Варианты и элементы орнамента
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Конспект урока изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Изобразительному искусству

Скворцова Ксения, НОП-09-1, ФМЛ №38

Тема: Варианты и элементы орнамента

Планируемые результаты урока:

Личностные:

Осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации

Формирование способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности

Предметные:

Воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры

узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены

Применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе

коллективных работ

использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности

Метапредметные:

Освоение начальных умений постановки и сохранения целей учебной деятельности

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с орнаментом. Древний человек отражал свои представления об устройстве мира в орнаментах, которыми украшал окружающие его предметы быта. Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками. Многие явления природы цикличны, и это нашло отражение в их специфическом изображении, получившем название «орнамент»

  1. Новый материал

Для русского искусства с древних времен характерно использование геометрического растительного (изображение растений), зооморфного (изображений животных), орнитоморфного (изображение птиц), антропоморфного (изображение человеческих фигур) орнамента

У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии, каждая черточка имела свое значение. В орнаментах разных народов много идентичных мотивов. Это объясняется тем, что люди пытались графическими символами выразить такие общие понятия, как солнце, вода, движение, земля и другие. 

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/290/289476/289476_html_m254f5d60.png

  1. Круг - солнце, символ жизни.
  2. Капля - вода, зерно, лепесток растения.
  3. Знак засеянного поля.
  4. Знак плодородия, изобилия, удачи.

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/290/289476/289476_html_m605bb5af.png

  1. Горизонтальная линия - земля.
  2. Косые линии - знаки дождя.
  3. Знак воды.
  4. Знак земли с запасами воды.
  5. Знаки солнца.
  1. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

  1. Закрепление

Сейчас мы попробуем нарисовать несложный линейный орнамент. Положите альбомы горизонтально и аккуратно нарисуйте полосу шириной около 5см. Рисуем круг (начиная с левого конца полосы), повторяем его через каждые 7-8см. Между кругами рисуем загнутые линии, такие, чтобы из них потом получился листок. Круги делим пополам, еще раз пополам, и еще 2 раза пополам. Итого у нас получилось 8 частей в каждом круге. Убедитесь, что карандаш едва заметен. Теперь наносим краску на кисточку и рисуем лепестки, начинающиеся в центре круга, их у нас получится 8. Не забываем раскрасить сердцевину цветка. От линий рисуем листочки. У нас получился орнамент. Вы можете придумать любой узор. Главное, что надо помнить, этот узор должен повторяться.

  1. Итог урока

Вот мы с вами и закончили знакомство с орнаментом. Что же вы, ребята, узнали о нем? Подведем итоги.

Древние орнаменты могут открыть много тайн.

Разгадывая их, мы начинаем понимать, что языком символов наши предки передавали нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.

Наш народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, которые способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.

Мы изучили народный орнамент, попробовали силы в составлении его мотивов.

Составление орнамента - увлекательное и полезное занятие.

Составление орнамента учит сосредоточенности, наблюдательности, заставляет осваивать математические расчеты, основы геометрии, будит воображение и творческую фантазию.

  1. Постановка д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в полосе элементов орнамента коми народа.

Интегрированный урок (изобразительное искусство + краеведение). Данный урок способствует развитию поликультуного воспитания....

Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"

Цель урока:   Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...

Урок изобразительного искусства в 3 классе. Тема "Дымковская игрушка. Рисование элементов орнамента".

Используемые средства: Учебник, глиняные игрушки (индюк, барыня, водоноска), изготовляемые в Дымковской слободе. Фотографии с изображением народных игрушек.Листы  бумаги для рисования с кон...

Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"

Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.

Данная методическая разработка предназначается для обучающихся кружка " Юный художник" и их родителей с целью дистанционного обучения в условиях самоизоляции.материал представлен теоретическ...

Статья "Варианты работы с изложением с элементами сочинения в начальной школе"

Изложение – это определённый способ письменного пересказа исходного текста. Этот учебный жанр можно обогатить, если ввести в изложение элементы сочинения. Вариантов работы с этим типом изложения в нач...