Авторская программа "Весёлые уроки рисования"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Авторская программа по внеурочной деятельности для 1 - 4 классов по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г о с у д а р с т в е н н о е  б ю д ж е т н о е   о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е

 у ч р е ж д е н и е  С а м а р с к о й  о б л а с т и   о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я

школа-интернат среднего (полного) общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «О б р а з о в а т е л ь н ы й   ц е н т р   «Л и д е р» города Кинеля

г о р о д с к о г о    о к р у г а  К и н е л ь   С а м а р с к о й   о б л а с т и

Авторская программа

внеурочной деятельности

«Весёлые уроки рисования»

Направление программы: художественное творчество

Срок реализации: 1 – 4 классы

Возраст участников: 7 – 11 лет

Автор: Морозова Наталья Борисовна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер»

г. о. Кинель Самарской области

2014 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена следующими факторами: известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Программа ориентирована на младшего школьника (7-10лет).

Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы). Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному учебному часу.

Ребёнок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т. п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа кружка по изобразительной деятельности.На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях рисования дети также учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Задачи:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
  • ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • формировать  специальные графические умения и навыки (элементарные смешения цветов,  размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
  • создать  условия  для формирования творческой активности, художественного вкуса;
  • развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер;
  • формировать чувства цвета;
  • воспитывать  выдержку, волевые усилия, способность быстро переключать внимание;
  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование с помощью трафарета, природного материала,  техника «по сырому», «по сухому», примакивание,  рисование точками, штрихами, смешение различных техник и материалов.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Основные принципы,  заложенные в основу творческой работы:

  • принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • принцип доступности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей);
  • принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу нельзя миновать предыдущий);
  •  принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  •  принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • принцип сотрудничества (совместная работа с учителем, родителями)

Результативность программы

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • название материалов и инструментов и их назначение;
  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

Методы и приемы работы с детьми

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Выход программы

Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.    

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Материально – техническое обеспечение программы

Специфическое сопровождение (оборудование):

  1. репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
  2. таблицы по цветоведению, перспективе, объёму, построению орнамента;
  3. схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
  4. таблицы с изображением различных техник рисования;
  5. репродукции картин, фотографии с изображением различных техник рисования;
  6. стеллажи для хранения художественных материалов, бумаги и детских работ, книг, таблиц;
  7. разнообразные художественные материалы и атрибуты для художественного творчества.

Электронно – программное обеспечение:

  1. электронные библиотеки по искусству, DVD – фильмы;
  2. записи классической и народной музыки;
  3. компьютерные программы.

Технические средства обучения:

  1. интерактивная доска;
  2. компьютер;
  3. музыкальный центр;
  4. демонстрационная доска для работы с маркерами;
  5. документкамера;
  6. цифровой фотоаппарат;
  7. сканер, ксерокс и цветной принтер.

Содержание деятельности (136 часов)

  1. Простой карандаш (12 часов)

Виды простых карандашей (твёрдые, мягкие, средние). Как правильно держать карандаш. Приёмы рисования простым карандашом: штрихами-пружинками, штрихами-иголками. Создание разных оттенков серого. Рисование ластиком. Упражнения для разработки моторики кисти.

  1. Цветные карандаши (24 часа)

Особенности рисования цветными карандашами: не выдерживают очень больших размеров формата; прозрачность, сложность и тонкость цвета достигается путём наложения нескольких цветов; карандаши не стираются; начинать со светлого, заканчивать тёмным; хорошо сочетаются с акварельной техникой. Приём растушёвывания. Изображение объёма предмета, его тени, анализ формы. Рисование с помощью трафарета. Изготовление бумаги. Рисование «пушистыми штрихами». Рисование на цветной бумаге для пастели.

  1. Фломастеры (16 часов)

Виды фломастеров. Предназначение фломастеров: абстрактные рисунки и графика. Особенности рисования фломастерами: цвета не смешивают, оттенок не подбирается, нельзя стереть или растушевать. Рисование небольшими штрихами, точками, без отрыва от бумаги. Рисование узоров.

  1. Тушь, перо (16 часов)

Что такое тушь, перо. Как рисуют пером. Тонкие линии, контурные линии. Как достичь разной толщины линии. Штрихи, сетка, пружинки, штихи-пружинки, точки, заливка.  Рисование тушью «по сырому», выдуванием. Сочетание с другими техниками рисования.

  1. Гуашь (36 часов)

Особенности рисования: водорастворимая, непрозрачная, быстро высыхает, можно исправить ошибку, при высыхании цвета делаются светлее. Использование трёх основных цветов. Смешивание цветов. Тёплые и холодные цвета. Рисование тёплыми и холодными цветами. Техника «набрызга», монотипии (отпечаток). Изображение светлых и тёмных предметов. Использование сочетания разных приёмов рисования: гуашь + аппликация, гуашь + трафарет + аппликация, гуашь + крахмал (батик). Использование техники  «пишем точками»

  1. Акварель (20 часов)

Особенности рисования акварелью: краски прозрачны и текучи, дают игру цвета и тона в зависимости от степени разбавления их водой, в рисунке нельзя исправить ошибку. Акварельные карандаши. Техника «примакивание кистью». Техника рисования «по сырому», «по сухому». Акварельные растёки.

  1. Пастель (12 часов)

Пастель сухая, восковая, масляная.  Рисование восковыми мелками самостоятельно и в сочетании с акварелью. Рисование пастелью.

        

Ожидаемые результаты реализации программы

Личностные результаты:

  1. развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
  2. развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоцианально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащения чувств, сенсорных способностей;
  3. воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

    Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем поискового характера; развитие проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
  2. развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении; формирование представлений о цикличности  и ритме в жизни и в природе;
  3. развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
  4. активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; умение накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
  5. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой; формировать умения накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
  6. развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве  и среде разных народов;
  7. развитие интереса к искусству разных стран и народов;
  8. освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
  9. воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к природе, своему народу, многонациональной культуре;

10) формирование первых представлений о пространстве как о среде, о связи каждого предмета с тем окружением, в котором он находится.

Предметные результаты:

  1. формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
  2. развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
  3. развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
  4. воспитание появления эмоциональной отзывчивости, развития фантазии и воображения;
  5. формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
  6. развитие умения воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению;
  7. формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на занятиях по изобразительному искусству.

Тематическое планирование

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Простой карандаш (12 часов)

  1. Рисуем ластиком

«Снежинка»

«Снеговик»

«Животные»

«Белые колокольчики»

  1. Рисуем штрихами-пружинками

«Кудрявая овечка»

«Деревья»

«Животные», «Причёска на портрете»

«Пудель»

  1. Рисуем штрихами-иголками

«Луг с травами и цветами»

«Ёжик»

«Колючий дикобраз»

«Избушка на курьих ножках»

Цветные карандаши (20 часов)

  1. Растушёвываем цветными карандашами (1-2 классы) / Рисуем объём (3-4 классы)

«Радуга»

«Радужные переливы» (раскрашивание радужными цветами)

«Мыльные пузыри»

«Ветка рябины»

  1. Рисуем с помощью трафарета

Учимся использовать трафарет для рисования простых предметов

Рисование цветов с помощью трафарета

«Летний букет» (трафарет, разные цвета)

«Моя любимая сказка»

  1. Делаем бумагу

«Волшебная бумага»

  1. Рисуем «пушистыми штрихами»

«Лев»

«Кот»

«Собачка»

«Баран»

  1. Рисуем на цветной бумаге

«Листья»

«Букет»

«Дворец»

«Церковь на холме»

Фломастеры (16 часов)

  1. Рисуем небольшими штрихами

«Сказочный цветок»

«Весёлые зверушки»

«Веселые зверушки»

«Сказочная птица»

  1. Рисуем точками

«Цветы», «Шар»

 «Сочные фрукты»

«Мультипликационные герои»

«Пейзаж»

  1. Рисуем без отрыва от бумаги

«Каракули-узоры» (абстрактная картина)

«Каракули-узоры» (разные цвета)

Ига «Соедини точки»

«Преврати абстракцию в забавную фигуру»

  1. Рисуем узоры

«Узор коврика»

«Пасхальное яйцо»

«Ваза»

«Зонтик»

Тушь, перо (16 часов)

  1. Рисуем пером

Учися рисовать штрихи (волосы, водоросли, грива лошади)

Штриховка «сетка» (кувшин, кружка), «пружинка» (улитка, ракушка)

«Штрихи-пружинки» (кудрявая девочка, пудель»

Рисуем точками разной толщиной

  1. Делаем заливку

«Кот в окошке»

«Новогодняя открытка»

«Рождественская открытка»

Пишем инициалы, буквы, слова

  1. Рисуем тушью «по сырому»

«Одуванчик»

«Серебристые цветы»

(цветная тушь)

  1. Рисуем с помощью выдувания

«Загадочное чудо-юдо» (использование одного цвета)

«Загадочное чудо-юдо» (использование разных  цветов)

«Сказочное дерево»

Выдувание разными цветами

Гуашь (40 часов)

  1. Пишем тремя основными цветами

«Волшебные цвета» (смешивание)

 «Фрукты»

«Насекомые»

«Осений пейзаж»

  1. Пишем тёплыми цветами

«Закат»

«Берёза»

«В краю магнолий»

  1. Пишем холодными цветами

«Море»

«Береза»

«Пальмы в холодных тонах»

«Зимний пейзаж»

  1. Техника монотипии (1-2 классы) / Техника «набрызга» (3-4 классы)

«Бабочки – красавицы»

«Цветы ириса»

«Гербарий»

«Ёлочка» (новогодний фриз)

  1. Пишем  светлые предметы

«Дом»

«Лес»

«Город»

«Море»

  1. Пишем тёмные предметы

«Дом»

«Лес»

«Город»

«Море»

  1. Гуашь + аппликация

«Ёжик в лесу»

«Красная Шапочка»

«Большой город»

«Сельский пейзаж»

  1. Гуашь + крахмал

«Детская подушечка»

«Шарфик для мамы»

«Батик»

«Индонезийский батик»

  1. Гуашь + трафарет + аппликация

«Панно с порхающей бабочкой»

  1. Пишем точками

«Декоративные узоры»

«Сказочные герои»

«Ящерица»

«Сказочный город»

Акварель (20 часов)

  1. Рисуем акварельными карандашами

«Моя любимая игрушка»

«Натюрморт с арбузом»

« Отражение осени»

Рисование акварельными карандашами «по сырому» «Горный пейзаж»

  1. Техника «примакивание кистью»

«Лесная полянка»

«Скатерть-самобранка»

«Жар-птица»

«Нежный букетик»

  1. Пишем акварелью «по сырому»

«Корзина с цветами»

«Деревья в тумане»

Картина с парусами

«Чайки на море»

  1. Пишем акварелью «по сухому»

«Варежка»

«Ветка рябины»

«Свеча»

«Огонь в камине»

  1. Пишем акварельными растёками

«Игра в пятнышки»

«Дорисуй»

«Изобрази сюжет»

«Сказочный замок»

Пастель (12 часов)

  1. Рисуем восковыми мелками

«Игрушки»

«Посуда для куклы»

«Лесная избушка»

«Летний пейзаж»

  1. Рисуем восковыми мелками и акварелью

«Снежинка на ночном небе»

«Морозные узоры на окне»

«Подводный мир»

«Цветочный узор»

  1. Рисуем пастелью

«Фрукты»

«Аквариумные рыбки»

«Цветы»

«Зимний день»

Список литературы

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.
  4. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия. – Ростов – на - Дону, 2007.
  5. Емельянова Т. Рисуем животных: от бабочки до динозавра. – М.: Астрель, 2011г. – 31 с.
  6. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. – СПб.: Литера, 2006.
  7. Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
  8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
  9. Румянцева Е. Весёлые уроки рисования. – М.: АЙРИС – пресс, 2014г. – 159 с.
  10. Сопол Т.Ф. Страна Рисования. – Ростов -на- Дону:Лицей, 2000г. – 60с.
  11. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. -  М. Просвещение, 2011.

Интернет- ресурсы:

1. http//ru/wikipedia.org/wiki  -  Википедия: свободная энциклопедия.

2. http//www. 4stupeni.ru  -   Клуб учителей начальных классов.

3. http//pedsovet.org    - Педсовет.org. Всероссийский Интернет- педсовет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)....

презентация к уроку "Рисование цветов по методу — кляксография с ниточкой, нетрадиционное рисование"

На занятии ребята учатся рисованию цветов по методу-кляксография с ниточкой...

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натуры Авторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»

Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста на уроках рисования с натурыАвторская программа «Изобразительное искусство 1-4 классы»...

Конспект урока рисования во 2 классе специальной коррекционной школы "Рисование ветки ели"

Урок введения новых знаний. Рисование  с натуры веточки  ели. Рассматривание   иллюстраций в детских  книжках.  Цель урока: учить детей рисовать предметы несложной ф...

Презентация к уроку рисования на тему "Рисование с натуры "Неваляшка"

Презентация к уроку рисования на тему "Рисование с натуры "Неваляшка"...