Методическая разработка открытого урока по окружающему миру "Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Флоринская Инна Иосифовна

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", проведенного в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_istoriya_imeni.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о происхождении имён, фамилий, отчеств.

Предметные результаты: знать способы образования имён, фамилий.

Этап урока

Педагогические задачи

Планируемые результаты

Содержание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Актуализация знаний и постановка проблемы

Активизировать ранее полученные знания обучающихся; создать проблемную ситуацию

Уметь фиксировать затруднение; работать с информацией в разных форматах. (Познавательные УУД)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД)

- Сегодня мы начинаем работу с новым разделом «Как люди жили в старину».

-Предположите, о чём мы будем с вами говорить.

-Откройте учебник. Прочитайте, на какие вопросы вы сможете ответить при изучении раздела.

- Верны ли были ваши предположения?

- Внимание на доску. Разделите слова на группы: Алексей, Александрович, Стрельцов, Петрович, Игоревна, Марина, Любимов, Василий, Мышкин.

- Как вас зовут?

- Знаете ли вы историю своего имени и фамилии?

- Что означает ваше имя?

- Откуда произошли фамилии и отчества?

Высказывают свои предположения.

Имя, отчество, фамилия

II.Формулирование темы урока, постановка задач

Научить формулировать учебную проблему в виде темы урока

Уметь определять и формулировать тему и задачи урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

- Определите тему урока.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

- Имя, отчество, фамилия.

- Как появились имена  и фамилии?

- Почему людям стали давать имена и фамилии?

III.Совместное открытие новых знаний в форме исследования

Научить решать учебные задачи.

Уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проводить классификацию по заданным критериям; заполнять предложенную схему с опорой на прочитанный текст; работать с информацией, представленной в разных форматах; ориентироваться в словарях; уметь структурировать информацию в определённом порядке. (Познавательные УУД)

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Регулятивные УУД)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативные УУД)

- Сегодня на уроке в знакомстве с новым материалом нам помогут ребята, которым мы дадим профессию – архивариус. А кто такие архивариусы?

- Итак, что означает слово «имя»? Попрошу наших архивариусов дать толкование этому слову.

- Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребенок при рождении. Он еще не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.

- Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни.

- Как вы думаете, случайно ли даются имена?

- Как в древних поселениях из толпы выделялся человек?

- Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определенной таинственной силой, которая может человеку помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение: оно рассматривалось как оберег.

- Архивариусы, дайте определение слову оберег.

- Итак, как наши далекие предки получали имена? Всегда ли имена были таким, какими мы знаем их сегодня? Обратимся к учебнику – стр.40.

- Итак, как же рождались имена?

- Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребенок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребенку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

- Что вы знаете об именах, которые носите?

- По имени в Древней Руси можно было определить, к какому классу принадлежал человек.

- Установите соответствие между именами и сословиями:

Александр                                   Михаил

Марфа             царское              Ярослав

Матрёна                                      Владимир

Фёкла                                           Пётр

Дуня                                             Ольга

Никола           крестьянское        Борис

Микола                                         Акулина

Екатерина                                    Алексей

- Вот поэтому в царских династиях часто повторялись одни и те же имена.

- Рассмотрите картину В.М.Васнецова «Богатыри».

- Как звали богатырей, которых изобразил Васнецов?

- Вспомните былины, которые мы читали на уроках литературного чтения, и скажите, почему богатырей назвали именно так.

- С кем сражался Илья Муромец?

- К имени этого отрицательного героя добавилось прозвище.

- Что такое прозвище? Слово архивариусам.

- Чем похожи имя и прозвище?

- Чем отличаются?

- Вспомните, почему великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко имели такие прозвища.

- Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

- В жизни мы часто встречаем людей с одинаковыми именами. Как же тогда различить их?

- Что такое фамилия? Что такое отчество? Архивариусы, вам слово.

- Какие вопросы у вас возникают?

- Ответить на эти вопросы нам поможет статья в учебнике «Имя, отчество, фамилия»-стр.43-44.

- Хранители архива.

- Личное название человека, даваемое ему при рождении.

- Имена даются в честь родственников, литературных героев, в честь святых. Иногда родители сами придумывают имя.

- Ему придумывали имя.

- Оберег – предмет, оберегающий от бед и нечистой силы.

Отвечают на вопрос, используя материал учебника.

Устанавливают соответствие между именами.

- С Соловьём-разбойником.

- Название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной черте, свойству.

- Они называют человека.

- Без имени прожить нельзя, а без прозвища можно.

- По фамилии, отчеству.

Дают определения словам «фамилия», «отчество».

- Откуда произошли фамилии и отчества? Как они возникают?

-Читают статью в учебнике.

IV.Первичное закрепление. Выступление обучающихся по группам.

Научить решать учебные задачи.

Уметь принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивное УУД)

Уметь точно, последовательно и полно передавать необходимую информацию (Коммуникативное УУД)

- К сегодняшнему уроку каждая группа собирала информацию об истории возникновения имени, отчества и фамилии известного человека.

- Слово для выступления получает первая группа.

- Чуть меньше месяца осталось до инаугурации президента. Предлагаю вам посмотреть отрывок из видеоролика «Символы президентской власти», в котором мы можем увидеть инаугурацию, проходившую в 2012 году.

Выступления групп.

  1. Петр I (Романов)
  2. Президент Путин В.В.

  1. Адмирал Федор Федорович Ушаков
  2. Писатель Мамин-Сибиряк Д,Н.
  3. Путешественник Миклухо-Маклай

V. Включение нового знания в систему знаний

Научить практически применять новые знания

Уметь осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД)

Уметь устанавливать причинно-следственные связи (Познавательные УУД)

Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивное УУД)

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. (Коммуникативное УУД)

- А теперь давайте составим схему «Происхождение фамилий».

- На столе лежат карточки. Соотнесите фамилию со способом её происхождения.

- Остальные участники группы заполняют таблицу, соотнося фамилии и способ происхождения.

- Фамилии бывают разные. По этому поводу известный детский писатель С.В.Михалков сочинил басню «Смешная фамилия».

Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,
Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов -
Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится,
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков - лисицей!

Плевков фамилию сменил,
Жемчужиным назвался,
Но в основном - ослом он был,
Ослом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!

Выходят по одному человеку от группы, оформляют схему на флип-чарте.

ПРОИЗОШЛИ ОТ ОТЧЕСТВ – Петров

ОТ ПРОЗВИЩ – Шумов

ОТ НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТИ – Москвин

ОТ НАЗВАНИЙ ПТИЦ И ЖИВОТНЫХ – Волков

ОТ НАЗВАНИЙ ПРОФЕССИЙ – Плотников

ОТ НАЗВАНИЙ ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ХРАМОВ – Крещенский

ОТ СТАРЫХ ИМЁН – Пантелеев

Заполняют таблицу в группах.

Читает Арина Муниц

VI.Рефлексия учебной деятельности

Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; создать условия для осуществления самооценки результатов деятельности

Уметь обобщать и делать выводы. (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативное УУД)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД)

- Много есть на свете слов, но для каждого человека есть одно, которое больше других вызывает различные эмоциональные переживания – его собственное имя.

- Так зачем человеку дают имя?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что получилось?

- Что не получилось? Почему?

Оценка работы обучающихся.

- Домашнее задание – пересказ статьи учебника на стр.40-45, рабочая тетрадь стр.10-задание 20. На листе А-4 оформить историю своего имени и фамилии. Таким образом, у нас получится книга «Имена и фамилии 3-Е класса»

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

У вас на партах лежат стикеры красного и синего цвета. Если вы довольны своей работой, выходя с урока, приклейте на доску стикер красного цвета, если недовольны – синего цвета.

- Имя выделяет человека из числа других людей, даёт индивидуальность человеку.

Называют основные позиции нового материала, что получилось и не получилось, почему.

Делают самооценку своей работы.

Если останется время – составить синквейн к слову ФАМИЛИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"

Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка открытого урока окружающего мира в технологии деятельностного метода

Методическая разработка открытого  урока окружающего мира по теме «В лаборатории «Органа слуха» авторская. Тема урока: «В лаборатории «Органа слуха» соответствует программе «Начальная школа...

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру Тема Отчего мы иногда болеем?

УМК Школа 2100 4 класс Раздел Организм человека Тема Отчего мы иногда болеем?...

Методическая разработка "открытого"урока по русскому языку в 3 классе "Упражнение в распознавании и правописании имён прилагательных"

laquo;Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках в начальной школе»: развитие читательской компетентности, коммуникативной компетенции, которая предполагает свободное владени...

Методическая разработка "Открытый урок по окружающему миру"

Сформировать у школьников привычку к здоровому образу жизни, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье....