Конспект ООД по декоративному рисованию на тему «Вестники весны» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» старшая группа
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Дударева Татьяна Аркадьевна

 Дымковская роспись барельефа из соленого теста "Жаворонок" (нетрадиционная техника рисования - роспись птичьим пером)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vestniki_vesny.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по декоративному рисованию  на тему «Вестники весны» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (дымковская роспись барельефа жаворонка, выполненного из соленого теста)

Возраст: старшая группа, (5-6 лет).

Программное содержание:

Пробуждать интерес к традициям по встрече весны русским, татарским, чувашским   народами; обогащать чувственный опыт детей через пение старинных закличек о весне; продолжать развивать умение выполнять дымковский рисунок, используя нетрадиционные изобразительные материалы; формировать в сознании детей представления о многообразии культур на территории республики Татарстан; поддерживать интерес к творческой деятельности; воспитывать отзывчивость, желание помогать окружающим людям.  

Предварительная работа: лепка фигурок жаворонка из  песочного теста; лепка барельефа «Жаворонок» совместно детей с родителями из соленого теста; упражнения в рисовании дымковских узоров; рассматривание рисунков о весне, перелетных птицах; разучивание закличек; поговорок, примет о весне; рассматривание фотографий с первой встречей весны (масленичных гуляний разных лет в д/с «Солнышко»).

Оборудование и материалы: слепленные из соленого теста для росписи барельефы «Жаворонок», гуашь в мисочках, птичьи перья, влажные салфетки; русские народные костюмы для воспитателя и детей; иллюстрации с изображением жаворонка других перелетных птиц, народных гуляний на Масленице, дымковской росписью; голоса птиц в грамзаписи.

Структура и хронометраж занятия:

Игра «Русские народные поговорки о весне» - 1-2 минуты;

Игра «Какая птичка лишняя?» - 1-2 минуты;

Пение заклички о весне – 1-2 минуты;

Чтение ребенком стихотворения «Весна красна» - 1-2 минуты;

Игра «Найди элементы дымковского узора и расскажи как они рисуются» - 5 минут;

Физкультминутка – 1-2 минуты;

Практическая работа: декоративное рисование – роспись барельефа из соленого теста «Жаворонок» дымковским узором – 8-10 минут;

Русская народная игра «Хозяюшка» - 1-2 минуты;

Итог занятия – 1-2 минуты.

Ход занятия:

Воспитатель (Хозяюшка) и дети в русских народных костюмах входят в групповую комнату, украшенную длинным столом со скатертью в русском стиле и скамейками под старину.

Хозяюшка: Проходите, ребятушки, садитесь рядком да поговорим ладком. Сегодня у нас с вами необычное путешествие в далекое прошлое, мы будем учиться встречать  по старинным русским традициям удивительное время года. А вот какое? Вы должны угадать по загадке:                                                                                                                       С последним сугробом проснулась она,                                                                                              

И первой траве улыбнулась она…                                                                                              

Дети: Весна.

 Хозяюшка: Молодцы! Мы будем второй раз зазывать весну. Это так принято у русского народа, три раза встречать матушку Весну. Давайте вспомним, как мы первый раз ее встречали.                                                                                                                                          Дети: (по очереди, с опорой на иллюстрации) Провожали зиму. Сжигали чучело. Ели блины. Играли в игры.

Хозяюшка: Отшумела веселая масленица, проводил народ зиму и стал ждать весны. Но весть приходит не сразу, не вдруг. По народному календарю весну встречают трижды. Первая встреча весны приходится на 15 февраля - это СРЕТЕНЬЕ. «На сретенье зима с весной встречаются впервой» - говорили в народе. Но первый весенний месяц стоит на перепутье между зимой и весной. Про него говорят, что март - не весна, а подвесенье. Март - зимобор, протальник, грачевник, березозол. В марте с крыши капает, а за нос цепляет. Марток - натянешь семеро порток. Но вот наступает 22 марта, день весеннего равноденствия. А на Руси этот день называли СОРОКИ. Это вторая встреча весны. «На сорок мучеников сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается» - прилет жаворонков. Сколько проталинок, столько и жаворонков. Говорят, что сорок мучеников - сорок утренников (предстоят впереди еще сорок заморозков). Исстари на Руси в день сороков пекут из хлебного теста жаворонков; таким птичкам вставляли глазки из изюма. Любящие бабушки дарили жаворонков своим внучатам, а те выбегали на улицу, насаживали жаворонков на палочки и начинали окликать весну. Давайте-ко, ребятушки, встанем в хоровод да, как раньше на Руси, покличем матушку Весну.                                                    

 Хозяюшка и дети: (поют старинную закличку)                                                                          

Ой, кули-кули-кулики, жаворонушки,                                                                      

Прилетайте к нам

из южной вы сторонушки.

Ой, кули-кули-кулики жаворонушки.                                                                                    

Принесите нам весну, Весну - красную.                                                                                          

Весну - красную, солнце ясное.                                                                                                          

Солнце ясное, сине небушко.                                                                                                        

Сине небушко, траву зеленую.

Появляется в костюме весны Алсу (одна из застенчивых воспитанниц).

Весна:                                                                                                                                              

Я – Весна красна!                                                                                                                            

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,                                                                                                                

На лугу ращу цветочки.                                                                                                                

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход                                                                                                                    

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!                                                                                                                  

Хозяюшка: Весна – красна, нам хочется, чтобы скорее тепло стало, травка зазеленела, цветы зацвели, птички запели.                                                                                                      

Весна: Ребятки, чтобы мне стать сильнее Зимы – матушки. Мне нужны мои помощники – птички перелетные. Но нынче зима была очень морозная и птички боятся рано прилетать.                                                                                                                                       Хозяюшка: Не печалься, Весна – красавица, пусть тебя сильнее сделает теплота рук наших ребяток и их мам. А они для встречи с тобой по старинному русскому обычаю слепили из соленого теста вестников твоих - птичек. Вот только украсить не успели. Ты нам поможешь?                                                                                                                               Весна: Конечно, помогу.

Хозяюшка: А украшать мы будем, ребятушки, угадайте-ко каким узором. Этот узор появился в деревне Дымково, и используется мастерами до сих пор.                                      

 Дети: Дымковский.

Хозяюшка: Предлагаю поиграть в игру «Найди и расскажи», которая научит нашу гостью, Весну, разукрашивать птичек вместе с нами.

Дети по очереди отбирают элементы дымковского узора и рассказывают, каким цветом и в какой последовательности они рисуется.

Хозяюшка: Всем, ребяткам, огромное спасибо за то, что вы научили красавицу Весну расписывать птичек дымковским узором. Значит, пора приниматься за дело. Но сначала на минутку превратимся в перелетных птичек, несущих на своих крылышках нам красавицу Весну.                                                                            

Физкультминутка                                                                                                                               

В стороны руки,                                                                                                                                

 Плавно помашем -                                                                                                                                

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.                                                                                                                        

Хозяюшка: А сейчас снова превращаемся в ребяток и идем за старинный русский стол расписывать наших птичек.                                                                                                        

Практическая работа                                                                                                                    

 Дети вместе с Весной садятся за один длинный стол (застелен белой скатертью, украшенной тесьмой с русским народным орнаментом) на длинные скамейки (застелены ткаными половиками)  и приступают к рисованию. Рисунок наносится на барельеф «Жаворонок» птичьим пером, после каждого цвета краски кончик пера протирается влажной салфеткой. Гуашь разводится в неглубоких мисочках до консистенции густой сметаны. Педагог на своем барельефе показывает затрудняющимся детям принцип росписи. Во время рисования звучит музыка «Звуки леса». После завершения работы дети помещают свои расписанные барельефы на выставочную подставку и вместе с Весной любуются своими результатами.                                                    

Игра «Хозяюшка»  

Дети становятся в круг                                                                                                                               

Хозяюшка, Хозяюшка! (Ладонь к ладони и наклоны из стороны в сторону)                  

Что? Что? Что? (Хлопки Хозяюшки, идущей по кругу, по ладоням детей)                                                   

 Гости едут. (Поклоны в русском стиле)                                                                                                       

Хорошо! Хорошо! Хорошо! (Хлопки)                                                                                              

Здрасте! Здрасте! Здрасте! (Хлопки по ладоням товарища)                                                         

Чмок! Чмок! Чмок! (Щека к щеке товарища в паре)                                                                             

Обниму тебя, дружок! (Обнимаются в паре)                                                                                            

В групповой комнате появляются бабушки воспитанников в татарском, чувашском национальных костюмах. Они приносят с собой национальные угощения для чаепития и принимают эстафету по весенним праздникам – татарскому Сабантуй и чувашскому Уяв.

 Хозяюшка:                                                                                                                                  

Трудись, покамест служат руки.                                                                                                  

Не сетуй, не ленись, не трусь,                                                                                                            

За все твои дела и муки                                                                                                                      

Тебе спасибо скажут люди.                                                                                                                

Пусть всех весенний ветер дразнит.                                                                                                    

Нам жить без праздников нельзя.                                                                                                    

 Не уходи из сердца праздник!                                                                                                        

До новых праздников, друзья!                                                                                                     

Все участники занятия  приглашаются к чаепитию с национальными угощениями (русские блины, татарский чак-чак, чувашский кукаль – пирог с ягодами).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка художественно — эстетической направленности в средней группе «В мастерской гномиков».

Дополнительная образовательная программакружка художественно — эстетической направленностив средней группе«В мастерской гномиков»Составители:Богова Наталья Михайловна,Вторцева Татьяна ИгоревнаПо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Жучки на поляне» во 2-ой младшей группе. (Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Жучки на поляне» во 2-ой младшей группе. (Образовательная область: «Худ...

Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Дорожные знаки» подготовительная к школе группа.

Закреплять знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса. Совершенствовать навыки ориентировки в многообразии дорожных знаков...

КОНСПЕКТ НОД по ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (РИСОВАНИЕ) Тема: «Волшебные снежинки»

Тема: «Волшебные снежинки» Цель: формирование у детей  интереса  к нетрадиционной технике рисования снежинок с помощью  губки и соли. ЗадачиИнтеграция образовательных областей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Какие автомобили привозят продукты в магазин» В средней группе. С использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). Образовательная область «художественно – эстетическое развит

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Какие автомобили привозят продукты в магазин» В средней группе. С использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, пр...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Конспект организационной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Осенний лес".

Конспект организационной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие. Осенний лес"....