Рабочие программы для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рабочие программы для 4 класса по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, информатике, ИЗО, музыке и технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу!

         Пояснительная записка        

Программа внеурочной деятельности  по проектно – исследовательской деятельности « Проектируем вместе »  является авторской, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и адресована учащимся 4 класса.

При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня.

        Программа « Проектируем вместе»  – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы  «Школа России», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

      Её актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

       Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

      Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска Учащийся должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ему без затруднений выполнять поставленные задачи и ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

Цели и задачи данной программы обучения

     Цель программы: трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его проектно - исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

  • развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
  • обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
  • формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

 

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».
  3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  4. Приказ Минобрнауки от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
  5. Приказ Минобрнауки от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»».
  6. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...».
  7. Федеральный закон"Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
  8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (от 8 апреля 2015 г. №1/15)
  9. Письмо Управления Образования и Науки Липецкой области «О реализации в образовательных организациях Липецкой области ФГОС общего образования в 2015-2016 учебном году»
  10. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с.Стегаловка.
  11. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ с. Стегаловка на 2015-2016 учебный год
  12. Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова Курс «РЕЧЬ» рекомендован Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации для учителей начальных классов.

Общая характеристика программы по проектно-исследовательской деятельности

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

 Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.      

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенности программы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

         Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

      Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Специфика проектно-исследовательской деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Место проектно-исследовательской деятельности в учебном плане.

Программа по проектно-исследовательской деятельности "Проектируем вместе" для 4  класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности». В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ с.Стегаловка на проектную деятельность в 4  классе отводится 2 внеаудиторных часа в неделю. Соответственно, программа рассчитана на 68 часов  внеаудиторной занятости.

Формы  организации учебного процесса.

       Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раза в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д., предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии;

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов 

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

        • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

        • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

        • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.        

Ценностные ориентиры содержания проектной деятельности.

Формирование ценностных ориентаций должно охватывать все сферы личности младшего школьника:

  • когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира;
  • эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру (среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;
  • деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

Регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предметные результаты освоения программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

  1. Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    По окончании учащиеся смогут продемонстрировать:

•         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

•         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

•         обозначится граница исследования;

•         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

•         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

•         поведется последовательно исследование;

•         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

•         проанализируются и обобщатся полученные материалы;

•         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

•         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

•         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

•         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

•         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

•         продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

•         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

•         создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

•         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

•         активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,
  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.

1 класс 

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;
  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.

2 класс 

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 - 4 класс 

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;
  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;
  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Содержание учебной программы- 68 ч.

Основы проектно-исследовательской деятельности – 16 ч

  • Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
  • Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
  • Тема 2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 1ч.
  • Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
  • Тема 3. Какими могут быть  проекты? – 1ч.
  • Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
  • Тема 4. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 1ч.
  • Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
  • Тема 5. Планирование работы – 1ч.
  • Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
  • Тема 6. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 1ч.
  • Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
  • Тема 7. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 1ч.
  • Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
  • Тема 8. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 1ч.
  • Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
  • Тема 9.  Анализ прочитанной литературы – 1ч.
  • Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
  • Тема 10. Исследование объектов – 1ч.
  • Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
  • Тема 11. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 1ч.
  • Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
  • Тема 12. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 1ч.
  • Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
  • Тема 13. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
  • Составление плана работы. Требования к сообщению.
  • Тема 14. Оформление работы – 1ч.
  • Выполнение рисунков, поделок и т.п.
  • Тема 15. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 1ч.
  • Работа на компьютере – создание презентации.
  • Тема 16. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
  • Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Проекты по русскому языку – 8 ч

  • Проект « Похвальное слово знакам препинания » - 2ч
  • Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о значении знаков препинания , участвовать в её презентации.
  • Проект «Говорите правильно» - 2ч

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

  • Проект «Тайна имени» - 2ч
  • Наблюдать толкование значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.
  • Проект «Имена прилагательные в сказке «Сказка о  рыбаке и рыбке » А.С. Пушкина  - 2ч
  • Наблюдать над именами прилагательными в сказке .

Проекты по литературному чтению – 6 часов

  • Проект  «Сочиняем волшебную сказку» - 2ч
  • Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.
  • Проект «Праздник поэзии» - 2ч
  • Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть стихи.

  • Создание сборника добрых советов - 2
  • Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы).

Проекты по математике  - 4 часа

  • Проект «Числа вокруг нас »- 2ч
  • Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Составить математический справочник «Мое село в числах и величинах»
  • Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов.
  • Собирать и классифицировать информацию. Работать в парах. Оценивать ход и результат работы.
  • Наш проект « Математика вокруг нас » - 2ч
    Составлять и решать практические задачи с жизненным сюжетом. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.

Проекты по окружающему миру – 12 часов

  • Проект «Всемирное наследие в России «» - 2ч
  • Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.
  • Проект «Как защищают природу» - 2ч
  • Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края».
  • Проект «Красная книга России» - 2ч
  • Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.
  • Проект «ВОВ в воспоминаниях ветеранов» - 2ч
  • Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.
  • Проект «Календарь праздников моей семьи» - 2ч
  • Собирать информацию  о праздниках в семье .Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности
  • Проект «Заповедники и национальные парки России»– 2ч
  • Готовить сообщения, презентовать свои сообщения .

Проекты по технологии – 22 часа

Проекты по теме «Человек и земля» - 10 ч

  • Проекты по теме «Архитектура»- 4ч
  • Конструирование из бумаги объектов детской площадки. Создавать объёмный макет из бумаги. Осуществлять поиск информации, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Составлять рассказ для презентации изделия.

  •  Проект «Швейная фабрика »- 2ч
  • Исследовать особенности орнамента в национальном костюме. Составлять рассказ для презентации работы.

  • Проект «Кафе»- 2ч
  • Составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара, кулинара, официанта, используя информацию из информационных источников и собственный опыт.

  • Проект «Автомобили»-2ч
  • Осуществлять поиск информации о наземном транспорте и его видах.
  • Работа с различными материалами. Осваивать технологию моделирования и конструирования объёмных фигур.

Проекты по теме «Человек и вода»  - 4 ч

  • Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
  • Проект «Водный транспорт»-2ч
  • Осуществлять поиск информации о водном транспорте и его видах. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте.
  • Проект «Фонтаны»-2ч
  • Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях. Изготавливать объёмную модель из пластичных материалов.

  • Проекты по теме «Человек и воздух» - 4ч
  • Осуществлять поиск информации о воздушном транспорте и его видах.
  • Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность лётчика, штурмана, авиаконструктора.
  • Проект «Самолёты»-2ч. Проект «Парашют»-2ч
  • Подбирать бумагу для изготовления изделий «Самолёт», «Парашют», исходя из знаний свойств бумаги.

  • Проект по теме «Человек и информация» - 2ч
  • «Издательское дело»
  • Осуществлять поиск информации о технологии изготовления книг, газет и журналов.. Презентовать данную информацию.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Кол-во

часов

Основы проектно-исследовательской деятельности – 16 ч

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

Участвуют в беседе о роли научных исследований в нашей жизни.

1

2

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

Обсуждают выбор темы проекта.

1

3

Какими могут быть  проекты?

Знакомятся с видами проектов. Работают в группах.

1

4

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

Определяют цели и задачи  проекта, выдвигают гипотезу.

1

5

Планирование работы.

Анализируют  проблему, определяют источники информации, определяют способы сбора и анализ информации, определяют задачи и выбирают критерии оценки результатов и процесса, распределяют роли и обязанности в группе, определяют способы представления результата.

1

6

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

Знакомятся с методами и предметами исследования

1

7

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Обучаются анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

1

8

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Работают в библиотеке с каталогами. Отбирают и составляют список литературы по теме исследования.

1

9

Анализ прочитанной литературы.

Участвуют в анализе прочитанной литературы.

1

10

Исследование объектов.

Проводят исследование объектов.

1

11

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

Проводят основные логические операции. Учатся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

1

12

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

Проводят анализ и синтез. Учатся делать суждения, умозаключения, выводы.

1

13

Как сделать сообщение о результатах исследования

Учатся делать сообщения о результатах исследования

1

14

Оформление работы.

Учатся оформлять работу.

1

15

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.

Работают в компьютерном классе. Учатся оформлять презентацию.

1

16

Мини конференция по итогам собственных исследований

Учатся проводить мини конференцию по итогам собственных исследований

1

Проекты по русскому языку – 8 ч

17

Проект «Похвальное слово знакам препинания».

Работают над каждым проектом по этапам:

1. Подготовка. Определяют цели и тему проекта.

2. Планирование. Анализируют  проблему, определяют источники информации, определяют способы сбора и анализ информации, определяют задачи и выбирают критерии оценки результатов и процесса, распределяют роли и обязанности в группе, определяют способы представления результата.

3. Принятие решений проблемы. 

Собирают и уточняют информацию, обсуждают альтернативы, выбирают оптимальный вариант, уточняют план деятельности.

4. Выполнение. Анализируют информацию, выполняют проект, формулируют выводы.

5. Оценка результатов. Анализируют выполнение проекта, достигнутые результаты, анализ достижений поставленной цели.

6. Защита проекта. Выступают с презентацией проекта.

2

18

Проект «Говорите правильно».

2

19

Проект «Тайна имени».

2

20

Проект «Имена прилагательные в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» А,С.Пушкина».

2

Проекты по литературному чтению – 6 часов

21

Проект  «Сочиняем волшебную сказку».

2

22

Проект «Праздник поэзии»

2

23

Создание сборника добрых советов.

2

Проекты по математике  - 4 часа

24

Проект « Числа вокруг нас».

2

25

Проект « Математика вокруг нас».

2

Проекты по окружающему миру – 12 часов

26

Проект « Всемирное наследие в России».

2

27

Проект «Красная книга России».

2

28

Проект «Заповедники и национальные парки России ».

2

29

Проект « Как защищают природу».

2

30

Проект «Календарь праздников моей семьи»

2

31

Проект «ВОВ в воспоминаниях ветеранов»

2

Проекты по технологии – 22 часа

Проекты по теме «Человек и земля» - 10 ч

32

Проекты по теме «Архитектура».

4

33

Проект «Швейная фабрика»

2

34

Проект «Кафе»

2

35

Проект «Автомобили»

2

Проекты по теме «Человек и вода»  - 4 ч

36

Проект «Водный транспорт»

2

37

Проект «Фонтаны»

2

Проекты по теме «Человек и воздух» - 4ч

38

Проект «Самолёты»

2

39

Проект «Парашют»

2

40

Проект по теме «Человек и информация»

«Издательское дело»

2

Итого:                                                                     68 часов

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Исследовательская и проектная деятельность младших школьников . Рекмендации, проекты. Волгоград В.Ф. Феоктистов. 2011г

2. Метод проектов в начальной школе. Система реализации Н. В. Засоркина и др. Волгоград 2012г

Календарно-тематическое планирование проектной деятельности – 68 ч ( 2 ч в неделю)

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые

предметные результаты освоения материала

Универсальные учебные действия

план

факт

1

5.09

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Объяснять значение слова «проект»

Понимать значение научных исследований в нашей жизни

Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2

5.09

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

1

Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Участвовать в обсуждении выбранной темы для исследования

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

3

12.09

Какими могут быть  проекты?

1

Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Различать виды проектов.

Участвовать в групповой работе.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

4

12.09

Проект «Похвальное слово знакам препинания».».

1

Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

5

19.09

Проект «Похвальное слово знакам препинания».Презентация проекта.

1

6

19.09

Формулирова-

ние цели, задач исследования, гипотез

1

Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.

Уметь ставить цели исследования, определять задачи и выдвигать гипотезы.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

7

26.09

Планирование работы

1

Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».

Составлять плана работы над проектом.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

8

26.09

Проект:

Проект «Говорите правильно».

1

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

Понимать особенности построения сказок.

Сочинять свои сказочные истории.

Проводить презентацию проекта.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение высказываний в устной речи с соблюдением нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.

9

3.10

Проект:

Проект «Говорите правильно».Презентация проекта

1

10

3.10

 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии

1

Познакомить с методами и предметами исследования. Определять предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.

Знать методы и предметы исследования. Определять предмет исследования.

Проводить эксперемент.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

11

10.10

Проект по теме «Архитектура».  «Детская площадка»

1

Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности.

Презентовать свой проект.

Объяснять понятие: технологическая карта. Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте.

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Презентация проекта.

12

10.10

Проект по теме «Архитектура».  «Детская площадка». Презентация проекта.

1

13

17.10

Проект по теме «Архитектура». «Город будущего»

1

Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна.

На основе самостоятельно составленного эскиза композиции планировать изготовление изделия.

Объяснять понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. Называть профессии: ландшафтный дизайнер,
озеленитель, дворник.

Составлять эскиз композиции

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Презентовать свой проект.

14

17.10

Проект по теме «Архитектура». «Город будущего»Презентация проекта.

1

15

24.10

Проект

« Числа вокруг нас».

1

Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов.

Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов.

Собирать и классифицировать информацию. Работать в парах. Оценивать ход и результат работы.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

16

24.10

Проект

« Числа вокруг нас».Презентация проекта.

1

17

31.10

Проект  Проект «Тайна имени».

1

Подбирать из разных источников информацию об имении его окружении. участвовать в её презентации.

Объяснять значение имени . Понимать, как пишется словарная статья.

Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

18

31.10

Проект  Проект «Тайна имени».Презентация проекта.

1

19

14.11

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию

1

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Объяснять значение слов «анкета», «опрос».

Уметь проводить интервью.

Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

20

14.11

Проект «Заповедники и национальные парки России ».

1

Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

21

21.11

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме

исследования

1

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Объяснять значение слова «каталог».

Уметь оставлять список литературы по теме исследования

Поиск и выделение необходимой информации.

22

21.11

Анализ прочитанной литературы

1

Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Уметь правильно записывать литературу, используемую в проекте.

Поиск и выделение необходимой информации.

23

28.11

Проект «Заповедники и национальные парки России ».Презентация проекта.

1

Составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

Проводить презентацию проекта.

Представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

24

28.11

Исследование объектов

1

Исследование объектов в проектах учащихся.

Проводить исследование объектов

Представление полученной информации; оценка результатов работы.

25

5.12

Проект «Имена прилагательные в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» А,С.Пушкина».

1

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

Называть слова по аналогии с данным объектом.

Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

26

5.12

«Имена прилагательные в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» А,С.Пушкина».Презентация проекта.

1

Проводить презентацию проекта.

Представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

27

12.12

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»

Составлять рассказ по готовой концовке.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

28

12.12

Проект  Создание сборника добрых советов.

1

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания.

Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

29

19.12

Проект  Создание сборника добрых советов.

Презентация проекта.

1

Проводить презентацию проекта.

Представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

30

19.12

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

1

Игра «Найди ошибки художника».

Уметь анализировать свои действия и делать выводы.

Представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

31

26.12

Как сделать сообщение о результатах исследования

1

Составлять план работы. Составлять требования к сообщению.

Уметь составлять план работы.

Знать требования, предъявляемые к сообщению.

Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

32

26.12

Оформление работы

1

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Уметь оформлять работу

Представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

33

16.01

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации

1

Работа на компьютере – создание презентации.

Уметь создавать мультимедийную презентацию.

Представление работы; оценка результатов. Сотрудничество с учителем и учащимися.

34

16.01

Проект  Математика вокруг нас».

1

Наблюдать над числами и их окружении вокруг нас.

Проводить исследовательскую работу, составлять связный текст.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

35

23.01

Проект  Математика вокруг нас».Презентация проекта.

1

Презентация проекта.

36

23.01

Проект «ВОВ в воспоминаниях ветеранов»

1

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

37

30.01

Мини конференция по итогам собственных исследований

1

Выступления учащихся с мини-презентацией своих проектов

Выступать с мини-презентацией проектов

Представление полученной информации; оценка результатов работы.

38

30.01

Проект «ВОВ в воспоминаниях ветеранов»Презентация проекта.

1

Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

39

6.02

Наш проект «Календарь праздников моей семьи»

1

Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, составлять связный текст.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

40

6.02

Наш проект «Календарь праздников моей семьи»Презентация проекта.

1

41

13.02

Проект «Швейная фабрика»

1

Исследовать особенности орнамента в национальном костюме.

Объяснять понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда. Называть профессии: модельер, закройщик, портной, швея.

Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

42

13.02

Проект  «Швейная фабрика» Мода 2015Презентация проекта.

1

43

20.02

Проект «Кафе»

1

Составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара,кулинара, официанта, используя иллюстрации учебника и собственный опыт.

Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продукта.

Объяснять понятия: порция, меню. Называть профессии: повар, кулинар, официант, рецепт, ингредиенты, стоимость.

Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника и собственный опыт, выделять этапы работы,соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия. Презентовать приготовленное блюдо. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

44

20.02

Проект «Кафе» Презентация проекта.

1

45

27.02

Проекты по теме «Человек и земля». «Автомобили»

1

Создавать объёмную модель реального предмета, соблюдая основные его параметры.

Объяснять понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объёмная фигура, грань. Называть профессии: инженер-конструктор, автослесарь.

Осваивать технологию конструирования объёмных фигур.

Моделировать изделие, выделять его существенные характеристики. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

46

27.02

Проекты по теме «Человек и земля». «Автомобили» Презентация проекта.

1

47

6.03

Проекты по теме «Человек и вода» «Водный транспорт»

1

Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте: анализировать конструкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций.

Объяснять понятия: верфь,

баржа, контргайка. Называть профессию: кораблестроитель. Осваивать конструирование изделия.

Осуществлять информационный, практический поиск. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

48

6.03

Проекты по теме «Человек и вода» «Водный транспорт» Презентация проекта.

1

49

13.03

Проекты по теме «Человек и вода». «Фонтаны»

1

Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях. Изготавливать объёмную модель из пластичных материалов по заданному образцу. Анализировать план изготовления изделия, самостоятельно осуществлять его.

Объяснять понятия: фонтан, декоративный водоём. Осваивать изготовление объёмной модели (фонтана).

Осуществлять информационный, практический поиск. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

50

13.03

Проекты по теме «Человек и вода». «Фонтаны» Презентация проекта.

1

51

20.03

Проекты по теме «Человек и воздух» . «Самолёты»

1

Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность лётчика, штурмана, авиаконструктора. Определять и называть основные детали самолёта. Анализировать план изготовления изделия.

Объяснять понятия: самолёт. Называть профессии: лётчик, штурман, авиаконструктор. Использовать приёмы работы с разными материалами.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

52

20.03

Проекты по теме «Человек и воздух» . «Самолёты» Презентация проекта.

1

53

10.04

Проекты по теме «Человек и воздух» . «Парашют»

1

. Определять и называть основные детали парашюта. Анализировать план изготовления изделия.

Объяснять понятия: парашют. Использовать приёмы работы с разными материалами.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

54

10.04

Проекты по теме «Человек и воздух» . «Парашют»

Презентация проекта.

1

55

17.04

Проект: «Праздник поэзии».

1

Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть стихи.

Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.

56

17.04

Проект: «Праздник поэзии». Презентация проекта.

1

57

24.04

Проект «Экономика родного края».

1

Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

58

24.04

Проект «Экономика родного края».Презентация проекта.

1

59

8.05

Проект «Музей путешествий»

1

Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.

60

8.05

Проект «Музей путешествий»

Презентация проекта.

1

61

15.05

Проект «Имена прилагатель-

ные в загадках»

1

Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Проводить исследовательскую работу, подбирать загадки с именами прилагательными.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

62

15.05

Проект «Имена прилагатель-

ные в загадках» Презентация проекта.

1

63

22.05

Создание сборника

добрых

советов.

1

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы).

Называть детские журналы. Проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач.

64

22.05

Создание сборника

добрых

советов. Презентация проекта.

1

65

29.05

Проекты по теме «Человек и информация»

«Издательское дело»

1

Осуществлять поиск информации об издании книг Составлять рассказ о книге ,ее структуре . Осмысливать этапы проекта и проектную документацию.

Проводить презентацию проекта

« Книжных дел мастер».

Объяснять понятия: театр, театр кукол, программа. Называть профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод.

Осуществлять поиск информации, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия.

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

66

29.05

Проекты по теме «Издательское дело»

презентация проекта

« Книжных дел мастер».

1

Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую программу учителя.

№ изменений

Дата

Страница с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание откорректированных тем(разделов)

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"

Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....

Рабочая программа 3 класс "Школа России".

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....

Рабочая программа 4 класс " Школа России"

Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...

Рабочая программа 1 класс "Школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 1 класс "Школа России"...

Рабочая программа 1 класс Школа России математика

Рабочая программа по математике  для  1 класса составлена в соответствии с  Федеральным государ­ственным  образовательным стандартом   на основе авторской программы учебн...