Методическая разработка открытого урока по окружающему миру Тема Отчего мы иногда болеем?
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Рассохина Мария Владимировна

УМК Школа 2100 4 класс Раздел Организм человека Тема Отчего мы иногда болеем?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработала учитель начальных классов ГБОУ лицея № 150 Рассохина М.В.

Окружающий мир

РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Урок 13. Открытие новых знаний

Тема: Отчего мы иногда болеем

Цели:

 –  формировать у учащихся новые понятия об инфекционных заболеваниях, о предупредительных прививках;

 –  применять знания о своём организме в жизни – составлять режим дня, правила поведения.

Задачи:

обучающие:

- формировать теоретические и практические знания

развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал

- развивать умение работать в паре, группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению)

воспитательные:

-формирование мотивации к здоровому образу жизни

- воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников

- формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля

Оборудование:

  • учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир. 4 класс. (Человек и природа). Стр. 56–59;
  • иллюстрации здорового образа  жизни
  • компьютер, экран, проектор;
  •  презентация к уроку  в PowerPoint;
  • карточки для индивидуальной и групповой работы

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

Личностные:

  • формировать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • Работать над развитием мыслительных способностей детей в сочетании с эмоциональным и нравственным формированием личности ребенка.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение высказывать своё предположение на основе анализа и синтеза;
  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • продолжать работу над развитием связной речи учащихся;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • приобщать детей к участию в диалоге при обсуждении поставленной задачи;
  • приучать детей к участию в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • учить высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и взаимовыручку.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I.Мотивационный этап. (1 мин.)

ЦЕЛЬ:

 1. мотивировать к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

ΙI. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала:

2.Постановка цели и задач урока. (1 мин.)

ЦЕЛЬ:

1. Организовать коммуникативное взаимодействие.

2. Согласовать тему и цель урока.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний и первичное закрепление

  1. Первичное закрепление Научиться применять новые знания.

ЦЕЛЬ:

1. Организовать коммуникативное взаимодействие.

ΙV. Домашнее задание.

Итог урока

Рефлексия 

ЦЕЛЬ:

1. Оценить результаты собственной деятельности.

2. Обобщить знания по теме урока.

3. Определить отношение учеников к уроку, к совместной деятельности.

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо,

Учитель: и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы:

Учитель: а что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

Учитель: Быть здоровыми хотят

Взрослые и дети.

Как здоровье сохранить?

Попробуем ответить.

Поэтому девиз нашего урока: Наше здоровье в наших руках.

-Давайте представим, что мы абсолютно здоровы, и у нас у всех отличное настроение, как и у нашего героя Миши. (Рисунок здорового мальчика) Но совсем недавно он выглядел совсем иначе, и настроение у него тоже было другое. Как вы думаете, что произошло с Мишей? (ответы учащихся)  Да, Миша действительно болел. (Рисунок больного мальчика) У нас в классе тоже сейчас болеют ученики, и даже те, которые активно занимаются спортом.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Определите тему. «Почему мы иногда болеем?» (вывешивается знак ? между рисунками здорового и больного Миши) Слайд 2

Миша вам предлагает выполнить задание в парах: в таблице отметить верные и неверные утверждения, опираясь на полученные знания на уроках и жизненный опыт.  (Приложение 1) Слайд 3

Хотите ли вы узнать правильные ответы? В конце урока мы вернёмся этой таблице и проверим, верны ли были ваши предположения.

-Итак, какова же цель нашего урока? (формируют учащиеся)

Цель: выяснить причины заболеваний  и  способы  сохранить свое  здоровье

Давайте составим план работы: Учитель вместе с детьми составляет план урока (вывешиваются таблички на доску дуг под другом)

  1. Причина болезней
  2. Симптомы болезней
  3. Лечение болезней
  4. Профилактика болезней

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

 Какое умение формировали?

Что может стать причиной болезни?

-Какие неприятности, связаннее со здоровьем, иногда происходят у нас в школе?

– Какие бывают травмы? (Порезал палец, ушиб коленку, подвернул ногу, вывих,перелом, в глаз попала соринка)

-В чем будет заключаться лечение, если вы порезали палец? (Обработать края ранки, помазать вокруг нее йодом или зеленкой, чтобы убить микробы, и забинтовать пораненное место.)

Рассказывают о приёмах первой помощи, уточняя, что в сложных случаях лечение проходит в больнице. Слайды 4-6

– Отчего мы ещё можем заболеть? (Оттого что простудились – промокли под дождём и не поменяли мокрую одежду, замёрзли – легко оделись или долго были на холоде без движения; не помыли руки или фрукты и т.д.)

– Что является причиной этих заболеваний? (Нарушение правил личной гигиены, возбудители заболеваний.) (вывешиваются на доску причины заболеваний рядом со словом причина в плане)

– Где можно встретить возбудителей заболеваний? (В воде, воздухе, почве, на продуктах и вещах – везде.)

– Какие системы органов участвуют в защите нашего организма от возбудителей различных болезней? (Система кровообращения, кожа, дыхательная система, выделительная.)

– Если возбудители болезни попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? (В крови есть белые кровяные клетки, способные поедать возбудителей заболеваний.)

-Как вы думаете, по каким еще признакам можно понять, что мы заболели? Слайд 7 (Ответы детей, фиксируются на доске рядом с карточкой симптомы болезни)

Признаки болезни:

– повышенная температура;
– вялость;
– бледность;
– рвота;
– кашель;
– чихание;
– краснота кожи;
– боль в горле;
– головная боль;
– расстройство желудка;
– утомление;
– расстройство желудка;
– насморк и др
.

Вокруг нас повсюду есть невидимые враги. А какие вы узнаете, выполнив задание на карточках. (индивидуальная работа) Приложение 2(Задание : решить примеры и расположить ответы в порядке возрастания . Ответ – микробы). Проверка: Слайд 8-9

Беда наступает, когда возбудители болезней попадают в организм человека и размножаются там.

– Что такое микробы и как они влияют, на наш организм, расскажет Ярослава Слайд 10

- Но болезни могут вызывать не только микробы, но бактерии и вирусы. Они легко переносятся от человека к человеку по воздуху, распространяя заразные болезни среди многих людей. О вирусах послушаем рассказ  Данилы. Слайд 11-13

ВЫВОД: Болезни обычно вызывают микробы, бактерии и вирусы.

Эти вирусы могут поразить организм человека, в том случаи, когда защита организма ослаблена.

Читаем в учебники стр. 57 со слов… если заражение всё же произошло, то возбудители болезни проникают в живые клетки организма, и, разрушая их, начинают быстро размножаться. Их отходы отравляют кровь и вызывают плохое самочувствие. В ответ на это сердце больного начинает биться сильнее, учащается дыхание, обмен веществ в клетках ускоряется. От этого повышается температура тела, возникает жар, от которых многие микробы погибают.

- Надо ли бороться с температурой тела, применяя химические препараты в виде таблеток?

Нет, от жара многие микробы погибают. Организм, таким образом, борется с болезнью. (Микробы будут менее активны: медленнее двигаться, питаться, меньше будут выделять вредных веществ. Могут и погибнуть)

- Какие рекомендации необходимо выполнять, чтобы помочь своему организму справиться с болезнью? (вывешивается табличка около слова  «лечение»)

Физкультминутка

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ ИММУНИТЕТ.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ С. 58

Если температура тела достигает 38°, то нужно обращаться к докторам. Доктор осмотрит, выслушает, поставит диагноз и назначит лечение, которое позволит вылечить больного. При такой температуре устанавливается постельный режим больному, назначается лечение, которое поможет справиться с микробами. После того, как температура спадёт, больной должен ещё несколько дней восстанавливать силы и выполнять указания врача.

- Многие болезни, такие, как грипп, ангина, ОРЗ, ОРВИ, к сожалению, могут повторяться не один раз. Человек может болеть снова и снова.

Но есть болезни, которые опасны только один раз: корь, ветрянка, скарлатина, дифтерия и др. Слайд 14

Наши клетки обучаются обезвреживать их возбудителей за время болезни. Во второй раз они уже не допустят заболевания. В этом случае нашему организму помогает иммунитет.  (табличка на доску)

-Что помогает нам узнать лексическое значение слова? Обратимся к толковому словарю.

Прочитайте объяснение слова в учебнике:

«…Эту способность организма называют иммунитетом, или невосприимчивостью к болезнямСлайд 15

Если здоровому человеку сделать прививку - ввести в организм ослабленный возбудитель – у него тоже выработается иммунитет к этой болезни.

-Нужно ли бояться прививок?

- Как ведут себя некоторые дети, когда объявляют о прививках?

Пришло время ответить на вопрос: можно ли избежать болезни?

Чтобы помочь ответить на этот вопрос Ваня и Лёша приготовили для вас комплекс упражнений.

Физкульминутка. (комплекс упражнений, которые можно использовать для утренней гимнастики, по музыку проводят 2 мальчика-спортсмена)  Слайд 17-18

-А когда лучше всего проводить гимнастику? (утром)

- Почему важно соблюдать режим дня расскажет Аня.

Сообщение о режиме дня  Слайды 18-19

 - Для профилактики болезней очень важно соблюдать личную гигиену. В чём же она заключается? (ответы) Слайд 20-21

Работа в группах: Слайд 22

1.Попробуем обобщить полученные знания на уроке. Задание: определить, в чём состоит личная гигиена и составить Правила здорового человека

  1. Закаляться.
  2. Делать зарядку.
  3. Заниматься спортом.
  4. Правильно питаться.
  5. Соблюдать гигиену.
  6. Делать прививки.
  7. Проветривать помещения.

3.В конце карточек попробуйте сформулировать вывод .Вставьте пропущенные слова, чтоб сделать вывод: если человек будет вести здоровый образ жизни, то у него малая вероятность заболеть инфекционными заболеваниями. Но, если он заболеет, тогда выполняя рекомендации врачей, ежегодно делая прививки, он сможет быстро выздороветь. ( Приложение 3)

Проверка Слайды 24-25

- Как вы думаете, а какие–нибудь привычки могут оказывать негативное влияние на здоровье человека? Слайды 26-28

Вывод о профилактике болезней формулируют дети (вывешивается табличка)

Слайд 29

-А теперь пришло время вернуться к нашим утверждениям, с которых мы начали урок. Посмотрите, пожалуйста, на ваш выбор в начале урока. Со всем вы согласны в конце урока? Слайд 30

1. Чтение учебника (тема 13). Вопросы на применение новых знаний. Одно-два задания на выбор из рабочей тетради.

2. Узнай у родителей или медсестры, какие прививки тебе делали.

- Что мы узнали на уроке?

- Что повторили?

- Подведем итог урока.

Оцените свою деятельность на уроке. (Методика “Лесенка”).

Слайд 31

-В лепестки цветка впишите лично себе рекомендации по сохранению своего здоровья. Слайд 32

- Спасибо всем, кто работал и нашим гостям. Урок окончен.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Познавательные УУД Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 

Личностные УУД

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группах.

Приложение 1

Утверждение

Верно

Неверно

1. Болезни обычно вызывают бактерии, вирусы, микробы        

2.Общий вес колоний бактерий, живущих в человеческом организме, равен двум килограммам

3. Болезнь можно предотвратить, соблюдая определённые правила        

4. Повышенная температура означает, что организм не борется с болезнью.         

5. Есть такие болезни, которыми человек болеет один раз в жизни        

6. Иммунитет – это восприимчивость организма к возбудителям болезней

7. Прививка – это введение в организм живых бактерий или микробов



Предварительный просмотр:

Организм побеждает болезни

ПРИЧИНА

СИМПТОМЫ

ЛЕЧЕНИЕ

ПРОФИЛАКТИКА

Травмы

Простуда

Бактерии и микробы

Нарушение правил личной гигиены

Вредные привычки

Неправильное питание

Правильное  питание

Соблюдение  режима

Закаливание

Употребление  витаминов

Занятие  спортом

Профилактические прививки

Отказ от вредных привычек

Слабость

Головная боль

Высокая температура

Кашель

Боль в горле

Постельный режим

Обильное питьё

Витамин С

Обратиться к врачу

Лекарство

Иммунитет

 

1. Воздух, вода, солнце закаливают . . .

2. Комплекс упражнений, которые проводятся в утреннее время

 3. Гимнастика, футбол - это …

4. Правильное сочетание труда и отдыха, которое важно соблюдать школьникам.

5. Двигательная активность на свежем воздухе.

6. Полезное вещество, которое содержится в овощах и фруктах

7. Частота сердцебиения.

8. Соблюдение чистоты тела, одежды, жилища.

Похожее изображение?



Предварительный просмотр:

Утверждение

Верно

Неверно

1. Болезни обычно вызывают бактерии, вирусы, микробы        

2.Общий вес колоний бактерий, живущих в человеческом организме, равен двум килограммам

3. Болезнь можно предотвратить, соблюдая определённые правила        

4. Повышенная температура означает, что организм не борется с болезнью.         

5. Есть такие болезни, которыми человек болеет один раз в жизни        

6. Иммунитет – это восприимчивость организма к возбудителям болезней

7. Прививка – это введение в организм живых бактерий или микробов

Приложение 1



Предварительный просмотр:

42 : y = 14

  М

Х : 16 = 4

Ы

   

а ∙ 5 = 200

Р

60 – с = 24

К

t – 29 = 28

Б 

n + 360 = 410

О

120 : d = 12

И

                                       

42 : y = 14

  М

Х : 16 = 4

Ы

а ∙ 5 = 200

Р

60 – с = 24

К

t – 29 = 28

Б 

n + 360 = 410

О

120 : d = 12

И

                                       

42 : y = 14

М

Х : 16 = 4

Ы

а ∙ 5 = 200

Р

60 – с = 24

К

t – 29 = 28

Б 

n + 360 = 410

О

120 : d = 12

И

                                       

42 : y = 14

М

Х : 16 = 4

Ы

а ∙ 5 = 200

Р

60 – с = 24

К

t – 29 = 28

Б 

n + 360 = 410

О

120 : d = 12

И

                                       



Предварительный просмотр:

                                                                                   ГИГИЕНА

                 

6                                                                                                                     9                                                                                                         8                                     Копия Рисунок2                        10

         

                                                                                                    11           

                                       Впишите в овалы в чём и где нужно соблюдать гигиену                                                                                                                                                  

                   Личные                                                               Общие

Правила здорового человека

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

ВЫВОД:

Если человек будет вести _______________образ жизни, то у него _______________вероятность заболеть _______________________заболеваниями. Но, если он заболеет, тогда выполняя __________________________врачей, ежегодно делая_________________ ,он сможет быстро выздороветь.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Животные - часть природы"

Данная работа содержит технологическую карту, прзентацию и дополнительный материал к уроку....

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру "Из истории имён. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия"

Методическая разработка открытого урока по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века", проведенного в 3 классе....

Разработка открытого урока по окружающему миру по теме "Проект "Моя малая родина"

Проект «Моя малая родина» расширяет представления обучающихся о малой родине, способствует формированию у детей любви к родному краю. Это первые шаги первоклассников по созданию проектов....

Аннотация методической разработки к уроку по окружающему миру по теме: «Дикие и домашние животные»

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...

Методическая разработка к уроку по окружающему миру для 2 класса УМК «Школа России» к теме "Про воду"

Цели урока: • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами; • познакомить со значением воды в жизни человека; • расширять знания o формах существования воды в природе...

Методическая разработка "Открытый урок по окружающему миру"

Сформировать у школьников привычку к здоровому образу жизни, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье....