Изобразительное искусство ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Целью данной программы является раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка через занятия изобразительным, декоративно-прикладным искусством и лепкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_tvorchestva_makarova.docx | 78.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»
Суздальского района.
Утверждена на методическом совете
«__»_______ 2011 г.
_________________(_____________)
Программа дополнительного образования художественного развития
«Мир творчества»
Программа рассчитана на возраст 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор: Макарова Е.В..
учитель начальных классов
высшая кв. категории
МБОУ «Новосельская СОШ»
Суздальского района
Программа художественного развития
«Мир творчества»
для учащихся начальной школы
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения по программе «Мир творчества»:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы; изучение художественного наследия; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
На протяжении всего курса учащиеся знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.
Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными являются упражнения и учебно-практические работы.
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.
Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие специалисты считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Данные специалисты отмечают, что движения пальцев рук у умственно отсталых школьников неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены. По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов являются занятия изобразительной деятельностью. В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения изобразительной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.
Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в младшем школьном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Рисование популярно среди младших школьников. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно узнать уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире припас их представлений, тем полнее и точнее отражают они реальность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке надобно уделить особое внимательность в работе с детьми поступающими в школу.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.
На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к реальности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.
На занятиях изодеятельностью формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать поручение, осуществлять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою дело, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность.
Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству. Овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности.
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна дяя детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.
Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения, для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства.
Целью данной программы является: раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка через занятия изобразительным, декоративно-прикладным искусством и лепкой.
Задачи программы
Обучающие:
• Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
Развивающие:
• Развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение; <чувство цвета, формы, пространства; творческую активность и инициативу;
• умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Воспитывающие:
• Адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность;
• воспитывать вкус, аккуратность при выполнении работы;
• воспитывать умение ценить красоту;
• воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.
Основополагающий, общекультурный уровень освоения программы позволяет подготовить учащихся для дальнейшего обучения ИЗО, лепки.
Занятия изодеятельностью проводятся1 раз в неделю продолжительностью -35 минут для учеников1 классов и 45 минут - для учащихся2-4 классов.
Учебно-тематическое планирование занятий по программе
«Мир творчества»
1 класс «Как прекрасен этот мир»
№ | Название темы | Количество часов |
1 четверть «Осенние мотивы» | ||
1. | Вводное дело. Беседа «Как прекрасен этот мир» | 1 |
2. | Правила работы с пластилином. Основные инструменты и приспособления. Основные приемы лепки. | 1 |
3. | Лепка овощей, фруктов, посуды. | 1 |
4. | Лепка «Корзиночка». | 1 |
5. | Обратная аппликация из пластилина. | 1 |
6. | «Осенний пейзаж» (акварель) | 1 |
7. | «В осеннем саду» (аппликация) | 1 |
8 | Аппликация «Жар-птица». | 1 |
9 | Лепка животных. | 1 |
2 четверть «Зимушка-зима» | ||
1. | «Зимушка – зима» (гуашь) | 1 |
2. | Рельефное панно «Зима» (аппликация) | 1 |
3. | Сувенир «Снеговик – колпачок» | 1 |
4. | Медальон (рельеф) | 1 |
5. | Мозаичная аппликация. Декоративное панно. | 1 |
6. | Сувенир «Елочка» (бумажная пластика) | 1 |
7. | Новогодняя открытка (аппликация) | 1 |
3 четверть «Весеннее настроение» | ||
1. | Композиция «Зимняя сказка» (гуашь) | 1 |
2. | Сувенир «Волшебный ларец». | 1 |
3. | Открытка «Папе» (аппликация) | 1 |
4. | Записная книжка. | 1 |
5 | Декоративное панно «Букет роз». | 1 |
6. | Открытка «Шляпа» (фигурная аппликация) | 1 |
7. | Сувенир. Лепка (соленое тесто) | 1 |
8 | «Весеннее настроение» (акварель) | 1 |
9. | Декоративное панно «Посланник весны». | 1 |
4 четверть «Как прекрасен этот мир» | ||
1-2. | Рельефное панно «Мой край» (пластилин). | 2 |
3. | «Космос» (граттаж) | 1 |
4. | Декоративное панно «Бабочки» (мозаика) | 1 |
5. | Лепка человека. | 1 |
6. | «Весна» (акварель) | 1 |
7. | Сувенир «Котенок» (лепка, соленое тесто.) | 1 |
8. | «Как прекрасен этот мир» (композиция) | 1 |
9. | Обобщение темы четверти и года. | 1 |
Итого 34 ч. |
Прогнозируемые результаты первого года обучения
К концу первого года обучения ребенок:
- Проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире.
- Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми. Может общаться по поводу искусства, давая эмоционально-эстетическую оценку.
- Обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы.
- Проявляет самостоятельность и творческую инициативу.
- В рисунке ребенок передает несложный образ, его форму, цвет, владеет техникой раскрашивания карандашом.
- В лепке ребенок передает образ персонажа, владеет техническими приемами (примазывание, заглаживание).
Учебно-тематическое планирование занятий
по программе «Мир творчества»
2 класс «Мой мир»
№ | Название темы | Количество часов |
1 четверть «Я и мир природы» | ||
1. | «Осенние мотивы» (акварель) | 1 |
2. | «Осенние подарки природы» (лепка с натуры). | 1 |
3. | Красота осенних листьев (рисунок с натуры) | 1 |
4. | «Осенний вечер» (граттаж) | 1 |
5. | «Осень» (обратная аппликация из пластилина) | 1 |
6. | «Осенний узор» (декоративно - прикладное искусство.) | 1 |
7. | «Наряд для матрешки» (декоративное рисование) | 1 |
8. | «Мой город» (аппликация) | 1 |
9. | Лепка животных | 1 |
2-четверть «По дорогам сказок и фантазии». | ||
1. | «В гостях у сказки» (гуашь) | 1 |
2. | «Зимняя сказка» (пластилинография) | 1 |
3. | «Сувенир «Домовенок» | 1 |
4. | «Страшная сказка» (Портрет Бабы-Яги) | 1 |
5. | «Снежинки». Декоративное панно. | 1 |
6. | «Маска сказочного героя» (бумажная пластика) | 1 |
7. | «Новогодние фантазии» (аппликация) | 1 |
3 четверть «Я и мои друзья» | ||
1. | «Портрет друга» (гуашь) | 1 |
2. | «Мы любим спорт» (лепка фигуры человека) | 1 |
3. | «Открытка для папы» ( бумагопластика) | 1 |
4. | «Наши верные друзья» (зарисовки животных) | 1 |
5 | Декоративное панно. « Мамам посвящается». | 1 |
6. | «Мир аквариума» (мозаика) | 1 |
7. | Сувенир. Лепка (соленое тесто) | 1 |
8. | «А у нас во дворе» (акварель) | 1 |
9-10. | «Подарок другу» (записная книжка). | 2 |
4 четверть «Мой город» | ||
1-2. | «Древний Муром» (зарисовки памятников архитектуры) | 2 |
3. | «На улицах города» ( граттаж) | 1 |
4. | Декоративное панно «Мой город». (мозаика) | 1 |
5. | «Праздничный салют» (комбинированная техника) | 1 |
6. | «Весна в городе» (акварель) | 1 |
7. | «По дороге в школу» (пластилинография) | 1 |
8. | Рельефное панно «Цветы нашей Родины» (бумагопластика) | 1 |
9 | Обобщение темы четверти и года. | 1 |
Итого35 ч |
Прогнозируемые результаты второго года обучения
К концу второго года обучения ребенок:
- Воспринимает содержание картины, ее выразительные средства.
- Передает образ в рисунке, умеет располагать сюжет на листе бумаги, правильно пользуется кистью и красками.
Для передачи образа пользуется цветом, композицией, выразительностью силуэта.
- Передает образ в лепке, учитывая пропорциональность частей, показывая движение; располагает фигурки, создавая сюжет; пользуется стекой в работе.
- Проявляет самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.
Учебно-тематическое планирование занятий
по программе «Мир творчества»
3 класс «Я и мир искусства»
№ | Название темы | Количество часов |
1 четверть «В мире искусства» | ||
1. | «Секреты искусства графики» (зарисовки с натуры деревьев) | 1 |
2. | «Образ дерева» (тушь). | 1 |
3. | «В мире живописи» (живописные упражнения) | 1 |
4. | «Осенняя мелодия» (гуашь) | 1 |
5. | «В мастерской скульптора. Рельеф» | 1 |
6. | «Лепка животных родного края» (пластилин) | 1 |
7. | ««Архитектура современного города» (рельефное панно) | 1 |
8 | «Мой город» (аппликация) | 1 |
9 | «В гостях у мастеров» (Сувенир из природных материалов) | 1 |
2 четверть «Образ природы в произведениях художников» | ||
1. | «Зимний пейзаж» (гуашь) | 1 |
2. | «Пейзаж в графике» (тушь) | 1 |
3. | «Древний город» (рельефное панно) | 1 |
4. | «В лесу» (пластилинография) | 1 |
5. | «Ритмы города (декоративная композиция) | 1 |
6. | «Ночной пейзаж» (граттаж) | 1 |
7. | «Фантастический пейзаж» (гуашь) | 1 |
3 четверть «Мир предметов» | ||
1. | «Букет» (монотипия) | 1 |
2. | «Натюрморт» (аппликация) | 1 |
3. | «Фрукты и овощи» (рисунок с натуры) | 1 |
4-5. | «Натюрморт в графике» (гравюра на картоне) | 2 |
6 | «Декоративный натюрморт» (пластилинография) | 1 |
7. | «Рисование кувшина» (карандаш) | 1 |
8. | Сувенир. Лепка (соленое тесто) | 1 |
9 | «Натюрморт» (акварель) | 1 |
10. | «Цветы весны» (рельефное панно) | 1 |
4 четверть «Образ человека в искусстве» | ||
1. | «Мои друзья» (зарисовки) | 1 |
2. | «Портрет» (аппликация) | 1 |
3. | «Веселые человечки». (восковые мелки) | 1 |
4. | «Портрет клоуна» (гуашь) | 1 |
5- 6. | «Портрет сказочного героя» (пластилин) | 2 |
7. | «Образ Весны» (акварель) | 1 |
8. | «Пусть всегда будет солнце!» (плакат) | 1 |
9. | Обобщение темы четверти и года. | 1 |
Итого35 ч |
Прогнозируемые результаты третьего года обучения
К концу третьего года обучения ребенок:
- Воспринимает произведения изобразительного искусства разных жанров (натюрморт, пейзаж, портрет).
- Замечает их отличия, обращает внимание на колорит.
- В рисунке добивается передачи выразительности образа через цвет, форму, пропорцию, позу, композицию.
- В декоративном рисовании украшает предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении
Учебно-тематическое планирование занятий
по программе «Мир творчества»
4 класс «Я в мире»
№ | Название темы | Количество часов |
1 четверть «Зеленая планета глазами детей» | ||
1. | «Живописные просторы Родины» (акварель) | 1 |
2. | «В защиту животных. Скульптурная композиция «В зоопарке» (лепка животных). | 1 |
3. | «Мой четвероногий друг» (пастель) | 1 |
4. | «Мой край» (сюжетно-декоративная композиция, эскиз) | 1 |
5. | «Мой край» (сюжетно-декоративная композиция, гуашь) | 1 |
6. | «Древо жизни» (декоративное панно, мэскиз) | 1 |
7. | «Древо жизни» (декоративное рисование) | 1 |
8. | «Цветы России» (квилинг) | 1 |
9. | «Цветы России» (квилинг) | 1 |
2 четверть «Я в мире людей» | ||
1. | «В школе » (гуашь) | 1 |
2. | «Я выбираю спорт!» (пластилинография) | 1 |
3. | «Береги здоровье» Плакат (аппликация) | 1 |
4-5. | «Книга» (макет) | 1 |
«Обложка книги» (аппликация) | 1 | |
6-7. | «Мир людей и мир идей». Мобиль (бумагопластика) | 1 |
Мобиль «Рождественская сказка» (бумагопластика) | 1 | |
3 четверть «Мир в человеке» | ||
1. | «Мое настроение» (гуашь) | 1 |
2. | Коллективная композиция «Семья» ( коллаж) | 1 |
3. | «Семья» (коллаж) | 1 |
4. | «Мир моих увлечений». Натюрморт (эскиз) | 1 |
5. | Натюрморт (гуашь) | 1 |
6. | «Весеннее настроение » (пластилиновая мозаика) | 1 |
7. | Сувенир-оберег. Лепка (соленое тесто) | 1 |
8. | «Цвет и музыка» (монотипия) | 1 |
9-10. | Весенние украшения интерьра. Мобиль (бумагопластика) | 2 |
4 четверть «Путь к мечте» | ||
1-2. | «В каждом рисунке - солнце» (композиция) | 2 |
3-4. | «Весна - пора цветения» Декоративное панно (эскиз) | 1 |
Декоративное панно «Весна-пора цветения» (мозаика) | 1 | |
5-6. | «Дорога добра» (эскиз) | 1 |
«Дорога добра (граттаж) | 1 | |
7-8. | По законам красоты. Ваза» (комбинированная техника) | 1 |
«По законам красоты. Ваза» (декорирование) | 1 | |
9. | Обобщение темы четверти и года. | 1 |
Итого35 ч |
Прогнозируемые результаты четвертого года обучения
К концу четвертого года обучения ребенок:
- Воспринимает произведения изобразительного искусства разных жанров и имеет опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, имеет навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира присущей произведению искусства.
- Замечает их отличия, обращает внимание на средства художественной выразительности.
- В рисунке добивается передачи выразительности образа через цвет, форму, пропорцию, позу, композицию.
- В декоративном рисовании украшает предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении
- Видит и использует в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения;
- Имеет опыт творческой композиционной работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В итоге освоения программы учащиеся должны:
усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
развивать фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;
овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Приложение 1
Занятие по программе «Мир творчества»
«Зимушка-зима» (1 класс)
Тема занятия: «Зимушка-зима»
Цель: развитие творческих способностей.
Задачи:
- способствовать развитию у учащихся эмоциональной отзывчивости и эстетической восприимчивости к явлениям зимней природы, к произведениям искусства;
- расширить представление детей о живописи; раскрыть возможности живописных средств в изображении красоты, состояний зимней природы;
- способствовать формированию композиционных и живописных навыков в передаче красоты заснеженной природы;
- способствовать развитию воображения детей, развитию мелкой моторики рук.
- воспитание эстетического вкуса
Техническое оснащение: интерактивный комплекс «Smart»
План урока:
1. Организационный момент
2. Путешествие в зимнюю сказку. Беседа о своеобразии зимней красоты в природе; об образе природы на зимних пейзажах вернисажа.
3. Просмотр клипа «Зима», беседа;
4. Смотрим клип «Образ русской зимы в произведениях художников»
5. Экспериментирование с белой краской. Живописные упражнения.
6. Знакомство с методикой выполнения работы.
7. Выполняем задание; Во время выполнения работы – физкультминутка «Снежинки»
8. Подводим итоги, Выставка и анализ работ
Ход урока:
- Здравствуйте! Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины. А после нашей встречи,попробуем изобразить образ русской зимы, такой какой мы увидели, услышали и почувствовали.
Путешествие в зимнюю сказку Итак, приглашаю в гости к сказке. (На фоне клипа «Зима» (музыка А.Вивальди) учитель читает сказку “Снежный всадник”.)
Говорят, когда выпадает первый снег, объявляется в лесах Снежный всадник. На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по березовым рощам. То там, за елочками, то там, на просеке мелькнет снежный всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше – по заснеженным оврагам, по сосновым борам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Мчится конь по дороге.
Отправимся и мы в зимнюю дорогу. (Звучат звуки природы: вьюга, метель, ветер)
А природа зимой может быть красивая и нарядная. Но бывает зима вьюжная, грозная, снежная, с воем ветра, шумом метели.
А теперь мы посмотрим, как передают своеобразие русской природы художники.
Просмотр клипа «Образ русской зимы в произведениях художников».
И мы можем стать художниками – волшебниками, попасть в зимнюю сказку и затем ее изобразить.
Представим, ребята, что мы попали в волшебный сказочный лес!
Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы.
Попробуем и мы передать заснеженный мир природы.
В зависимости от замысла рисунка лист бумаги расположите вертикально или горизонтально.
А теперь нам нужно изобразить небо и снег.
Определяем цветовую гамму для написания неба и снега. Упражнения по смешиванию красок.
Показ порядка выполнения работы
Выбираем положение листа.
Определяем цветовую гамму для фона (небо, снег)
Пишем фон картины.
Изображаем деревья.
Определяем места расположения деревьев на работе?
С чего начинаем изображение дерева? (Со ствола)
Один ствол дерева, мы с вами говорили, похож на вьющуюся ленту, которая сужается кверху, вьющаяся лента не прямая и ствол не может быть совсем прямым.
Давайте с вами изобразим березку. Подберем цвет для ствола. (Он темнее снега).
Итак, кистью начинаем изображать ствол снизу вверх, от более широкого к более узкому. Он может быть искривлен или прямой.
А теперь давайте изобразим ветви. Какого они цвета?
(Коричневого, розоватого, зеленоватого)
Для крупных веток смешиваем белую гуашь и добавляем чуть-чуть коричневого, изображаем крупные ветви, не забывайте, что они тоже не прямые.
Для мелких веточек набираем коричневую гуашь и изображаем их.
Этой же гуашью можно нанести пятнышки на стволе.
Определяем, как изобразить деревья вдалеке.
И, наконец, раскладываем шапки снега на ветках.
Ну что начнем.
(Музыка во время выполнения задания поможет создать творческую атмосферу).
В середине выполнения работы - физкультминутка «Снежинка».
Продолжаем работу (10 минут)
Все закончили? А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
Выставка и анализ работ.Давайте подведем итог нашего занятия. У меня есть вот такие белые снежинки. Сейчас каждый приклеит свою снежинку на доску и при этом скажет, что нового он узнал, чему научился, что запомнилось, что было интересно.
Занятие по программе «Мир творчества»
«Жар-птица» (1 класс)
Тема занятия: «Жар- птица»
Цель: развитие творческих способностей.
Задачи:
- способствовать развитию у учащихся эмоциональной отзывчивости и эстетической восприимчивости к реальным и сказочным образам.
- способствовать расширению представление детей об аппликации.
- способствовать формированию навыков работы с цветной бумагой, ножницами и клеем.
- способствовать развитию фантазии, воображения детей, развитию мелкой моторики рук.
- воспитание эстетического вкуса
Техническое оснащение: интерактивный комплекс «Smart»
Материал и оборудование:
Выставка работ на тему «Сказочные птицы»
Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса»; презентация «Жар-птица»
Цветной картон, полоски цветной бумаги, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка и др.
План урока:
1.Организационный момент
2. Прослушивание записей пения птиц. Определение на рисунках.
3. Беседа о сказочной птице, Птице - счастья, Жар- птице.
4. Просмотр презентации «Жар- птица». Беседа с учащимися.
5. Знакомство с методикой выполнения работы.
6. Выполняем задание.
7. Подводим итоги, Выставка и анализ работ.
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас на сказочную поляну, где собрались самые разные птицы. Попробуйте узнать птиц по голосам. Найдите их на рисунка и назовите их.
Рассмотрите рисунок и определите, птиц, которых не назвали. Где можно их встретить?
Таких птиц не бывает: может быть в сказках и т. п. (ответы детей).
Конечно в сказке. Поэтому их и называют - сказочные птицы.
- Чем отличаются сказочные птицы от обычных?
Они волшебные; красиво украшенные и т. п.( ответы детей)
А что у них общего?
Строение, оперение и т.п.(ответы детей)
Какие птицы сразу привлекают наше внимание и почему?
Красивые; яркие; с красивым хвостом; которые красиво поют и т.п (ответы детей).
На нашей поляне много птиц, настоящих и сказочных, но нет одной – Птицы Счастья. Люди верят, что на свете есть птица, приносящая на своих крыльях счастье, яркое и радостное как ее неповторимой красоты хвост. Как вам кажется, как она выглядит? Закройте глаза и представьте свою Птицу Счастья. Что вы видите? Опишите.
Это птица, которая светится в темноте. Птица, которая освещает все вокруг, и т. п. (ответы детей).
Предлагаю вам, ребята, сделать аппликацию «Жар- птица».
Вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц, они имеют много общего. Все птицы, и сказочные и реальные имеют одни и те же части тела (туловище, голову, хвост и т. д.).
Для нашей композиции мы должны подобрать лист картона для фона.
Определить размер всех частей птицы. Нарисовать и вырезать их.
Вначале нарисуем голову и туловище птицы.
Сейчас я покажу вам, как можно вырезать силуэт птицы без хвоста – его мы сделаем потом.
Вырезать начинаю с туловища.
Из бумаги желтого, красного и оранжевого цвета рисуем перья хвоста и вырезам их.
Придумываем форму и положение крыльев, вырезаем.
Разложите детали птицы на картоне.
Тело птицы мы приклеим к листу. Теперь нам остается дополнить изображение. А главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его изображать, зависит от вашего замысла. Подбор цветов, их сочетание; форма перьев и украшение птицы - все это ваше желание. У каждого получится своя, неповторимая Жар-птица. Чем необычнее, интереснее будет птица, тем больше радости и счастья она принесет.
Дополните панно дополнительными деталями композиции (сказочные цветы, ветка яблони, звезды и т. п.)
(самостоятельная творческая деятельность детей).
Итог занятия
Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.
Выставка и анализ работ.
(рассматривание и анализ детских работ).
Ребята, наша Жар- птица несет на своих крыльях удачу в делах, радость, мир в доме - все самое хорошее.
Удивительно, ребята, но чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас. Кому хотите подарить свою птицу, с кем поделитесь своим счастьем? (ответы детей)
Занятие по программе «Мир творчества»
«Космическое путешествие» (1 класс)
Тема занятия: «Космическое путешествие»
Цель: развитие творческих способностей.
Задачи:
- приобщение к истории страны;
- знакомство с новой графической техникой в изобразительном искусстве;
-способствовать формировании художественно-графического умения передачи космического пейзажа;
- способствовать развитию фантазии, воображения детей, развитию мелкой моторики рук;
- воспитание эстетического вкуса.
Техническое оснащение: интерактивный комплекс «Smart»
Объект труда: заранее заготовленные листы, покрытые воском и черной краской; деревянная палочка, ручка или спица; тряпочка.
План урока:
1. Организационный момент
2. Слушаем документальную запись сообщения о первом полете человека в космос;
3. Угадываем тему занятия. Просмотр фрагмента фильма «Необыкновенный полет», беседа;
4. Смотрим клип « Космическое путешествие»
5. Загадки о космосе;
5. Знакомимся с техникой граттаж:
6. Выполняем задание. Во время выполнения работы – физкультминутка «Инопланетянин»
8. Подводим итоги, Выставка и анализ работ
Ход урока:
Здравствуйте! Сегодня нас с вами ждет интересное занятие, на котором мы совершим необыкновенное путешествие, познакомимся с новой техникой рисования и выполним работу на волшебной бумаге. А вот на какую тему будет эта работа, мы сейчас узнаем.
(Слушаем сообщение ТАСС о первом полете человека в космос)
Кто хочет ответить? (Первый полет человека в космос).
- Сейчас мы с вами прослушали документальную запись. Это наша с вами история, история нашей страны. 12 апреля1961 года первый в мире человек поднялся в космос. И теперь в этот день отмечают праздник – День космонавтики. У нас есть возможность увидеть уникальные кадры старта первого пилотируемого космического корабля.
Просмотр фрагмента фильма «Необыкновенный полет».
Прошло 50 лет с того знаменательного события. Космонавты, астронавты и космические туристы из многих стран побывали на орбите Земли, но подвиг Юрия Алексеевича Гагарина навеки вписан в историю нашего государства.
Итак, тема занятия: «Космическое путешествие»
Сегодня наши команды превращаются в космические экипажи. Мы отправляемся в путешествие к Планетам Солнечной системы. Экипажи, к старту готовы?
Космонавты:- Готовы!
-Старт!
Мы садимся в звездолет,
Отправляемся в полет.
Пристегнулись ловко, дружно,
Запускаем наш мотор.
Чудеса-чудеса,
Мы взлетаем в небеса!
(Смотрим клип «Космическое путешествие». В слайд-фильме использована музыкальная композиция группы «Спейс»)
Путешествие подошло к концу.
Наша ракета достигла планеты Земля. Приготовиться к посадке!
- А я проверю ваши знания о космосе.
Загадки про космос:
1 Вот камень с неба к нам летит.
Как звать его? (Метеорит)
2. Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Большая Медведица)
3.Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
4. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект... (Комета)
5. По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
А сейчас я предлагаю вам изобразить то, что вам особенно запомнилось в нашем путешествии. Рисовать мы будем в необычной, и очень интересной технике – граттаж (процарапывания по воску). Я вам приготовила вот такие волшебные листы, покрытые черной краской – это будет наш космос. Лист покрыт воском, а сверху черной краской. И вы, волшебной палочкой, процарапывая черный слой, будете рисовать на нем.(Учитель демонстрирует технику)
Например, ЗВЕЗДА. Смотрите, кажется, что она светится на фоне черного неба. Или, например, пририсуем ей хвост - и это уже комета.
- Что еще можно нарисовать? (планеты, млечный путь, космический корабль, летающую тарелку)
В зависимости от замысла рисунка лист бумаги расположите вертикально или горизонтально. Определите размеры изображения, расположите его в плоскости листа.
Передать космическое пространство можно, нарисовав много звезд и удаленных планет.
Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает образцы.
- Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя.
- Ну что начнем.
(Звучит негромкая музыка, работа продолжается10 минут).
- А еще нас ждет встреча с инопланетянами (физкультминутка «Инопланетянин»).
Продолжаем работу (10 минут)
- Все закончили? А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
Выставка и анализ работ.
- Давайте подведем итог нашего занятия. У меня есть вот такие блестящие звездочки-наклейки. Сейчас каждый приклеит свою звездочку на доску и при этом скажет, что нового он узнал, чему научился, что запомнилось, что было интересно.
И в заключении нашего занятия я предлагаю вам еще раз посмотреть на экран, чтобы увидеть нашу планету Земля такую, какой она видна из космоса в разное время суток. Посмотрите, какая она хрупкая, нежная и необыкновенно прекрасная. Как она нуждается в защите.
Этапы подготовки к уроку и выполнения задания.
Из ватмана или картона вырезать основу. Обклеить ее оберточной бумагой. Так готовая работа будет намного интереснее.
Натереть поверхность свечкой и покрыть черной гуашью. Чтобы краска ложилась ровно и не скатывалась, добавить в гуашь капельку любого моющего средства или шампуня.
Ручкой без пасты, спицей или заточенной палочкой нанести рисунок, процарапывая верхний слой. При работе получается мелкий мусор, поэтому необходима тряпочка для его удаления.
Ожидаемые результаты:
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов ( 1 год ) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу обучения в кружке «Декоративно- прикладного творчества» учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
|
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию | - работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии театрального искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания. |
Литература.
- Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201
- Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977
- А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
- Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
- С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.
- Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007
- А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев
- «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.
- В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.
Программа " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени. Программа проектной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...
Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»
Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Программа по внеурочной деятельности"Русский язык - богатство наше"
Программа курса предназначена для учащихся начальной школы (2-4) и реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с прогр...
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Доклад об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский....
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...
Мастер-класс по изобразительному искусству "Тишина на закате". Внеурочная деятельность.
Мастер-класс по изобразительному искусству "Тишина на закате" предназначен для учащихся 3-4-х классов на занятиях изостудии во внеурочное время. Работа выполняется на плотной бумаге гуашью с...