Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме «Красавица- матрешка»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Елена Ефимовна Антонова

Материал урока дан в занимательной форме. Дети знакомятся с видами матрешек и с их росписью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_vo_2_klasse.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

Урок  изобразительного искусства 

во 2 классе

 «Красавица- матрешка»

Провела учитель начальных классов:

 Антонова Е.Е.,

                 

Узловая - 2011

Урок  изобразительного искусства во 2 классе

по теме «Красавица- матрешка»

Цели урока:

Образовательная – углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана; научить расписывать матрешку по образцам изделий разных областей России.

Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; воспитывать эстетический и художественный вкус.

Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления; развивать познавательный интерес к истории и культуре России, активизировать творческие способности и фантазию, наблюдательность; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

Оборудование:

для учителя –  матрёшки, презентация «Красавица матрёшка», фонограммы песен «Коробейники», «Во поле береза стояла», «Матрешка», «Частушки», таблицы «Виды матрешек».

для учащихся – альбом для рисования, шаблоны матрешек, кисть, гуашь, акварельные краски, кисточки. 

Ход урока:

 Слайд 1

  1. Организационный момент

Учитель:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
И с усердием трудитесь!

Слайд 2

 Под песню «Коробейники»  входят в класс мальчик и девочка в народных костюмах.

 Девочка.

Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.

Мальчик.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ…

 

Учитель: Как вы думаете, почему наш урок начался с этих строк старинной русской песни (обращаю внимание на шкатулку).

Чем же может быть наполнен этот сундучок? (Конечно, старинными русскими вещами). Открою вам тайну… Сундучок  наполнен  игрушками. Конечно, в нем нам не придется искать заграничных кукол Винкс или роботов. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам сундучок, они созданы руками народных русских мастеров.

Итак, откроем наш сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

 Слайд 2

- О ком так говорят?

В этой молодице

Прячутся сестрицы .

Каждая сестрица-

Для меньшей темница. (Матрешки)

Слайд 3

Девочка

Ну-ка, хлопайте в ладошки,

В гости к нам идут матрешки!

Мальчик

Эй, матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

Матрешки поют частушки.

Все: Мы матрешки, мы подружки

Утром рано мы встаем

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

2.Никогда мы не скучаем,

Шесть у нас платочков есть.

И гостей мы приглашаем

 Вместе с нами песни петь.

3. Ой, спасибо тебе, мастер,
Руки золотые!
Получились мы на славу
Яркие такие!

4. На щеках заря играет,
А в руках петух кричит.
И кому глазок мигает,
Уж никто не различит!

5. Деревянные сестрички,
От большой до невелички,-
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры.

6. Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать да петь,
Вам за нами не успеть!

7. Наши ручки – крендельки,
Щечки – будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!

8. Мы веселые матрешки.
На ногах у нас сапожки.
В сарафанах наших пестрых
Мы похожи словно сестры.

Все: Мы матрешки, все мы крошки,
Нам похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!

Учитель: Спасибо, матрешечки, присаживайтесь на стульчики, будете нам помогать вести урок.

Матрешки: С большим удовольствием!

2.Сообщение темы урока.

Слайд  5

Учитель:

Тема нашего сегодняшнего урока «Красавица- матрёшка».

      1) Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Делать эскизы будущих работ)

      2) Скажите, а что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? (Как появилась на Руси матрешка?)

3. Изучение нового материала:

Учитель: 

- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка?

Слайд 6

Ученик читает стихотворение И. Кадухиной «Русская матрешка». Под негромкое исполнение песни «Во поле береза стояла»

Кто матрёшку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную русскую красу.

 

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь всплеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

 

"Ну и ой, гуляй себе по свету,

Весели себя, честной народ",

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

(Ответы и предположения детей)

Учитель:- А на самом деле все было так…

Кликнуть 2 раз

Если вы считаете “русскую матрешку” исконно русской игрушкой, то вы ошибаетесь.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Слайд 7

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Показать на картинке

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

- Интересно и то, что после появления первой матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им кукла Матрена! И все они делали это по-разному.

Слайд 8  Матрёшки из Сергиева Посада (Загорска)

Девочка читает стихотворение и показывает картинку с изображением этих матрешек

Я из Сергиева Посада . Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Мальчик рассказывает о матрешке

  Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

  Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.

Слайд 9   Матрёшки из Полховского Майдана

Девочка читает стихи и картинку с изображением этих матрешек

А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.

Мальчик рассказывает о матрешке

Есть такое село в Нижегородской области – Полхов- Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.

  Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

 Слайд 10 Матрёшка семёновская

Девочка читает стихи и картинку с изображением этих матрешек

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых

В подарок принесла.

Мальчик рассказывает о матрешке

Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В   манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе - Семёнове Нижегородской области.

 Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

 Слайд 11  Вятская матрешка

Девочка читает стихи и картинку с изображением этих матрешек

Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы матрешки вятские
Всех на свете краше.
Расписные, яркие
Сарафаны наши.

Мальчик рассказывает о матрешке

        Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой.  Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они мило и приветливо.

Слайд 12.  Авторская матрешка

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрёшка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу.

Фантазии современных художников нет границ. Художники изображают  матрёшек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, различными кувшинами. Предметы, которые матрёшки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты. Для украшения своих матрешек художники используют не только различные цветочные узоры, но даже сюжеты из народных сказок.

Слайд  13  Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

- Интересно, а как же рождается матрешка?

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...

Слайд 14.  Этапы росписи матрешки.

Учитель: О том как расписывают матрешку нам расскажет Людмила Викторовна.

Слайд 15

  • Шлифовка заготовки

Слайд 16

  • Обводка контура узора

Слайд 17

  • Прорисовывание основного фона  

Слайд 18

  • Прорисовывание деталей

Слайд 19

  • Окончательная обводка

Слайд 20

  • Лакировка

Слайды 21,22, 23, 24, 25,  Фотографии авторских работ.

Слайд 26 Видео  «Авторские матрешки».

4.Физкультминутка.

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам  отдохнуть и  спеть песню , а матрешек мы попросим станцевать .

Ученик

Эй, Матрешки , хватит спать,

Выходите –ка плясать!

Слайд 27.

Матрешки исполняю танец, а все поют песенку «Русские матрешечки».

1.В лавке на прилавке матрёшечки стоят,
Удивляет, завлекает затейливый наряд!
Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,
Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.

Припев:
Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Знамениты и пригожи эти крошечки–
Русские матрёшечки!


2.Все вокруг довольны, покупкам нет цены,
Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!
А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,
Похожи друг на друга, будто все они родня.

Припев:
Люба,Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Впереди стоят большие, сзади крошечки–
Русские матрёшечки!


3.Белым пароходом плывёт за океан
Наша русская матрёшка– весёлый сарафан.
И теперь диктует моду симпатичный сувенир:
Матрёшек хороводы покорили целый мир!

Припев:
Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,
Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!
Всем напомнят о России эти крошечки–
Русские матрёшечки!

5. Практическая работа под руководством учителя.

- Сегодня вам, ребята, предстоит выполнить эскиз матрешки. В группах вы создадите  свою « Матрешку-вкладку».  Ваша матрешка должна быть авторской, но можно придерживаться и какой-либо техники росписи.

(Опираясь на иллюстрации, дети вспоминают особенности хохломской, полховской, загорской, семеновской,  техник росписи)

- Карточки с элементами цветоведения помогут вам, ребята, вспомнить, как, опираясь на основные цвета (красный, синий, желтый), получить оранжевый, фиолетовый, зеленый цвета, а, используя белый и черный цвет, холодные и теплые оттенки.

- Итак, переходим к выполнению нашей практической части.

(Дети  в группах выполняют работу, делают Матрешку- вкладку, используя иллюстрации, карточки с элементами цветоведения; (во время работы можно включить записи русских народных песен)

Слайды 28, 29, 30.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итогом работы является выставка рисунков «Матрешек- вкладок». Каждая группа  может дать название своей работе  и рассказать, элементы каких техник она использовала в своей работе. Что у вас  получилось, а что нет? Какие у вас возникали затруднения?

- Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрешке? (Ответы детей)

 Учитель

Прекрасный мир вещей

 Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.

А мы желаем вам удач и говорим:
                        “ До встречи, милые друзья!”

Учитель:- Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии. До свидания!