Статья "Игровая деятельность на уроках рисования"
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Закирова Елена Николаевна

  Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no1.docx256.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии»

Елена Николаевна Закирова,

педагог дополнительного образования,

МОАУ ДОД «Центр детского творчества»,

г.Пыть-Ях Тюменская область

«Игровая деятельность на уроках рисования».

  Ш.А. Амонашвили писал: «Духовный мир ребенка может обогащаться  только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес».

  Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

     Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.

     Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально   существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.

Тема. Рисуем птиц. Маленький воробышек.                              

Цели. Продолжение знакомства с жанром анималистики в изобразительном искусстве; передача в рисунках красоты линий, формы, окраски; развития воображения, умение восхищаться красотой окружающего мира, воспитания бережного отношения к природе.

Оборудование. Рисунки с изображением птиц, таблицы, акварель.

Ход урока.

I. Организационный  момент.

2.Проверка готовности к уроку

II. Сообщение темы. Введение в тему урока.

1.Беседа.

- Дорогие ребята! Сегодняшний урок посвящён природе. Ведь природа    – это богатство человечества. Её необходимо беречь как жизнь человека.

- Разве мы можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц? А сколько пользы приносят птицы человеку!

- Давайте и мы сегодня отдадим птицам дань любви и уважения.

2.Загадки о птицах.

а) Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

б) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

в) Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

г) Непоседа птица эта –

Одного с берёзой цвета. (Сорока)

3.Выступление уч - ся.

- Ребята, а как вы думаете, что для птиц страшнее: голод или холод?

1 учен. Морозы жестокие

             В этом году…

             Тревожно за яблоньку

             В нашем саду,

             Тревожно за Жучку:

             В её конуре

             Такой же морозище,

             Как на дворе.

2 учен. Но больше всего

             Беспокойно за птиц,

             За наших воробышков,

             Галок, синиц:

             Ведь очень уж холодно

             В воздухе им.

             Поможем ли мы

             Беззащитным таким?

3 учен. Поможем! Их надо кормить,

             И тогда им будет легко

             Пережить холода.

    - Да, птицам очень тяжело зимой. Из 10 только 1 или 2 доживают до весны. Вот тут – то на помощь птицам должен придти человек.

    - Подумайте, как мы можем помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время?

    - Поднимите руку те, у кого дома, за окошком есть кормушка для птиц?

    - Как бы вы поступили, если бы находились рядом с голодной, замерзающей птичкой?

   - А как вы думаете, о чём мечтают птицы в зимнее время, когда вокруг снег,

 лёд и холод?

5 учен. Мы кормушки смастерили,

              Мы столовую открыли.

              Воробей, снегирь – сосед,

              Будет вам зимой обед!

6 учен.  В гости в первый день недели

              К нам синицы прилетели.

              А во вторник, посмотри,

              Прилетели снегири.

7 учен. Три вороны были в среду,

              Мы не ждали их к обеду.

              А в четверг со всех краёв –

              Стая жадных воробьёв.

8 учен. В пятницу в столовой нашей

              Голубь лакомился кашей.

              А в субботу на пирог

              Налетело семь сорок.

9 учен. В воскресенье, в воскресенье

             Прилетел гонец весенний –

             Путешественник – скворец…

             Вот и зимушке конец.

  - Послушайте ещё одну загадку.

             Птичка – невеличка

             Ножки имеет,

             А ходить  не умеет.

             Хочет сделать шажок –

             Получается прыжок. (Воробей.)

 - Вот сегодня мы с вами и нарисуем маленького воробышка.

 - Видели ли вы этих птиц?

 -  Какое у них оперение?

 - Проживают ли они в наших краях?

III . Работа над новым материалом

1.Наблюдение и анализ строения птицы.

      Учитель предлагает рассмотреть образец, форму, цвет.

      Для выявления особенностей тела птицы следует обратить внимание на туловище: оно овальной формы и несколько поднято спереди.

     Туловище воробья держится на коротких ногах, шея наклонена, голова небольшая, круглая, с коротким клювом.

2.Последовательность выполнения рисунка.

    а) Работа карандашом.

   Определение границы изображения ( с учётом основных пропорций модели).

   Показ – разметка на доске поэтапно.

   Определение соотношения частей тела птицы: туловища, головы, шеи, и хвоста.

  б) Уточнение  пропорций.

     Уточнение формы,  прорисовка крыльев, клюва, глаз, ног, оформление в карандаше деталей.

3.Работа в цвете в технике акварель.

4.Завершение работы.

Прорисовка соответствующего антуража - изображение воробышка на фоне природы (покормим птичку – дорисовка зёрнышек).

IV. Игра  - шутка

 Учитель называет птиц, но если появились не птицы, ученики хлопают в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Комары, кукушки.

V. Итог  урока.

   Выставка рисунков. Анализ работ.

-Что вам больше всего запомнилось на уроке?

  Только вместе, только дружно

   Помогать природе нужно!

   Лишь тогда всем повезёт –

   Радуйся, лесной народ!

   Чтоб природе другом стать,

   Тайны все её узнать,

   Все загадки разгадать,

   Будем птицам помогать!

Фотки1 126.jpgФотки1 128.jpg

Рисунок 1                                                      Рисунок 2

Фотки1 129.jpgФотки1 127.jpg

Рисунок 3                                                       Рисунок 4

Фотки1 130.jpg

Рисунок 5

   Литература.

1.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество.России», 2004 г.

2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.

3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.

4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.

5.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.

6.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)

Урок рисования по теме: «Путешествие в сказочную страну»(рисование жар-птицы в технике манкография , знакомство с теплыми цветами)....

презентация к уроку "Рисование цветов по методу — кляксография с ниточкой, нетрадиционное рисование"

На занятии ребята учатся рисованию цветов по методу-кляксография с ниточкой...

Конспект занятия по программе внеурочной деятельности (урок технологии, урок рисования) создание объемно-пространственной композиции в технике пластилинография "Сказочный город"

Данный конспект может быть использован для проведения урока технологии или рисования, для проведения занятия по программе внеурочной деятельности в 3 классе. В технике пластилинография дети создают...

Конспект урока по предмету "Изобразительная деятельность" на тему "Рисование вертикальных линий"

Конспект предназначен для учителей начальных класов, работающих по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий по предмету "Изобразительная деятельность " на тему: "Рисование и раскрашивание круга по шаблону"

Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий  по предмету "Изобразительная деятельность " на тему: "Рисование и раскрашивание круга по шаблону"...

Доклад Развитие познавательной деятельности на уроках рисования в начальных классах.

Доклад Развитие познавательной деятельности на уроках рисования в начальных классах....