Разработка открытого урока по изо "Мы рисуем нашу историю"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Лактюшина Любовь Владимировна

Воссоздание наскальных рисунков первобытных людей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temumy_risuem_nashu_istoriyu.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по изо на тему: «Мы рисуем нашу историю»

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ "Мосоловская СОШ"

Лактюшина Любовь Владимировна

20.11.2014

Цели: 

  1. Познакомить с первыми страницами истории изобразительного искусства.
  2. Развивать наблюдательность и умения делать зарисовки животных по памяти и представлению.
  3. Воспитывать интерес к истории изобразительного искусства.

Зрительный ряд: фотографии наскальных рисунков, карточки с дежурными словами, Карандаш – сказочный герой, образцы красок основных цветов, охристых и коричневых оттенков.

Материалы: бумага, кисти, гуашь, акварель, уголь.

Задание: используя основные мотивы наскальных рисунков, выполнить зарисовки животных по памяти и представлению.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка рабочих мест.
  2. Беседа по теме «Кто научил первого художника рисовать?»

Учитель: Когда мы рассматриваем прекрасные произведения художников предыдущих столетий, эпохи Возрождения, Древней Греции, Древнего Египта, то возникает вопрос: у кого учились художники? Понятно, у своих учителей. Тогда кто же учил первого художника?     (первобытный человек)

         - Вам, ребята, было дано задание: подготовить высказывания о первобытном человеке.

           Многие ребята подготовили высказывания, пожалуйста:

         - В облике древнейших людей преобладали звероподобные черты.

         - Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

         - Основным занятием первобытных людей была охота.

         - Им предстоял ещё долгий путь развития, прежде чем стать подобными совершенным людям.

         - Для первобытных людей всё в природе было живым и одушевлённым.

     (Работа над лексическим значением слов - первобытный человек.)

Относится к древнейшим эпохам истории человечества. Он дикий, некультурный, отсталый.

        - Первобытный человек жил в каменном веке 30-40 тысяч лет назад.

Учитель:  Чего был лишён первобытный человек?

  • У него не было одежды, жилища;
  • Он сам добывал себе еду;
  • Были только человек и природа;
  • Он жил в пещерах.

- Первобытным человека называют ещё за то, что он первым стал организовывать свой быт.

Быт -  это одежда, жилище, орудия труда.

- А теперь давайте послушаем рассказ о первобытном человеке. (Слайд с текстом).

( Появление слайда с наскальными рисунками).

- А теперь посмотрите вот на эти рисунки. Это копии рисунков, которые были найдены в Каповой пещере у нас в России, на Южном Урале. В верхнем этаже пещеры  были обнаружены уникальные рисунки мамонтов, носорогов, лошадей. Ещё такие пещеры, с наскальными рисунками, есть во Франции, Испании.

Предполагается, что все эти рисунки были выполнены  в эпоху палеолита. Как мы уже сказали, человек ещё не умел строить себе жилище и шить одежду, ел полусырое мясо диких животных, но уже рисовал. И как рисовал! Посмотрите, как прекрасны его рисунки бизонов. Поражает точность линий, пластика форм и грациозность движения животных.

Учитель: кто же учил первобытного художника рисовать?

Ученики: он сам учился. Смотрел вокруг, запоминал и рисовал потом по памяти.

- Действительно, первым учителем для первобытного художника была природа. Он всматривался в её творения, учился видеть окружающий мир. Он брал у природы её краски.

- Давайте немного поговорим о красках. Сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой.

- Отгадайте, кто это?

Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно…(КАРАНДАШ) (Появление  «Карандаша» с красками на слайде).

- Он не пришёл с пустыми руками, а принёс с собой краски.

- Что мы можем рассказать об этих красках?

(Эти  краски составляют основные цвета. Способом смешивания  этих основных красок, можно получить любые цвета и оттенки).

  1. Игра «Тёплый-холодный».

- Назовите тёплые оттенки.

- Назовите холодные оттенки.

- У вас на столе заготовлены листочки со смайликами. Мальчики раскрасят их холодными цветами, а девочки – тёплыми.

(Выполнение задания и его проверка.)

- Посмотрите, у Карандаша есть ещё краски.

- Какого они цвета? (красные и коричневые)

Эти краски имеют цвет глины. Красную краску называют – охристой. И сегодня краски охристых и коричневых оттенков называют ЗЕМЛЯНЫМИ, и по своему составу они мало чем отличаются от красок первого художника. В их основе всё те же глины.

Как появилось первое изображение, мы можем только догадываться. Может быть всё началось с простого пятна, которое оставил кто-то на скалистой стене, когда вытер об неё грязные от глины руки. (Учитель на листе, прикреплённом на доске, рисует красной охрой пятно.)

Но в свете огня пещеры это пятно показалось первобытному человеку чем-то до боли знакомым, он был потрясён своей догадкой. Взяв из костра обуглившуюся ветку, он нанёс на пятно и рядом с ним несколько линий. (Наносит углём линии ног и рогов, подчёркивает чёрной линией абрис спины, и получается изображение бизона.)

И крик изумления раздался за его спиной – на стене был изображён бизон. Он выглядел как настоящий, огромный, могучий, на тонких ногах, рыжий и пушистый. Позже человек попытался сам нарисовать разведённой водой глиной пятно – тело животного, а иногда для этого использовал разного цвета глину.

Многие из сородичей первобытного художника верили, что если копьём пронзить нарисованное на скале животное, то его легко будет убить на охоте. Вот и тренировались охотники, метая копья в рисунок, а потом метко попадали в настоящего зверя. Иногда художники рисовали раненое животное, со стрелой в боку, тем самым они как-бы надеялись на успешную охоту.

Нас отделяют от первобытных людей десятки тысячелетий, мы умнее его, умеем писать и читать. Но в одном мы уступаем ему – в умении видеть красоту окружающего мира.

Мы с вами просмотрели немало рисунков животных. Давайте попробуем изобразить охоту, подражая стилю наскальной живописи.

Но сначала давайте отдохнём (слайд).

4. ФИЗМИНУТКА

5. Работа над рисунком (под музыку)

- Чтобы усилить образное сходство наших рисунков с наскальными рисунками животных, я предлагаю сделать следующее с бумагой:

  • Сомнём бумагу.
  • Затем расправим её и покроем тонким слоем сильно разведённой акварели.

Цвет краски должен соответствовать цвету скалы, каменных сводов пещеры: серый, светло-коричневый, может быть и фиолетовый оттенок.

  • Пока скала подсыхает, потренируемся в изображении животных на другом месте.

(тренировка)

  • Вы прошли обучение в классе наскальной живописи, именно так учили взрослые художники подрастающих юных художников. Копируя рисунки старого мастера, молодые художники оттачивали своё мастерство. Теперь попробуйте уже на скале выполнить изображение животного-бизона, оленя, лошадь или другого животного. Можно изобразить и сцены охоты, т. е. включить в композицию силуэты фигур людей с копьями, луками.
  • Оборвите края листа, на котором изображена скала с рисунком животного или сцены охоты.
  • Соединим эти рисунки в единую композицию.

6. Давайте рассмотрим коллективную композицию.

- Что можно сказать о ней?

- В целом все справились с заданием, а общая композиция усилила красоту каждого рисунка. Глядя на эту коллективную работу вы можете представить, как красивы настоящие наскальные рисунки, если наше произведение, выполненное лишь как импровизация, производит такое сильное впечатление.

Все постарались. Спасибо!

(Оцениваю работу и поощряю заранее заготовленными открытками)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по английскому языку (командная игра) к Малой научно-практической конференции (день открытых дверей)

Тема: животные Название: В мире животных. Animal`s world. Цель:      1. Обобщение лексического материала и грамматических явлений.2.     Развити...

Разработка интегрированного урока по теме "Рисуем вместе с английским"

Данный урок позволяет учащимся вспомнить основные правила смешивания цветов и азы цветоведения, а затем закрепить всё это подготовив большой групповой коллаж, раскрашенный в яркие цвета и описанный на...

Открытый урок по окружающему миру "Наука история. Исторческие источники"

В этом открытом уроке собраны разные кусочки материалов с разных сайтов, книг  и головы. И подготовлен для своего класса....

Открытый урок по математике 4 класс. "История Победы через арифметические действия над числами"

Открытый урок по математике по теме "История Победы через арифметические действия над числами" (4 класс) был проведен в рамках предметной недели начальных классов посвященной 70-летию Великой победе. ...

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру "Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", проведенного в 3 классе....

Разработка открытого урока по Изобразительному искусству на тему: «Мы рисуем зимние деревья»

азработка открытого урока по Изобразительному искусству на тему: «Мы рисуем зимние деревья»...