники аппликации из пшеничной соломки с аппликацией из спагетти.

макаронные изделия

спагетти

аппликация «соломка»

Применять известную технику аппликации при изготовлении поделки «Соломка из спагетти». Знать историю появления макарон, их виды.

21

19.11

Декоративное рисование   «Грибы и елочки»

с. 72 – 73 И

Обучение приёмам декоративного рисования. Воспитание и развитие художественного вкуса

декор

декорирование

декоративное рисование

Рисовать декоративные грибы и ёлочки гелевыми ручками на цветном фоне. Сравнить форму и цвет изображённых объектов в жизни и на рисунке.

22

21.11

Плоскостная аппликация          из макаронных изделий «Чудеса  из макарон»

с. 58 – 61 Т

Продолжить обучение технике работы с макаронными изделиями. Сравнение техники аппликации из семян с аппликацией из макарон.

макаронные изделия

аппликация

Применять известную технику аппликации для выполнения работы. Изготовление поделки «Чудеса из макарон».

23

26.11

Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент.

с. 74 – 77 И

Изучение возможностей применения цветовых контрастов в декоре. Изучение закономерностей построения и мотивов линейного орнамента.

декор

декорирование

орнамент

Копировать греческий орнамент. Выявить закономерности построения орнамента. Нарисовать линейный орнамент (цветные карандаши).

24

28.11

Объемная поделка из мыльной стружки «Душистое мыло»

с. 62 – 63 Т

Знакомство со свойствами пластичного материала — влажной мыльной стружки. Формирование представлений о сфере работы женщин.

мыло

пластичный материал

мыловарение

Изготовление поделки «Душистое мыло». Знать о мыловарении. Уметь работать с пластичными материалами.

25

03.12

Монотипия. «Волшебные ладошки»

с. 78 – 79 И

Ознакомление с видами декоративных эффектов. Продолжение изучения применения цветовых контрастов в декоре. Обучение технике монотипии.

декор

декорирование

монотипия

Изучить художественное разнообразие декоративных эффектов. Сделать несколько разноцветных отпечатков ладошек и превратить их в реальные или фантастические образы

26

05.12

Объемная поделка из бумаги. «Бумажная ферма»

с. 66 – 67 Т

Знакомство с симметрией. Овладение умением находить оси симметрии. Использование свойств симметрии для вырезания бумажных заготовок для поделок.

симметрия

ось симметрии

«золотое» сечение

Знать о различных видах симметрии, технику вырезания симметричных фигур. Изготовить из бумаги симметричные фигурки домашних животных.

27

10.12

Школа декора. Коллаж «Зимние узоры»

с. 86 – 89 И

Развитие умения создавать коллаж. Совершенствование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной работе.

декор

декорирование

коллаж

Выполнить декоративную композицию «Зимние узоры» из разноцветных ниток, наклеенных на основу. Изобразить солнышко, цветок, птичку или какой-нибудь узор.

28

12.12

Объемная поделка из бумаги. «Еловая веточка»

с. 68 – 69 Т

Знакомство и историей украшения изделий из ткани декоративной бахромой. Технология нарезания бумаги узкими полосами — нарезание «лапшой» по наметке и без.

декор

бахрома

нарезка «лапша»

Знать о традиции украшения бытовых предметов декоративной бахромой. Изготовить заготовки с нарезанием по краю; изготовить объемную поделку из бумаги.

29

17.12

Декоративные эффекты.      Рисуем кляксами.     Рисуем солью.

с. 86 – 89 И

Обучение умению создавать декоративные эффекты. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции.

декор

декорирование

декоративные эффекты

Установить последовательность работы. Использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции.

30

19.12

Объемная поделка из яичной скорлупы  «Золотая рыбка»

с. 72 – 73 Т

Знакомство с историей новогодних игрушек. Изучение технологии подготовки яичной скорлупы, технологии закручивания бумаги при помощи ножниц.

новогодняя игрушка

яичная скорлупа

техника закручивания

Знать историю ёлочных украшений. Подготовить яичную скорлупу. Изучить технику закручивания и распрямления бумаги ножницами. Изготовить объёмную поделку из яичной скорлупы.

31

24.12

Печать предметами. Печать листьями. «Волшебный ковер»

с. 80 – 83 И

Обучение умению создавать декоративные композиции. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, тёплые и холодные цвета в декоративной композиции.

декор

декорирование

ковер

Анализировать средства декоративного искусства, при рассмотрении ковровых изделий. Выполнить ковер в тёплой или холодной гамме.

32

26.12

Твои творческие достижения      «Дед Мороз и Снегурочка»

с. 74 – 75 Т

Проверка развития художественного вкуса, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности.

Изготовление поделок «Дед Мороз и Снегурочка». Изготовить объёмную поделку из бумаги на основе картонного цилиндра из заготовки-развёртки с использованием техники закручивания. Самостоятельно конструировать по схеме объёмную поделку.

3-я четверть (20 часов)

Народное искусство. Конструкторское бюро. (20ч)

33

14.01

Мир ткани. Аппликация         из ниток. 

Т

Знакомство с историей ткачества. Формирование представлений об истории профессии портного и о ремонте одежды.

Участвовать в беседе об истории ткачества, видах тканей.

34

16.01

Росписи    Северной Двины. Пермогорская роспись. «Цветок»

с. 94 – 97 И

Знакомство с традиционными народными художественными промыслами русского Севера. Обучение умению выполнять пермогорские узоры.

художественные промыслы

роспись

узор

мазок

Иметь представление о премогорской росписи, уметь выполнять пермогорские узоры. Выполнить роспись «Цветок»

35

21.01

Поделка из ткани. «Веселая игольница»

Т

Формирование представлений о машинных и ручных швах. Ознакомление с новым видом шва — «обмёточным соединительным швом через край».

швы

обметочный через край

Изучать различные виды швов. Использовать технологию обметочного соединительного шва через край. Выполнить поделку из ткани - игольница

36

23.01

Пермогорские узоры.          «Птица Сирин»

с. 98 – 100 И

Знакомство с пермогорскими, прялками. Обучение умению выполнять роспись прялок. Совершенствование умения кистевой росписи.

художественные промыслы

роспись

узор

прялка

Знать, что такое прялка. Иметь представление о птице Сирин. Выполнить роспись прялки в технике пермогорской росписи.

37

38

28.01

30.01

Иголка-белошвейка. Поделка «Салфетка»

с. 84 – 87 Т

Знакомство с традициями вышивки. Закрепление навыков вышивания на основе шва «вперёд иголку».

вышивка

шов            «вперёд иголку»

бахрома

Выполнять задания по технологии получения бахромы по краю изделия из нитей основы ткани; вышивке на ткани на основе шва «вперёд иголка» различными способами.

39

04.02

Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы.

с. 102 – 103 И

Продолжение знакомства с мезенской росписью. Обучение умению выполнять роспись предметов быта.

художественные промыслы

роспись

узор

Повторять линейные орнаменты мезенской росписи. Применять способ рисования коней, птиц и оленей.

40

06.02

Т

41

11.02

Каргопольская игрушка. «Полкан»

с. 104 – 107 И

Знакомство с каргопольскими игрушками. Обучение умению выполнять каргопольские узоры; расписывать каргопольские игрушки.

художественные промыслы

роспись

узор

Повторить каргопольские узоры по образцам. Расписать каргопольскими узорами игрушку «Полкан»

42

13.02

Открытка. «Мышка-сердечко»

с. 92 – 95 Т

Продолжение ознакомления с «обмёточным соединительным швом через край». Обучение технологии вшивания петельки между слоями ткани.

швы

обметочный через край

вшивание

Выполнить поделку из бумаги с вышивкой. Использовать технологию обметочного соединительного шва через край.

43

18.02

Печенье Тетёрки.

с. 108 – 109 И

Знакомство с обрядовым печеньем тетёрки. Обучение умению лепить тетёрки. Изучение узоров печенья тетёрки.

печенье тетёрки

узор

лепка

Повторять узоры печенья тетёрки. Лепить из пластилина тетёрки, используя изученные приёмы

44

20.02

Поделка-оригами. «Визитница            для папы».

с. 96 – 99 Т

Знакомство с миром мужских профессий. Изучение свойств бумаги. Углубление знаний о технике оригами.

мужские профессии

защитник

Отечество

оригами

Участвовать в беседе о Дне защитника Отечества, мужских профессиях. Изготовить визитницу в технике оригами.

45

25.02

Архангельская Птица Счастья.

с. 110 – 111 И

Знакомство со щепной птицей Счастья. Обучение умению изготавливать       птицу счастья. Совершенствование навыков конструирования        из бумаги.

щепные изделия

конструирование

Выявить технологию изготовления щепных птиц. Изучить последовательность работы. Сконструировать свою чудо-птицу счастья из бумаги.

46

27.02

И

47

48

04.03

06.03

Объемная поделка из гофрированной бумаги. «Роза»

с. 100 – 101 Т

Знакомство с гофрированной бумагой. Изучение свойств гофрированной бумаги.

гофрированная бумага

Уметь применять свойства гофрированной бумаги для создания объёмных элементов цветка розы.

49

11.03

И

50

13.03

Поделки из фольги. «Ювелирный салон»

с. 108 – 109 Т

51

18.03

И

52

20.03

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

И

Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Самостоятельная работа: выполнить декоративное панно «Времена года» Провести экскурсию по выставке декоративных работ своего класса.

4-я четверть (15 часов)

Мир архитектуры и дизайна. Поделочный ералаш. (15ч)

53

54

01.04

03.04

Изготовление сшивной книжки-малышки.

с. 84 – 87 Т

Знакомство с историей возникновения книг и книгопечатания, современными типографиями. Обучение изготовлению сшивной книжки, книжного переплёта.

типография

 книгопечатание

переплет

книга

Знать компоненты книги, историю книгопечатания. Изучить способы создания макета книги. Изготовить сшивную книжку-малышку, наполнить ее содержанием.

55

08.04

Дизайн и архитектура.  Призмы. Коробочки-сувениры.

с. 118 – 123 И

Обучение умению различать призмы в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование навыков конструирования из бумаги и картона.

дизайн архитектура

призма

Сконструировать коробочку-сувенир из бумаги. Декорировать коробочку, превратив в котика, птичку, цыплёнка и т.п. Знать отличительные признаки призмы.

56

57

10.04

15.04

Конусы. Цилиндры. «Ракета»;    «Весёлые зверята»

с. 128 – 135 И

Развитие зрительного восприятия и различения форм конусов и цилиндров в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствование умения конструировать сувениры на основе цилиндра и конуса.

дизайн архитектура

конус

цилиндр

День космонавтики

Различать формы конусов и цилиндров в объектах дизайна и архитектуры. Сконструировать из цилиндра и конуса сувенир «Ракета». Сконструировать из цилиндров разного размера забавных зверят.

58

59

17.04

22.04

Помощники человека.

с. 122 – 129 Т

60

24.04

Пирамиды. Конструирование игрушки-пирамидки.

с. 124 – 127 И

Обучение умению различать пирамиды в объектах дизайна и архитектуры. Обучение умению конструировать игрушки на основе пирамиды.

дизайн архитектура

пирамида

Знать отличительные признаки пирамиды. Сконструировать упаковку «Пирамида», использовав выкройку, декорировать упаковку.

61

29.04

Проволочная фантазия.

с. 132 – 133 Т

62

06.05

Проверочный урок. Твои творческие достижения.

И

63

08.05

Поделка.     «Голубь мира»

с. 130 131 Т

Беседа об истории почтового сообщения. Закрепление навыков выполнения поделок в технике оригами. Беседа о ветеранах ВОВ.

почтовый голубь почта

ВОВ

оригами

Участвовать в беседе о героическом прошлом нашей страны, ветеранах ВОВ. Использовать знания, полученные ранее, в создании поделки из бумаги.

64

13.05

Викторина «Загадки коробейника»

И

65

66

15.05

20.05

Книжкина больница.

Т

Изучение приёмов ремонта книг при помощи прозрачного скотча. Обучение изготовлению закладок для книг из цветного картона, технология ламинирования.

скотч

ремонт книги

ламинирование

Знать компоненты книги. Применять знания, полученные на этом уроке, при ремонте книги. Участвовать в беседе о бережном обращении с книгами.

67

22.05

Декоративное рисование     «Скоро лето»

И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду

Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Изобразительное искусство и художественный труд

Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И....

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....