Доклад на тему: "Использование средств в ИЗО деятельности для коррекции и компенсации нарушений развития".
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Доклад на тему: "Использование средств в ИЗО деятельности для коррекции и компенсации нарушений развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему:

«Использование средств в

ИЗО деятельности

для коррекции и компенсации

нарушений развития »

Савельева В.В.

В нашей школе второй год работает кружок «ИЗО-коррекция», который веду я, Савельева Валентина Владимировна. В школу пришли первоклассники с различными проблемами. Самым главным для меня стало заинтересовать детей, и мы начали с простого: «Нарисуем «облако», обозначим синей буквой «О»; на что оно похоже?-«тучу», «дождь» и т.д.». Позже рисунки подписывали словами. Рисовали и подписывали кисточкой, ведь это легче, чем карандашом. Очень много лепим из пластилина и соленого теста. Рисуя, дети постоянно разучивают потешки, четверостишья, загадки, песни.

Когда дети научились рисовать кистью, мы перешли на работу с карандашом, очень много использовалось трафаретов.

Постепенно дети начали рисовать по-замыслу на различные темы: «Осень», «Дождик», «Листопад», «Кленовые листья», «Осенний ковер», «Овощи», «Фрукты», «Зима», «Первый снег», «Снеговик», «Зимние забавы», «Узоры на окне» и т.д.

Постепенно, рисуя и подписывая свои работы, дети изучали буквы, слоги, слова, предложения, придумывали рассказы, записывали их на обратной стороне рисунка.

Учащиеся стали более смелыми, самостоятельными и увлекающимися в процессе рисования, развития речи, чтения и письма.

Хочу   обратиться   к   родителям,   не   бойтесь   коррекционной   школы!!!   В практике нашей школы есть случаи, когда во время оказанная помощь дала положительный результат учебной деятельности. В итоге дети переходят не только в общеобразовательные школы, но и в гимназию. Учитель начальных классов Савельева В.В.

Своеобразие развития детского творчества.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности-рисовании, лепке, рассказах и т. д.

Богатые возможности в этом отношении приобретает изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Чем старше дети, тем восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство основывается на зрительных ощущениях, с их помощью ученик может воспринять цвет, размер, форму.

Но поскольку опыт его еще не велик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включить осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Учить ребенка видеть мир - вот одна из задач учителя. А это значит развивать наблюдательность, умение сознавать увиденное, то есть развивать в деталях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Постепенно с возрастом все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения неустойчивы, фрагментарны, что сказывается на рисунках. С возрастом воображение становится богаче. Дети могут самостоятельно придумывать содержание своей работы, водить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Черты детского творчества - это проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаш, краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить. Для развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплотить свои представления в образах.

Когда ребенок начинает понимать и рисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

Т. о. 1-й этап творческого процесса - возникновение замысла. У художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывание содержания и средств выполнения, то у ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения.

Чем старше ребенок, тем самостоятельнее он будет решать, что он будет рисовать, лепить. Что в теме главное, с чего начать, как расположить изображаемый предмет.

Е. А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, отражении, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений и впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства».

Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, то есть умению правильно нарисовать предмет, и способность создавать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творчества.

ИЗО деятельность.

Под изобразительной деятельностью учащихся понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

На занятиях рисованием, лепкой формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность и трудолюбие. В процессе ИЗО деятельности учащиеся усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

Занятия по ИЗО являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств, других психических процессов.

При систематических занятиях по ИЗО у учащихся укрепляется координация руки и глаз, меньше утомляются, способствую развитию речи, обогащению их словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»

Доклад на тему:«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей  младшего школьного возраста» Использование информационных  технологий в логопедической работе соверше...

Доклад по теме "использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности.

Основные моменты использования здоровьесберегающих технологий, позволяющие:   1. Формировать здоровый образ жизни у учащихся2      Проводить профилактику вредны...

Доклад на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

   Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного...

Самообразование Тема: Использование дистанционных образовательных технологий в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития предмету «Окружающий социальный мир»

Повышение профессионального мастерства на основе освоения и внедрения инноваций и использования дистанционных образовательных технологий...

Доклад "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА"

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с инте...