Дымковская игрушка
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, класс) на тему

Рюмина Татьяна Валерьевна

Урок по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx15.86 КБ
Office presentation icon dymkovskaya_igrushka.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Альбом, кисти, краски!
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Презентация. Слайд 2
Давным-давно, за дремучими лесами, за далекими морями, на берегу реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село.
Слайд 3
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…
Слайд 4
– Как вы думаете. Чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Но не об обычных игрушках, а о народных игрушках.

Слайд 5

– Как вы думаете какая тема нашего урока?
– Ребята, чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

– Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока. Слайд 6

Издавна в Дымковской слободе жили гончары.Слайд 7

Гончары – это люди, которые лепили посуду из глины.

Но не только посуду, а из местной красной глины лепили еще дудочки – свистульки.
Слепят и в печь поставят, чтобы они стали крепкими и долго всех радовали.
А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу – бога солнца и плодородия – веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

– А расскажет нам об этом интересном названии праздника Соколова Марина.
Почему «свистунья?» А вот послушайте легенду.

Слайд 8
Позднее ярмарка – праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.
Слайды 9-10
– Сейчас мы с вами окажемся на этой ярмарке.
Слайды 11-14

Демонстрация слайдов.

– Что общего у всех игрушек?

– А где в природе встречается белый цвет? Цвет чего?
Белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда всё вокруг белым-бело. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочет ему 
сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.
– Какие цвета встречаются?
– Какие элементы использовали мастера? 
– Что обозначают круги?
– Что имеет круглую форму?
Круги означали солнце.
– А волнистые линии, что могли обозначать?
Волнистые линии – вода;
Маленькие кружочки – семена, засеянное поле.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище. Детей, их поля. 
Посмотрите на элементы росписи.
Таблица «Элементы росписи»

Проводит Власова Анастасия.

Потренируемся в рисовании элементов росписи.
– Нарисуйте желтый, синий круги.
– Что надо сделать, чтобы получилась змейка?

1) Берем на кисть красный цвет и , слегка нажимая на кисть проводим волнистую линию – змейку.

– Что имеет круглую форму?
– Как ее можно украсить?
Украшаем ее зелеными точками в изгибах снаружи и внутри.
2) – Как можно украсить желтый кружок? В середине рисуем еще кружок красного цвета, затем украсим точками вокруг этих кружков.
3) – А синий кружок? Затем украсим точками красного цвета вокруг этого круга. 
(
Учитель выполняет рисование элементов на интерактивной доске)

Вывод: Я уже вижу, что вы освоили элементы дымковской росписи и можете приступить к основной работе.

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так–
Не обидятся никак.

Сегодня мы будем расписывать коня.
Обведите его по шаблону.
Коня выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».
Следующий год – год лошади. Подумайте немного о том, каким узором вы распишите свою игрушку.
Подумали, а теперь приступим к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными.
Узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись. Успехов вам в работе.

 

– Понравились ли вам ваши лошадки?
– Все ли у вас получилось?
– С какой росписью познакомились?
Слайд№15
Мы с вами будем изучать на уроках изобразительного искусства и другие росписи, а элементы этой росписи вы уже знаете как рисовать.

Давайте сейчас устроим выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные работы получились.

Слайд 16

Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки:
Кружочки, точечки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Мы оформим выставку-ярмарку и ваши родители посмотрят на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. Молодцы.

– Понравился ли вам урок?

Слайд 17

Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изобразительного искусства

Слайд 6

Тема: Украшение дымковской игрушки по готовому контуру. Познакомиться с дымковской игрушкой. Научиться расписывать игрушку.

Слайд 8

Ярмарка

Слайд 16

Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки: Кружочки, точечки, полоски. Простой казалось бы узор, Но отвести не в силах взор.

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс...

"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети...

"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....

Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.

Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....

Древние образы в современных народных глиняных игрушках. Дымковская игрушка

Древние образы в современных народных глиняных игрушках.Дымковская  игрушка...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...